Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе на тему «Животные холодных стран»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе  на тему «Животные холодных стран» Учитель-логопед Сивова М.П.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx27.46 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе  на тему «Животные холодных стран»

 

                                                                                         Учитель-логопед Сивова М.П.

Цель: Развивать связную речь детей.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные: обобщение и систематизирование знаний о диких животных полярных районов Земли, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение и актуализация словаря по теме «Животные холодных стран» (Арктика, Антарктида, Тундра, Северный полюс, Южный полюс, Красная книга,  животное, пингвин, северный олень, полярная сова, морж, тюлень, песец, полярный волк, полярный заяц, белый медведь, белёк, ласты, мех, жир, пух, плывёт, ныряет, охотится, раскапывает, густой, пушистый, хищный, травоядный, выносливый, сильный,  ловкий, терпеливый, незаметный ). Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных, образование сложных слов). Совершенствование навыков слогового анализа слов. Автоматизация правильного произношения доступных детям звуков.
  • Коррекционно-развивающие: развитие связной речи: умения отвечать полными предложениями, составлять предложения по картинкам, составлять рассказ по схеме; развитие физиологического дыхания, зрительного и слухового внимания, памяти, логического  мышления, артикуляционной и общей моторики.
  • Воспитательные: воспитание активности, самостоятельности, навыков сотрудничества, бережного отношения к природе.                                                                                                    

Интеграция образовательных областей:                                                                                                                  Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.                                                                                                                                                                                            

Методы и приёмы:

  • Словесный: беседа, рассказ.
  • Наглядный: рассматривание картины, глобуса, силуэтных изображений.
  • Практический: упражнения.
  • Игровой: игры подвижные, артикуляционные,

Оборудование: Глобус, картина с изображениями животных холодных стран, силуэты животных, карта земного шара с кармашками для животных Северного и  Южного полюса, мяч, снежинки из тонкой бумаги по количеству детей, три силуэта льдин разной величины, фонограмма вьюги, магнитная доска, стол.

Предварительная работа: Вводная беседа о животных холодных стран, знакомство с глобусом и его изображениями.

Организационный момент

Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие. Но прежде чем вы узнаете, куда мы отправимся, посмотрите, какую подсказку я приготовила (Логопед достаёт снежинку). Как вы думаете, откуда она могла к нам прилететь с юга или с севера?  Ответьте полным предложением. (В дальнейшем логопед продолжает побуждать детей отвечать полными предложениями).                                                                                                               

Дети: Снежинка прилетела с Севера.                                                                                                      

Логопед: Как вы догадались?                                                                                                                                                                                                  

Дети: На Севере холодно, метут метели.

Логопед: Верно, а ещё на Севере снег лежит почти круглый год, моря покрыты толстым льдом. Там долгие суровые снежные зимы, а лето короткое и холодное. Зимой на Севере совсем не бывает солнца, наступает полярная ночь. Дуют сильные ветры, бушуют вьюги. Посмотрите на глобус (Показ на глобусе), вот тут на Северном полюсе или в Арктике и находится север нашей планеты. Как вы думаете, любое животное сможет выжить в таких суровых условиях?

Дети: Не каждое животное сможет выжить в таких условиях.

Логопед: Да, это так. Именно к таким удивительным животным мы с вами сегодня и отправимся. Хотите узнать больше о животных Севера?

Дети: Да, хотим.

 Упражнение на дыхание  << Сдуй снежинку >>                                                                                                                                                            

Логопед: Тогда перенесёмся на Север с помощью таких же снежинок. Полетим вместе со снежной метелью. (Логопед предлагает детям взять с подноса снежинки из тонкой бумаги). Положите снежинку на ладошку, поднесите её к губам, сделайте спокойный вдох носом и плавный выдох ртом так, чтобы снежинка слетела с ладони. (При необходимости логопед напоминает детям, чтобы они не поднимали плечи, не раздували щёк, сильно не вытягивали губы вперёд. Звучит фонограмма  вьюги. Дети выполняют задание 2-3 раза). 

Основная часть

 Составление предложений по картине.

Молодцы ребята. Вот мы и оказались на Севере. Логопед обращает внимание детей на появившуюся большую картину с обитателями Севера. Посмотрите, кто же здесь живёт? Назовите, что делает каждое животное? Старайтесь отвечать полными предложениями.

Дети: Северный олень раскапывает мох из-под снега. Морж лежит на льдине. Белый медведь принёс рыбу медвежонку. Тюлень вынырнул из воды. Песец ищет под снегом мышей. Полярная сова охотится на зайца и т.п.

Логопед: Хорошие у вас получились предложения, ребята, напомните мне, как мы можем назвать всех этих  животных?

Дети: Это - животные Севера.

 Упражнение << Повтори за мной >>                                                                                                                                                            

Логопед:  Сейчас мы проверим, насколько внимательно вы умеете слушать и чётко повторять за мной. Задание у нас тоже будет  северное. (Логопед предлагает детям повторить по очереди чистоговорки с учётом индивидуальных речевых возможностей детей). 

Ень-ень-ень - ягель кушает олень

Ёк-ёк-ёк – у тюленя есть белёк

Аяц-аяц-аяц – убежал от волка заяц

Ык-ык-ык – щиплет травку овцебык

Ец-ец-ец – мышку выловил песец

Ех-ех-ех – у медведя белый мех

Жу-жу-жу – здесь не холодно моржу

Ва-ва-ва – в небе кружится сова

Ры-ры-ры – в тундре много мошкары

  Беседа по теме, ответы на вопросы.

Логопед: Верно, теперь давайте подумаем вместе, для чего морж и тюлень ныряют в море?

Дети: Морж и тюлень ныряют в море за рыбой.

Логопед: Верно, эти животные находят себе пищу в море. Не случайно у моржа такие большие клыки. Ими он разгребает ил и достаёт моллюсков и других морских животных. Кроме того, морж защищается ими и цепляется за край льдины, когда хочет выбраться из воды. Чем ещё похожи эти животные?

Дети: У моржа и тюленя есть ласты.

Логопед: Правильно, ласты помогают им легко передвигаться в воде. К тому же у этих животных есть толстый слой жира под кожей, не дающий им замёрзнуть от холода. Интересно природа позаботилась о детёнышах тюленя – бельках. Как вы думаете, почему они так называются?

Дети: Детёныши тюленя называются бельками, потому что они белые.  

Логопед: Умнички, ребята! Белый цвет меха тюленят-бельков позволяет прятаться им среди снега и льда, становясь незаметными для хищников.

Посмотрите внимательно на нашу картину.  Какое ещё животное Севера может охотиться в воде?

Дети: Белый медведь  тоже может охотиться в воде.

Логопед: Верно. Этот сильный хищник не только прекрасный пловец, но и терпеливый охотник. Он может часами лежать возле полыньи, выжидая, когда оттуда вынырнет тюлень.  В поисках пищи белый медведь может пройти десятки километров. А как вы думаете, для чего белый медведь прикрывает чёрныё нос лапой во время охоты?

Дети: Белый медведь прикрывает  чёрный нос лапой, чтобы оставаться незаметным.

Логопед: Это действительно так. Белый цвет шерсти, густой мех и толстый слой жира под кожей помогают ему выжить на Севере. А как вы думаете, ребята, какие животные питаются растительной пищей?

Дети: Растениями питаются северные олени, овцебыки, полярные зайцы.

Логопед: Верно. В тундре, где климат несколько мягче, произрастают различные мхи, травы, кустарники и карликовые деревья. Из-за холодного климата и короткого лета, они не успевают вырасти большими. Ими и питаются травоядные животные большую часть года, добывая себе корм   из-под снега. Густая тёплая шерсть с подшёрстком не даёт им замёрзнуть. Ребята, как вы думаете, для чего северному оленю нужны широкие копыта? Дети: Северному оленю нужны широкие копыта, чтобы не проваливаться в снег.

Логопед: Правильно, ребята!  Как вы думаете, какие  хищники могут охотиться на травоядных животных?  Посмотрите внимательно на нашу картину и назовите их.

Дети: Это полярный волк, полярная сова, песец.

Логопед: Молодцы, ребята. Как вы думаете, что делает их незаметными во время охоты среди снега?

Дети: Белый цвет шерсти или оперенья делает этих животных незаметными на снегу.

Логопед: Верно, подскажите мне, от чего их защищают густой мех с подшёрстком и пух под опереньем?

Дети: Густой мех с подшёрстком и пух под опереньем защищают животных Севера от холода.  

Логопед: Молодцы, ребята, все животные холодных стран очень выносливые, потому что хорошо приспособлены к суровым условиям природы. Чтобы они не исчезли, человек должен их оберегать, не охотиться бездумно и сохранять природу, в которой они живут. Многие из них занесены в Красную книгу. Но сегодня я хочу обратить ваше внимание ещё на одно удивительное животное. Это птица, и её нет на нашей картине. Обитает  она на противоположной стороне земного шара – на Южном полюсе или в Антарктиде. (Показ на глобусе). Это одно из самых холодных мест на нашей планете. Подскажу лишь, что эта птица не умеет летать. Вы догадались, как она называется?

Дети: Эта птица называется пингвин.

Логопед: Правильно! (Логопед выставляет картинку с пингвином). Как вы думаете, чем питаются пингвины?  

Дети: Пингвины питаются рыбой.

Логопед: Верно, ребята, пингвины находят свой корм в море.  

Крылья пингвинов похожи на плавники и помогают им плавать. Толстый слой жира и плотно прилегающие перья защищают птиц от холода. Ребята,  подумайте, как помогает белое оперение пингвинам?

Дети: Пингвины становятся незаметными на снегу.

Логопед: Правильно, ребята, а чёрные перья на спине, крыльях и голове делают их незаметными в глубине воды. Молодцы, ребята, мы смогли вместе разобраться, как же выживают животные в таком суровом климате на Северном и Южном полюсах. Но прежде, чем мы перейдём к следующему заданию, я предлагаю вам немного подвигаться.

 Динамическая пауза «Кто на Севере живёт?»

По ледяной пустыне

Медведица идёт (Идут по кругу вперевалочку медленно)

За нею медвежата

Торопятся вперёд (Убыстряют шаг)

Трещит мороз жестокий (Обнимают себя руками)

Повсюду снег и лёд (Повороты с вытянутой рукой вправо влево).

По полынье холодной

За нерпой морж плывёт (Идут, делают гребни руками).

Бегут, спешат олени (Бегут, высоко поднимая колени).

Сугробы – не трава.

Над ними тихо кружит

Полярная сова. (Бегут маленькими шажками,

руки в стороны)

   Дидактическая игра  << Назови – какой >> (Игра проводится с мячом).

(Логопед обращается к каждому ребёнку, бросая мяч).                                                                                                                                                                                                                                                  

Логопед: Ребята, расскажите о животных, какие они.

(логопед обращается к каждому ребёнку, бросая мяч)

-Если у медведя толстые лапы, какой он? (толстолапый)

-У оленя длинные рога, какой он? (длиннорогий)

-У тюленя острые зубы, какой он? (острозубый)

-У моржа толстая кожа, какой он? (толстокожий)

-У совы острый клюв, какая она? (остроклювая)

-У волка быстрые ноги, какой он? (быстроногий)

-У пингвина чёрная голова, какой он? (чёрноголовый)

-У овцебыка длинная шерсть, какой он? (длинношёрстный)

-У пингвина белая грудь, какой он? (белогрудый)

Логопед: Молодцы, ребята, сколько сложных слов вы смогли назвать! Все эти слова показывают, насколько хорошо животные холодного климата смогли к нему приспособиться. Пришло время выяснить, какие части тела есть у этих животных.                                          

 Дидактическая игра  <<  Чей? Чья? Чьё? Чьи?  >> (Игра проводится с мячом).                                                                                                    

(Логопед обращается к каждому ребёнку, бросая мяч).                                                                                                                                                                                                                                                            -Хвост волка чей? (волчий)                                                                                                                                                                                                                    

-Лапа пингвина чья? (пингвинья)                                                                                                                                                                                                                    

-Ухо медведя чьё?  (медвежье)                                                                                                                                                                                                                      

-Ласты тюленя чьи?  (тюленьи)                                                                                                                                                                                                                

-Нос зайца чей?  (заячий)                                                                                                                                                                                                                    

-Голова моржа чья?    (моржовая)                                                                                                                                                                                                                      

-Копыто оленя чьё?  (оленье)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     -Глаза совы чьи?  (совиные)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      -Шерсть песца чья?  (песцовая)

 

 Дидактическая игра   <<  Раздели слова на слоги  >>

Логопед: Умнички, ребята, как выдумаете, в поисках пищи, какие животные  не побояться плыть на льдине?

Дети: Белые медведи, тюлени, моржи, пингвины плавают на льдинах.                                                                                                            

Логопед: Верно. (Логопед выставляет силуэты моржа, тюленя, медведя, пингвинов перед ребятами на стол, выкладывает три изображения льдин разной величины, дети встают вокруг стола). Ребята, давайте мы разместим наших животных по льдинам в зависимости от того, сколько слогов есть в их названиях. На самой маленькой льдине поплывёт животное, в названии которого есть только один слог. Кто это будет, вы догадались?

Дети: Это морж.

Логопед: Правильно, на средней льдине поплывёт животное, в названии которого два слога. Кто это будет?                                                                   

Дети: Это тюлень и медведь.  

Логопед: Верно, на самой большой льдине поплывёт животное, в названии которого три слога. Кто это?                                                                      

Дети: Это пингвины. ( После каждого ответа ребёнка логопед просит произнести слово хором по слогам с контролем ладони под подбородком или отхлопыванием на каждый слог, уточняется количество слогов, дети расставляют силуэты животных по льдинам).  Логопед: Молодцы, ребята, а теперь подскажите мне, какое слово по количеству слогов оказалось самым коротким и самым длинным?            

Дети: Самое короткое слово – морж, самое длинное слово – пингвины.

 Артикуляционная гимнастика. 

Логопед: Умнички, ребята, давайте познакомим наш язычок с животными холодных стран. Слушайте внимательно и повторяйте за мной движения.

На снегу лежит тюлень,

Подниматься ему лень.   (<<Лопаточка>>)

У моржа остры клыки,      (<<Иголочка>>)  

Покажи и зубки ты. (<<Заборчик>>)

Головой кивнул пингвин,

Он живёт средь белых льдин. (<<Качели>>)

Смотрит вправо, смотрит влево.

Волк идёт по тундре смело. (<<Часики>>)

Носик облизал песец -

Ловкий северный жилец. (<<Вкусное варенье>>)

Среди моха и травы,

В тундре выросли грибы. (<<Грибок>>)

Когда пингвинята в яичках сидят.

То клювиком мамам оттуда стучат. (<<Дятел>>)

Составление рассказа по опорной схеме.

Логопед: Умнички, ребята, ну а теперь, когда мы вспомнили и узнали так много интересного о животных холодных районов Земли, я  предлагаю вам рассказать о них с помощью вот таких подсказок. (Логопед выставляет на магнитной доске карту земного шара с кармашками для животных Северного и  Южного полюса, силуэты животных и опорную схему для составления рассказа, уточняются значения её символов. Детям предлагается ответить на следующие вопросы по опорной схеме: Кто это? Где живёт это животное (Северный или Южный полюс?) Чем питается животное? Как приспособилось животное к холодному климату? Рассказывая, ребёнок размещает силуэт с выбранным животным в нужном кармашке.

 

Итог занятия 

Логопед: Молодцы, ребята! У вас получились интересные рассказы. К сожалению, наше путешествие подошло к концу.  Напомните мне, где мы сегодня побывали? 

Дети: Мы путешествовали по Северному и Южному полюсам.                                                                                                                                                                                                 Логопед: Какой там климат?

Дети: На Северном и Южном полюсе очень холодно. Метут метели. Кругом снег и лёд.

Логопед:  Правильно. Посмотрите на карту земного шара ( карта с силуэтами животных на магнитной доске), какие животные  живут на Северном полюсе? А какое животное можно встретить только на Южном полюсе?                                                                                                                                                                                                                               Дети: На Северном полюсе живут моржи, тюлени, белые медведи, полярные волки, полярные зайцы, полярные совы, овцебыки, северные олени. Пингвинов можно встретить только на Южном полюсе.

Логопед: Умнички, ребята! Как приспособились животные  к жизни в холоде?

Дети: У животных есть тёплый мех с подшёрстком или пух под перьями,  слой жира под кожей. Белый цвет шерсти или перьев делает их незаметными среди снега и льда.

Логопед: Молодцы, ребята, вы очень внимательно слушали меня и друг друга, поэтому многое узнали и запомнили. Что вам понравилось больше всего на нашем занятии?

Дети: Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе тема: « Овощи».

Конспект непосредственно образовательной деятельностив подготовительной логопедической группетема: « Овощи».  Цель: углублять знания об условиях необходимых для роста растений, об экологичес...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе. Тема:"В волшебной деревне." Согласование существительных и числительных в родительном падеже.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе.Тема: В волшебной деревне. Направление:...

Мини - проект в подготовительной логопедической группе Тема: «Животные вокруг нас»

Мини – проект  состоит из 2 частей:1)     Вводная частьТема: « Животные вокруг нас» (в форме игры - путешествие)2)     Основная частьТема:  «Дикие жив...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе .Тема: «Богатство нашего края» .

Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:• Принцип непрерывности ( деятельность построена на ос...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему "Животные холодных стран" в старшей группе №9 "Колокольчики"

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «ЖИВОТНЫЕ ХОЛОДНЫХ СТРАН»Программное содержание:- Формировать у детей первоначальные представления о местах, где всегда зима, о белом медведе, его внешнем виде, об...

Совместный мастер-класс с родителями и детьми в средней группе.Тема:"Животные холодных стран."

Мастер-класс посвящённый тематической неделе:"Животные холодных стран".Аппликация "Белый медведь и северное сияние"....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и рисованию в подготовительной логопедической группе. Тема: «Животные Крайнего Севера».

Учить детей составлять описательный рассказ о животных. Расширять и уточнять знания о Севере и животных, живущих всеверных широтах нашей планеты....