ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА В ДОУ
статья по логопедии
Основной задачей на логопункте стал анализ разных приемов коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, поиск таких, которые не только позволили бы улучшить процесс постановки и автоматизации звуков, но и помогли в развития всех компонентов речи, коммуникативных навыков, когнитивных процессов. Так в практику работы учителя-логопеда логопункта ДОУ вошел проектный метод.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ
УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА В ДОУ
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее по тексту – ФГОС ДО) в действие, появилась необходимость повышения качества дошкольного образования, которое направлено на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников ДОУ.
В нынешних условиях модернизации образования главной задачей становится развитие личности ребенка, который готов к саморазвитию, самообразованию, к правильному взаимодействию с окружающим миром.
В наши дни постоянно растет количество детей, у которых тяжелые речевые расстройства (далее по тексту ТНР). Традиционные методы логопедической работы с детьми, имеющими ТНР, не всегда дают хороший нужный результат. Особенно работая в условиях логопедического пункта (далее по тексту - логопункт).
Основной задачей на логопункте стал анализ разных приемов коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, поиск таких, которые не только позволили бы улучшить процесс постановки и автоматизации звуков, но и помогли в развития всех компонентов речи, коммуникативных навыков, когнитивных процессов. Так в практику работы учителя-логопеда логопункта ДОУ вошел проектный метод.
Метод проектной деятельности с детьми дошкольного возраста – это инновационный, оптимальный, и конечно перспективный метод в системе дошкольного образования, который способствует всестороннему развитию детей и коррекции речи.
Проектная деятельность на логопункте имеет характер сотрудничества. Дети становятся участниками творческого процесса. Цель – дать ребенку возможность придумывать, экспериментировать с полученными знаниями и, конечно же развивает речь.
Работая над проектами, мы используем беседы на заданную тему, обсуждение разнообразных ситуаций в которых есть проблема, читаем художественную литературу, также можно использовать просмотр презентаций, мультфильмов. Это помогает нам развивать связную речь (монологическую и диалогическую), учит детей строить предложения, вести дискуссии, четко и понятно высказывать свое мнение.
Работа над проектами с детьми дошкольного возраста, у которых есть речевые затруднения, очень гибкая.
Учитель-логопед должен в совместной проектной деятельности:
- помочь детям выбрать интересную, актуальную и посильную для данного возраста задачу;
- отобрать игры и разные виды деятельности, спланировать процесс обучения;
- помочь детям в поиске источников информации;
- помочь детям в выборе нужных материалов;
- вести контроль над всем процессом;
- выбрать, кого из педагогов можно привлечь к работе над проектом.
Главная цель проектной деятельности в коррекционной работе - это развитие речи. Она помогает обобщить полученные знания, развить воображение, творческие способности и коммутативные навыки, и это помогает детям с речевыми проблемами в умелой адаптации в социальной среде с учётом инклюзивного подхода.
Работая над реализацией проекта совместно с взрослыми и сверстниками, дети с нарушением речи обогащают свой словарный запас, формируют грамматический строй речи, развивают связную речь. Они учатся выступать на мероприятиях, читать стихи, правильно общаться с окружающими.
Этапы проекта, используемые в работе:
1 этап: Выбор проблемы (цели). При выборе проблемы определяется и конечный продукт. Применяем игровую ситуацию. Формулирует задачу. Вхождение в проблемную ситуацию.
2 этап: Разработка решения поставленной задачи. Помогает спланировать деятельность.
3 этап: Практическая часть. Реализация и контроль осуществления проекта. Формирование различных знаний, умений и навыков.
4 этап: Итог. Презентация. Продукт деятельности. Рассказ. Доклад. И др.
Работая в этом направлении, нами были созданы и реализованы такие творческие проекты как, «Пальчики развивают речь», «Рифма-это интересно!», «Веселые чистоговорки» и пр. Работая над проектом, мы старались создать дружескую атмосферу сотворчества взрослого с детьми, применяли к каждому ребенку индивидуальный подход.
Проект «Рифма-это интересно!» для детей с ТНР в старшей группе компенсирующей направленности был нами использован для автоматизации звуков при обучении детей рифмовать слова. Этот проект помог нам увеличить не только словарный запас у детей, но и развить воображение и чувство ритма. Вследствие соблюдения пауз возникает четкость речи и совершенствуется речевое дыхание. При этом звуковой повтор в рифмовке помогает выработке точного произношения звуков, слов. Работа по составлению не трудных рифм, это одно из заданий обучающего характера по направлению - устное творчество. Создание и прослушивание рифм содействует улавливанию звуков речи, ребята обращают внимание на повторы и созвучие, которые необходимы на этапе автоматизации звуков.
Проект «Веселые чистоговорки» по лексической теме «Школьные принадлежности» в подготовительной к школе группе продолжает совершенствовать приобретенные знания на этапе формирования рифм и, соответственно, совершенствовать речь, интонационную сторону речи, тембр и силу голоса, формирует слуховое восприятие, чувства ритма, автоматизирование звука в фразах.
Процесс работы над проектом проходил с привлечение музыкального руководителя, психолога, инструктора по физической культуре и обязательно родителей.
На мой взгляд, технология проектной деятельности будет востребована в работе логопеда, так как содержат в себе большие потенциальные возможности, способствуют качественным изменениям в развитии речевых способностей детей дошкольного возраста, а также заинтересовывает родителей в образовательном процессе, стимулирует их к активному участию в развитии ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА В РАБОТУ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА
В статье описываетя опыт применения инновационного метода развития речи ребенка – дидактический синквейн. ...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА. ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Проект "Я помню! Я горжусь" - теоретические основы, актуальность, цели, задачи, основные направления работы, перспективный план, итоговые мероприятия....

Проектная деятельность в работе учителя-логопеда. Проект «Коррекция речи в сказках»
Для проекта была выбрана знакомая детям сказка «Мешок яблок» В.Сутеева. В театрализованной деятельности представлены упражнения, которые стимулируют речевое развитие, способствуют активизации вс...

Проектная деятельность в работе учителя-логопеда. Проект «Коррекция речи в сказках». Зимняя сказка по мотивам сказки «Ёлка» В. Сутеева.
Логопедическая работа в сочетании с театрализованной деятельностью развивает активную, правильную, эмоционально насыщенную речь, она способствует развитию и коррекции у них всех познавательных процесс...
Использование детской проектной деятельности в работе учителя-логопеда в ДОУ
Детская проектная деятельность...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА В ДОУ
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее по тексту – ФГОС ДО) в действие, появилась необходимость повышения качества дошкольного образо...
Консультация для педагогов «Использование детской проектной деятельности в работе учителя-логопеда в ДОУ»
Консультация для педагогов «Использование детской проектной деятельности в работе учителя-логопеда в ДОУ»...