ОД "Обучение элементам грамоты"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Обучение элементам грамоты
Тема «Звук [а] и Буква А»
Цель: расширение представлений о звуке А и букве А; развитие умения выделять его в речевом потоке (на звуковом, слоговом и словесном уровнях); повторение и уточнение тематической лексики; развитие словесного внимания, умение систематизировать лексический материал по звуковому признаку; развитие фонематического анализа; развитие мелкой и крупной моторики; развитие связной речи. Дать понятие гласного звука.
Коррекционные задачи: научить четко произносить звук А; научить выделять звук А в слове (начало, середина, конец).
Наглядность, оборудование: Ежик, Лисенок, Сова; индивидуальные зеркала; иллюстрации аист, арфа, арбуз, акула, апельсины, диван, маки, уха, окна, муха, улитка; абрикос, автобус, дуб; конь, книга, капуста, какаду (можно использовать дополнительные); карточка - символ гласных звуков; доска;, мольберт; резинки; карточка – символ слога; карточка - схема слова; зерновая буква А; наждачная бумага, нитки.
Ход занятия
- Ситуация, создающая мотивацию к занятию.
Демонстрация Ёжика, Лисенка и Мудрой Совы.
- В какой стране оказались наши герои? Куда направляются герои?
- Страна звуков какая? (невидимая) Почему (Звуки мы только слышим и произносим)? С помощью чего мы звуки произносим?
- И сегодня нас ждет одно важное испытание в стране Звуков. Мы должны отыскать в стране Звуков один важный звук! Он потерялся в словах! Поможем ему?
Но для начала нам необходимо размяться.
Артикуляционная гимнастика с зеркалами «Окно», «Улыбка – Хоботок», «Толстяк – Худышка», «Забор», «Чистим зубки».
- Расширение представлений по теме занятия
- «Открой картинки и назови их» На доске 5 картинок в ряд на магнитах перевернутых лицевой стороной к доске. Задание: по инструкции открывать картинки. «Открой крайнюю картинку слева, назови что на ней изображено. Открой вторую картинку справа, назови что на ней изображено. Открой картинку слева от арбуза…; между…»
- «Послушай и скажи» (когда будут открыты все картинки) Какой звук живет во всех открытых нами словах? Давайте я назову слова еще раз, а вы внимательно слушайте ушками и попробуйте определить этот одинаковый звук. (Педагог называет слова, утрированно выделяя звук А) Дети справляются с заданием. Верно, ребята. Вы отлично справились. Вот звук, который мы ищем – это звук А.
- Артикуляция звука А перед зеркалом: губы в спокойном состоянии; рот широко открыт; язык спокойно лежит во рту; горло «работает». Дети правильно произносят звук А перед зеркалом, а затем производят артикуляцию без голоса.
- «Эксперимент. Звук А – гласный» Ребята, давайте проверим, можно ли протянуть звук А, произнести его долго, протяжно. Детям раздаются резинки (надевают на запястья обеих рук), произносят медленно звук А и растягивают одновременно резинку. Можно произнести звук А долго, растянуть его звучание, звук А не встречает во рту преград. Да. Правильно, можно. Это подтверждает и наша растянутая резинка. Звук А во рту не встречает преград, легко произносится. Поэтому звук А – это гласный звук. (Хоровое проговаривание, индивидуальное) Какой звук А? Гласный. Почему?
- «Самостоятельно произнеси звук А столько раз, сколько я хлопну в ладоши» (фронтально, индивидуально)
- Обозначение гласных звуков. Гласные звуки в русском языке обозначают красным цветом. Поэтому у вас на столах лежат красные квадраты. Красный квадрат – это наш гласный звук А.
- «Четвертый лишний» (слово, которое не начинается со звука А, в котором отсутствует звук А; заранее подготовлены карточки на мольберте дуб, абрикос, автобус, акула; конь, книга, капуста, какаду)
- Физкультминутка. Речь + движение.
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова – правою ногой,
Снова – левою ногой,
После – правою ногой,
После – левою ногой,
Вот тогда придешь домой!
- «Поймай звук А в слове» (Работа со словами в ряду). Демонстрация схемы слова. Знакомство. (Слово начинается с левой стороны – уточнить). Назовите перелетную птицу, которую вы видите на доске. Аист. Мы слышим звук А в слове аист? Где он находится в этом слове? В начале. Заполняем схему – кладем красный квадрат на нужное окошко в схеме. Какой звук А – гласный. Назови насекомое… цветок… музыкальный инструмент и т.д. (начало, середина, конец)
- Что мы с вами искали в словах? Звук А. Что нам помогло найти звук А. Уши. Правильно, потому что звуки мы слышим и говорим.
- «Демонстрация буквы А. Азбука превращений». Что мы увидели? Букву. С помощью чего мы увидели букву? Букву А мы видим. И можем потрогать.
- «Зерновая буква А». Тактильные ощущения + части буквы А изучаем.
- «Превращаемся в букву А»
Ножки в сторону – и раз!
Спинка ровная у нас.
Ручки на груди сложи –
Букву А нам покажи!
- «Нарисуй букву А из ниток» (наждачная бумага и нитки) – если успеваем или нарисуй на ладошке пальчиком, или на спине у соседа пальчиком
3. Итог занятия
- С каким звуком мы сегодня познакомились в стране Звуков? Какой он – гласный. Почему? Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? Где живут звуки (в слове в начале, в середине или в конце). Что мы знаем про звуки: звуки мы слышим и говорим. Что мы знаем про буквы: буквы мы видим и пишем, трогает, рисуем, выкладываем из ниток.
На звукобуквенной ленте открываем домик, в котором живет буква А. Буква А живет в красном домике, потому что она обозначает гласный звук.
Рекомендации воспитателям
- Стань буквой (копия)
- Раскрашивание буквы А из «Азбуки превращений» (копия)
- Нарисуй рисунок «На что похожа буква А» (по желанию – задание к конкурсу)
- Ищем звук А в именах детей + место звука в слове (устно)
- Какие фрукты начинаются со звука А (устно)
- Назови предметы в группе, в которых живет звук А (стена, лампа, кукла, автобус) + определи место звука А в слове.
- На звукобуквенной ленте открываем домик, в котором живет буква А. Буква А живет в красном домике, потому что она обозначает гласный звук.
- Повторяем правило: Звуки мы слышим и говорим, буквы мы видим и пишем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы обучения элементам грамоты детей с ОНР
Здесь вы можете познакомиться с опытом комплексного подхода при изучении букв с детьми 4-5 лет в логопедической группе детского сада....
Познавательно-речевое занятие с элементами грамоты "Космическая одиссея" для детей 5-6 лет
Занятие по познавательно-речевому развитию предназначено для детей 5-6 лет. Имеет очень хорошую плотность: проводится в форме путешествия, содержит различсе задания подобраны с усетом индивидуал...
Конспект занятия по обучению элементам грамоты
Конспект занятия по обучению элементам грамоты...
План-программа по подготовке к обучению элементам грамоты на основе УМК Колесниковой Е. В.
ПЛАН – ПРОГРАММА«Подготовка детей дошкольного возраста к школе:подготовка к обучению элементам грамоты»Возраст детей – с 5 до 7 летКоличество лет обучения – 1 / 2 годаКоличество занятий в неделю – 2 п...
Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами грамоты
Данное занятие с детьми подготовительной группы помогает обогащать и активизировать словарь по теме «Зима», развивать внимание, память, мыслительные операции анализа и синтеза, творческое ...
Конспект занятия по подготовке к овладению элементами грамоты с детьми подготовительной группы с ОНР по теме "Звук и буква Ж".
На данном занятии решаются задачи по подготовке детей с ОНР к овладению элементами грамоты....