Задание воспитателям старшей группы от логопеда по лексической теме: "Игрушки".
картотека по логопедии (старшая группа)

Бажитова Наталья Петровна

Лексическая тема: «Игрушки».

(старшая группа)

Словарь по теме:

Существительные: игрушки, мяч, машинка, кубик, кукла, мишка, пирамидка, матрешка, юла, конструктор, мозаика…

Прилагательные: резиновый, кожаный, деревянный, пластмассовый, металлический, легкий, тяжелый, большой, маленький, красный, желтый, зеленый, синий.

Глаголы: играть, катать, качать, крутить, собирать.

 

1. Развитие общей и мелкой моторики

  • Упражнение «Робот» (координация речи с движением).

Стоит робот на дороге,

У него не гнутся ноги,

Может он махать руками,

Может он моргать глазами,

Может головой кивать,

Раз, два, три, четыре, пять.

(Дети сгибают руки в локтях, совершают поочерёдно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносится скандировано и чётко.)

  • Упражнение «Буратино» (координация речи с движением).

Буратино потянулся.

Раз – нагнулся.

Два – нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

(Выпрямиться, руки в стороны. Наклоны вправо, влево. Руки вверх, потянуться, встать на носочки.)

Чтобы ключик нам достать,

(Встать, ноги врозь, руки вверх.)

Нужно на носочки встать.

(Два пружинистых наклона вперёд прогнувшись.)

  • Упражнение «Мячик мой» (координация речи с движением).

Друг весёлый, мячик мой,

(4 прыжка на носочках, руки на поясе.)

Всюду, всюду он со мной.

(По два взмаха левой и правой рукой – как бы удары по мячу.)

Раз, два, три, четыре, пять.

(5 прыжков на носочках, руки на поясе.)

Хорошо мячом играть.

(Вновь по два взмаха «удара».)

  • Упражнение «Непослушная неваляшка» (координация речи с движением.)

Кукла неваляшка встала, не лежит.

Сильно раскачалась, весело звенит.

Дили-дили-дили-дон –

Раздаётся всюду звон

(Дети ритмично покачиваются из стороны в сторону.)

Не ложиться, не сидит.

Бом-бом-бом-бом, бом-бом-бом –

(Делают ритмичные наклоны туловища вперёд.)

Закрутилась вдруг волчком.

Лена плакать перестала

И сама качаться стала.

(Ритмично хлопают в ладоши.)

  • Упражнение «Игрушки» (координация речи с движением).

На большом ковре и в ряд

Куклы Танины стоят.

Два медведя, Буратино

И весёлый Чипполино.

(Дети маршируют на месте, останавливаются, изображают персонажей.)

И котёнок, и слонёнок.

(Прыгают.)

Раз, два, три, четыре, пять –

Вместе мы пойдём гулять.

(Маршируют.)

  • Упражнение «Сколько у меня игрушек» (пальчиковая гимнастика).

Там, в углу, лежат игрушки,

(Дети попарно соединяют шалашиком пальцы рук.)

Отдыхают в тишине…

(Сжимают пальцы в кулачки. Разжимают пальцы левой руки ладонью к себе.)

Пять игрушек в день рожденья

Подарили гости мне.

Раз – ушастый серый зайка.

(Большой палец, мизинец и безымянный собирают в щепотку, а указательный и средний поднимают вверх, как ушки.)

Два – есть дудка у меня.

Три – сейчас я покажу вам

(Изображают пальцами игру на дудочке, чуть согнув их и пошевеливая ими.)

Черногривого коня.

(Вытягивают средние и указательные пальцы обеих рук, остальные подбирают, изображают скачку.)

Бурый мишка мой – четыре,

(Показывают на правой руке четыре пальца, прижав к ладони большой.)

Белка рыженькая – пять.

(Прижимают пальцы к ладони левой руки, начиная с мизинца.)

Только всех моих игрушек

Мне никак не сосчитать.

(Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках.)

  • Упражнение «Мастерим из песка» (пальчиковая гимнастика).

Всё, что захотим,

Из песка мы смастерим.

(Хлопки в ладоши.)

Коля лепит колобок,

(Ладошки сложить «ковшиком» и как бы лепить колобок.)

А Иринка – теремок,

(Соединить прямые ладони над головой («крыша»).)

Люба лепит разных рыб,

(Прижать ладони друг к другу и двигать ими вправо-влево.)

Ну а Вера – белый гриб.

(Одну руку сжать в кулак и сверху прикрыть её ладонью другой руки («шляпка гриба»).)

  • Упражнение «Не плачь, куколка моя» (пальчиковая гимнастика).

Остаёшься ты одна.

Не могу с тобой играть,

Нужно мне перестирать:

Твои платья и носки,

(Имитировать укачивания куклы.)

Твои юбки и чулки,

Свитер, варежки, жакет,

Шапочку, цветной берет

Я налью воды чуток,

В таз засыплю порошок.

(Загибают поочерёдно пальцы.)

Пену снежную взобью,

Постираю и пойду.

Пока светит солнышко,

Натяну верёвочку,

К ней одежду прикреплю,

Ветерком всё просушу.

Утюгом туда-сюда

Бельё быстро глажу я.

Поработали вдвоём,

А теперь и отдохнём.

(Имитировать движения, описанные в стихотворении.)

  • Упражнение «Обезьяна» (самомассаж биологически активных зон).

Дети садятся «по-турецки».

Обезьянка Чи-чи-чи

Продавала кирпичи.

(Провести ладонями по шее от затылочной части к основанию горла.)

Подбежал тут к ней Зайчонок:

- Не продашь ли кирпичонок?

(Указательным и средним пальцами провести по крыльям носа.)

- Нет! – сказала Чи-чи-чи. –

Продаю я крипичи.

Знай, Зайчонок!

Нет слова «кирпионок»!

(Всеми пальцами провести по лбу от середины к вискам.)

  • Упражнения для развития мелкой моторики:
  • «Разрезные картинки» - собрать картинки с изображением игрушек из 6 – 7 частей.
  • «Что это?» - определить плоские игрушки на ощупь: кубик, мяч, пирамидка.
  • «Что спряталось в комочке?» - разглаживание трафаретов игрушек из бумаги, смятой в комочки.
  • «Это машинка» - выкладывание машины из готовых геометрических фигур.
  • «Отыщи игрушку». В коробку с фасолью или крупой поместить несколько мелких игрушек, предварительно показанных ребёнку. Затем завязать глаза и предложить ребёнку на ощупь найти эти игрушки в коробке.

 

2. Развитие лексико-грамматического строя и связной речи

  • Загадки (отгадывание и толкование).

 

  • Это что за очень странный

Человечек деревянный

 

 

 

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос суёт он длинный?

Кто же это? (Буратино.)

 

  • Если ты его отпустишь с поводка,

Улетит он от тебя за облака. (Воздушный шарик.)

 

  • Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрёшка.)

 

  • Бьют его рукой и палкой,

Никому его не жалко.

А за что его беднягу бьют?

Да за то, что он надут. (Мяч.)

 

  • Он стройный и красивый,

У него густая грива.

Жаль, нельзя на нём промчаться –

Только можно покачаться. (Конь-качалка.)

 

  • Чтоб колечки нанизать,

Все размеры надо знать.

Ну а сверху можно смело

Даже шляпку надевать. (Пирамидка.)

 

  • Совсем не нужен ей водитель,

Ключом её вы заводите –

Колёсики начнут крутиться,

Поставьте и она помчится. (Машинка.)

 

  • Сам пустой, голос густой,

Дробь отбивает, шагать помогает. (Барабан.)

 

  • Стукнешь о стену –

Я отскачу.

Бросишь на землю – а я подскачу.

Я из ладоней в ладони лечу –

Смирно лежать не хочу! (Мяч.)

 

 

  • Зверь забавный сшит из плюша.

Есть и лапы, есть и уши.

Мёду зверю дай немного

И устрой ему берлогу. (Плюшевый медведь.)

 

  • Закрывает она глазки,

Ей рассказывают сказки,

Может «Мама!» закричать

И в коляске полежать. (Кукла.)

  • Когда апрель берёт своё

И ручейки бегут, звеня,

Я прыгаю через неё,

А она – через меня. (Скакалка.)

 

  • Упражнение «Посчитай» (согласование числительных с существительными).

Один мяч, два мяча, три мяча, четыре мяча, пять мячей.

Одна лопата, две лопаты, три лопаты, четыре лопаты, пять лопаток.

Один зайка, два зайки, три зайки, четыре зайки, пять заек.

Одна собачка, две собачки, три собачки, четыре собачки, пять собачек.

Одна кукла, две куклы, три куклы, четыре куклы, пять кукол.

Одна машинка, две машинки, три машинки, четыре машинки, пять машинок.

Одна пирамидка, две пирамидки, три пирамидки, четыре пирамидки, пять пирамидок.

  • Упражнение «Подскажи словечко» (развитие слухового внимания и мышления).

 

  • Сегодня все ликуют:

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные … (шары).

  • Он с бубенчиком в руке,

В сине-красном колпаке.

Он – весёлая игрушка,

А зовут его … (петрушка).

  • В этой молодице

Прячутся девицы,

Каждая сестрица –

Для меньшой темница.

Красные щёчки,

Пёстрые платочки.

Хлопают в ладошки

Весёлые … (матрёшки).

 

  • Упражнение «Назови много» (формировать навыки словоизменения).

Мяч – мячи – много мячей.

Кубик – кубики – много кубиков.

Машинка – машинки – много машинок.

Кукла – куклы – много кукол.

Лопатка – лопатки – много лопаток.

Пирамидка – пирамидки – много пирамидок.

Плюшевый медведь – плюшевые медведи – много плюшевых медведей.

Барабан – барабаны – много барабанов.

  • Упражнение «Назови ласково» (употребление уменьшительно-ласкательного суффикса в словах).

 

Совок – совочек.

Лопата – лопатка.

Собака – собачка.

Кукла – куколка.

Машина – машинка.

Пирамида – пирамидка.

 

  • Упражнение «Из чего сделаны игрушки?» (формирование прилагательных – признаков предметов).

Машина сделана из железа, она железная.

Самолёт сделан из пластмассы, он пластмассовый.

Матрёшка сделана из дерева, она деревянная.

Мишка сделан из плюша, он плюшевый.

Кукла сделана из резины, она резиновая.

  • Упражнение-игра «Узнай игрушку по описанию» (развитие мышления и обогащения словаря).

Воспитатель или ребёнок словами описывает игрушку, ребёнок должен угадать её. Например, резиновый, круглый, чем больше бьют, тем больше подскакивает вверх.

 

3. Развитие артикуляционного и дыхательного аппарата

  • Упражнение «Конфетка» (укрепление мышц языка).

Мишка пьёт горячий чай

И сосёт конфетку.

Не облейся невзначай,

Завяжи салфетку.

(Рот закрыт, кончик языка упирается в щёку, и делается движение языком вверх-вниз. Следить, чтобы челюсть не двигалась.)

  • Упражнение «Лошадка» (укрепление мышц языка).

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.

Я – весёлая лошадка,

Тёмная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

  • Упражнение «Шарики» (развитие артикуляционной моторики).

Ребёнок в спокойном темпе надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую.

Обратите внимание! Рот закрыт, губы и нижняя челюсть не двигаются из стороны в сторону.

Шарик слева, шарик справа,

Есть у нас одна забава:

В щёки дуем-чередуем,

То в одну, а то в другую.

  • Упражнение «Надуй шар» (дыхательная гимнастика).

Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемый шар. На счёт «раз, два» - сделать глубокий вдох через рот. На счёт «три, четыре» - усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающийся шар. Повторить 3 – 4 раза в медленном темпе.

  • Упражнение «Шарик» (дыхательная гимнастика).

Шарик мой воздушный.

Какой ты непослушный!

Зачем ты отвязался,

Зачем помчался ввысь?

Вернись, скорее, шарик!

Вернись!..

(Поднять руки вверх – вдох, медленно опускать руки вниз – длительный выдох с произнесением звука «ш-ш-ш…».)

 

4. Развитие высших психических функций.

  • Выучить стихотворение (на выбор). Развитие слуховой памяти.

 

  • Мишка

Убежали дети в сад,

Дом пустеет без ребят.

Только мишка в тишине

Отдыхает на окне.

 

  • Море видно из окна,

Лодка на море видна.

Важно по морю плывёт

Трёхэтажный пароход.

 

 

  • Из окна видна скала,

Над скалою – два орла.

Смотрит Мишенька-медведь,

Невозможно не глядеть –

Всё в диковинку ему:

Он ведь первый раз в Крыму.

Е.Тараховская

 

  • Игрушка на полке

Посадили игрушку на полку,

И бедняжка грустит втихомолку,

Что она не игрушка,

Что она – безделушка,

От которой ни проку, ни толку.

Посадили игрушку на полку.

В.Берестов

 

  • Песня игрушек

Дети любят игрушки –

Так все говорят.

Ну а разве игрушки

Не любят ребят?

Души в них не чают!

Жаль, что это не все замечают!

Мы молчим, мы не плачем,

Когда нас бросают,

Мы ведь знаем, что слёзы

От бед не спасают…

Не заметишь обиды

По нашему виду.

Мы ребятам прощаем

Любую обиду!..

Оттого-то, наверное,

Не все замечают,

Как игрушки страдают,

Тоскуют,

Скучают…

От того-то не знают

(И знать не хотят!),

Как мы верно и преданно

Любим ребят.

Б.Заходер

 

  • Игрушки

Тьма игрушек у меня:

Ванька-Встанька, два коня,

Пёстрый мячик,

Толстый мальчик,

Мишка,

Зайка,

Кукла Майка.

Иногда я маму с папой

Приглашаю поиграть.

Но молчит голыш упрямый,

Не желает отвечать.

Кукла дуется, молчит,

Мишка хнычет и ворчит.

Говорю я

Мишке, зайке,

Двум лошадкам,

Кукле Майке:

Так упрямиться

Нельзя –

Папа с мамой

Нам друзья.

К.Кубилинскас

 

  • Ванька-встанька

Ах-ах-ах-ах-ах-ах!

Среди игрушек – паника!

Все куколки в срезах –

Свалился Ванька-Встанька!

Матрёшки тащат йод,

Бинты, пакеты с ватой

С улыбкой плутоватой:

- Поверьте, я живой!

И не нуждаюсь в няньке!

Нам падать не впеврой –

На то мы Ваньки-Встаньки.

Б.Заходер

 

  • Шла по улице машина,

Шла машина без бензина.

Шла машина без шофёра,

Без приказа светофора.

Шла сама, куда не зная,

Шла машина заводная.

В.Викторов

 

 

 

 

 

 

 

  • Игра-импровизация «Тряпочная кукла» (развитие воображения).

Педагог читает стихотворение, а дети изображают куклу Машу.

А у нас есть кукла Маша,

Тряпочная кукла наша,

Кукла мягкая как вата,

Твёрдости в ней маловато.

 

Источники:

  1. Интернет-источники (сайт nsportal.ru)
  2. Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5 – 7 лет: блочно-тематическое планирование / авт.-сост. Э.Ф.Курмаева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 191 с.
  3. Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет. – СПб.: ООО«ИЗДЕТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 624 с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игрушки (Старшая группа)35.63 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема: «Игрушки».

(старшая группа)

Словарь по теме:

Существительные: игрушки, мяч, машинка, кубик, кукла, мишка, пирамидка, матрешка, юла, конструктор, мозаика…

Прилагательные: резиновый, кожаный, деревянный, пластмассовый, металлический, легкий, тяжелый, большой, маленький, красный, желтый, зеленый, синий.

Глаголы: играть, катать, качать, крутить, собирать.

1. Развитие общей и мелкой моторики

  • Упражнение «Робот» (координация речи с движением).

Стоит робот на дороге,

У него не гнутся ноги,

Может он махать руками,

Может он моргать глазами,

Может головой кивать,

Раз, два, три, четыре, пять.

(Дети сгибают руки в локтях, совершают поочерёдно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносится скандировано и чётко.)

  • Упражнение «Буратино» (координация речи с движением).

Буратино потянулся.

Раз – нагнулся.

Два – нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

(Выпрямиться, руки в стороны. Наклоны вправо, влево. Руки вверх, потянуться, встать на носочки.)

Чтобы ключик нам достать,

(Встать, ноги врозь, руки вверх.)

Нужно на носочки встать.

(Два пружинистых наклона вперёд прогнувшись.)

  • Упражнение «Мячик мой» (координация речи с движением).

Друг весёлый, мячик мой,

(4 прыжка на носочках, руки на поясе.)

Всюду, всюду он со мной.

(По два взмаха левой и правой рукой – как бы удары по мячу.)

Раз, два, три, четыре, пять.

(5 прыжков на носочках, руки на поясе.)

Хорошо мячом играть.

(Вновь по два взмаха «удара».)

  • Упражнение «Непослушная неваляшка» (координация речи с движением.)

Кукла неваляшка встала, не лежит.

Сильно раскачалась, весело звенит.

Дили-дили-дили-дон –

Раздаётся всюду звон

(Дети ритмично покачиваются из стороны в сторону.)

Не ложиться, не сидит.

Бом-бом-бом-бом, бом-бом-бом –

(Делают ритмичные наклоны туловища вперёд.)

Закрутилась вдруг волчком.

Лена плакать перестала

И сама качаться стала.

(Ритмично хлопают в ладоши.)

  • Упражнение «Игрушки» (координация речи с движением).

На большом ковре и в ряд

Куклы Танины стоят.

Два медведя, Буратино

И весёлый Чипполино.

(Дети маршируют на месте, останавливаются, изображают персонажей.)

И котёнок, и слонёнок.

(Прыгают.)

Раз, два, три, четыре, пять –

Вместе мы пойдём гулять.

(Маршируют.)

  • Упражнение «Сколько у меня игрушек» (пальчиковая гимнастика).

Там, в углу, лежат игрушки,

(Дети попарно соединяют шалашиком пальцы рук.)

Отдыхают в тишине…

(Сжимают пальцы в кулачки. Разжимают пальцы левой руки ладонью к себе.)

Пять игрушек в день рожденья

Подарили гости мне.

Раз – ушастый серый зайка.

(Большой палец, мизинец и безымянный собирают в щепотку, а указательный и средний поднимают вверх, как ушки.)

Два – есть дудка у меня.

Три – сейчас я покажу вам

(Изображают пальцами игру на дудочке, чуть согнув их и пошевеливая ими.)

Черногривого коня.

(Вытягивают средние и указательные пальцы обеих рук, остальные подбирают, изображают скачку.)

Бурый мишка мой – четыре,

(Показывают на правой руке четыре пальца, прижав к ладони большой.)

Белка рыженькая – пять.

(Прижимают пальцы к ладони левой руки, начиная с мизинца.)

Только всех моих игрушек

Мне никак не сосчитать.

(Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках.)

  • Упражнение «Мастерим из песка» (пальчиковая гимнастика).

Всё, что захотим,

Из песка мы смастерим.

(Хлопки в ладоши.)

Коля лепит колобок,

(Ладошки сложить «ковшиком» и как бы лепить колобок.)

А Иринка – теремок,

(Соединить прямые ладони над головой («крыша»).)

Люба лепит разных рыб,

(Прижать ладони друг к другу и двигать ими вправо-влево.)

Ну а Вера – белый гриб.

(Одну руку сжать в кулак и сверху прикрыть её ладонью другой руки («шляпка гриба»).)

  • Упражнение «Не плачь, куколка моя» (пальчиковая гимнастика).

Остаёшься ты одна.

Не могу с тобой играть,

Нужно мне перестирать:

Твои платья и носки,

(Имитировать укачивания куклы.)

Твои юбки и чулки,

Свитер, варежки, жакет,

Шапочку, цветной берет

Я налью воды чуток,

В таз засыплю порошок.

(Загибают поочерёдно пальцы.)

Пену снежную взобью,

Постираю и пойду.

Пока светит солнышко,

Натяну верёвочку,

К ней одежду прикреплю,

Ветерком всё просушу.

Утюгом туда-сюда

Бельё быстро глажу я.

Поработали вдвоём,

А теперь и отдохнём.

(Имитировать движения, описанные в стихотворении.)

  • Упражнение «Обезьяна» (самомассаж биологически активных зон).

Дети садятся «по-турецки».

Обезьянка Чи-чи-чи

Продавала кирпичи.

(Провести ладонями по шее от затылочной части к основанию горла.)

Подбежал тут к ней Зайчонок:

- Не продашь ли кирпичонок?

(Указательным и средним пальцами провести по крыльям носа.)

- Нет! – сказала Чи-чи-чи. –

Продаю я крипичи.

Знай, Зайчонок!

Нет слова «кирпионок»!

(Всеми пальцами провести по лбу от середины к вискам.)

  • Упражнения для развития мелкой моторики:
  • «Разрезные картинки» - собрать картинки с изображением игрушек из 6 – 7 частей.
  • «Что это?» - определить плоские игрушки на ощупь: кубик, мяч, пирамидка.
  • «Что спряталось в комочке?» - разглаживание трафаретов игрушек из бумаги, смятой в комочки.
  • «Это машинка» - выкладывание машины из готовых геометрических фигур.
  • «Отыщи игрушку». В коробку с фасолью или крупой поместить несколько мелких игрушек, предварительно показанных ребёнку. Затем завязать глаза и предложить ребёнку на ощупь найти эти игрушки в коробке.

2. Развитие лексико-грамматического строя и связной речи

  • Загадки (отгадывание и толкование).
  • Это что за очень странный

Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос суёт он длинный?

Кто же это? (Буратино.)

  • Если ты его отпустишь с поводка,

Улетит он от тебя за облака. (Воздушный шарик.)

  • Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрёшка.)

  • Бьют его рукой и палкой,

Никому его не жалко.

А за что его беднягу бьют?

Да за то, что он надут. (Мяч.)

  • Он стройный и красивый,

У него густая грива.

Жаль, нельзя на нём промчаться –

Только можно покачаться. (Конь-качалка.)

  • Чтоб колечки нанизать,

Все размеры надо знать.

Ну а сверху можно смело

Даже шляпку надевать. (Пирамидка.)

  • Совсем не нужен ей водитель,

Ключом её вы заводите –

Колёсики начнут крутиться,

Поставьте и она помчится. (Машинка.)

  • Сам пустой, голос густой,

Дробь отбивает, шагать помогает. (Барабан.)

  • Стукнешь о стену –

Я отскачу.

Бросишь на землю – а я подскачу.

Я из ладоней в ладони лечу –

Смирно лежать не хочу! (Мяч.)

  • Зверь забавный сшит из плюша.

Есть и лапы, есть и уши.

Мёду зверю дай немного

И устрой ему берлогу. (Плюшевый медведь.)

  • Закрывает она глазки,

Ей рассказывают сказки,

Может «Мама!» закричать

И в коляске полежать. (Кукла.)

  • Когда апрель берёт своё

И ручейки бегут, звеня,

Я прыгаю через неё,

А она – через меня. (Скакалка.)

  • Упражнение «Посчитай» (согласование числительных с существительными).

Один мяч, два мяча, три мяча, четыре мяча, пять мячей.

Одна лопата, две лопаты, три лопаты, четыре лопаты, пять лопаток.

Один зайка, два зайки, три зайки, четыре зайки, пять заек.

Одна собачка, две собачки, три собачки, четыре собачки, пять собачек.

Одна кукла, две куклы, три куклы, четыре куклы, пять кукол.

Одна машинка, две машинки, три машинки, четыре машинки, пять машинок.

Одна пирамидка, две пирамидки, три пирамидки, четыре пирамидки, пять пирамидок.

  • Упражнение «Подскажи словечко» (развитие слухового внимания и мышления).
  • Сегодня все ликуют:

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные … (шары).

  • Он с бубенчиком в руке,

В сине-красном колпаке.

Он – весёлая игрушка,

А зовут его … (петрушка).

  • В этой молодице

Прячутся девицы,

Каждая сестрица –

Для меньшой темница.

Красные щёчки,

Пёстрые платочки.

Хлопают в ладошки

Весёлые … (матрёшки).

  • Упражнение «Назови много» (формировать навыки словоизменения).

Мяч – мячи – много мячей.

Кубик – кубики – много кубиков.

Машинка – машинки – много машинок.

Кукла – куклы – много кукол.

Лопатка – лопатки – много лопаток.

Пирамидка – пирамидки – много пирамидок.

Плюшевый медведь – плюшевые медведи – много плюшевых медведей.

Барабан – барабаны – много барабанов.

  • Упражнение «Назови ласково» (употребление уменьшительно-ласкательного суффикса в словах).

Совок – совочек.

Лопата – лопатка.

Собака – собачка.

Кукла – куколка.

Машина – машинка.

Пирамида – пирамидка.

  • Упражнение «Из чего сделаны игрушки?» (формирование прилагательных – признаков предметов).

Машина сделана из железа, она железная.

Самолёт сделан из пластмассы, он пластмассовый.

Матрёшка сделана из дерева, она деревянная.

Мишка сделан из плюша, он плюшевый.

Кукла сделана из резины, она резиновая.

  • Упражнение-игра «Узнай игрушку по описанию» (развитие мышления и обогащения словаря).

Воспитатель или ребёнок словами описывает игрушку, ребёнок должен угадать её. Например, резиновый, круглый, чем больше бьют, тем больше подскакивает вверх.

3. Развитие артикуляционного и дыхательного аппарата

  • Упражнение «Конфетка» (укрепление мышц языка).

Мишка пьёт горячий чай

И сосёт конфетку.

Не облейся невзначай,

Завяжи салфетку.

(Рот закрыт, кончик языка упирается в щёку, и делается движение языком вверх-вниз. Следить, чтобы челюсть не двигалась.)

  • Упражнение «Лошадка» (укрепление мышц языка).

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.

Я – весёлая лошадка,

Тёмная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

  • Упражнение «Шарики» (развитие артикуляционной моторики).

Ребёнок в спокойном темпе надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую.

Обратите внимание! Рот закрыт, губы и нижняя челюсть не двигаются из стороны в сторону.

Шарик слева, шарик справа,

Есть у нас одна забава:

В щёки дуем-чередуем,

То в одну, а то в другую.

  • Упражнение «Надуй шар» (дыхательная гимнастика).

Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемый шар. На счёт «раз, два» - сделать глубокий вдох через рот. На счёт «три, четыре» - усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающийся шар. Повторить 3 – 4 раза в медленном темпе.

  • Упражнение «Шарик» (дыхательная гимнастика).

Шарик мой воздушный.

Какой ты непослушный!

Зачем ты отвязался,

Зачем помчался ввысь?

Вернись, скорее, шарик!

Вернись!..

(Поднять руки вверх – вдох, медленно опускать руки вниз – длительный выдох с произнесением звука «ш-ш-ш…».)

4. Развитие высших психических функций.

  • Выучить стихотворение (на выбор). Развитие слуховой памяти.
  • Мишка

Убежали дети в сад,

Дом пустеет без ребят.

Только мишка в тишине

Отдыхает на окне.

  • Море видно из окна,

Лодка на море видна.

Важно по морю плывёт

Трёхэтажный пароход.

 

  • Из окна видна скала,

Над скалою – два орла.

Смотрит Мишенька-медведь,

Невозможно не глядеть –

Всё в диковинку ему:

Он ведь первый раз в Крыму.

Е.Тараховская

 

  • Игрушка на полке

Посадили игрушку на полку,

И бедняжка грустит втихомолку,

Что она не игрушка,

Что она – безделушка,

От которой ни проку, ни толку.

Посадили игрушку на полку.

В.Берестов

  • Песня игрушек

Дети любят игрушки –

Так все говорят.

Ну а разве игрушки

Не любят ребят?

Души в них не чают!

Жаль, что это не все замечают!

Мы молчим, мы не плачем,

Когда нас бросают,

Мы ведь знаем, что слёзы

От бед не спасают…

Не заметишь обиды

По нашему виду.

Мы ребятам прощаем

Любую обиду!..

Оттого-то, наверное,

Не все замечают,

Как игрушки страдают,

Тоскуют,

Скучают…

От того-то не знают

(И знать не хотят!),

Как мы верно и преданно

Любим ребят.

Б.Заходер

  • Игрушки

Тьма игрушек у меня:

Ванька-Встанька, два коня,

Пёстрый мячик,

Толстый мальчик,

Мишка,

Зайка,

Кукла Майка.

Иногда я маму с папой

Приглашаю поиграть.

Но молчит голыш упрямый,

Не желает отвечать.

Кукла дуется, молчит,

Мишка хнычет и ворчит.

Говорю я

Мишке, зайке,

Двум лошадкам,

Кукле Майке:

Так упрямиться

Нельзя –

Папа с мамой

Нам друзья.

К.Кубилинскас

 

  • Ванька-встанька

Ах-ах-ах-ах-ах-ах!

Среди игрушек – паника!

Все куколки в срезах –

Свалился Ванька-Встанька!

Матрёшки тащат йод,

Бинты, пакеты с ватой

С улыбкой плутоватой:

- Поверьте, я живой!

И не нуждаюсь в няньке!

Нам падать не впеврой –

На то мы Ваньки-Встаньки.

Б.Заходер

  • Шла по улице машина,

Шла машина без бензина.

Шла машина без шофёра,

Без приказа светофора.

Шла сама, куда не зная,

Шла машина заводная.

В.Викторов

 

 

 

 

 

 

  • Игра-импровизация «Тряпочная кукла» (развитие воображения).

Педагог читает стихотворение, а дети изображают куклу Машу.

А у нас есть кукла Маша,

Тряпочная кукла наша,

Кукла мягкая как вата,

Твёрдости в ней маловато.

Источники:

  1. Интернет-источники (сайт nsportal.ru)
  2. Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5 – 7 лет: блочно-тематическое планирование / авт.-сост. Э.Ф.Курмаева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 191 с.
  3. Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет. – СПб.: ООО«ИЗДЕТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 624 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека заданий логопеда для воспитателей старшей группы по лексическим темам.

Данный материал разработан с учетом новых лексических тем....

Домашнее задание по лексической теме "Игрушки"

Домашнее задание по лексической теме "Игрушки"...

Задание на выходные по лексической теме "Игрушки"

Материал для занятий дома по лексической теме "Игрушки"...

Домашнее задание для индивидуальной работы с ребёнком ЗПР по ИОМ Лексическая тема «Игрушки»

Домашнее задание для индивидуальной работы с ребёнком ЗПР по лексической теме "Игрушки". Задание для неговорящих детей 3-4 лет....

Рекомендации учителя-логопеда для воспитателей старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме "Осень"

Рекомендации учителя-логопеда для воспитателей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР по лексической теме "Осень" помогут вести коррекционно-развивающую работу в единой...

Рекомендации учителя-логопеда для воспитателей старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме "Дикие животные"

Рекомендации учителя-логопеда для воспитателей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР по лексической теме "Дикие животные" помогут вести коррекционно-развивающую работу...

Тематические консультации в форме круглого стола для воспитателей старшей группы. « Взаимодействие логопеда и воспитателя»

Тематические консультации в форме круглого стола для воспитателей старшей группы.« Взаимодействие  логопеда и воспитателя»Составил учитель-логопед Шурховецкая И.А.Цель: Решение к...