Дидактическое пособие "Весёлый художник"
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая группа)

Шлепнина Елена Валериевна

Авторское пособие для закрепления поставленных звуков в словосочетаниях и предложениях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие «Веселый художник»

Шлепнина Е.В., учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 5 «Сказка», г. Рассказово Тамбовской обл.

В логопедической работе процесс автоматизации звуков может растянуться на длительный период времени. Чтобы не было скучно многократно повторять слова и предложения с закрепляемым звуком, приходится как-то мотивировать детей к выполнению заданий. Но в условиях информационной насыщенности обычные словесные игры нередко становятся скучными и непривлекательными. Ребенку хочется самому участвовать в игре, выполнять какие-либо действия. В поисках чего-то яркого, неординарного  была придумана дидактическая игра «Веселый художник».

Это  папка, в которой для каждого основного цвета отведена своя страница с кармашком из цветной  прозрачной пленки. К игре, также, прилагаются карточки с нарисованными контуром предметами и цветные картинки различных персонажей. (Фото 1, 2, 3, 4)

C:\Users\Лена\Desktop\документы Лена\веселый художник\1.jpg 1. C:\Users\Лена\Desktop\документы Лена\веселый художник\2.jpg 2.

C:\Users\Лена\Desktop\документы Лена\веселый художник\3.jpg 3.    C:\Users\Лена\Desktop\документы Лена\веселый художник\4.jpg 4.
Пособие предназначено для детей дошкольного возраста с нарушениями речи, но может быть использовано для совершенствования грамматического строя речи и закрепления знаний о палитре  цветов. Предлагаемый материал подходит  для подгрупповых и индивидуальных занятий.

Цели:

  • Развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь.
  • Закреплять правильное произношение поставленных звуков в словосочетаниях и предложениях.
  • Стимулировать развитие психических и познавательных процессов.
  • Поддерживать эмоционально положительный комфорт.

Игровая задача:

- Помоги художнику раскрасить и правильно назвать разные предметы.

Использование данной игры позволяет:

  • закрепить согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже;
  • закрепить образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • закрепить умение правильно строить предложение;
  • закрепляя лексико-грамматические категории, автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки во фразовой речи;
  • развивать фонематическое восприятие, память, словесно-логическое мышление;
  • формировать навыки доброжелательности, самостоятельности, сотрудничества.

Варианты игр

I.  «Какой, какая, какое? »
    Цели: автоматизация звука в словосочетаниях и предложениях  (белый цвет – звук (л), красный  - (р), желтый – (ж) и т.п.); согласование   прилагательного с существительным в именительном падеже.
    Игровая задача. Веселый художник любит раскрашивать разные  предметы. Когда он берет какую-нибудь краску, то все вокруг раскрашивает в этот цвет. Давай посмотрим и назовем, что сегодня раскрасил художник.
    Ребенок кладет в цветной кармашек карточки и называет их:
-  белое платье, белые лыжи, белый платок, белая салфетка и т.д. (Пример для закрепления звука (л).)
-  красное ведро, красная куртка, красный карандаш, красные перчатки и т.д.
-  розовый фартук, розовая рубашка, розовый барабан и т. д. (Пример для закрепления звука (р).) (Фото 5, 6).

C:\Users\Лена\Desktop\документы Лена\веселый художник\5.jpg 5. C:\Users\Лена\Desktop\документы Лена\веселый художник\6.jpg 6.

Дополнительные вопросы. 
- Вспомни, какую одежду мы называли?
Ребенок: Мы называли белое платье и белый платок.

- Из ряда предметов выбери все, про которые  можно сказать «белый»? (белая, белое, белые).
    Ребенок: Я выбрал белый платок и белый колпак.

II. «Много – ни одного»

    Цели: автоматизация нужного звука (в зависимости от подбора контурных картинок и цвета) в словосочетаниях и предложениях; согласование прилагательного с существительным в роде, числе, падеже.
    Игровая задача. Художник сегодня раскрашивал много разных предметов. Расскажи, что он раскрасил.
Ребенок:  Он раскрасил  много зеленых лент, много зеленых жилетов, много зеленых пальто и т. д.

    - Потом художник все свои рисунки подарил друзьям. Каких предметов не осталось ни одного?
Ребенок:  У него не осталось ни одной зеленой ленты, ни одного зеленой жилета, ни одного зеленого пальто   и т.д.

   - Друзья обрадовались подаркам. Чему они рады?
Ребенок:  Они рады зеленым лентам, зеленым жилетам, зеленым пальто  т.д.

   - Друзья  всем рассказали о своих подарках. О чем они рассказали?

Ребенок:   Друзья  всем рассказали о зеленых лентах, о зеленых жилетах, о зеленых пальто и т.д.

Ответ может быть в виде словосочетания, либо, если требуется, полного предложения.

III. «Большой – маленький»

    Цели: автоматизация нужного звука (в зависимости от подбора контурных картинок и цвета) в словосочетаниях и предложениях; образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
    Игровая задача.  Художник будет раскрашивать большие предметы, а ты маленькие.
У художника получилась желтая салфетка, а у тебя?

Ребенок:  У меня получилась желтенькая салфеточка.
-  У художника получился желтый колпак… (А у меня получился желтенький колпачок.)  -  - У художника получились желтые клубки… (У меня получились желтенькие клубочки.)  

IV. «Исправь ошибку, скажи правильно»

Цели: развитие слухового внимания, автоматизация нужного звука (в зависимости от подбора контурных картинок и цвета) в словосочетаниях и предложениях; согласование   прилагательного с существительным.
    Игровая задача.  Незнайка  (Карлсон, Человек Рассеянный и пр.) помогал художнику и все названия перепутал. Помоги ему исправить ошибки.
- «Белая клубок».  Правильно?  
Ребенок:   Нет, надо сказать «белый клубок».

Таким образом, обыгрываются все приготовленные картинки.

V. «Кому что?»  

    Цели: автоматизация и дифференциация поставленных звуков (в зависимости от подбора контурных картинок и цвета) в словосочетаниях и предложениях; развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.
    Игровая задача.  У нас в гостях Лола и Лена.  Лола выбирает слова со звуком (л) и все красит в желтый цвет, а Лена выбирает слова со звуком (л`) и все красит в зеленый цвет. Назови слово, угадай, кто его выберет и в какой цвет покрасит.
Ребенок:
- Лыжи. Тут звук (л). У Лолы желтые лыжи.
- Лента. Тут звук (л`). У Лены зеленая лента. И т.д.

 Можно потом «подарить» подруге раскрашенные предметы.

- Лола дала Лене желтую блузу.
- Лена дала Лоле зеленый жилет.

Либо в виде диалога:

- Лола, я дарю тебе желтые лыжи.
- Спасибо, Лена, а ты возьми зеленую ленту.

Аналогично можно взять Риту и Раю и слова со звуками (р) и (р`) и т.п.(Фото 7).

Если играть подгруппой, то из ряда слов каждый выбирает со своим звуком. (Фото 8).

C:\Users\Лена\Desktop\документы Лена\веселый художник\9.jpg7. C:\Users\Лена\Desktop\документы Лена\веселый художник\8.jpg 8.

Предложенные игры помогают удержать  интерес ребенка к занятию, развивают внимание, память, мышление. Дети охотно помогают персонажам, закрепляя автоматизируемый звук. В результате,  коррекционная работа становится более эффективной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра: "Найди такую же картину" (русские художники)

Знакомить детей старшего дошкольного возраста с картинами великих русских художников: Шишкина И.И., Левитана И.И, А.И. Куинджи, Саврасова А.К., И.К.Айвазовского, В.Васнецова. Формировать у детей умени...

Дидактическая игра «Многозначные слова. Что перепутал художник?»

Данный материал позволяет познакомить детей с разнообразием значений многозначных слов; учит понимать их значения с основой на наглядный материал. Развивает  мышление, память, воображение, фантаз...

Дидактическая игра "Что перепутал художник?"

Готовое наглядное пособие, которое паоможет вам в работе по развитию речи....

Мультимедийное дидактическое пособие "Весна глазами художников"

Автором  представлена подборка репродукций картин известных художников о весне для старших дошкольников....

Дидактическое пособие "Природа родного края в картинах чувашских художников"

Дидактическое пособие предназначено для воспитателей детских садов, реализующих в своей работе парциальную программу этноэкологического развития детей 5 -6 лет "Загадки родной природы"...

Дидактическая игра "Что перепутал художник"

Дидактическая игра "Что перепутал художник"...