Дидактическое пособие "Весёлый художник"
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая группа)
Авторское пособие для закрепления поставленных звуков в словосочетаниях и предложениях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Авторское пособие для закрепления поставленных звуков в словосочетаниях и придложениях | 847.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическое пособие «Веселый художник»
Шлепнина Е.В., учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 5 «Сказка», г. Рассказово Тамбовской обл.
В логопедической работе процесс автоматизации звуков может растянуться на длительный период времени. Чтобы не было скучно многократно повторять слова и предложения с закрепляемым звуком, приходится как-то мотивировать детей к выполнению заданий. Но в условиях информационной насыщенности обычные словесные игры нередко становятся скучными и непривлекательными. Ребенку хочется самому участвовать в игре, выполнять какие-либо действия. В поисках чего-то яркого, неординарного была придумана дидактическая игра «Веселый художник».
Это папка, в которой для каждого основного цвета отведена своя страница с кармашком из цветной прозрачной пленки. К игре, также, прилагаются карточки с нарисованными контуром предметами и цветные картинки различных персонажей. (Фото 1, 2, 3, 4)
1. 2.
3. 4.
Пособие предназначено для детей дошкольного возраста с нарушениями речи, но может быть использовано для совершенствования грамматического строя речи и закрепления знаний о палитре цветов. Предлагаемый материал подходит для подгрупповых и индивидуальных занятий.
Цели:
- Развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь.
- Закреплять правильное произношение поставленных звуков в словосочетаниях и предложениях.
- Стимулировать развитие психических и познавательных процессов.
- Поддерживать эмоционально положительный комфорт.
Игровая задача:
- Помоги художнику раскрасить и правильно назвать разные предметы.
Использование данной игры позволяет:
- закрепить согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже;
- закрепить образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- закрепить умение правильно строить предложение;
- закрепляя лексико-грамматические категории, автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки во фразовой речи;
- развивать фонематическое восприятие, память, словесно-логическое мышление;
- формировать навыки доброжелательности, самостоятельности, сотрудничества.
Варианты игр
I. «Какой, какая, какое? »
Цели: автоматизация звука в словосочетаниях и предложениях (белый цвет – звук (л), красный - (р), желтый – (ж) и т.п.); согласование прилагательного с существительным в именительном падеже.
Игровая задача. Веселый художник любит раскрашивать разные предметы. Когда он берет какую-нибудь краску, то все вокруг раскрашивает в этот цвет. Давай посмотрим и назовем, что сегодня раскрасил художник.
Ребенок кладет в цветной кармашек карточки и называет их:
- белое платье, белые лыжи, белый платок, белая салфетка и т.д. (Пример для закрепления звука (л).)
- красное ведро, красная куртка, красный карандаш, красные перчатки и т.д.
- розовый фартук, розовая рубашка, розовый барабан и т. д. (Пример для закрепления звука (р).) (Фото 5, 6).
5. 6.
Дополнительные вопросы.
- Вспомни, какую одежду мы называли?
Ребенок: Мы называли белое платье и белый платок.
- Из ряда предметов выбери все, про которые можно сказать «белый»? (белая, белое, белые).
Ребенок: Я выбрал белый платок и белый колпак.
II. «Много – ни одного»
Цели: автоматизация нужного звука (в зависимости от подбора контурных картинок и цвета) в словосочетаниях и предложениях; согласование прилагательного с существительным в роде, числе, падеже.
Игровая задача. Художник сегодня раскрашивал много разных предметов. Расскажи, что он раскрасил.
Ребенок: Он раскрасил много зеленых лент, много зеленых жилетов, много зеленых пальто и т. д.
- Потом художник все свои рисунки подарил друзьям. Каких предметов не осталось ни одного?
Ребенок: У него не осталось ни одной зеленой ленты, ни одного зеленой жилета, ни одного зеленого пальто и т.д.
- Друзья обрадовались подаркам. Чему они рады?
Ребенок: Они рады зеленым лентам, зеленым жилетам, зеленым пальто т.д.
- Друзья всем рассказали о своих подарках. О чем они рассказали?
Ребенок: Друзья всем рассказали о зеленых лентах, о зеленых жилетах, о зеленых пальто и т.д.
Ответ может быть в виде словосочетания, либо, если требуется, полного предложения.
III. «Большой – маленький»
Цели: автоматизация нужного звука (в зависимости от подбора контурных картинок и цвета) в словосочетаниях и предложениях; образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Игровая задача. Художник будет раскрашивать большие предметы, а ты маленькие.
У художника получилась желтая салфетка, а у тебя?
Ребенок: У меня получилась желтенькая салфеточка.
- У художника получился желтый колпак… (А у меня получился желтенький колпачок.) - - У художника получились желтые клубки… (У меня получились желтенькие клубочки.)
IV. «Исправь ошибку, скажи правильно»
Цели: развитие слухового внимания, автоматизация нужного звука (в зависимости от подбора контурных картинок и цвета) в словосочетаниях и предложениях; согласование прилагательного с существительным.
Игровая задача. Незнайка (Карлсон, Человек Рассеянный и пр.) помогал художнику и все названия перепутал. Помоги ему исправить ошибки.
- «Белая клубок». Правильно?
Ребенок: Нет, надо сказать «белый клубок».
Таким образом, обыгрываются все приготовленные картинки.
V. «Кому что?»
Цели: автоматизация и дифференциация поставленных звуков (в зависимости от подбора контурных картинок и цвета) в словосочетаниях и предложениях; развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.
Игровая задача. У нас в гостях Лола и Лена. Лола выбирает слова со звуком (л) и все красит в желтый цвет, а Лена выбирает слова со звуком (л`) и все красит в зеленый цвет. Назови слово, угадай, кто его выберет и в какой цвет покрасит.
Ребенок:
- Лыжи. Тут звук (л). У Лолы желтые лыжи.
- Лента. Тут звук (л`). У Лены зеленая лента. И т.д.
Можно потом «подарить» подруге раскрашенные предметы.
- Лола дала Лене желтую блузу.
- Лена дала Лоле зеленый жилет.
Либо в виде диалога:
- Лола, я дарю тебе желтые лыжи.
- Спасибо, Лена, а ты возьми зеленую ленту.
Аналогично можно взять Риту и Раю и слова со звуками (р) и (р`) и т.п.(Фото 7).
Если играть подгруппой, то из ряда слов каждый выбирает со своим звуком. (Фото 8).
7. 8.
Предложенные игры помогают удержать интерес ребенка к занятию, развивают внимание, память, мышление. Дети охотно помогают персонажам, закрепляя автоматизируемый звук. В результате, коррекционная работа становится более эффективной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра: "Найди такую же картину" (русские художники)
Знакомить детей старшего дошкольного возраста с картинами великих русских художников: Шишкина И.И., Левитана И.И, А.И. Куинджи, Саврасова А.К., И.К.Айвазовского, В.Васнецова. Формировать у детей умени...
Дидактическая игра «Многозначные слова. Что перепутал художник?»
Данный материал позволяет познакомить детей с разнообразием значений многозначных слов; учит понимать их значения с основой на наглядный материал. Развивает мышление, память, воображение, фантаз...
Дидактическая игра "Что перепутал художник?"
Готовое наглядное пособие, которое паоможет вам в работе по развитию речи....
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. Дидактическая игра "Что перепутал художник?"
Дидактическая игра "Что перепутал художник?"...
Мультимедийное дидактическое пособие "Весна глазами художников"
Автором представлена подборка репродукций картин известных художников о весне для старших дошкольников....
Дидактическое пособие "Природа родного края в картинах чувашских художников"
Дидактическое пособие предназначено для воспитателей детских садов, реализующих в своей работе парциальную программу этноэкологического развития детей 5 -6 лет "Загадки родной природы"...
Дидактическая игра "Что перепутал художник"
Дидактическая игра "Что перепутал художник"...