Методическое разработка «Длинное и короткое слово» (для детей 4-6 лет)
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая группа)

Федотова Мария Михайловна

Аннотация

Фонематическое восприятие — это способность воспринимать звуковой состав слова. Сколько слогов в слове? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов и основой легкости овладения грамматическим строем языка, а значит успешного освоения письма и чтения.

В целом нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми». 

Несформированное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой,  тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны. 

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.

Материал: коробка, фигурки животных, вырезанные из картона, трубочки, игровизор, фломастер.

 

Цель: развитие фонематического восприятия. 

 

Задачи: 

·               развитие представлений о слове; 

·               развитие умений сравнивать слова, измерять их протяжность;

·               совершенствовать умение определять количество слогов в словах; 

·               активизация процессов восприятия, внимания, памяти, мышления;

·               формируются навыки ориентировки на плоскости;

·               учить детей самостоятельно находить длинные и короткие слова;

·               укрепление круговой мышцы рта; 

·               развитие связной речи.

 

Ход игры:

Перед ребенком лежит игровизор с короткой и длинной дорожкой, а так же коробка с маленькими животными из картона и трубочка. Ребенку предлагается прослушать слово, состоящее из одного слога или множества слогов, его задача определить «короткое» слово или «длинное». Затем ребенок слушает инструкцию, например: «Возьми белого оленя» и относит его на выбранную ранее дорожку. Задача ребенка осуществить длительный вдох через трубочку, чтобы перенести животное, не уронив его по дороге, а затем сказать какое животное он отнес на какую дорожку. 

 

 Слова для игры:

1.    Мак

2.    Светофор

3.    Пух

4.    Волшебница

5.    Велосипедист

6.    Бак

7.    Нос

8.    Сковорода

9.    Танк

10.Воспитательница

11.Бык

12.Приключения 

13.Оса

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Короткие слова – предлоги.

В данном пособии схемы предлогов расположены на крышках, что позволяет детям легко ими манипулировать, это повышает интерес и порой трудные задания выполняются легко и интересно....

презентация "Короткие слова"

Упражнения  в игровой форме знакомят ребенка с основными предлогами местоположения. Выполняя предложенные упражнения, ребёнок научится четко дифференцировать значения различных предлогов, правиль...

Короткие слова

работа над короткими словами "Предлогами"...

ООД в средней группе по обучению грамоте «Длинные и короткие слова»

расширяю знания детей об окружающем мире;продолжаю знакомить детей со слоговой структурой слова, показываю им, что в разных словах разное количество слогов «слова длинные и к...

Игра "Длинные и короткие слова".

Игра «Длинные и короткие слова»Цель: научить ребёнка оценивать длительность звучания слов.Ход игры.Вариант 1. Логопед произносит слова, ребёнок кладёт картинку на мольберт к змее или к чер...

дидактическая игра «Длинные и короткие слова»

дидактическая игра «Длинные и короткие слова»...

конспект занятия по обучению грамоте детей 4-5 лет Тема: «Длинные и короткие слова»

Организованная образовательная деятельность по обучению грамоте детей 4-5 лет  Тема: «Длинные и короткие слова»...