Диагностика речевого развития дошкольников с нарушениями речи в условиях логопункта ДОУ
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Мусагалиева Татьяна Валентиновна

Материал включает диагностическую  карту речевого развития дошкольников, занимающихся в условиях логопункта МДОУ и методику изучения уровня речевого развития, систему его оценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika.docx44.06 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностическая карта речевого развития дошкольников, занимающихся в условиях логопункта МДОУ

Учитель-логопед: ________________________________________________________

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Возраст                            на 1 сентября

Фонемати-ческое восприятие, навыки звукового анализа

Артику-ляционная моторика

Звукопро-изношение

Звуко-слоговая структура

Граммати-ческий строй речи

Связная речь

Всего баллов

Уровень

н

п

к

н

п

к

н

п

к

н

п

к

н

п

к

н

п

к

н

п

к

н

п

к

н

п

к

Итого: (уровень развития,%)

          Высокий

          Выше среднего

          Средний

          Ниже среднего

          Низкий

Уровень речевого развития определяется суммой баллов:      

Уровень развития

Количество баллов

Высокий

63-65

Выше среднего

50-62

Средний

38-49

Ниже среднего

23-37

Низкий

13-22

             

Методика изучения уровня речевого развития и система его оценки

1. Фонематическое восприятие

Предъявление слоговых рядов

Оценка

5 лет

6 лет

  • 5 баллов – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;
  • 4 балла – точное воспроизведение в медленном темпе предъявления;
  • 3 балла – неточное воспроизведение с заменой одного слога;
  • 2 балла – неточное воспроизведение с перестановкой слогов, их заменой и пропусками:
  • 1 балл – полная невозможность воспроизведения пробы.

ба-па-ба

са-ша-са

па-ба-па

ша-са-ша

да-та-да

ча-тя-ча

та-да-та

тя-ча-тя

ка-га-ка

ща-ся-ща

га-ка-га

ся-ща-ся

том-дом-ком

почка-бочка-точка

кот-год-ход

пашня-башня

почка-бочка

катушка-кадушка

2. Навыки звукового анализа и синтеза

Предъявление задания

Оценка

5 лет

6 лет

Выделение первого звука в слове:

  • 5 баллов – правильный ответ с первой попытки;
  • 4 балла – правильный ответ со второй попытки;
  • 3 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи;
  • 2 балла – неверный ответ после стимулирующей помощи;
  • 1 балл – непонимание инструкции.

Аня, утка, Оля, эхо, Ира.

Волк, мак, топор, каток, носки.

 Выделение последнего звука в слове:

Кот, нос, суп, мука, руки.

Определение звука в ряду

Начало, середина, конец слова.

3. Артикуляционная моторика

Выполнение артикуляционных упражнений

Оценка

1

Губы в улыбке

  • 5 баллов – правильное выполнение движения (3-5 сек.),                4-5 раз;
  • 4 балла – замедленное выполнение;
  • 3 балла – замедленное и напряженное выполнение;
  • 2 балла – выполнение с ошибками: длительный поиск позы, недостаточный объем, темп, точность, наличие синкинезий, гиперкинезов, тремор;
  • 1 балл – невыполнение движения.

2

Губы «трубочкой»

3

Язык «лопаткой»

4

Язык «иголочкой»

5

Язык «чашечкой»

6

Щелканье языком

7

«Качели»

8

«Маятник»

9

«Улыбка-трубочка»

4. Звукопроизношение

Обследование звуков

Оценка

С

Собака - маска – нос

  • 5 баллов – норма;
  • 4 балла – верно изолированно;
  • 3 балла – верно изолированно и в начале слова;
  • 2 балла – верно 1 звук из группы;
  • 1 балл – все неверно.

С`

Сено - василек – гусь

З

Замок - коза

З`

Зима - магазин

Ц

Цапля - овца - палец

Ш

Шуба - кошка - камыш

Ж

Жук - ножи

Щ

Щука - вещи - лещ

Ч

Чайка - очки - ночь

Л

Лампа - молоко - пол

Л`

Лето - колесо - соль

Р

Рыба, корова, топор

Р`

Речка, моряк, дверь

Х

Хлеб - пихта - мох

Х`

Хитрая - духи

К

Кот - рука - сок

К`

Кино - руки

Г

Голуби - нога

Г`

Гена - ноги

В

Вата – сова

В`

Витя - новинка

Ф

Фата - кофта

Ф`

Филин - кофе

J

Йогурт - майка - клей

5. Сформированность звуко-слоговой структуры

Предъявление задания

Оценка

5 лет

6 лет

  • 5 баллов – правильное выполнение задания;
  • 4 балла – замедленное послоговое воспроизведение;
  • 3 балла – содружественное проговаривание;
  • 2 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова;
  • 1 балл – невыполнение задания.

 

фотограф

тротуар

лекарство

градусник

парашютист

регулировщик

космонавт

аквалангист

сковорода

кораблекрушение

Парашютисты готовятся к прыжку

Экскурсовод проводит экскурсию

6. Грамматический строй речи

Предъявление задания

Оценка

5 лет

6 лет

  • 5 баллов – правильное и точное воспроизведение;
  • 4 балла – перестановка слов в предложении без искажения смысла;
  • 3 балла – пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения;
  • 2 балла – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры, предложение не закончено;
  • 1 балл – невоспроизведение.

«Послушай и повтори»

Птичка свила гнездо

Петя сказал, что не пойдет гулять, потому что холодно.

В саду было много красных яблок

На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

Ед. – мн. число сущ-х

  • 5 баллов – правильный ответ;
  • 4 балла – самокоррекция;
  • 3 балла - правильный ответ после стимулирующей помощи;
  • 2 балла – форма образована неверно;
  • 1 балл – невыполнение.

глаз-глаза

ухо-уши

чашка-чашки

кольцо-кольца

лев-львы

дерево-деревья

Сущ. в Р.п.

шаров, ключей, ложек

листьев, вилок, ведер

Употребление предлогов

в, на, из, под, около, с, со

над, между, из-за, из-под

7. Связная речь

Предъявление задания

Оценка

Составление рассказа по серии сюжетных картинок (4 картинки). «Посмотри на картинки, разложи их по порядку и составь рассказ»

Критерий смысловой целостности:

  • 5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;
  • 4 балла – незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев;
  • 3 балла – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла;
  • 2 балла – рассказ не завершен;
  • 1 балл – отсутствует описание ситуации.

Критерий лексико-грамматического высказывания:

  • 5 баллов – грамматически правильный рассказ с адекватным использованием лексических средств.
  • 4 балла – без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление;
  • 3 балл – аграмматизмы, далекие смысловые замены;
  • 2 балла – односложные предложения, неадекватное использование лексических средств;
  • 1 балл – рассказ не оформлен.

Критерий самостоятельности выполнения задания:

  • 5 баллов – полностью самостоятельная работа;
  • 4 балла – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ – самостоятельно;
  • 3 балла – картинки разложены и составлен рассказ со стимулирующей  помощью;
  • 2 балла – картинки разложены педагогом, рассказ – с помощью;
  • 1 балл – невыполнение, даже при наличии помощи.

Пересказ текста.

«Послушай рассказ, запомни и перескажи»

 Критерий смысловой целостности:

• 5 баллов – воспроизведены все смысловые звенья;

• 4 балла – смысловые звенья воспроизведены с незначительными

сокращениями;

• 3 балла – пересказ неполный, значительные сокращения,

искажения смысла,

• 2 балла – рассказ не завершен, включение посторонней

информации;

• 1 балл – невыполнение;

 Критерий лексико-грамматического высказывания:

• 5 баллов – нарушений лексических и грамматических средств нет;

• 4 балла – аграмматизмов нет, но есть стереотипность высказываний,

поиск слов, отдельные близкие словесные замены;

• 3 балла – односложные предложения, неадекватное использование слов;

• 2 балла – аграмматизмы, повторы;

• 1 балл – пересказ не доступен.

 Критерий самостоятельности выполнения задания:

• 5 балла – самостоятельный пересказ после первого предъявления;

• 4 балла – пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса);

• 3 балла – пересказ после повторного прочтения;

• 2 балл – пересказ по вопросам;

• 1 баллов – невыполнение даже по вопросам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оснащение логопедического кабинета как важный фактор речевого развития дошкольников с нарушениями речи.

В соответствии с современными требованиями в нашем ДОУ оборудован логопедический кабинет, в котором выделены учебная, игровая, развивающая и методическая зоны. Он оснащен необходимой мебелью, компьюте...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯ ЛОГОПУНКТА

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯ ЛОГОПУНКТА...

Рабочая программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях логопункта

I.Обязательная часть коррекционной  программы .1. Пояснительная записка1.1. Возрастные особенности контингента детей .1.2 Цели и задачи по реализации программы1.3 Принципы и подходы к формировани...

Диагностика речевого развития детей с нарушениями речи дошкольного возраста

Коллектив учителей-логопедов с работой «Диагностика речевого развития детей с нарушениями речи дошкольного возраста» стал участником Всероссийской экспериметально-творческой группы педагог...

Педагогический проект "Использование методов кинезиологии в коррекционной работе с детьми с нарушением речи в условиях логопункта"

кинезиокоррекционные методы и приёмы  в  работе с дошкольниками,  направленные на ускорение коррекции речевых нарушений....

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников c нарушениями речи

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общ...