Игровые технологии в работе учителя-логопеда.
статья по логопедии
Цель: поделиться опытом работы с коллегами по использованию игровых технологий при работе с детьми, имеющими нарушения речи вдошкольномобщеобразовательном учреждении.
В своей работе я широко использую игровые технологии. Сделать занятие с детьми интересным, эффективным, обучать, играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решать логопеду в работе с детьми.
Игра – один из важнейших приемов работы с детьми. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii_v_rabote_uchitelya-logopeda.docx | 26.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые технологии в работе учителя-логопеда.
С ребенком надо делать все через игру...
Д. Б. Эльконин
Цель: поделиться опытом работы с коллегами по использованию игровых технологий при работе с детьми, имеющими нарушения речи вдошкольномобщеобразовательном учреждении.
В своей работе я широко использую игровые технологии. Сделать занятие с детьми интересным, эффективным, обучать, играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решать логопеду в работе с детьми.
Игра – один из важнейших приемов работы с детьми. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.
Хорошая, умная и занимательная игра активирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.
Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.
Ряд исследований подтверждает, что формирование названных качеств в игре у ребенка реализуется значительно быстрее и прочнее, нежели при использовании только дидактических приемов воспитания.
Так что же даёт игра нашим детям?
- Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.
- Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре.
- Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству.
- Игра дает увлеченность. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.
- Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.
- Игра дает компенсацию, нейтрализацию недостатков.
- Игра дает физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение.
- Игра дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки.
- Игра дает развитие воображения.
- Игра дает возможность развить умственные способности.
- Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, дает психологическую устойчивость, снимает уровень тревожности, вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.
- Игра увеличивает потребность ребенка в общении, стимулирует накопление и развитие речевых умений и навыков.
- Игра дает радость общения.
Таким образом, основные задачи, стоящие перед учителем-логопедом:
- Изучить теоретический и практический материал.
2.Необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
3.Игра должна увеличивать потребность ребенка в общении, стимулировать накопление и развитие у него речевых умений и навыков.
4.При проведении игры необходимо учитывать возраст и возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.
5.Каждое логопедическое занятие должно носить характер учебно-игровой деятельности для ребенка, оно должно быть эмоционально окрашено, должно привлекать ребенка, вызывать у него живой интерес и порождать радостное ожидание новых занятий.
Игры, которые использую в своей практике, я разделила на три блока:
- Игры на развитие мелкой пальцевой моторики.
- Игры на формирование фонематических процессов, автоматизацию и дифференциацию звуков.
- Игры, используемые при формировании лексико-грамматических категорий и обучении грамоте.
Задача логопеда – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Только в логопедии от повторений никуда не деться, особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем и правильно его произносить.
Итак, в какой же форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова?
Вспомните, как загораются глаза у малышей, когда Вы говорите: «А сейчас мы поиграем в интересную игру!». Не надо быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.
В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра, как форма деятельности ребенка, способствует развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.
Как же используются игры в логопедической работе? Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Почему?
Во-первых, дети-дошкольники в большинстве своем не имеют осознанного отношения к своему дефекту речи. Некоторые даже не различают на слух правильное произношение от неправильного. Не имея отрицательного отношения к своему дефекту, ребенок не стремится от него избавиться. Следовательно, командными методами, волевыми усилиями ребенок от своего дефекта избавляться не будет.
Во-вторых, процесс постановки и автоматизации звуков – очень длительный и однообразный. Ребенку надо бесконечное количество раз повторить артикуляционные упражнения, слова, предложения с определенным звуком. Это трудно и неинтересно, и в отсутствие желания во что бы то ни стало избавиться от своего дефекта занятия с логопедом очень скоро перестают нравиться. Именно игра как основной вид деятельности дошкольника позволяет преодолеть эти трудности.
В последнее время логопеды бьют тревогу по поводу увеличения количества детей с речевой патологией и утяжеления речевой патологии. Кроме непосредственного нарушения звукопроизношения, у детей диагностируются нарушения остальных компонентов речевого процесса: бедность словаря, аграмматичность фраз, низкий уровень развития связной речи. Часты случаи сочетания речевых нарушений с недостатками развития мелкой пальчиковой моторики. Страдает также психическая база речи: внимание, память, мышление.
Таким образом, большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии.
Под игровыми технологиями в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и охарактеризованы учебно-познавательной направленностью.
На логопедических занятиях используются дидактические (с предметами, настольно-печатные, словесные), игры с движениями, сюжетные, ролевые игры, игры-драматизации. Их применение определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей.
Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции:
- обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);
- диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);
- терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);
- коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);
- развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).
Игровые технологии, используемые учителем-логопедом – средство развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности детей, развития психических функций.
При организации и проведении всех видов игр необходимо соблюдать следующие условия:
- выразительность проведения игр;
- необходимость включения педагога в игру;
- оптимальное сочетание занимательности и обучения;
- простота, доступность, ёмкость и наглядность;
- индивидуальный подход к каждому ребёнку, предоставление возможности показать свои знания.
В связи с этим остановлюсь на таком виде игр, как коррекционно – развивающие. КРИ – это варианты упражнений на автоматизацию звуков, усложненные лексико-грамматическими и психологическими заданиями. КРИ имеют сугубо вербальный характер, при этом речевой материал максимально насыщается автоматизируемым звуком.
КРИ дают возможность:
- обеспечить психологический комфорт и развитие эмоционально – волевой сферы детей во время занятий;
- повысить речевую мотивацию;
- компенсировать недостаточность фонематического слуха;
- активизировать и восстанавливать высшие психические функции;
- автоматизировать необходимые звуки в результате проговаривания большого количества речевого материала.
Так как детский сад посещают дети с самыми разными речевыми диагнозами, фронтальные методы работы в наших условиях неприемлемы, КРИ являются одним из самых эффективных методов исправления звукопроизношения и развития речи.
Обязательная часть коррекционной работы – развитие мелкой моторики рук детей. Для этого применяю такие формы работы:
- Самомассаж кистей и пальцев рук; Самомассаж кистей и пальцев рук с колючим шариком «Су-джок», упражнения с «Шарами здоровья», грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;
- Игры с пальчиками с речевым сопровождением;
- Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
- Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
- Предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование;
- Игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок и т.д.
- Кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный;
- Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек» и т.п.
- Игры с пальчиками с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.
Занятия по автоматизации поставленных звуков можно сделать интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребёнка с помощью разнообразных игровых приёмов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Игровая технология в работе учителя-логопеда"
Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Его це...
Игровые технологии в работе учителя-логопеда
Как и любая технология, педагогическая представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого/воспитываемого.Дошкольники с ОИН испытывают большие затр...
Статья по логопедии по теме: "Игровая технология в работе учителя-логопеда"
Статья по логопедии по теме: "Игровая технология в работе учителя-логопеда"...
Презентация "Игровые технологии в работе учителя-логопеда ДОО"
Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровн...
Статья по логопедии по теме: "Игровая технология в работе учителя-логопеда"
Статья по логопедии по теме:"Игровая технология в работе учителя-логопеда"...
Самообразование учителя-логопеда на тему: «Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда».
Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает са...