«Внедрение психолингвистического подхода к формированию речи и мышления у дошкольников в логопедическую практику»
статья по логопедии
Статья написана на основе материалов методической разработки. В данной статье рассматривается целесообразность внедрения современного инновационного психолингвистического подхода с целью повышения эффективности коррекционного воздействия, и необходимость включения целенаправленной работы по формированию речи и мышления в логопедическую практику.
Ключевые слова: психолингвистический подход, модель порождения речевого высказывания, критерии речевых нарушений, многоаспектный процесс, коррекционно-развивающее воздействие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pryamikova_zh.a._statya.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 52
Статья на основе материалов методической разработки:
«Внедрение психолингвистического подхода к формированию речи и мышления
у дошкольников в логопедическую практику»
Автор-составитель: учитель-логопед
Прямикова Жанна Алексеевна
город Рыбинск
Аннотация: в данной статье рассматривается целесообразность внедрения
современного инновационного психолингвистического подхода с целью
повышения эффективности коррекционного воздействия, и необходимость
включения целенаправленной работы по формированию речи и мышления в
логопедическую практику.
Ключевые слова: психолингвистический подход, модель порождения речевого
высказывания, критерии речевых нарушений, многоаспектный процесс,
коррекционно-развивающее воздействие.
«Внедрение психолингвистического подхода к формированию речи и мышления
у дошкольников в логопедическую практику»
В последние десятилетия отмечается тенденция к увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья, со сложными комплексными тяжёлыми нарушениями развития. У значительной части дошкольников с первичным диагнозом общее недоразвитие речи выявляются вторичные нарушения психических функций, следовательно, мы видим проблему в необходимости проведения психологической работы в ходе коррекции речи. Эта проблема не нова, но недостаток новых подходов и практических рекомендаций требует дальнейшей их разработки и получения знаний других наук. При изучении и устранении системных речевых нарушений в современной логопедии широко используются данные психолингвистики, основывающиеся на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности, об операциях восприятия и порождения речевого высказывания. Поэтому психолингвистический подход к формированию речи и мышления у дошкольников логопедической группы является актуальным, инновационным, и требует дальнейшего исследования его применения в коррекционной работе.
За полувековой период своего существования, психолингвистика накопила огромный теоретический и экспериментальный материал о закономерностях и специфических особенностях формирования и осуществления речевой деятельности и её тесной связи с мыслительными процессами. Изучение формирования речи и мышления у старших дошкольников логопедической группы с психолингвистических позиций позволяет глубже раскрыть механизм речевого нарушения, определить это нарушение, как языковое расстройство, уточнить структуру дефекта, тем самым достичь наибольшей эффективности коррекционного воздействия. Связь практической логопедии с психолингвистикой способствует реализации принципов анализа речевых нарушений, теоретически обоснованных Р.Е. Левиной:
-принципа системного подхода, который основывается на взаимодействии между различными компонентами языка, а также предполагает необходимость определения ведущего нарушения и соотношения первичных и вторичных симптомов;
-принципа рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития ребенка. [3, с.49]
В целях реализации психолингвистического подхода для логопедии также важны следующие положения психолингвистики:
-наличие органической связи между речевой деятельностью и неречевой;
-сложная функциональная организация речевой деятельности, т.е. целеобусловленная, направленная на достижение результата;
-целостность речевой деятельности, т.е. сочетание всех форм речи, взаимодействие составляющих её компонентов (фонетико-фонологических, лексико-семантических, синтаксических), этапов и уровней речевого процесса;
-определяющее значение «семантики речи», т.е. обусловленность компонентов речевой деятельности значению и смыслу её продуктов и результатов;
-неразрывная связь речевой деятельности с личностью, т.е. процесс порождения и восприятия речи может состояться только при психической и интеллектуальной активности личности. [2, с.3]
В логопедической практике мы имеем дело с различными нарушениями речи. Исходя из потребностей коррекционного воздействия, выделяют критерии для отграничения одного речевого нарушения от другого с психолингвистических позиций, находящих своё отражение в существующих классификациях, по признаку:
-нарушения формы речи (устной или письменной);
-нарушения вида речевой деятельности (нарушение говорения или слушания);
-нарушения этапа порождения или восприятия речи: фонационного оформления высказывания (внешнего), структурно-семантического оформления высказывания (внутреннего);
-нарушенных операций и средств осуществляющих оформление высказывания.
В отечественной логопедии используются модели порождения речевого высказывания, разработанные Л.С. Выготским, Т.В. Рябовой, А.А. Леонтьевым: мотив - мысль (речевая интенция) - внутреннее программирование - лексическое развертывание и грамматическое конструирование - моторная реализация - внешняя речь. Всякое речевое высказывание порождается определенным мотивом, который обуславливает возникновение речевой интенции. На этапе внутреннего программирования создается программа, как целого связного речевого высказывания, так и отдельных высказываний, которые соединены содержательной смысловой связью. Этап лексико-грамматического развёртывания включает две операции: порождение синтаксической конструкции и лексическое наполнение. На этапе моторной реализации, которому в большей степени уделяется внимание в логопедической работе, строится внешнее речевое высказывание на фонологическом и фонетическом уровне с развёрнутой грамматической структурой, т. е. оформляется звучащая внешняя речь. Данный процесс может существенно нарушаться в любом из названных звеньев у детей, имеющих речевую патологию или недостаточный речевой опыт. [3, с.14]
При изучении речевых нарушений важно определить, какая из операций порождения речевого высказывания нарушена. У значительной части детей первичная патология речи тормозит формирование потенциально сохранных умственных способностей, препятствуя нормальному функционированию речевого интеллекта, что приводит к необходимости проведения психологической работы в ходе коррекции речевых дефектов. У дошкольников отмечается недостаточное понимание проблемных ситуаций вследствие недоразвития вербального восприятия и внимания, закономерностей и взаимоотношений логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.
Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии наглядно-образного мышления, с трудом овладевают основными операциями: анализом и синтезом, обобщением. Поэтому логопедическую работу с детьми по формированию правильной речи необходимо осуществлять в единстве с развитием мышления. Практическая реализация психолингвистического подхода возможна на основе создания комфортной обстановки для всестороннего гармонического развития ребёнка, чёткой организации коррекционной работы в логопедической группе, правильного распределения нагрузки в течение дня, продуманного оборудования предметно-развивающей среды, а также в результате многоаспектного педагогического процесса.
Диагностический аспект:
- первичное и итоговое комплексное обследование развития речи и мышления у детей логопедической группы (сентябрь - май);
- распознавание ранних признаков общего недоразвития речи и его влияние на общее психическое развитие.
Аспект анализа и планирования:
своевременное предупреждение потенциально возможных отклонений на основе анализа структуры речевой недостаточности, соотношения дефектных и сохранных звеньев речевой деятельности.
Коррекционно-педагогический аспект:
-организация занятий фронтальных, подгрупповых, индивидуальных) с использованием специальных дидактических средств по развитию психических процессов;
-взаимосвязанное формирование компонентов речи: фонетико-фонологического, лексико-семантического и синтаксического;
-одновременное коррекционно-воспитательное воздействие на сенсорную, интеллектуальную и афферентно-волевую сферу.
Профилактический и консультативный аспект:
консультирование педагогов и родителей о единстве формирования речевых процессов, мышления и познавательной активности.
Аспект методического обеспечения:
изучение и внедрение инновационных методов и приёмов для формирования речевой и мыслительной деятельности у детей.
Таким образом, изучение речи и мышления у детей логопедической группы с учётом психолингвистических концепций позволяет расширить представления об особенностях формирования речевой и мыслительной деятельности. Знание изучаемых психолингвистикой закономерностей формирования и формулирования речи способствует уточнению логопедического заключения, обогащению и повышению эффективности коррекционно-развивающего процесса, и является необходимой теоретической базой для учителей-логопедов, учителей-дефектологов.
Психологическая, психолингвистическая и методическая раскованность специалиста — залог успеха в коррекционном воздействии по преодолению речевых нарушений у детей.
В процессе коррекционно-развивающего воздействия у дошкольников формируется плавный переход от практического действенного усвоения языка и речи к внутренним аналитико-синтетическим интеллектуальным действиям. Основными задачами коррекционно-развивающего обучения, отражающими психолингвистический подход к изучаемой нами проблеме являются:
развитие фонетико-фонологического компонента:
развитие артикуляционной моторики, фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, звукопроизношения, слоговой структуры слова;
развитие лексико-семантического компонента:
развитие понимания речи, словаря и навыков словообразования;
развитие синтаксического компонента:
развитие грамматического строя речи, навыков словоизменения, связной речи.
Эффективность коррекционно-образовательной системы определяется чёткой организацией жизни детей в логопедической группе и правильным распределением нагрузки в течение дня, созданием комфортной обстановки, оборудованием предметно-развивающей среды, стимулирующей речевое и интеллектуальное развитие детей.
Преодоление нарушений интеллектуальной и речевой деятельности целесообразно осуществлять комплексно, посредством анализа и синтеза явлений окружающего мира в результате:
*создания проблемных ситуаций вокруг интересных предметов и игрушек;
*обогащения словаря через тематическое ознакомление с окружающим миром;
*обучения составлению описательных рассказов с помощью сенсорно-графического плана;
*формирования коммуникативной функции речи посредством диалогической и монологической форм связной речи.
Формирование словесно-логического мышления с опорой на отвлеченные понятия и рассуждения о предметах и явлениях достигается путём развития у дошкольников практических умений рационального использования знаковых элементов, замещающих символов, условных обозначений, схем, анализа и выделения ведущих признаков, их группировку и обобщение.
При планировании занятий целесообразно руководствуемся следующими принципами: принципом развития у детей коммуникативной направленности, сочетающейся с формированием языкового и деятельного творчества, тематическим и концентрическим. Тематический принцип организации занятий предполагает его фокусировку на определенной теме из окружающего ребёнка предметного мира, изучение которой параллельно осуществляется и в других видах деятельности. В соответствии с концентрическим принципом программное содержание в рамках одних и тех же тем углубляется и расширяется. Оптимизация содержания логопедических занятий обеспечивается их полизадачностью, когда параллельно реализуются и органично дополняют друг друга разные линии работы по коррекции тех или иных компонентов (фонетико-фонологического, лексико-семантического и синтаксического) речевой системы дошкольников, а также дефицитарно развитых психических функций.
Необходимым условием усиления коррекционной направленности занятий является одновременное воздействие информации на сенсорную и интеллектуальную сферу детей, воспитание у них интереса к слову и потребности в речи. В связи с этим от логопеда требуется умение чётко формулировать цели занятия, каждого его этапа, рационально сочетать словесные формы воздействия с наглядностью, чтобы дети были активны и заинтересованы, попеременно упражняли различные анализаторы: слуховой, зрительный, речедвигательный, тактильный. Опора на игру как ведущий вид деятельности дошкольников и обязательное включение разных видов игр и упражнений в логопедические занятия обеспечивают выраженный позитивный эффект в развитии психических процессов и преодолении речевых нарушений.
Систематическое использование дидактических игр и упражнений на развитие мышления и речи способствует реализации психолингвистического подхода, а также правильному употреблению в речи детей основных обобщающих понятий, осознанию значений таких инструкций как: «назови одним словом», «сравни», «в чём сходство?», «в чём отличие?», «что лишнее?», «почему?», «объясни».
Систематизации приобретаемых знаний в самом процессе обучения способствует применение приёма сравнения:
- найти сходство и различие между предметами (по форме, строению, цвету, материалу, запаху, вкусу и другим признакам);
- указать положение предмета в пространстве (впереди, слева, справа);
- состояние предмета (стоит, лежит…);
- временные признаки (вчерашний, сегодняшний, утренний…);
- количественные признаки (один, два, меньше, больше…);
- другие специфические признаки (полезный, вредный; домашний, дикий; съедобный, несъедобный…)
Французский философ Гельвеции писал: «Что такое ум сам по себе? Способность подмечать сходства и различия, соответствия и несоответствия, которые имеют между собой различные предметы». Сравнивать – значит указать на сходства и различия. Сравнение лежит в основе всех великих изобретений. Известно, что «парашютики» растений типа одуванчика натолкнули на мысль о создании парашюта. Идея конструкции висячего моста пришла в голову изобретателю, когда он наблюдал паутину. Создать форму крыла аэроплана помогло сравнение с крылом птицы.
Сравнивая, ребёнок не только познает мир, но и развивается умственно. Сначала надо хвалить ребёнка даже за попытку сравнить один предмет с другим. Ещё лучше, если он сможет подобрать действительно удачное сравнение. Задавайте ребёнку вопросы, побуждающие объяснять различие и сходство. Предлагайте ему самостоятельно искать объекты для сравнения. Прочтите стихи, которые знакомят с неожиданными сравнениями:
«На свете всё на всё похоже…» (Р. Сеф)
На свете всё на всё похоже:
Змея – на ремешок из кожи;
Луна – на круглый глаз огромный;
Журавль – на тощий кран подъёмный;
Кот полосатый – на пижаму;
Я – на тебя, а ты – на маму.
Современная логопедия обладает разнообразием книг и пособий, содержащих обширный дидактический материал на развитие всех компонентов речи и мышления: загадки, образные выражения, фразеологические обороты, пословицы,
сказки, рассказы со скрытым смыслом, упражнения на понимание текста с неполными словами, упражнения на понимание текста с деформированной фразой,
дидактические игры и упражнения типа: «Четвёртый лишний», «Фантазийка», «Небылицы» и т.д.
Традиционные формы коррекционного обучения могут быть рационально насыщены и дополнены специальными дидактическими средствами, обеспечивающими выраженный позитивный эффект в развитии психических процессов и преодолении речевых нарушений.
Каждый учитель-логопед вырабатывает свою позицию на основе научных данных, программ, педагогического опыта, используя свой личностный потенциал, благодаря которому традиционные логопедические занятия приобретают новизну.
Список используемой и рекомендуемой литературы:
1. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.
2. Ковшиков, В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности [Текст]: учебник для вузов/ В.А. Ковшиков, В.П. Петухов. - Астрель, 2007.- 318 с.
3. Логопедия [Текст]: учебник для педвузов / под редакцией Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Владос, 1999. – 680 с.
4. Микляева Н.В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Микляева. – М.: АЙРИС- ПРЕСС, 2007. – 96.
5. Ткаченко, Т. А. Логические упражнения для развития речи [Текст] / Т.А. Ткаченко. - М.: «Книголюб», 2005. – 56с.
6. Ткаченко, Т. А. Если дошкольник плохо говорит [Текст] / Т.А. Ткаченко. - СПб.: «Акцидент», 1998. – 112 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-технология по формированию логических приёмов мышления у дошкольников "От простого к сложному"
Здесь представлен план технология по формированию логических приёмов мышления у дошкольников "От простого к сложному" через игры математического содержания для детей от 1 года до 7 лет. Данный материа...
ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР.
Статья о формировании лексического сторя у детей с ОНР. Статья будет также интересна воспитателям. Она позволит интересно организовать работу по развитию лексического строя у детей....
Психолингвистический подход в формировании лексического запаса у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
Психолингвистический подход в формировании лексического запаса у детей с ОНР старшего дошкольного возраста...
План работы городской проблемно-методической площадки по теме «Современные подходы к формированию речи дошкольников» на 2019 – 2020 учебный год.
Образец составления плана проблемно-методической площадки в помощь воспитателю ДОУ....
«Психолингвистический подход к формированию речи и мышления у дошкольников логопедической группы»
Цель данной разработки теоретически обосновать продуктивность и целесообразность современного инновационного психолингвистиче...
гуманитарный методологический подход к развитию основ критического мышления старших дошкольников посредством инновационных технологий
статья описывает актуальность развития критического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Автор развернуто освещает целесообразность гуманитарного подхода в образовании, и, ссылаясь на личны...
«Играем – речь развиваем!» (игры для развития речи и мышления у дошкольников с задержкой психического развития)
Общение ребенка с родителями, с мамой и папой, очень важно. Это и обмен эмоциями, и содержательное времяпрепровождение. Для малыша игра с мамой или папой – радостный и комфортный способ познать ...