Статья по Логопедии
статья по логопедии (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Грудинина У.Н., учитель-логопед
ГБДОУ детский сад №43 Центрального района
Санкт-Петербурга
Использование мнемотехники при обучении детей
Речь — важнейший механизм интеллектуальной деятельности человека, который оказывает огромное влияние на все стороны жизни маленького человека. И к моменту поступления в школу малыш должен полностью владеть этим инструментом общения.
Из опыта работы мы знаем, что наибольшую трудность для детей представляет умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы; составлять собственные рассказы повествовательного, описательного и творческого характера. Эти трудности у нормально развивающихся детей зачастую связаны с непониманием смысловых звеньев рассказа, с трудностями запоминания логической последовательности повествования, с тем, что ребенка сбивают детали произведения, при этом ребенок, акцентируя внимание на деталях, забывает о главной цели – передать сюжет и быть понятым.
Поэтому педагогам необходимо целенаправленно и систематически учить детей по плану и образцу рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием, развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
Для успешного усвоения этих умений и навыков необходимо использовать облегчающие и активизирующие примы обучения. Одним из таких приемов, является использование мнемотехники и наглядного моделирования в развитии связной речи детей.
Мнемотехника – это в переводе с греческого - «искусство запоминания»; система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Моделирование - это прием, где используется применение схем. Модель- это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи - это их структура, содержание (свойства объектов при описании, взаимоотношения героев и развитие событий в повествовании), средства внутри текстовой связи.
Суть развития связной речи на основе использования мнемотехники и моделирования основывается на использовании мнемосхем/мнемотаблиц: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Из этих картинок выстраивается последовательная модель рассказа или пересказа. Где с помощью, специальных знаков и обозначений указывается взаимосвязь каждого отдельного слова/высказывания/предложения с предыдущим и/ или последующим. Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Прием использования мнемотаблиц /мнемосхем помогает детям логически мыслить (анализировать и систематизировать), логически строить свои высказывания, развивает умение образно и выразительно передавать свое отношение к объектам, развивает образное мышление (благодаря освоению техники кодирования любой информации), развивает все виды памяти (слуховую, зрительную, ассоциативную, словесно-логическую).
Высокая эффективность этого метода заключается в том, что он основан на наглядно-образном мышлении, которое является преобладающим у детей дошкольного возраста, и носит непроизвольный характер запоминания, основанный на эмоциях и интересе ребенка (дети легко могут пересказать увиденную рекламу или сюжет современного мультика, но с трудом воспроизводят стихотворные строки и пересказывают тексты, где требуется произвольное запоминание, с большей ориентацией на слух). Рассматривание предметов, картин помогает детям назвать предметы, характерные признаки, производимые с ними действия. Структура используемой модели помогает создать план высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный советский психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной программе, схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.
Мнемотехническое запоминание состоит из 4-х этапов:
Первый – кодирование информации в образы. Мы должны избрать для себя вид модели, который мы будем использовать. Подготовить схемы и символы кодирования информации. Какие могут быть виды кодирования: предметное (цветные картинки предметов или персонажей, фигурки предметов и персонажей, цветные картинки персонажей, выполняющий какое-то действие в сказке или рассказе, стихотворении, чистоговорке); графическое (зарисовка сюжета с помощью схематических рисунков); самый трудный вид – схематический (использование вместо картинок и зарисовок геометрических фигур разного размера и цвета), его используют с детьми более старшего возраста, имеющих опыт работы с предметно-графическим моделированием. Этот вид моделирования требует хорошего уровня развития памяти, мышления, воображения. Для детей старшего возраста рекомендуется подбирать и зарисовывать картинки в одном цвете (к примеру, черно-белые), чтобы дети не отвлекались на разглядывание и не сбивались на детали. Также педагог продумывает схему отображающую структуру рассказа/пересказа. Это может быть таблица, в графы которой потом выставляются картинки-символы, это могут быть отдельные квадраты, связанные стрелками (мномодорожки), или же круг разделенный на неравные части, отображающий части текста (начало, середина, конец). В одну из долей круга, соответствующую части текста выставляются картинки-символы.
На начальных этапах работы с моделированием нужно использовать больше символов и более подробные схемы, далее можно объединять несколько символов в один и, тем самым, сокращать количество символов (стимулируя память и мышление детей).Необходимо также подбирать максимально точные символы, доступные для понимания детям и сделать их яркими и достаточного размера, чтобы все дети могли видеть их на доске.
Второй – запоминание и соединение образов между собой, запоминание последовательности событий.
После избрания вида моделирования мы знакомим детей с отрабатываемым текстом (свободное прочтение без нацеливания на пересказ, с целью обеспечения свободного восприятия). Потом определяем структуру текста (начало, основная часть, конец) и знакомим детей со схемой, отображающей структуру текста. После чего, параллельно с прочтением частей текста, вводим в каждую часть образы-символы (героев/их действий) рассказа/стихотворения/сказки.
Далее проводится работа над пониманием текста: выявляются взаимосвязи событий и героев; последовательность и логика изложения. Для этого используются традиционные методы работы с текстом: вопросы по тексту; объяснение незнакомых слов; зачитывание отрывков текста (например, повторяющихся слов, песенок, диалогов); оценка поведения и характера героев; предположение как бы дети поступили на месте героя и/или, чтобы было, если бы герой поступил иначе или не сделал этого; впечатления детей от рассказа; определение и резюмирование смысла рассказа педагогом;
Текст прочитывается еще раз и дети по схеме определяют последовательность событий (расставляя символы в нужном порядке или соединяя их стрелками).
На этом, этапе желательно придерживаться следующих принципов:
- для привлечения внимания к тексту и к его лучшему восприятию прочтение педагогом текста должно быть ярко интонировано (нужно максимально точно передать голосом характер и настроение героев);
- вопросы по тексту должны быть заданы последовательно по содержанию текста;
- на начальном этапе работы с моделированием лучше подбирать: простые по объему и содержанию тексты или же хорошо знакомые ребенку (в которых четко выражен характер героев, понятны мотивы их поступков, есть четкая композиция с хорошо выраженной последовательностью событий); тексты с знакомыми героями; соответствующие возрасту ребенка; имеющие воспитательную ценность.
Третий – пересказ с опорой на схемы и символы. Нацеливаем детей на пересказ и еще раз читаем текст, одновременно, работая указкой по схеме. Организуем пересказ с опорой на модель: несколько детей могут рассказывать текст по частям или же по ролям. Для начала, пересказ может быть совместный, а потом самостоятельный.
Четвертый - воспроизведение мнемотаблицы и закрепление в памяти. После пересказа, рассказа, детей просят воссоздать таблицу педагога по памяти, основываясь на тексте, а на более поздних этапах составлять таблицу самому, отбирая или зарисовывая нужные символы.
Моделирование может использоваться также для:
- обогащения словарного запаса;
- обучения правильному построению предложений;
- развития диалогической речи;
- отгадывания и загадывания загадок;
- заучивания стихотворений, чистоговорок, скороговорок.
Какой план работы можно предложить педагогу для развития связной речи в старшей и подготовительной группе? На начальных этапах обучения (в начале учебного года) следует использовать более легкую форму связного высказывания - пересказ знакомых сказок. Постепенно (в середине учебного года), для усложнения пересказа, рекомендуется использовать небольшие незнакомые тексты и рассказы. Одновременно, детям предлагают придумать свои концовки к сказкам, рассказам, выразить свое отношение к героям. В конце изучения лексической темы, в течение всего учебного года, рекомендуется обучать детей рассказам – описаниям (например, по завершении лексической темы «Фрукты», можно провести занятие на тему: «Фрукт, который я люблю»). В середине учебного года педагог начинает обучать детей навыкам составления рассказа по серии сюжетных картинок, постепенно переходя к одной сюжетной картинке. К концу учебного года педагог предлагает воспитанникам попробовать себя в творческом составлении собственный рассказов по предложенной теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по логопедии "Взаимодействие логопеда и воспитателя при подготовке детей с ФФНР к обучению в школе"
Проблема готовности к школе актуальна всегда!!...
Статья по логопедии по теме:Неречевая симптоматика детей с сенсорной алалией
У детей с сенсорной алалией выявляются: неврологическая симптоматика, нарушения двигательной сферы, нарушения высших психических функций, трудности поведения....
Научная статья по логопедии "Средства развития мелкой моторики пальцев рук у детей с нарушением речи."
Развитие мелкой моторики у дошкольников с ОНР....
Статья "Роль логопеда в развитии речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития посредством формирования предметной деятельности"
Статья предназначена для педагогов работающих с детьми ранего возраста....
Статья по логопедии по теме: "Игровая технология в работе учителя-логопеда"
Статья по логопедии по теме: "Игровая технология в работе учителя-логопеда"...
Статья для педагогов и родителей на тему: «Первые шаги в устранении заикания у дошкольников». Автор статьи: Учитель-логопед высшей категории Перцева И. А.
Статья для педагогов и родителей на тему: «Первые шагив устранении за...
Статья по логопедии по теме: "Игровая технология в работе учителя-логопеда"
Статья по логопедии по теме:"Игровая технология в работе учителя-логопеда"...