Особенности работы при обучении рассказыванию детей с ОНР 3-4 ур.р.р.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Конюшкова Людмила Николаевна

Рассказ — самостоятельно составленное развернутое изложение какого-либо факта, события. Составление рассказа (по заданию) — более сложная деятельность, чем пересказ. Основной особенностью является систематизация материала, его изложение по заданному плану в определенной последовательности. По своей форме рассказы могут быть описательными или сюжетными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности работы при обучении рассказыванию детей с ОНР 3-4 ур.р.р.

Рассказ — самостоятельно составленное развернутое изложение какого-либо факта, события. Составление рассказа (по заданию) — более сложная деятельность, чем пересказ. Основной особенностью является систематизация материала, его изложение по заданному плану в определенной последовательности. По своей форме рассказы могут быть описательными или сюжетными.

Описание – это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления. Особенности описания можно определить как: точность определений, обстоятельств, лаконичность. Но все же необходимо присутствие элементов образности, для поддержания интереса и привлечения внимания детей.

Описательный рассказ имеет свою  строго определенную структуру, композицию, последовательность.

Предмет            характерные признаки            назначение и взаимосвязь частей           назначение предмета или действие с ним.

На начальном этапе обучения дети учатся составлять описание одного предмета по алгоритму, затем двух предметов с контрастными признаками, основанное на поэтапном сопоставлении их однозначных признаков.

Сюжетные рассказы - это передача событий, происходящих в определенной временной последовательности с каким-нибудь героем. Основная структура строится в несколько этапов: 1. Вступление – знакомство с героем, его характеристикой; 2. Завязка (сюжет), может включать в себя несколько взаимосвязанных между собой эпизода (причинно-следственные связи); 3. Развязка (окончание) – подведение итога, заключение.

Умением строить сюжетный рассказ по данной схеме ребенок овладевает не сразу, в начале детям даются задания: придумать только конец рассказа, описать лишь место действия, придумать диалог действующих лиц и т. д.

В практике работы вполне допустимо известное смешение видов рассказа в одном высказывании ребенка.

В программе по обучению рассказыванию виды рассказов расположены от простого к сложному. Для младшего возраста не предусмотрен отдельный раздел обучения рассказыванию, а лишь отмечается подготовительная работа. Детям предлагается воспроизводить сюжет в определенной последовательности, опираясь на вопросы, предметы связанные тематически с текстом. Могут рассказать о своих впечатлениях, или договаривают слова в предложении за воспитателем.

К пяти годам у детей появляется способность к монологической речи. В средней группе учат выразительно пересказывать рассказы и сказки, как хорошо известные детям, так и впервые прочитанные на занятии, а так же описывать предметы, называя их наиболее характерные признаки (по восприятию).

В старшей группе нужно закреплять и совершенствовать приобретенные умения, а так же учить более сложному – описывать предметы в сравнении, рассказывать о событиях и фактах из своего опыта (по памяти), составлять по картинкам  описательные и повествовательные рассказы как с опорой на восприятие (о нарисованном), так и с элементами творчества (по сюжетной картинке 3 квартал). В этой группе более высокие требования предъявляют к качеству рассказа. Важна связность и целенаправленность рассказа (не отступать от заданной воспитателем темы), его подробность (указывать место и время действия).

В подготовительной группе приступают к наиболее трудному разделу программы – придумыванию рассказов на сюжет, предложенный воспитателем (придумывать завязку, ход событий, развязку), а так же загадок.

Важно ориентировать детей на составление и пересказ небольших рассказов, уметь внимательно и доброжелательно слушать ответы товарищей, определять, насколько соответствуют эти ответы заданию.

В обучении рассказыванию  применяются специальные приемы, назначение которых – получить от ребенка связное высказывание, монолог (а не ответ жестом, словом, фразой). На первоначальном этапе занятия употребляются такие приемы, с помощью которых детям показывают примерный результат предстоящей им речевой деятельности (что от них требуется) и пути достижения этого результата (как это делается).

Приемы: образец рассказа – это краткое, живое описание какого- либо предмета или события, доступное детям.

Образец рассказа более других приемов облегчает процесс обучения, т.к. ребенку показывают результат, которого он должен достичь. Кроме того, образец определяет примерное содержание будущих рассказов детей, их объем и последовательность изложения, облегчает подбор словаря.

Применяется образец на первых ступенях обучения, а также в случаях постановки нового задания, чтобы помочь не умеющим рассказывать.

Образец рассказа могут повторить 1-2 ребенка, затрудняющихся в рассказывании. Однако не следует стремиться к дословному повторению образца, наоборот, надо поощрять элементы самостоятельности.

Как прямой обучающий прием образец рассказа используется чаще всего в начале занятия.

Разновидность этого приема – частичный образец. Он употребляется в процессе закрепления умения рассказывать, если детям трудно дается выполнение какого – либо задания, например придумывание начала повествования.

Детям нужно показать не только результат предстоящей им речевой деятельности, но и средства его достижения. Поэтому, как правило, образец употребляется в совокупности с другими приемами, которые его поясняют, не допускают механического копирования и ведут к самостоятельной работе творческой мысли. Можно предложить детям второй вариант рассказа – дублер образца, при сопоставлении которого с первым ярче выявятся общие закономерности построения повествования.

Осмысленному отбору речевых форм способствует такой прием, как разбор образца рассказа, который подводит к вычленению плана высказывания.

План рассказа – это 2 -3 основных вопроса (пункта), определяющих содержание и последовательность изложения. Обычно после одного-двух занятий с образцом рассказа план становится самостоятельным, ведущим приемом обучения.

С планом педагог знакомит детей после сообщения общей темы рассказов, а так же их характера. Надо ли добиваться строгого следования плану? В средней группе на первых занятиях можно не прерывать речь ребенка в случае отступления от плана. Однако впоследствии нужно постепенно начинать указывать детям на неполноту или непоследовательность рассказа, привлекать их к дополнению ответов друг друга.

В подготовительной к школе группе полезен такой дополнительный прием, как воспроизведение плана детьми (педагог,  не употребляя термин «план», предлагает всем про себя повторить, о чем и как они сейчас будут рассказывать, и вызывает 1-2 детей для ответа вслух.) План надо сообщать четко, отделяя смысловыми паузами один пункт от другого.

Чтобы облегчить детям составление рассказов по плану и заранее обогатить содержание их высказываний, используется  коллективный разбор плана. Этот прием употребляется большей частью на первых ступенях обучения детей придумыванию рассказов (придумывание по картине или на заданную тему).

Коллективное составление рассказа – своеобразный прием, в основном используемый на самых первых порах обучения творческому рассказыванию. Преимущество этого приема заключается в том, что в работе участвуют все дети. В процессе совместной деятельности они получают наглядное представление о том, что значит придумать рассказ, постепенно формируется их воображение. Но у этого приема есть недостаток: речевая деятельность дошкольников ограничена лишь составлением фраз, подбором слов, они мало упражняются в монологической речи. Поэтому употребление этого приема ограничено.

На некоторых занятиях можно использовать составление рассказа по частям. Этот прием облегчает задачу рассказчиков, т.к. уменьшается объем заданий. Благодаря ему, занятие становится разнообразней, интересней, а содержание рассказов полнее и глубже; кроме того удается спросить больше детей.

В комплексе приемов существенное место занимает указания относительно того, каким должен быть рассказ от начала до конца, менять голос, когда говорят разные герои и т.д. Указания могут быть адресованы всем детям, или одному ребенку.

При обучении некоторым видам рассказывания находит место такой прием, как окончание детьми рассказа, начатого воспитателем (по предложенному плану, а затем и без него).

Вопросы при обучении рассказыванию играют второстепенную роль. Их задают в основном после того, как рассказ бывает составлен, для уточнения или дополнения его. В процессе же рассказывания в случае какой-либо ошибки ребенка лучше пользоваться подсказом слова или предложения, исправлением допущенной ошибки, что менее нарушит связность рассказывания.

Оценка так же обучающий прием. Она применяется для того, чтобы дети подражали тому, что похвалил воспитатель, и избегали того, что он не одобрил. Оценка должна повлиять не только на ребенка, рассказ которого оценивается, но и на последующие рассказы других детей. Поэтому оценки, даваемые в конце занятия, по существу бесполезны; кроме того детям трудно удержать в памяти достоинства и недостатки всех прослушанных рассказов, следует так же учитывать, что к концу занятия они утомлены и не могут воспринимать указания воспитателя.

Итак, приемы обучения рассказыванию достаточно разнообразны. Старший воспитатель помогает педагогам выбрать для конкретного занятия комплекс ведущих и дополнительных приемов, руководствуясь уровнем умений детей, новизной и трудностью учебных задач.

Литература: А.М. Бородич. Методика развития речи детей. –М.: Просвещение, 1981. – 256с.

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: "Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста с недоразвитием речи".

Статья освещает методику работы по обучению рассказыванию с использованием графического плана детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. Статья адресована педагогам дошкольных учреждений и учите...

Особенности работы по обучению рассказыванию детей дошкольного возраста с ОНР

Методика работы по развитию связной речи дошкольников с ОНР освещена в ряде научных и научно-методических трудов по логопедии, таких как "Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим н...

Из опыта работы" Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста".

Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.      Не секрет, что из года в год растет число детей с различными речевыми  п...

Особенности и основные подходы к результативному решению проблемы обучении рассказыванию детей с общим недоразвитием речи

Умение составлять такие рассказы самостоятельно, соблюдая при этом все необходимые нормы (грамотность, структуру, целостность и пр.) есть по определению А. М. Леушиной, «высшее достижение речевого раз...

Особенности и основные подходы к результативному решению проблемы обучении рассказыванию детей с общим недоразвитием речи

Речь, как средство общения ребенка со взрослыми людьми, с которыми он непосредственно взаимодействует, лежит в основе всего его последующего вербального развития. От своевременного появления этой функ...

Рабочая программа «Особенности обучения рассказыванию детей среднего дошкольного возраста по методике Т. А. Ткаченко»

Цель программы –  развитие речи  у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.Задачи программы:- приобщать детей к русской национальной культуре;-развивать...

Методическая работа Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста

К. Д. Ушинский писал:«Учите ребёнка каким–нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучится,но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»....