Оптическая дисграфия: причины, профилактика и коррекция.
консультация по логопедии
Предварительный просмотр:
Оптическая дисграфия: причины, профилактика и коррекция.
В настоящее время с началом обучения в школе у многих детей вдруг обнаруживаются затруднения при обучении чтению и письму. Учащиеся оказываются «не в ладах» с русским языком, однако могут неплохо справляться с математикой, окружающим миром и другими предметами. Как правило, у этих детей обнаруживаются нарушения чтения и письма: дисграфия и дислексия.
Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса письма, что связано с какими – то отклонениями в нормальной деятельности тех или иных анализаторов, участвующих в процессе письма (речеслуховой, речезрительный, речедвигательный, двигательный анализаторы) или психических функций, обеспечивающих акт письма (память, внимание, мыслительные процессы, восприятие).
Сейчас очень часто у детей младшего школьного возраста встречается так называемая оптическая дисграфия. Она связана с недоразвитием оптико – пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.
Предпосылки для последующего нарушения письма можно заметить еще в дошкольном возрасте. В процессе рисования дети плохо ориентируются на листе бумаги, изображают несоразмерные по масштабу детали. Для них характерна плохая зрительная память, неразвитость мелкой моторики, неточность представлений о цвете и форме предметов. Дети могут путать вилку и ложку, фломастер и карандаш, правую и левую руку.
В процессе овладения письмом в начальной школе у детей выявляются весьма специфичные ошибки, связанные с трудностями усвоения графических символов.
1. Замены букв по начертанию
- недописывание элементов букв
- написание лишних элементов
2. Искажение и замены букв близких по начертанию в пространстве
- вверх- вниз
- вправо-влево «зеркальное написание»
Причины возникновения оптической дисграфии.
Причины, приводящие к оптической дисграфии, могут быть обусловлены органическим повреждением корковых зон головного мозга, участвующих в процессе письма, запаздыванием созревания этих систем мозга, нарушением их функционирования. Так же нарушение письма может быть связано с длительными соматическими заболеваниями детей в ранний период их развития и неблагоприятными внешними факторами: неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка в семье, недостаточность речевых контактов, неблагоприятная семейная обстановка.
Профилактика оптической дисграфии.
Профилактика оптической дисграфии должна начинаться задолго до начала школьного обучения. Она заключается в развитии у дошкольников зрительного восприятия, пространственных ориентировок, моторных навыков. Для выявления детей, входящих в группу риска по формированию оптической дисграфии, перед поступлением в школу необходима консультация логопеда.
Эффективность устранения оптической дисграфии зависит от комплексности подхода, учета всех механизмов нарушения. При правильно выстроенной работе ко времени перехода ребенка из начального звена школы в среднее ошибки исчезают или их количество заметно сокращается.
Коррекция оптической дисграфии.
Коррекционная работа включает следующие направления и проводиться может не только педагогом, но и родителем дома:
- Развитие зрительных функций (гностических, мнестических). Проводится работа над расширением объема зрительной памяти, уточнением цветов и формы предмета. Ребенка учат узнавать предметы по контуру, выделять наложенные друг на друга изображения. В дальнейшем акцент смещается на узнавание и дифференциацию сходных букв, соотнесение образа буквы с предметами.
Здесь можно использовать следующие игры и упражнения:
- Положите перед ребёнком 7-8 предметов. Попросите его отвернуться и в этот момент уберите один из них. Ребёнок должен угадать, какого предмета не стало.
- Положите перед ребёнком 6-7 картинок, ребёнок должен запомнить их. После этого смешайте картинки с другими 8-10 картинками. Ребёнок должен найти среди них те, которые он запомнил.
- Запомнить буквы, цифры или фигуры, а затем выбрать их среди других.
- Игра «Что изменилось?» Разложить 4-6 картинок, которые ребёнок должен запомнить. Поменять их расположение. Ребёнок должен сказать, что изменилось.
- Назови геометрические фигуры.
- Покажи, где высокое дерево, а где низкое?
- Назвать предметы, изображенные пунктиром.
- Назвать предметы, наложенные друг на друга.
- Назвать предметы, перечеркнутые различными линиями.
- Какими деталями отличаются рисунки?
- Чем похожи рисунки? (Сложи из счётных палочек предмет по образцу).
- Формирование пространственных представлений. У детей с оптической дисграфией необходимо развивать пространственную ориентацию в окружающей среде, на собственном теле, на тетрадном листе. В рамках данного направления работают над дифференциацией понятий «слева-справа», «вверху-внизу», «спереди-сзади». Анализируют взаимное расположение предметов, букв, цифр.
Здесь можно предложить такие задания:
- На понимание пространственных предлогов: положи ложку на кружку, под кружку, за кружку, перед кружкой, около кружки и т.д. И наоборот: возьми ложку за кружкой, перед кружкой и т. д.
- Я положила вилку справа от ножа. Сделай так же.
- Подними вверх правую руку (левую).
- Какой предмет находится справа от кресла?
- Развитие графомотрных навыков. На начальном этапе выполняют упражнения пальчиковой гимнастики, самомассаж и массаж кистей, ладоней, суджок-терапию. Для подготовки кисти к письму полезны игры с использованием мелких предметов, лепка, штриховка, обводка по контуру и трафарету, собирание мозаики и конструкторов. Затем переходят к графическим диктантам, отработке написания элементов букв.
- Формирование буквенного гнозиса. В рамках этого направления решается задача дифференциации букв, имеющих сходство по оптическим и кинетическим признакам. Учащиеся упражняются в конструировании букв, складывании букв из отдельных элементов, их узнавании на ощупь и пр. Доказанной эффективностью обладает корректурная проба Бурдона.
На заключительном этапе закрепляют связи между звуком и его графическим символом. Для тренировки используют различные письменные упражнения. Целесообразно приучать ребенка к письму с проговариванием сначала вслух, затем «про себя».
Одной из приоритетных задач логопедов и педагогов, а также родителей является своевременное выявление, профилактика и коррекция оптической дисграфии, что не позволит допустить перехода ошибок в среднее звено школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция и профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста.
1. Понятие оптической дисграфи. Механизм и этиология возникновения.2. Этапы коррекционной работы при оптической дисграфии3. Профилактика нарушений письменной речи.4. Список литературы....
Елена Мазанова "Учусь не путать буквы. Альбом 1. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии"
Альбом упражнений № 1 входит в комплект пособий по преодолению оптической формы дисграфии у детей младшего школьного возраста. Использование в работе материалов пособий комплекта позволит учителю-лого...
Упражнения попрофилактике и коррекции оптической дисграфии (развитие зрительного и буквенного гнозиса)
Презентация может использоваться на логопедических занятиях по устранению оптической дисграфии. Упражнения направлены на развитие зрительных представлений и восприятия, буквеного гнозиса, и могут испо...
Городской семинар для педагогов "Ранняя профилактика и способы коррекции оптической дисграфии в дошкольном возрасте"
Городской семинар "Ранняя профилактика и способы коррекции оптической дисграфии в дошкольном возрасте"...
Агрессивное поведение дошкольников: причины, профилактика и коррекция.
Причины агрессивного поведение дошкольников и пути их коррекции...
Статья "Причины, профилактика и коррекция поведения «трудного» ребёнка".
В статье рассказывается о деструктивном поведении ребёнка, о причинах такого поведения. Приведены примеры такого поведения. Предложены пути решения этих проблем....
Памятка для родителей "Дисграфия. Виды. Профилактика и коррекция"
Памятка для родителей содержит описание термина дисграфии, а также краткую характеристику видов дисграфий и способы их коррекции....