Дифференциации звуков [C]-[Cь]. Занятие по обучению грамоте с детьми старшего возраста с ОНР.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Дифференциация звуков [С]-[Сь] на уровне слога, слова, предложения. Закрепление звукового анализа слогов, слов, определении позиции звука в словах, выкладывании схемы предлоения из 3 слов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Красноярский край, г. Зеленогорск
МБДОУ д/с № 17 «Здоровячок»
Учитель – логопед Чекурина Елена Анатольевна
Дифференциации звуков [C]-[Cь]. Занятие по обучению грамоте с детьми старшего возраста. (итоговое занятие)
Задачи:
- Закрепить знания детей по дифференциации звуков [C]-[Cь] в слогах, словах, предложениях;
- Закрепить звуковой анализ слогов, слов, определение позиции звуков в словах;
- Деление слов на слоги, определение ударного звука, слога;
- Закрепить навыки составления предложения из трёх слов, выкладывания схемы
- Развивать память, внимание, мышление.
Оборудование: Незнайка, артикуляция звуков [C] и [Cь], символы звуков (по Ткаченко Т.А., индивидуальные предметные картинки, зеркала, инд. шкатулки с раздаточным материалом, бусы.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Дети заходят в кабинет, их встречает грустный Незнайка, который не может выполнить задание Знайки.
Назвать лишнее слово: (взрослый зачитывает по 4 слова, дети называют лишнее и говорят, почему оно лишнее)
КУКЛА, МАШИНКА, МЯЧИК, СТУЛ
АПЕЛЬСИН, ЯБЛОКО, БАНАН, СЕМЬ
СОВА, ПЕТУХ, КУРИЦА, УТКА
ЛАСТОЧКА, ГРАЧ, СКВОРЕЦ, СИНИЦА
Незнайка: Ребята, а кто может повторить мне все лишние слова, а то я не запомнил ?
Дети: СТУЛ, СЕМЬ, СОВА, СИНИЦА.
Логопед: Ребята, а какие звуки, чаще всех слышатся в этих словах?
Давайте Незнайку познакомим с этими звуками,
- Повторение пройденного.
- Длительное произнесение звука[C] (качаем насосом)
- Рассмотрели артикуляцию; обратили внимание на холодную выдыхаемую воздушную струю.
- Рассказали артикуляцию
- Дали характеристику звуку[C]
- А какой маленький братец есть у звука [C]? (ответ детей)
- Длительное произношение звука[Cь]? (качаем насосом)
- Рассмотрели артикуляцию; обратили внимание на холодную выдыхаемую воздушную струю.
- Рассказали артикуляцию
- Дали характеристику звуку.
Незнайка. Ребята, а эти звуки мне кажется похожи! А чем они похожи?
Дети: Эти звуки оба согласные и глухие.
Логопед: Но Незнайка, они не только похожи, но и имеют отличия. Ребята, расскажите, Чем отличается звук [C] от звука [Cь] ?
Дети: Они отличаются артикуляцией, когда произносим звук [Cь]- губы сильнее растягиваются в улыбке. А еще звук [C]- согласный, твердый. А звук [Cь] – согласный, мягкий.
- Помочь выбрать картинки Незнайке со звуком [Cь].
Незнайка: Ой, ребята, как много вы знаете! Молодцы! А может, и следующее задание вы мне поможете выполнить? (ответы детей)
Незнайка: Отлично, очень рад!!! Я очень хочу отправить подарки моим друзьям из Солнечного города. Но каждая картинка – подарок должна ехать в определенном вагоне поезда и как их рассадить, я не знаю…
Логопед: Незнайка, да, ты прав, у каждой картинки есть свой вагон. И ребята сейчас рассадят картинки правильно. Но, без билетов никто не может поехать, поэтому, определив вагон для картинки, ребята еще и купят билет.
На доске изображение поезда с вагончиками. На каждом вагончике схема позиции звука в слове. Каждый ребенок по очереди подходит и прикрепляет картинку к вагончику в зависимости от позиции звука в слове. Билет «покупает» отхлапывая слоги в слове. Сколько слогов, столько и стоит билет).
Незнайка: спасибо вам, ребята! Очень рад, что скоро подарочки получат мои друзья.
- Физминутка + пальчиковая гимнастика.
Незнайка: Ребята, я тут с нашими звуками стишок придумал, выходите в кружок
Мы со звуком С играем сжимаем все пальчики
С-С-С мы повторяем на звук С- разжимать по очереди 3 пальца,
начиная с большого. Затем опять
сжимаем и разжимаем пальцы
Произносим С в слогах Пожимать руки
Произносим С в словах
Са-са-са-ананас хлопки в ладоши на каждый слог
Co-co-cо-абрикос хлопки в ладоши на каждый слог
- Звуко - слоговой анализ слов.
Незнайка: Ребята, я для своей подружки Кнопочки купил БУСЫ (показывает настоящие бусы). И в этом слове, я слышу ваш любимый звук [C]? (Ответ детей)
Логопед: Незнайка, очень красивые бусы. А хочешь, тебя дети научат играть в игру «Шифровальщики»? И зашифруют слово БУСЫ?
Незнайка: Ой, я такого не знаю, конечно хочу. Я люблю играть и что – нибудь зашифровывать!!!!
Дети самостоятельно выполняют звуковой анализ слова. Каждый индивидуально. Затем отвечают на вопросы логопеда, рассказывая, где и под каким квадратиком спрятался тот или иной звук.
Логопед:
- Покажите и назовите Незнайке все согласные твердые звуки в слове;
- Гласные звуки;
- Разделите слово на слоги;
- Назовите ударный звук;
- Назовите ударный слог.
- Составление предложения. Выкладывание схемы предложения.
Логопед: Ребята, а давайте со словами Незнайка и БУСЫ вы придумаете предложения состоящие из 3 слов? Сможете? (ответы детей)
Незнайка: Предложения??? А что это такое??
Ответы детей о том, что такое предложение.
Дальше дети каждый индивидуально придумывает свое предложение из трёх слов используя слова Незнайка, бусы.
Логопед:
- Сколько слов в нашем предложении? (дети на пальцах обозначают проговаривая каждое слово)
- Выложите схему предложения. Дети выкладывают схемы на столе.
- Обозначить слова со звуками [C] и [Cь] в предложении соответствующими буквами.
Незнайка благодарит детей за помощь и интересные игры.
VII. Итог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Звук [р]» (конспект занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе)
Закрепление произношения звука[р]. Активизация словаря по теме "Профессии"....
Конспект занятия по безопасности с детьми старшего возраста «Уроки безопасности с тётушкой совой»
Цель: Обучать детей правильному, безопасному поведению; развивать чувство осторожности, смелость и находчивость при появлении опасности....
Конспект занятия по ФЦКМ с детьми старшего возраста "Как звери к зиме готовятся"
Занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи. Обобщение материала по теме "Дикие животные"...
Конспект занятия учителя-логопеда с детьми старшего возраста «В гости к нам идёт Весна!»
Конспект интегрированной деятельности учителя - логопеда и музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста (с использованием информационных компьютерных и здоровьесберегающ...
Конспект интегрированного занятия по экологии с детьми старшего возраста «Путешествие в сказочный лес»
Конспект интегрированного занятия по экологиис детьми старшего возраста«Путешествие в сказочный лес»...
Дистанционное занятие по аппликации с детьми старшего возраста.
Дистанционное занятие по аппликации. Тема: "Скворечник". МКДОУ №420, воспитатель Шухарт Елена Николаевна...
Звук У. Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе для детей с ТНР
Конспект по развитию речи в старшей группе "Звук У"...