Если малыш не говорит
статья по логопедии (младшая группа)

Статья-консультация для родителей неговорящего ребенка. Какие действия, какие игры, что может подтолкнуть речь ребенка и поможет ему скорее заговорить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esli_malysh_ne_govorit-_statya.docx100.8 КБ

Предварительный просмотр:

Если малыш не говорит

            

Если ваш малыш не спешит  порадовать родителей первыми словами, паниковать не стоит. Всему свое время, но при условии, что для правильного развития речи делается все возможное. Чаще всего за малышом ходят толпы родственников, упрашивая повторить то или иное слово.

Речевая среда

Для того чтобы ребенок начал говорить, в первую очередь ему нужны собеседники и связь между словами и окружающими его предметами. Конечно, если ребенок хотя бы изредка будет устанавливать такую связь, когда его моют, собирают на прогулку, рано или поздно он начнет повторять какие-то слова. Но для того, чтобы этот радостный момент наступил своевременно лучше всего с рождения малыша  проговаривать все свои действия и называть окружающие его предметы, переспрашивая ребенка, улыбаясь и дожидаясь реакции малыша, гуления и мимического контакта. Запрет логопедов на неразборчивую кашу из умилительного сюсюканья вполне оправдан, но не стоит путать с ним «бэби-токинг» − особо интонированную эмоционально окрашенную речь взрослого, которую легче воспринимает кроха. Также многие специалисты по развитию речи советуют активно использовать звукоподражательные слова, не стоит этого стесняться, ведь все эти классические «бип-бип» и «топ-топ»  легче повторить. 

Потешки и частушки

Неслучайно народные потешки и игры для самых маленьких содержат четкую ритмическую структуру и повторяющиеся короткие слоги.  Они напоминают первые облегченные слова годовалых детей и легче воспроизводятся и улавливаются благодаря сочетанию с тактильным контактом и узнаваемым ритмом. Можно использовать как опыт нянюшек и мамушек, так и самостоятельно придумывать игры, когда нужно повторять короткие цепочки слогов: «ду-ду-ду», «бам-бам», «гули-гули». Например, для развития речи можно устроить игру-инсценировку потешки «Пастушок»:

Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»
А коровки в лад ему
Затянули: «Му-му-му!»
по очереди изображая то рожок пастушка, то коровок. Пусть сначала малыш будет просто смеяться и слушать, но вскоре ему захочется ответить за коровок. Можно использовать фигурки пастушка и коров, разыграть потешку как сценку.

Поиграем, поболтаем

Недостаточно простого взаимодействия с предметами для того, что ребенок начал их вербально обозначать. Ему нужен «гид»− взрослый, который в игровой форме будет исподволь закреплять связь между той или иной вещью и словом. Можно поиграть в «Волшебный мешочек», учась повторять звукоподражательные слова. В маленьком мешочке прячутся разные звери. Доставая каждую игрушку, нужно погладить ее, и выразительно спросить: «Кто это?» Затем назвать животное, погладить и издать звук, поздороваться с малышом. Предложить помяукать как котик или помочь поздороваться  лягушонку. А с ребенком, уже сделавшим первые успехи, можно поиграть в сказку «Как пароходик разучился гудеть», заменив пароходик машинкой, паровозиком. По очереди «забывчивый» персонаж встречает разных зверей, а ребенок вместе с мамой напоминает в конце, как надо гудеть или сигналить.

Развитие слуха

Правильная и бойкая речь невозможна без хорошо развитого слуха и чувства ритма. Хорошо тренирует слух, например, различные варианты игры в «угадайку», в один из коробков прячется горошина, и малыш должен угадать, где она лежит по звуку. Затем задачу можно усложнить, поместив в одну баночку от витаминов скрепки, в другую соль, в третью стеклянные шарики. Также можно поиграть в «Угадайку». На прогулке закрыть глаза и называть, а затем пытаться изобразить, все, что услышишь вокруг.

Диалог

Для того, чтобы возникла потребность что-либо сообщить миру, нужно, чтобы возникали ситуации, когда использовать уместно только слова. Конечно, сознательно «глохнуть» и изображать иностранца не стоит - малыш может попросту испугаться, но нужно обратить внимание, не слишком ли большую часть коммуникации взяли на себя мимика и жесты. Нужно постоянно приглашать ребенка к диалогу, подчеркивая его успехи: «Как ты красиво сказал, хорошо попросил, так я сразу поняла, что тебе нужно». Можно поиграть в дрессировку игрушечного щенка, отдавая ему команды или в отправку автобуса, который едет только, если ему сказать «Поехали!». Для деток старше полутора лет интересно будет записать себя на аудионоситель или специальную игрушку, которая записывает все, что малыш говорит, а потом воспроизводит.

Пальчики помогут заговорить

Массаж, пальчиковая гимнастика, игры с крупой или бусинами тренируют пальчики, а значит речевые центры, то есть способствуют развитию речи. Очень хорошо помогают совершенствовать речь пальчиковые игры. Повторение ритмичных движений в сочетании с простым текстом поможет ребенку научиться повторять слова и получать от этого удовольствие. Причем начать можно с совсем простых игр,  «делать дождик» всеми пальчиками по маминой ладошке или пальчиковыми красками на бумаге, приговаривая «кап-кап-кап» или «сыпать» зернышки курочке, играть в прятки, приговаривая: «Ку-ку. Где Миша? Вот Миша».

Тренируем язычок

Можно устроить зарядку для губ и язычка. Пусть он выйдет погулять, посмотрит направо, налево, облизнет губы.  А ротик может улыбаться, опускать уголки вниз, широко открываться. Акцент на этих важных органах речи поможет избежать трудностей с артикуляцией.

И играем, и говорим

Хорошо использовать также развивающие игрушки, сочетающие в себе и тренажер для развития мелкой моторики, и фигурки для развития речи.

Так конструктор "Репка" - представляет собой набор деревянных фигурок,

позволяющих инсценировать сказку "Репка". Фигурки могут быть использованы и для других сюжетно-ролевых игр. Игра помогает стимулировать активную речь ребенка, способствует развитию фантазии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что делать, если малыш не говорит?

Полезные советы родителям, имеющих детей в возрасте 2 - 3 лет, с проблемами развития речи при нормальном слухе и нормальном развитии двигательной сферы...

Если малыш не говорит.

Если малыш не говорит....

Если малыш не говорит.

Консультация для родителей....

Если малыш плохо говорит

Консультация для родителей...

Консультация для родителей:"Если малыш не говорит".

Этот материал полезен для учителей-логопедов,родителей детей с нарушением речи....

Если малыш не говорит

Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов.Особенно продуктивным и в...