Речевое обследование детей.
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Цель речевого обследования - получить информацию об уровне речевого развития ребенка. Методы обследования позволяют выявить нарушения не только в речевом развитии, но и охватывают психические процессы, общую и мелкую моторку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Речевая карта (средняя группа).
Фамилия, имя ребёнка -
Дата рождения - Группа -
Родители: Мать -
Отец -
Заключения специалистов:
Отоларинголог - Офтальмолог -
Невролог - Психиатр -
Анамнестические данные:__________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
ОБСЛЕДОВАНИЕ
I.Общее развитие ребёнка
1.Как тебя зовут? Сколько тебе лет?
Есть ли брат или сестра? Какие есть игрушки?
2.Определение последовательности действия.
3.Счёт прямой и обратный
Сколько больше 3 или 5? Сколько у тебя глаз? А у меня?
Сколько у тебя пальцев на руке? Сколько лап у кошки? А у курицы?
Сколько предметов на картинке? Было 4 яблока, 3 съели, сколько осталось?
4.Знание геометрических фигур:
Круг Прямоугольник
Квадрат Треугольник Овал
5.Цвета: Основные Оттеночные
6.Временные и пространственные представления
Времена года Дни недели
Части суток По сторонам
7Логическое мышление
8.Конструктивная деятельность
9. Общее звучание речи:
Темп ______________________________ Голос_________________________________
Разборчивость _____________________ Дыхание _______________________________
II.Строение артикуляционного аппарата
Губы Язык Твёрдое нёбо
Зубы П/связка Мягкое нёбо Прикус
III.Звукопроизношение_____________________________________________________
__________________________________________________________________________
IV.Выделение звука
а/ из ряда других б/ из слогов в/ из слов
Различение слогов с оппозиционными звуками:
п – б т – д к – г с – з ш – ж ф – в
Анализ звукового состава слова
а/ выделение ударного гласного: Алик Оля Утка
б/ согласного из начала слова: шар сон лук город крыша
в/ выделение конечного ударного гласного: мука шарф
V. Слоговая структура слова
Односложные: дом мак кит
Двусложные с открытым, закрытым слогом: рука пиджак
Трёхсложные: собака машина
Слова со стеч. согл. в нач., сер., конце слова: стакан стол лампочка лифт
Сложные слова: велосипед дерево строительство стадион
Грамматический строй речи
VI.Словоизменение:
Сущ.ед.и мн.ч.уменьшит.формы: стол рука дерево корова ухо
Употребление предлогов Р.п.мн.ч.(чего много в лесу?):
Словообразование: Образование прилагательных:
из дерева__________________________
из стекла __________________________
из железа _________________________
из шерсти ________________________
из бумаги _________________________
из пластмассы ____________________
VII.Словарь
Обобщающее слово и перечисление:
игрушки овощи фрукты
одежда обувь посуда
дом.животные дик.животные дом. и дикие птицы насекомые
Название детёнышей птиц и животных у:
кошки собаки коровы курицы лошади утки
Назвать действия по картинке:
скачет моет рисует летит стучит учит
Слова-антонимы:
холодный большой длинный чистый твёрдый поднимает
VIII. Связная речь
Разговорно-описательная речь________________________________________________
Составление рассказа по серии сюжетных картинок______________________________
__________________________________________________________________________
Составление рассказа по картинке_____________________________________________
__________________________________________________________________________
Речевое заключение:
Рекомендовано:
Учитель-логопед: Подпись: Дата:
Речевая карта (старшая группа).
Дата обследования _________________________________________________________
Ф.И. ребенка ______________________________________________________________
Возраст___________________________________________________________________
Дата рождения - Группа -
Родители: Мать -
Отец -
Заключения специалистов:
Отоларинголог - Офтальмолог -
Невролог - Психиатр -
Анамнестические данные:__________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
ОБСЛЕДОВАНИЕ
I. Обследование активной речи
1. Беседа: Как тебя зовут? ___________________ Фамилия________________________
А знаешь ли ты свой день рождения?__________________________________________
Знаешь ли ты свой домашний адрес?___________________________________________
Знаешь ли ты, в каком городе мы живем?_______________________________________
Сколько тебе лет?___________________________________________________________
Есть ли брат или сестра? Какие есть игрушки?
2.Определение последовательности действия
3. Счёт прямой и обратный
Сколько больше 3 или 5? Сколько у тебя глаз? А у меня?
Сколько у тебя пальцев на руке? Сколько лап у кошки? А у курицы?
Сколько предметов на картинке? Было 4 яблока, 3 съели, сколько осталось?
4.Знание геометрических фигур:
Круг Прямоугольник
Квадрат Треугольник Овал
5.Цвета: Основные Оттеночные
6.Временные и пространственные представления
Времена года Дни недели
Части суток По сторонам
7.Логическое мышление
8.Конструктивная деятельность
9. Общее звучание речи:
Темп ______________________________ Голос__________________________________
Разборчивость _____________________ Дыхание ________________________________
II.Обследование артикуляционного аппарата
Строение артикуляционного аппарата:
Губы_____________________________ Зубы ___________________________________
Прикус __________________________ Язык ___________________________________
Подъяз.связка ___________________ Тв. и мягк. нёбо ____________________________
Подвижность артикуляционного аппарата: _____________________________________
III. Звукопроизношение: ____________________________________________________
__________________________________________________________________________
IV. Обследование грамматического строя речи.
Словоизменение.
Категория мн.ч. сущ. (вим.п., р.п.)
Шар ___________________Мяч_______________________Глаз ___________________
Дерево _________________Дом ________________
Категория падежа сущ. (в ед.ч.):
Без чего стол (петух, машина)? ______________________________________________
Кому девочка дает корм? ___________________________________________________
Кого нарисовал мальчик? ___________________________________________________
Предложно-падежные конструкции
Кот идет к дому - ________Кот в доме ______________Кот на крыше ______________
Словообразование.
Образование названий детёнышей животных:
У лисы ___________________ У медведя ______________У зайца _________________
У волка _____________ ______У ежа ______________________
Образование относительных прилагательных:
Стол из дерева - _________________________Мяч из резины ______________________
Кораблик из бумаги ______________________Сок из апельсинов __________________
Шуба из меха _____________________________________________________________
Образование сущ. с уменьш.-ласкат. суфф-ми:
Стол ________________________________Кукла ________________________________
Стул ________________________________Ковать _______________________________
V. Состояние активного словаря.
1. Обобщающие понятия.
Фрукты _____________ Овощи __________________ Обувь _______________________
Мебель _____________ Ягоды ___________________ Грибы ______________________
Части тела ___________Птицы ___________________ Одежда ____________________
Дикие животные _________________ Домашние животные _______________________
Насекомые ____________________
2. Словарь действий.
Что делает:
Врач ___________________ Учитель __________________ Повар __________________
Продавец _______________ Певец ____________________ Водитель _______________
Кто как голос подает?
Собака _______________ Корова __________________ Кошка _____________________
Петух ________________ Свинья _____________________________________________
Кто как передвигается?
Птица ______________________________ Черепаха ______________________________
Лягушка ____________________________ Рыба _________________________________
3. Словарь признаков
Скажи наоборот:
Мокрый _________________Грустный ________________Холодный _______________ Твердый _________________Добрый ________________________
VI. Слоговая структура
Повторение предложений.
Золотые рыбки плавают в аквариуме.
Фотограф фотографирует детей.
VII.Сформированность фонематического слуха.
- Повторить слоги:
Да – та – да Та – та – да
Па – ка – ка Па – ба – па
- Хлопни в ладоши на звук:
«С» - С, А, М, С, З, С, Ц, Ш, С
«Ш» - Ш, Н, Р, Ш, Щ, Ч, Ш, Ж
VIII. Звуковой анализ.
Назови звук в начале слова: Аист _______________ Волк ________________
IХ. Обследование связной речи.
Рассказ по сюжетной картинке ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пересказ
Запасливый ёж.
В лесу жил ёж. Ночью он приходил в сад. В саду он находил яблоки. Яблоки он накалывал на иголки. Ёж относил яблоки в свою нору. Так он заготавливал корм на зиму.
Речевое заключение:
Рекомендовано:
Учитель-логопед: Подпись: Дата:
Речевая карта (подготовительная группа).
Дата обследования ______________________________________________________
Ф.И. ребенка ___________________________________________________________
Возраст на момент обследования__________________________________________
Дата рождения - Группа -
Родители: Мать -
Отец -
Заключения специалистов:
Отоларинголог - Офтальмолог -
Невролог - Психиатр -
Анамнестические данные:_______________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
ОБСЛЕДОВАНИЕ
I. Обследование активной речи
1. Беседа: Как тебя зовут? Имя_______________Фамилия_____________________
Когда у тебя день рождения?_________________________________________
Назови домашний адрес?________________________________________
Знаешь ли ты, в каком городе мы живем?____________________________________
2.Определение последовательности действия
3.Счёт прямой и обратный
Сколько больше 3 или 5? Сколько у тебя глаз? А у меня?
Сколько у тебя пальцев на руке? Сколько лап у кошки? А у курицы?
Сколько предметов на картинке? Было 4 яблока, 3 съели, сколько осталось?
4.Знание геометрических фигур:
Круг Прямоугольник
Квадрат Треугольник Овал
5.Цвета: Основные Оттеночные
6.Временные и пространственные представления
Времена года Дни недели
Части суток По сторонам
7Логическое мышление
8.Конструктивная деятельность
9. Общее звучание речи:
Темп ______________________________ Голос__________________________________
Разборчивость _____________________ Дыхание ________________________________
II.Обследование артикуляционного аппарата
Строение артикуляционного аппарата:
Губы_____________________________ Зубы ___________________________________
Прикус __________________________ Язык __________________________________
Подъяз.связка ___________________ Тв. и мягк. нёбо ___________________________
Подвижность артикуляционного аппарата: _____________________________________
III. Звукопроизношение: __________________________________________________________________________
IV. Обследование грамматического строя речи.
Словоизменение.
Категория мн.ч. сущ. (вим.п., р.п.)
стол _____________________________лист_____________________________________
ухо______________________________перо_____________________________________
Категория падежа сущ. в ед.ч. (без картинок):
Р.п. Чего много в лесу? ______________________________________________________
Откуда осенью падают листья________________________________________________
Д.п.Кому нужна удочка?____________________________________________________
К кому ты любишь ходить в гости?____________________________________________
В.п. Кого ты видел в зоопарке? В цирке?_______________________________________
Т.п. Чем подметают?________________________________________________________
Чем рисуют? __________________________________________________________
П.п. На чем катаются дети?__________________________________________________
Предложно-падежные конструкции:
Где находится божья коровка?
Под коробком__________________
Между коробками______________
Перед коробком________________
На коробке________________________
За коробком______________________
В коробке
Откуда выглядывает?
Из-под коробка_________________ Из – за коробка_________________________
Согласование сущ. с числит.
Сколько предметов на каждом рисунке?
Цыпленок______________Матрешка___________Ведро__________________________
Словообразование.
Образование названий детёнышей животных:
У кошки_______________________
У собаки______________________
У медведицы___________________
У коровы_________________________
У лошади_________________________
У волчицы________________________
Образование относительных прилагательных:
Ложка из дерева - деревянная________________________________________________
Аквариум из стекла_________________________________________________________
Перчатки из кожи___________________________________________________________
Сапоги из резины ___________________________________________________________
Шуба из меха ______________________________________________________________
Образование притяжательных прилагательных (Чей хвост?Чья голова)?:
Лиса__________________________
Волк__________________________
Медведь_______________________
Кошка____________________________
Заяц______________________________
Образование сущ. с уменьш.-ласкат. суфф-ми:
Дерево________________________
Окно _________________________
Ящик _________________________
Зеркало___________________________
Платье____________________________
Звезда_____________________________
Образование глаголов с помощью приставок:
Наливает______________________
Выливает______________________
Переливает________________________
Поливает__________________________
V. Состояние активного словаря.
1. Обобщающие понятия.
Фрукты ___________
Овощи____________
Обувь_____________
Мебель____________
Ягоды ____________
Грибы ____________
Части тела_________
Птицы_____________
Рыбы______________
Одежда____________
Головные уборы____
Дик.животные _____
Дом животные______
Насекомые ________
Транспорт_________
Инструменты_______
Школьные принадлежности____
Профессии___________
2. Словарь действий (по картинкам).
Что делает:
Портниха ____________Продавец ______________Художник _____________________
Летчик ______________ Почтальон____________________________________________
Слова – антонимы (по картинкам).
Скажи наоборот.
Большой___________
Высокий___________
Длинный__________
Кислый___________
Широкий__________
Плачет____________
Поднимается_______
Открывает________
Прилетела_________
Выходит___________
VI. Слоговая структура
Велосипедист едет на велосипеде.__________________________________________
Мотоциклист едет на мотоцикле._____________________________________________
Лариса смотрит телевизор.___________________________________________________
На перекрестке стоит регулировщик.__________________________________________
Экскурсовод проводит экскурсию.____________________________________________
VII.Сформированность фонематического слуха.
- Повторить слоги:
да – та – да та – та – да ба-па-ба
па – ка – ка ка – па – па са-ца-ца
ма-на-на
- Хлопни в ладоши на звук:
«С» - С, А, М, С, З, С, Ц, Ш, С
«Ш» - Ш, Н, Р, Ш, Щ, Ч, Ш, Ж
«Ч» - Ч,И,Ц,Щ,Ч,Ш,Ть,Ч
VIII. Звуковой анализ.
Сколько звуков в слове?Назови их по порядку.
Мак
Шапка
Волк
Выделение начального звука в слове:
Мак
Осы
Трава
Утка
Иголка
Выделение конечного звука в слове.
Какой звук ты слышишь в конце слова?
Дом
Коса
Лук
Перо
Палец
Маки
Определение места звука в слове:
Где находится звук «М» в словах (в начале, в конце или в середине)?
Мак
Сумка
Дом
Муха
Сом
Лимон
IХ. Обследование связной речи.
Рассказ по сюжетной картинке ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рассказ по серии картинок__________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пересказ.
Жили-были два брата: заяц и зайчишка. Однажды, когда наступила весна, и стало совсем тепло, пошли зайчата погулять на полянку и… увидели лису. Один из зайчат испугался и помчался домой. Это был трусливый зайчишка! А храбрый заяц крикнул: «Не бойся, я смогу защитить тебя!» Лисе он сказал: «Прочь от сюда, рыжая, а то охотника вызову!» Лиса испугалась и попятилась назад в лес. А смелый заяц пошел домой. Дома мама похвалила храбреца, поцеловала его, а затем рассказала зайчатам сказку и они уснули.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Речевое заключение:
Рекомендовано:
Учитель-логопед: Подпись: Дата:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностический материал речевого обследования детей дошкольного возраста
1. Методика Ф. Г. Даскаловой.Для проверки понятий значения слова детям предлагаются задания на определение – "Что такое…?" и "Что значит слово?" При диагностике используется специальный тест-словарь, ...
Речевая карта для обследования речевого развития детей 5-6 лет
В материале представлена речевая карта для обследования, а также картинный материал к заданиям. Я думаю, что данная разработка поможет логопедам в работе....
Речевая карта для обследования речевого развития детей 5-7 лет
Обследование речи детей 5-7 лет...
Использование "Методики автоматизированного логопедического обследования детей 4-8 лет (студия "ВиЭль") для эффективной диагностики речевого развития детей с ТНР
Из опыта работы учителя-логопеда по применению на практике компьютерной программы "Логопедическое обследование" (В.М. Акименко) при диагностике речевого развития детей с ТНР в группе к...
«Логопедическое обследование детей группы с ФФНР» (по методикам Н. В. Нищевой «Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4-7 лет)» и Г.А. Волковой «Методика обследования нарушений речи у детей»).
Всем известно, что эффективность коррекционной работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена логопедическая диагностика. Своевременное выявление нарушен...
Протоколы речевого обследования детей
Протоколы речевого обследования детей 2-3, 3-4 и 6-7 лет (сопровождение общеобразвательных групп)...
Критерии речевого обследования детей по методике О.С. Ушаковой средняя группа
Методика составлена на основе «Методики выявления уровня речевого развития»...