Речевое обследование детей.
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Цель речевого обследования - получить информацию об уровне речевого развития ребенка. Методы обследования позволяют выявить нарушения не только в речевом развитии, но и охватывают психические процессы, общую и мелкую моторку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевая карта (средняя группа).

Фамилия, имя ребёнка -                                          

Дата рождения -                                               Группа -

Родители:  Мать -

Отец -

Заключения специалистов:

Отоларинголог -                                                Офтальмолог -

Невролог -                                                          Психиатр -

Анамнестические данные:__________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

ОБСЛЕДОВАНИЕ

I.Общее развитие ребёнка

1.Как тебя зовут?                                                        Сколько тебе лет?

Есть ли брат или сестра?                                        Какие есть игрушки?

2.Определение последовательности действия.

3.Счёт прямой и обратный

Сколько больше 3 или 5?                  Сколько у тебя глаз?                  А у меня?

Сколько у тебя пальцев на руке?      Сколько лап у кошки?              А у курицы?

Сколько предметов на картинке?    Было 4 яблока, 3 съели, сколько осталось?

4.Знание геометрических фигур:

Круг                       Прямоугольник

Квадрат                 Треугольник                    Овал

5.Цвета:        Основные                                            Оттеночные

6.Временные и пространственные представления

Времена года                                              Дни недели

Части суток                                                 По сторонам

7Логическое мышление

8.Конструктивная деятельность

9. Общее звучание речи:

Темп ______________________________ Голос_________________________________

Разборчивость _____________________ Дыхание _______________________________

II.Строение артикуляционного аппарата

Губы                          Язык                         Твёрдое нёбо          

Зубы                          П/связка                    Мягкое нёбо                Прикус  

III.Звукопроизношение_____________________________________________________

__________________________________________________________________________

IV.Выделение звука

а/ из ряда других                        б/ из слогов                                 в/ из слов

Различение слогов с оппозиционными звуками:

п – б               т – д               к – г               с – з               ш – ж                ф – в    

 Анализ звукового состава слова

а/ выделение ударного гласного:     Алик          Оля          Утка

б/ согласного из начала слова:     шар       сон       лук       город        крыша

в/ выделение конечного ударного гласного:     мука           шарф

V. Слоговая структура слова

Односложные:    дом          мак         кит

Двусложные с открытым, закрытым слогом:    рука          пиджак

Трёхсложные:      собака           машина

Слова со стеч. согл. в нач., сер., конце слова: стакан    стол    лампочка    лифт

Сложные слова:    велосипед        дерево         строительство         стадион

 Грамматический строй речи

VI.Словоизменение:

Сущ.ед.и мн.ч.уменьшит.формы: стол       рука       дерево       корова        ухо

Употребление предлогов Р.п.мн.ч.(чего много в лесу?):

Словообразование:    Образование прилагательных:

из дерева__________________________                        

из стекла __________________________                              

из железа _________________________                    

 из шерсти  ________________________                    

из бумаги  _________________________                          

из пластмассы ____________________

VII.Словарь

Обобщающее слово и перечисление:

игрушки                    овощи                      фрукты      

одежда                      обувь                        посуда    

дом.животные          дик.животные         дом. и дикие птицы             насекомые

Название детёнышей птиц и животных у:

кошки          собаки           коровы            курицы           лошади          утки

Назвать действия по картинке:

скачет          моет         рисует         летит         стучит         учит

Слова-антонимы:

холодный         большой         длинный        чистый        твёрдый       поднимает

VIII. Связная речь

Разговорно-описательная речь________________________________________________

Составление рассказа по серии  сюжетных картинок______________________________

__________________________________________________________________________

Составление рассказа по картинке_____________________________________________

__________________________________________________________________________

Речевое заключение:

Рекомендовано:

Учитель-логопед:                                        Подпись:                       Дата:                                        

Речевая карта (старшая группа).

Дата обследования _________________________________________________________

Ф.И. ребенка ______________________________________________________________

Возраст___________________________________________________________________

Дата рождения -                                               Группа -

Родители:  Мать -

Отец -

Заключения специалистов:

Отоларинголог -                                                Офтальмолог -

Невролог -                                                          Психиатр -

Анамнестические данные:__________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

ОБСЛЕДОВАНИЕ

I. Обследование активной речи

1. Беседа: Как тебя зовут? ___________________ Фамилия________________________

А знаешь ли ты свой день рождения?__________________________________________

Знаешь ли ты свой домашний адрес?___________________________________________

Знаешь ли ты, в каком городе мы живем?_______________________________________

Сколько тебе лет?___________________________________________________________

Есть ли брат или сестра?                                     Какие есть игрушки?

2.Определение последовательности действия

3. Счёт прямой и обратный

Сколько больше 3 или 5?                         Сколько у тебя глаз?                  А у меня?

Сколько у тебя пальцев на руке?            Сколько лап у кошки?               А у курицы?

Сколько предметов на картинке?            Было 4 яблока, 3 съели, сколько осталось?

4.Знание геометрических фигур:

Круг                       Прямоугольник

Квадрат                 Треугольник                    Овал

5.Цвета:        Основные                                            Оттеночные

6.Временные и пространственные представления

Времена года                                              Дни недели

Части суток                                                 По сторонам

7.Логическое мышление

8.Конструктивная деятельность

9. Общее звучание речи:

Темп ______________________________ Голос__________________________________

Разборчивость _____________________ Дыхание ________________________________

II.Обследование артикуляционного аппарата

Строение артикуляционного аппарата:

Губы_____________________________ Зубы ___________________________________

Прикус __________________________   Язык ___________________________________

Подъяз.связка  ___________________ Тв. и мягк. нёбо ____________________________

Подвижность артикуляционного аппарата: _____________________________________

III. Звукопроизношение: ____________________________________________________

__________________________________________________________________________

IV. Обследование грамматического строя речи.

Словоизменение.

Категория мн.ч. сущ. (вим.п., р.п.)

Шар ___________________Мяч_______________________Глаз ___________________

Дерево _________________Дом ________________

Категория падежа сущ. (в ед.ч.):

Без чего стол (петух, машина)? ______________________________________________

Кому девочка дает корм? ___________________________________________________

Кого нарисовал мальчик? ___________________________________________________

Предложно-падежные конструкции

Кот идет к дому - ________Кот в доме ______________Кот на крыше ______________

Словообразование.

Образование названий детёнышей животных:

У лисы ___________________  У медведя ______________У зайца _________________

У волка _____________ ______У ежа ______________________

Образование относительных прилагательных:

Стол из дерева - _________________________Мяч из резины ______________________

Кораблик из бумаги ______________________Сок из апельсинов __________________

Шуба из меха _____________________________________________________________

Образование сущ. с уменьш.-ласкат. суфф-ми:

Стол ________________________________Кукла ________________________________

Стул ________________________________Ковать _______________________________

V. Состояние активного словаря.

1. Обобщающие понятия.

Фрукты _____________ Овощи __________________ Обувь _______________________

Мебель _____________ Ягоды ___________________ Грибы ______________________

Части тела ___________Птицы ___________________ Одежда ____________________

Дикие животные _________________ Домашние животные _______________________

Насекомые ____________________

2. Словарь действий.

Что делает:

Врач ___________________ Учитель __________________ Повар __________________

Продавец _______________ Певец ____________________ Водитель _______________

Кто как голос подает?

Собака _______________ Корова __________________ Кошка _____________________

Петух ________________ Свинья _____________________________________________

Кто как передвигается?

Птица ______________________________ Черепаха ______________________________

Лягушка ____________________________ Рыба _________________________________

3. Словарь признаков

Скажи наоборот:

Мокрый _________________Грустный ________________Холодный _______________ Твердый _________________Добрый ________________________

VI. Слоговая структура

Повторение предложений.

Золотые рыбки плавают в аквариуме.

Фотограф фотографирует детей.

VII.Сформированность фонематического слуха.

  1. Повторить слоги:

Да – та – да                  Та – та – да      

 Па – ка – ка                  Па – ба – па

  1. Хлопни в ладоши на звук:

«С» - С, А, М, С, З, С, Ц, Ш, С

«Ш» - Ш, Н, Р, Ш, Щ, Ч, Ш, Ж

VIII. Звуковой анализ.

Назови звук в начале слова:  Аист _______________        Волк ________________

IХ. Обследование связной речи.

Рассказ по сюжетной картинке ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пересказ

Запасливый ёж.

В лесу жил ёж. Ночью  он приходил в сад. В саду он находил яблоки. Яблоки он накалывал на иголки. Ёж относил яблоки в свою нору. Так он заготавливал корм на зиму.

Речевое заключение:

Рекомендовано:

Учитель-логопед:                                        Подпись:                       Дата:        

Речевая карта (подготовительная группа).

Дата обследования ______________________________________________________

Ф.И. ребенка ___________________________________________________________

Возраст на момент обследования__________________________________________

Дата рождения -                                               Группа -

Родители:  Мать -

Отец -

Заключения специалистов:

Отоларинголог -                                                Офтальмолог -

Невролог -                                                          Психиатр -

Анамнестические данные:_______________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

ОБСЛЕДОВАНИЕ

I. Обследование активной речи

1. Беседа: Как тебя зовут?   Имя_______________Фамилия_____________________

Когда у тебя день рождения?_________________________________________

Назови домашний адрес?________________________________________

Знаешь ли ты, в каком городе мы живем?____________________________________

2.Определение последовательности действия

3.Счёт прямой и обратный

Сколько больше 3 или 5?            Сколько у тебя глаз?                 А у меня?

Сколько у тебя пальцев на руке?      Сколько лап у кошки?        А у курицы?

Сколько предметов на картинке?    Было 4 яблока, 3 съели, сколько осталось?

4.Знание геометрических фигур:

Круг                       Прямоугольник

Квадрат                 Треугольник                    Овал

5.Цвета:  Основные                                            Оттеночные

6.Временные и пространственные представления

Времена года                                              Дни недели

Части суток                                                 По сторонам

7Логическое мышление

8.Конструктивная деятельность

9. Общее звучание речи:

Темп ______________________________ Голос__________________________________

Разборчивость _____________________ Дыхание ________________________________

II.Обследование артикуляционного аппарата

Строение артикуляционного аппарата:

Губы_____________________________ Зубы ___________________________________

Прикус __________________________   Язык __________________________________

Подъяз.связка  ___________________ Тв. и мягк. нёбо ___________________________

Подвижность артикуляционного аппарата: _____________________________________

III. Звукопроизношение: __________________________________________________________________________

IV. Обследование грамматического строя речи.

Словоизменение.

Категория мн.ч. сущ. (вим.п., р.п.)

стол _____________________________лист_____________________________________

ухо______________________________перо_____________________________________

Категория падежа сущ. в ед.ч. (без картинок):

Р.п. Чего много в лесу? ______________________________________________________

Откуда осенью падают листья________________________________________________

Д.п.Кому нужна удочка?____________________________________________________

К кому ты любишь ходить в гости?____________________________________________

В.п. Кого ты видел в зоопарке? В цирке?_______________________________________

Т.п. Чем подметают?________________________________________________________

Чем рисуют? __________________________________________________________

П.п. На чем катаются дети?__________________________________________________

Предложно-падежные конструкции:

Где находится божья коровка?

Под коробком__________________

Между коробками______________

Перед коробком________________

На коробке________________________

За  коробком______________________

В коробке

Откуда выглядывает?

Из-под коробка_________________            Из – за коробка_________________________

Согласование сущ. с числит.

Сколько предметов на каждом рисунке?

Цыпленок______________Матрешка___________Ведро__________________________

Словообразование.

Образование названий детёнышей животных:

У кошки_______________________

У собаки______________________

У медведицы___________________

У коровы_________________________

У лошади_________________________

У волчицы________________________

Образование относительных прилагательных:

Ложка  из дерева - деревянная________________________________________________

Аквариум из стекла_________________________________________________________

Перчатки из кожи___________________________________________________________

Сапоги из резины ___________________________________________________________

Шуба из меха ______________________________________________________________

Образование притяжательных прилагательных (Чей хвост?Чья голова)?:

Лиса__________________________

Волк__________________________

Медведь_______________________

Кошка____________________________

Заяц______________________________

Образование сущ. с уменьш.-ласкат. суфф-ми:

Дерево________________________

Окно  _________________________

Ящик _________________________

Зеркало___________________________

Платье____________________________

Звезда_____________________________

Образование глаголов с помощью приставок:

Наливает______________________

Выливает______________________

Переливает________________________

Поливает__________________________

V. Состояние активного словаря.

1. Обобщающие понятия.

Фрукты ___________

Овощи____________

Обувь_____________

Мебель____________

Ягоды ____________

Грибы ____________

Части тела_________

Птицы_____________

Рыбы______________

Одежда____________

Головные уборы____

Дик.животные _____

Дом животные______

Насекомые ________

Транспорт_________

Инструменты_______

Школьные принадлежности____

Профессии___________

2. Словарь действий (по картинкам).

Что делает:

Портниха ____________Продавец ______________Художник _____________________

Летчик ______________ Почтальон____________________________________________

Слова – антонимы (по картинкам).

Скажи наоборот.

Большой___________

Высокий___________

Длинный__________

Кислый___________

Широкий__________

Плачет____________

Поднимается_______

Открывает________

Прилетела_________

Выходит___________

VI. Слоговая структура

Велосипедист едет на велосипеде.__________________________________________

Мотоциклист едет на мотоцикле._____________________________________________

Лариса смотрит телевизор.___________________________________________________

На перекрестке стоит регулировщик.__________________________________________

Экскурсовод проводит экскурсию.____________________________________________

VII.Сформированность фонематического слуха.

  1. Повторить слоги:

да – та – да                                      та – та – да                 ба-па-ба

па – ка – ка        ка – па – па                са-ца-ца

ма-на-на

  1. Хлопни в ладоши на звук:

«С» - С, А, М, С, З, С, Ц, Ш, С

«Ш» - Ш, Н, Р, Ш, Щ, Ч, Ш, Ж

«Ч» - Ч,И,Ц,Щ,Ч,Ш,Ть,Ч

VIII. Звуковой анализ.

Сколько звуков в слове?Назови их по порядку.

Мак

Шапка

Волк

Выделение начального звука в слове:

Мак

Осы

Трава

Утка

Иголка

Выделение конечного звука в слове.

Какой звук ты слышишь в конце слова?

Дом

Коса

Лук

Перо

Палец

Маки

Определение места звука в слове:

Где находится звук «М» в словах (в начале, в конце или в середине)?

Мак

Сумка

Дом

Муха

Сом

Лимон

IХ. Обследование связной речи.

Рассказ по сюжетной картинке ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рассказ по серии картинок__________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пересказ.

Жили-были два брата: заяц и зайчишка. Однажды, когда наступила весна, и стало совсем тепло, пошли зайчата погулять на полянку и… увидели лису. Один из зайчат испугался и помчался домой. Это был трусливый зайчишка! А храбрый заяц крикнул: «Не бойся, я смогу защитить тебя!» Лисе он сказал: «Прочь от сюда, рыжая, а то охотника вызову!» Лиса испугалась и попятилась назад в лес. А смелый заяц пошел домой. Дома мама похвалила храбреца, поцеловала его, а затем рассказала зайчатам сказку и они уснули.

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Речевое заключение:

Рекомендовано:

Учитель-логопед:                                        Подпись:                    Дата:                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая карта для обследования детей с заиканием

Образец речевой карты включает в себя материал по обследованию детей с заиканием.Материал полезен для начинающих логопедов....

Диагностическая карта обследования речевых умений детей старшего возраста средствами малых форм фольклора

Данная диагностическая карта разрабртана на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е.Струниной. Она позволяет выявить уровень владения детьми-логопатами малыми формами фольклора, умение испо...

Диагностический материал речевого обследования детей дошкольного возраста

1. Методика Ф. Г. Даскаловой.Для проверки понятий значения слова детям предлагаются задания на определение – "Что такое…?" и "Что значит слово?" При диагностике используется специальный тест-словарь, ...

Речевая карта для обследования речевого развития детей 5-6 лет

В материале представлена речевая карта для обследования, а также картинный материал к заданиям. Я думаю, что данная разработка поможет логопедам в работе....

Использование "Методики автоматизированного логопедического обследования детей 4-8 лет (студия "ВиЭль") для эффективной диагностики речевого развития детей с ТНР

Из опыта работы учителя-логопеда  по применению на практике компьютерной программы "Логопедическое обследование" (В.М. Акименко) при диагностике речевого развития детей с ТНР в группе к...

«Логопедическое обследование детей группы с ФФНР» (по методикам Н. В. Нищевой «Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4-7 лет)» и Г.А. Волковой «Методика обследования нарушений речи у детей»).

  Всем известно, что эффективность коррекционной работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена логопедическая диагностика. Своевременное выявление нарушен...