Речевое обследование детей.
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Цель речевого обследования - получить информацию об уровне речевого развития ребенка. Методы обследования позволяют выявить нарушения не только в речевом развитии, но и охватывают психические процессы, общую и мелкую моторку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Речевая карта (средняя группа).
Фамилия, имя ребёнка -
Дата рождения - Группа -
Родители: Мать -
Отец -
Заключения специалистов:
Отоларинголог - Офтальмолог -
Невролог - Психиатр -
Анамнестические данные:__________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
ОБСЛЕДОВАНИЕ
I.Общее развитие ребёнка
1.Как тебя зовут? Сколько тебе лет?
Есть ли брат или сестра? Какие есть игрушки?
2.Определение последовательности действия.
3.Счёт прямой и обратный
Сколько больше 3 или 5? Сколько у тебя глаз? А у меня?
Сколько у тебя пальцев на руке? Сколько лап у кошки? А у курицы?
Сколько предметов на картинке? Было 4 яблока, 3 съели, сколько осталось?
4.Знание геометрических фигур:
Круг Прямоугольник
Квадрат Треугольник Овал
5.Цвета: Основные Оттеночные
6.Временные и пространственные представления
Времена года Дни недели
Части суток По сторонам
7Логическое мышление
8.Конструктивная деятельность
9. Общее звучание речи:
Темп ______________________________ Голос_________________________________
Разборчивость _____________________ Дыхание _______________________________
II.Строение артикуляционного аппарата
Губы Язык Твёрдое нёбо
Зубы П/связка Мягкое нёбо Прикус
III.Звукопроизношение_____________________________________________________
__________________________________________________________________________
IV.Выделение звука
а/ из ряда других б/ из слогов в/ из слов
Различение слогов с оппозиционными звуками:
п – б т – д к – г с – з ш – ж ф – в
Анализ звукового состава слова
а/ выделение ударного гласного: Алик Оля Утка
б/ согласного из начала слова: шар сон лук город крыша
в/ выделение конечного ударного гласного: мука шарф
V. Слоговая структура слова
Односложные: дом мак кит
Двусложные с открытым, закрытым слогом: рука пиджак
Трёхсложные: собака машина
Слова со стеч. согл. в нач., сер., конце слова: стакан стол лампочка лифт
Сложные слова: велосипед дерево строительство стадион
Грамматический строй речи
VI.Словоизменение:
Сущ.ед.и мн.ч.уменьшит.формы: стол рука дерево корова ухо
Употребление предлогов Р.п.мн.ч.(чего много в лесу?):
Словообразование: Образование прилагательных:
из дерева__________________________
из стекла __________________________
из железа _________________________
из шерсти ________________________
из бумаги _________________________
из пластмассы ____________________
VII.Словарь
Обобщающее слово и перечисление:
игрушки овощи фрукты
одежда обувь посуда
дом.животные дик.животные дом. и дикие птицы насекомые
Название детёнышей птиц и животных у:
кошки собаки коровы курицы лошади утки
Назвать действия по картинке:
скачет моет рисует летит стучит учит
Слова-антонимы:
холодный большой длинный чистый твёрдый поднимает
VIII. Связная речь
Разговорно-описательная речь________________________________________________
Составление рассказа по серии сюжетных картинок______________________________
__________________________________________________________________________
Составление рассказа по картинке_____________________________________________
__________________________________________________________________________
Речевое заключение:
Рекомендовано:
Учитель-логопед: Подпись: Дата:
Речевая карта (старшая группа).
Дата обследования _________________________________________________________
Ф.И. ребенка ______________________________________________________________
Возраст___________________________________________________________________
Дата рождения - Группа -
Родители: Мать -
Отец -
Заключения специалистов:
Отоларинголог - Офтальмолог -
Невролог - Психиатр -
Анамнестические данные:__________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
ОБСЛЕДОВАНИЕ
I. Обследование активной речи
1. Беседа: Как тебя зовут? ___________________ Фамилия________________________
А знаешь ли ты свой день рождения?__________________________________________
Знаешь ли ты свой домашний адрес?___________________________________________
Знаешь ли ты, в каком городе мы живем?_______________________________________
Сколько тебе лет?___________________________________________________________
Есть ли брат или сестра? Какие есть игрушки?
2.Определение последовательности действия
3. Счёт прямой и обратный
Сколько больше 3 или 5? Сколько у тебя глаз? А у меня?
Сколько у тебя пальцев на руке? Сколько лап у кошки? А у курицы?
Сколько предметов на картинке? Было 4 яблока, 3 съели, сколько осталось?
4.Знание геометрических фигур:
Круг Прямоугольник
Квадрат Треугольник Овал
5.Цвета: Основные Оттеночные
6.Временные и пространственные представления
Времена года Дни недели
Части суток По сторонам
7.Логическое мышление
8.Конструктивная деятельность
9. Общее звучание речи:
Темп ______________________________ Голос__________________________________
Разборчивость _____________________ Дыхание ________________________________
II.Обследование артикуляционного аппарата
Строение артикуляционного аппарата:
Губы_____________________________ Зубы ___________________________________
Прикус __________________________ Язык ___________________________________
Подъяз.связка ___________________ Тв. и мягк. нёбо ____________________________
Подвижность артикуляционного аппарата: _____________________________________
III. Звукопроизношение: ____________________________________________________
__________________________________________________________________________
IV. Обследование грамматического строя речи.
Словоизменение.
Категория мн.ч. сущ. (вим.п., р.п.)
Шар ___________________Мяч_______________________Глаз ___________________
Дерево _________________Дом ________________
Категория падежа сущ. (в ед.ч.):
Без чего стол (петух, машина)? ______________________________________________
Кому девочка дает корм? ___________________________________________________
Кого нарисовал мальчик? ___________________________________________________
Предложно-падежные конструкции
Кот идет к дому - ________Кот в доме ______________Кот на крыше ______________
Словообразование.
Образование названий детёнышей животных:
У лисы ___________________ У медведя ______________У зайца _________________
У волка _____________ ______У ежа ______________________
Образование относительных прилагательных:
Стол из дерева - _________________________Мяч из резины ______________________
Кораблик из бумаги ______________________Сок из апельсинов __________________
Шуба из меха _____________________________________________________________
Образование сущ. с уменьш.-ласкат. суфф-ми:
Стол ________________________________Кукла ________________________________
Стул ________________________________Ковать _______________________________
V. Состояние активного словаря.
1. Обобщающие понятия.
Фрукты _____________ Овощи __________________ Обувь _______________________
Мебель _____________ Ягоды ___________________ Грибы ______________________
Части тела ___________Птицы ___________________ Одежда ____________________
Дикие животные _________________ Домашние животные _______________________
Насекомые ____________________
2. Словарь действий.
Что делает:
Врач ___________________ Учитель __________________ Повар __________________
Продавец _______________ Певец ____________________ Водитель _______________
Кто как голос подает?
Собака _______________ Корова __________________ Кошка _____________________
Петух ________________ Свинья _____________________________________________
Кто как передвигается?
Птица ______________________________ Черепаха ______________________________
Лягушка ____________________________ Рыба _________________________________
3. Словарь признаков
Скажи наоборот:
Мокрый _________________Грустный ________________Холодный _______________ Твердый _________________Добрый ________________________
VI. Слоговая структура
Повторение предложений.
Золотые рыбки плавают в аквариуме.
Фотограф фотографирует детей.
VII.Сформированность фонематического слуха.
- Повторить слоги:
Да – та – да Та – та – да
Па – ка – ка Па – ба – па
- Хлопни в ладоши на звук:
«С» - С, А, М, С, З, С, Ц, Ш, С
«Ш» - Ш, Н, Р, Ш, Щ, Ч, Ш, Ж
VIII. Звуковой анализ.
Назови звук в начале слова: Аист _______________ Волк ________________
IХ. Обследование связной речи.
Рассказ по сюжетной картинке ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пересказ
Запасливый ёж.
В лесу жил ёж. Ночью он приходил в сад. В саду он находил яблоки. Яблоки он накалывал на иголки. Ёж относил яблоки в свою нору. Так он заготавливал корм на зиму.
Речевое заключение:
Рекомендовано:
Учитель-логопед: Подпись: Дата:
Речевая карта (подготовительная группа).
Дата обследования ______________________________________________________
Ф.И. ребенка ___________________________________________________________
Возраст на момент обследования__________________________________________
Дата рождения - Группа -
Родители: Мать -
Отец -
Заключения специалистов:
Отоларинголог - Офтальмолог -
Невролог - Психиатр -
Анамнестические данные:_______________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
ОБСЛЕДОВАНИЕ
I. Обследование активной речи
1. Беседа: Как тебя зовут? Имя_______________Фамилия_____________________
Когда у тебя день рождения?_________________________________________
Назови домашний адрес?________________________________________
Знаешь ли ты, в каком городе мы живем?____________________________________
2.Определение последовательности действия
3.Счёт прямой и обратный
Сколько больше 3 или 5? Сколько у тебя глаз? А у меня?
Сколько у тебя пальцев на руке? Сколько лап у кошки? А у курицы?
Сколько предметов на картинке? Было 4 яблока, 3 съели, сколько осталось?
4.Знание геометрических фигур:
Круг Прямоугольник
Квадрат Треугольник Овал
5.Цвета: Основные Оттеночные
6.Временные и пространственные представления
Времена года Дни недели
Части суток По сторонам
7Логическое мышление
8.Конструктивная деятельность
9. Общее звучание речи:
Темп ______________________________ Голос__________________________________
Разборчивость _____________________ Дыхание ________________________________
II.Обследование артикуляционного аппарата
Строение артикуляционного аппарата:
Губы_____________________________ Зубы ___________________________________
Прикус __________________________ Язык __________________________________
Подъяз.связка ___________________ Тв. и мягк. нёбо ___________________________
Подвижность артикуляционного аппарата: _____________________________________
III. Звукопроизношение: __________________________________________________________________________
IV. Обследование грамматического строя речи.
Словоизменение.
Категория мн.ч. сущ. (вим.п., р.п.)
стол _____________________________лист_____________________________________
ухо______________________________перо_____________________________________
Категория падежа сущ. в ед.ч. (без картинок):
Р.п. Чего много в лесу? ______________________________________________________
Откуда осенью падают листья________________________________________________
Д.п.Кому нужна удочка?____________________________________________________
К кому ты любишь ходить в гости?____________________________________________
В.п. Кого ты видел в зоопарке? В цирке?_______________________________________
Т.п. Чем подметают?________________________________________________________
Чем рисуют? __________________________________________________________
П.п. На чем катаются дети?__________________________________________________
Предложно-падежные конструкции:
Где находится божья коровка?
Под коробком__________________
Между коробками______________
Перед коробком________________
На коробке________________________
За коробком______________________
В коробке
Откуда выглядывает?
Из-под коробка_________________ Из – за коробка_________________________
Согласование сущ. с числит.
Сколько предметов на каждом рисунке?
Цыпленок______________Матрешка___________Ведро__________________________
Словообразование.
Образование названий детёнышей животных:
У кошки_______________________
У собаки______________________
У медведицы___________________
У коровы_________________________
У лошади_________________________
У волчицы________________________
Образование относительных прилагательных:
Ложка из дерева - деревянная________________________________________________
Аквариум из стекла_________________________________________________________
Перчатки из кожи___________________________________________________________
Сапоги из резины ___________________________________________________________
Шуба из меха ______________________________________________________________
Образование притяжательных прилагательных (Чей хвост?Чья голова)?:
Лиса__________________________
Волк__________________________
Медведь_______________________
Кошка____________________________
Заяц______________________________
Образование сущ. с уменьш.-ласкат. суфф-ми:
Дерево________________________
Окно _________________________
Ящик _________________________
Зеркало___________________________
Платье____________________________
Звезда_____________________________
Образование глаголов с помощью приставок:
Наливает______________________
Выливает______________________
Переливает________________________
Поливает__________________________
V. Состояние активного словаря.
1. Обобщающие понятия.
Фрукты ___________
Овощи____________
Обувь_____________
Мебель____________
Ягоды ____________
Грибы ____________
Части тела_________
Птицы_____________
Рыбы______________
Одежда____________
Головные уборы____
Дик.животные _____
Дом животные______
Насекомые ________
Транспорт_________
Инструменты_______
Школьные принадлежности____
Профессии___________
2. Словарь действий (по картинкам).
Что делает:
Портниха ____________Продавец ______________Художник _____________________
Летчик ______________ Почтальон____________________________________________
Слова – антонимы (по картинкам).
Скажи наоборот.
Большой___________
Высокий___________
Длинный__________
Кислый___________
Широкий__________
Плачет____________
Поднимается_______
Открывает________
Прилетела_________
Выходит___________
VI. Слоговая структура
Велосипедист едет на велосипеде.__________________________________________
Мотоциклист едет на мотоцикле._____________________________________________
Лариса смотрит телевизор.___________________________________________________
На перекрестке стоит регулировщик.__________________________________________
Экскурсовод проводит экскурсию.____________________________________________
VII.Сформированность фонематического слуха.
- Повторить слоги:
да – та – да та – та – да ба-па-ба
па – ка – ка ка – па – па са-ца-ца
ма-на-на
- Хлопни в ладоши на звук:
«С» - С, А, М, С, З, С, Ц, Ш, С
«Ш» - Ш, Н, Р, Ш, Щ, Ч, Ш, Ж
«Ч» - Ч,И,Ц,Щ,Ч,Ш,Ть,Ч
VIII. Звуковой анализ.
Сколько звуков в слове?Назови их по порядку.
Мак
Шапка
Волк
Выделение начального звука в слове:
Мак
Осы
Трава
Утка
Иголка
Выделение конечного звука в слове.
Какой звук ты слышишь в конце слова?
Дом
Коса
Лук
Перо
Палец
Маки
Определение места звука в слове:
Где находится звук «М» в словах (в начале, в конце или в середине)?
Мак
Сумка
Дом
Муха
Сом
Лимон
IХ. Обследование связной речи.
Рассказ по сюжетной картинке ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рассказ по серии картинок__________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пересказ.
Жили-были два брата: заяц и зайчишка. Однажды, когда наступила весна, и стало совсем тепло, пошли зайчата погулять на полянку и… увидели лису. Один из зайчат испугался и помчался домой. Это был трусливый зайчишка! А храбрый заяц крикнул: «Не бойся, я смогу защитить тебя!» Лисе он сказал: «Прочь от сюда, рыжая, а то охотника вызову!» Лиса испугалась и попятилась назад в лес. А смелый заяц пошел домой. Дома мама похвалила храбреца, поцеловала его, а затем рассказала зайчатам сказку и они уснули.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Речевое заключение:
Рекомендовано:
Учитель-логопед: Подпись: Дата:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая карта для обследования детей с заиканием
Образец речевой карты включает в себя материал по обследованию детей с заиканием.Материал полезен для начинающих логопедов....
Диагностическая карта обследования речевых умений детей старшего возраста средствами малых форм фольклора
Данная диагностическая карта разрабртана на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е.Струниной. Она позволяет выявить уровень владения детьми-логопатами малыми формами фольклора, умение испо...
Диагностический материал речевого обследования детей дошкольного возраста
1. Методика Ф. Г. Даскаловой.Для проверки понятий значения слова детям предлагаются задания на определение – "Что такое…?" и "Что значит слово?" При диагностике используется специальный тест-словарь, ...
Речевая карта для обследования речевого развития детей 5-6 лет
В материале представлена речевая карта для обследования, а также картинный материал к заданиям. Я думаю, что данная разработка поможет логопедам в работе....
Речевая карта для обследования речевого развития детей 5-7 лет
Обследование речи детей 5-7 лет...
Использование "Методики автоматизированного логопедического обследования детей 4-8 лет (студия "ВиЭль") для эффективной диагностики речевого развития детей с ТНР
Из опыта работы учителя-логопеда по применению на практике компьютерной программы "Логопедическое обследование" (В.М. Акименко) при диагностике речевого развития детей с ТНР в группе к...
«Логопедическое обследование детей группы с ФФНР» (по методикам Н. В. Нищевой «Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4-7 лет)» и Г.А. Волковой «Методика обследования нарушений речи у детей»).
Всем известно, что эффективность коррекционной работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена логопедическая диагностика. Своевременное выявление нарушен...