Речевое обследование детей.
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Цель речевого обследования - получить информацию об уровне речевого развития ребенка. Методы обследования позволяют выявить нарушения не только в речевом развитии, но и охватывают психические процессы, общую и мелкую моторку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевая карта (средняя группа).

Фамилия, имя ребёнка -                                          

Дата рождения -                                               Группа -

Родители:  Мать -

Отец -

Заключения специалистов:

Отоларинголог -                                                Офтальмолог -

Невролог -                                                          Психиатр -

Анамнестические данные:__________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

ОБСЛЕДОВАНИЕ

I.Общее развитие ребёнка

1.Как тебя зовут?                                                        Сколько тебе лет?

Есть ли брат или сестра?                                        Какие есть игрушки?

2.Определение последовательности действия.

3.Счёт прямой и обратный

Сколько больше 3 или 5?                  Сколько у тебя глаз?                  А у меня?

Сколько у тебя пальцев на руке?      Сколько лап у кошки?              А у курицы?

Сколько предметов на картинке?    Было 4 яблока, 3 съели, сколько осталось?

4.Знание геометрических фигур:

Круг                       Прямоугольник

Квадрат                 Треугольник                    Овал

5.Цвета:        Основные                                            Оттеночные

6.Временные и пространственные представления

Времена года                                              Дни недели

Части суток                                                 По сторонам

7Логическое мышление

8.Конструктивная деятельность

9. Общее звучание речи:

Темп ______________________________ Голос_________________________________

Разборчивость _____________________ Дыхание _______________________________

II.Строение артикуляционного аппарата

Губы                          Язык                         Твёрдое нёбо          

Зубы                          П/связка                    Мягкое нёбо                Прикус  

III.Звукопроизношение_____________________________________________________

__________________________________________________________________________

IV.Выделение звука

а/ из ряда других                        б/ из слогов                                 в/ из слов

Различение слогов с оппозиционными звуками:

п – б               т – д               к – г               с – з               ш – ж                ф – в    

 Анализ звукового состава слова

а/ выделение ударного гласного:     Алик          Оля          Утка

б/ согласного из начала слова:     шар       сон       лук       город        крыша

в/ выделение конечного ударного гласного:     мука           шарф

V. Слоговая структура слова

Односложные:    дом          мак         кит

Двусложные с открытым, закрытым слогом:    рука          пиджак

Трёхсложные:      собака           машина

Слова со стеч. согл. в нач., сер., конце слова: стакан    стол    лампочка    лифт

Сложные слова:    велосипед        дерево         строительство         стадион

 Грамматический строй речи

VI.Словоизменение:

Сущ.ед.и мн.ч.уменьшит.формы: стол       рука       дерево       корова        ухо

Употребление предлогов Р.п.мн.ч.(чего много в лесу?):

Словообразование:    Образование прилагательных:

из дерева__________________________                        

из стекла __________________________                              

из железа _________________________                    

 из шерсти  ________________________                    

из бумаги  _________________________                          

из пластмассы ____________________

VII.Словарь

Обобщающее слово и перечисление:

игрушки                    овощи                      фрукты      

одежда                      обувь                        посуда    

дом.животные          дик.животные         дом. и дикие птицы             насекомые

Название детёнышей птиц и животных у:

кошки          собаки           коровы            курицы           лошади          утки

Назвать действия по картинке:

скачет          моет         рисует         летит         стучит         учит

Слова-антонимы:

холодный         большой         длинный        чистый        твёрдый       поднимает

VIII. Связная речь

Разговорно-описательная речь________________________________________________

Составление рассказа по серии  сюжетных картинок______________________________

__________________________________________________________________________

Составление рассказа по картинке_____________________________________________

__________________________________________________________________________

Речевое заключение:

Рекомендовано:

Учитель-логопед:                                        Подпись:                       Дата:                                        

Речевая карта (старшая группа).

Дата обследования _________________________________________________________

Ф.И. ребенка ______________________________________________________________

Возраст___________________________________________________________________

Дата рождения -                                               Группа -

Родители:  Мать -

Отец -

Заключения специалистов:

Отоларинголог -                                                Офтальмолог -

Невролог -                                                          Психиатр -

Анамнестические данные:__________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

ОБСЛЕДОВАНИЕ

I. Обследование активной речи

1. Беседа: Как тебя зовут? ___________________ Фамилия________________________

А знаешь ли ты свой день рождения?__________________________________________

Знаешь ли ты свой домашний адрес?___________________________________________

Знаешь ли ты, в каком городе мы живем?_______________________________________

Сколько тебе лет?___________________________________________________________

Есть ли брат или сестра?                                     Какие есть игрушки?

2.Определение последовательности действия

3. Счёт прямой и обратный

Сколько больше 3 или 5?                         Сколько у тебя глаз?                  А у меня?

Сколько у тебя пальцев на руке?            Сколько лап у кошки?               А у курицы?

Сколько предметов на картинке?            Было 4 яблока, 3 съели, сколько осталось?

4.Знание геометрических фигур:

Круг                       Прямоугольник

Квадрат                 Треугольник                    Овал

5.Цвета:        Основные                                            Оттеночные

6.Временные и пространственные представления

Времена года                                              Дни недели

Части суток                                                 По сторонам

7.Логическое мышление

8.Конструктивная деятельность

9. Общее звучание речи:

Темп ______________________________ Голос__________________________________

Разборчивость _____________________ Дыхание ________________________________

II.Обследование артикуляционного аппарата

Строение артикуляционного аппарата:

Губы_____________________________ Зубы ___________________________________

Прикус __________________________   Язык ___________________________________

Подъяз.связка  ___________________ Тв. и мягк. нёбо ____________________________

Подвижность артикуляционного аппарата: _____________________________________

III. Звукопроизношение: ____________________________________________________

__________________________________________________________________________

IV. Обследование грамматического строя речи.

Словоизменение.

Категория мн.ч. сущ. (вим.п., р.п.)

Шар ___________________Мяч_______________________Глаз ___________________

Дерево _________________Дом ________________

Категория падежа сущ. (в ед.ч.):

Без чего стол (петух, машина)? ______________________________________________

Кому девочка дает корм? ___________________________________________________

Кого нарисовал мальчик? ___________________________________________________

Предложно-падежные конструкции

Кот идет к дому - ________Кот в доме ______________Кот на крыше ______________

Словообразование.

Образование названий детёнышей животных:

У лисы ___________________  У медведя ______________У зайца _________________

У волка _____________ ______У ежа ______________________

Образование относительных прилагательных:

Стол из дерева - _________________________Мяч из резины ______________________

Кораблик из бумаги ______________________Сок из апельсинов __________________

Шуба из меха _____________________________________________________________

Образование сущ. с уменьш.-ласкат. суфф-ми:

Стол ________________________________Кукла ________________________________

Стул ________________________________Ковать _______________________________

V. Состояние активного словаря.

1. Обобщающие понятия.

Фрукты _____________ Овощи __________________ Обувь _______________________

Мебель _____________ Ягоды ___________________ Грибы ______________________

Части тела ___________Птицы ___________________ Одежда ____________________

Дикие животные _________________ Домашние животные _______________________

Насекомые ____________________

2. Словарь действий.

Что делает:

Врач ___________________ Учитель __________________ Повар __________________

Продавец _______________ Певец ____________________ Водитель _______________

Кто как голос подает?

Собака _______________ Корова __________________ Кошка _____________________

Петух ________________ Свинья _____________________________________________

Кто как передвигается?

Птица ______________________________ Черепаха ______________________________

Лягушка ____________________________ Рыба _________________________________

3. Словарь признаков

Скажи наоборот:

Мокрый _________________Грустный ________________Холодный _______________ Твердый _________________Добрый ________________________

VI. Слоговая структура

Повторение предложений.

Золотые рыбки плавают в аквариуме.

Фотограф фотографирует детей.

VII.Сформированность фонематического слуха.

  1. Повторить слоги:

Да – та – да                  Та – та – да      

 Па – ка – ка                  Па – ба – па

  1. Хлопни в ладоши на звук:

«С» - С, А, М, С, З, С, Ц, Ш, С

«Ш» - Ш, Н, Р, Ш, Щ, Ч, Ш, Ж

VIII. Звуковой анализ.

Назови звук в начале слова:  Аист _______________        Волк ________________

IХ. Обследование связной речи.

Рассказ по сюжетной картинке ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пересказ

Запасливый ёж.

В лесу жил ёж. Ночью  он приходил в сад. В саду он находил яблоки. Яблоки он накалывал на иголки. Ёж относил яблоки в свою нору. Так он заготавливал корм на зиму.

Речевое заключение:

Рекомендовано:

Учитель-логопед:                                        Подпись:                       Дата:        

Речевая карта (подготовительная группа).

Дата обследования ______________________________________________________

Ф.И. ребенка ___________________________________________________________

Возраст на момент обследования__________________________________________

Дата рождения -                                               Группа -

Родители:  Мать -

Отец -

Заключения специалистов:

Отоларинголог -                                                Офтальмолог -

Невролог -                                                          Психиатр -

Анамнестические данные:_______________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

ОБСЛЕДОВАНИЕ

I. Обследование активной речи

1. Беседа: Как тебя зовут?   Имя_______________Фамилия_____________________

Когда у тебя день рождения?_________________________________________

Назови домашний адрес?________________________________________

Знаешь ли ты, в каком городе мы живем?____________________________________

2.Определение последовательности действия

3.Счёт прямой и обратный

Сколько больше 3 или 5?            Сколько у тебя глаз?                 А у меня?

Сколько у тебя пальцев на руке?      Сколько лап у кошки?        А у курицы?

Сколько предметов на картинке?    Было 4 яблока, 3 съели, сколько осталось?

4.Знание геометрических фигур:

Круг                       Прямоугольник

Квадрат                 Треугольник                    Овал

5.Цвета:  Основные                                            Оттеночные

6.Временные и пространственные представления

Времена года                                              Дни недели

Части суток                                                 По сторонам

7Логическое мышление

8.Конструктивная деятельность

9. Общее звучание речи:

Темп ______________________________ Голос__________________________________

Разборчивость _____________________ Дыхание ________________________________

II.Обследование артикуляционного аппарата

Строение артикуляционного аппарата:

Губы_____________________________ Зубы ___________________________________

Прикус __________________________   Язык __________________________________

Подъяз.связка  ___________________ Тв. и мягк. нёбо ___________________________

Подвижность артикуляционного аппарата: _____________________________________

III. Звукопроизношение: __________________________________________________________________________

IV. Обследование грамматического строя речи.

Словоизменение.

Категория мн.ч. сущ. (вим.п., р.п.)

стол _____________________________лист_____________________________________

ухо______________________________перо_____________________________________

Категория падежа сущ. в ед.ч. (без картинок):

Р.п. Чего много в лесу? ______________________________________________________

Откуда осенью падают листья________________________________________________

Д.п.Кому нужна удочка?____________________________________________________

К кому ты любишь ходить в гости?____________________________________________

В.п. Кого ты видел в зоопарке? В цирке?_______________________________________

Т.п. Чем подметают?________________________________________________________

Чем рисуют? __________________________________________________________

П.п. На чем катаются дети?__________________________________________________

Предложно-падежные конструкции:

Где находится божья коровка?

Под коробком__________________

Между коробками______________

Перед коробком________________

На коробке________________________

За  коробком______________________

В коробке

Откуда выглядывает?

Из-под коробка_________________            Из – за коробка_________________________

Согласование сущ. с числит.

Сколько предметов на каждом рисунке?

Цыпленок______________Матрешка___________Ведро__________________________

Словообразование.

Образование названий детёнышей животных:

У кошки_______________________

У собаки______________________

У медведицы___________________

У коровы_________________________

У лошади_________________________

У волчицы________________________

Образование относительных прилагательных:

Ложка  из дерева - деревянная________________________________________________

Аквариум из стекла_________________________________________________________

Перчатки из кожи___________________________________________________________

Сапоги из резины ___________________________________________________________

Шуба из меха ______________________________________________________________

Образование притяжательных прилагательных (Чей хвост?Чья голова)?:

Лиса__________________________

Волк__________________________

Медведь_______________________

Кошка____________________________

Заяц______________________________

Образование сущ. с уменьш.-ласкат. суфф-ми:

Дерево________________________

Окно  _________________________

Ящик _________________________

Зеркало___________________________

Платье____________________________

Звезда_____________________________

Образование глаголов с помощью приставок:

Наливает______________________

Выливает______________________

Переливает________________________

Поливает__________________________

V. Состояние активного словаря.

1. Обобщающие понятия.

Фрукты ___________

Овощи____________

Обувь_____________

Мебель____________

Ягоды ____________

Грибы ____________

Части тела_________

Птицы_____________

Рыбы______________

Одежда____________

Головные уборы____

Дик.животные _____

Дом животные______

Насекомые ________

Транспорт_________

Инструменты_______

Школьные принадлежности____

Профессии___________

2. Словарь действий (по картинкам).

Что делает:

Портниха ____________Продавец ______________Художник _____________________

Летчик ______________ Почтальон____________________________________________

Слова – антонимы (по картинкам).

Скажи наоборот.

Большой___________

Высокий___________

Длинный__________

Кислый___________

Широкий__________

Плачет____________

Поднимается_______

Открывает________

Прилетела_________

Выходит___________

VI. Слоговая структура

Велосипедист едет на велосипеде.__________________________________________

Мотоциклист едет на мотоцикле._____________________________________________

Лариса смотрит телевизор.___________________________________________________

На перекрестке стоит регулировщик.__________________________________________

Экскурсовод проводит экскурсию.____________________________________________

VII.Сформированность фонематического слуха.

  1. Повторить слоги:

да – та – да                                      та – та – да                 ба-па-ба

па – ка – ка        ка – па – па                са-ца-ца

ма-на-на

  1. Хлопни в ладоши на звук:

«С» - С, А, М, С, З, С, Ц, Ш, С

«Ш» - Ш, Н, Р, Ш, Щ, Ч, Ш, Ж

«Ч» - Ч,И,Ц,Щ,Ч,Ш,Ть,Ч

VIII. Звуковой анализ.

Сколько звуков в слове?Назови их по порядку.

Мак

Шапка

Волк

Выделение начального звука в слове:

Мак

Осы

Трава

Утка

Иголка

Выделение конечного звука в слове.

Какой звук ты слышишь в конце слова?

Дом

Коса

Лук

Перо

Палец

Маки

Определение места звука в слове:

Где находится звук «М» в словах (в начале, в конце или в середине)?

Мак

Сумка

Дом

Муха

Сом

Лимон

IХ. Обследование связной речи.

Рассказ по сюжетной картинке ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рассказ по серии картинок__________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пересказ.

Жили-были два брата: заяц и зайчишка. Однажды, когда наступила весна, и стало совсем тепло, пошли зайчата погулять на полянку и… увидели лису. Один из зайчат испугался и помчался домой. Это был трусливый зайчишка! А храбрый заяц крикнул: «Не бойся, я смогу защитить тебя!» Лисе он сказал: «Прочь от сюда, рыжая, а то охотника вызову!» Лиса испугалась и попятилась назад в лес. А смелый заяц пошел домой. Дома мама похвалила храбреца, поцеловала его, а затем рассказала зайчатам сказку и они уснули.

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Речевое заключение:

Рекомендовано:

Учитель-логопед:                                        Подпись:                    Дата:                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический материал речевого обследования детей дошкольного возраста

1. Методика Ф. Г. Даскаловой.Для проверки понятий значения слова детям предлагаются задания на определение – "Что такое…?" и "Что значит слово?" При диагностике используется специальный тест-словарь, ...

Речевая карта для обследования речевого развития детей 5-6 лет

В материале представлена речевая карта для обследования, а также картинный материал к заданиям. Я думаю, что данная разработка поможет логопедам в работе....

Использование "Методики автоматизированного логопедического обследования детей 4-8 лет (студия "ВиЭль") для эффективной диагностики речевого развития детей с ТНР

Из опыта работы учителя-логопеда  по применению на практике компьютерной программы "Логопедическое обследование" (В.М. Акименко) при диагностике речевого развития детей с ТНР в группе к...

«Логопедическое обследование детей группы с ФФНР» (по методикам Н. В. Нищевой «Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4-7 лет)» и Г.А. Волковой «Методика обследования нарушений речи у детей»).

  Всем известно, что эффективность коррекционной работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена логопедическая диагностика. Своевременное выявление нарушен...

Протоколы речевого обследования детей

Протоколы речевого обследования детей 2-3, 3-4 и 6-7 лет (сопровождение общеобразвательных групп)...

Критерии речевого обследования детей по методике О.С. Ушаковой средняя группа

Методика составлена на основе «Методики выявления уровня речевого развития»...