Развитие речи и речевые задания по лексической теме "Игрушки"
план-конспект занятия по логопедии
Развитие речи и речевые задания по лексической теме "Игрушки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevye_uprazhneniya.doc | 380.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевые упражнения по лексико-грамматической теме "Игрушки"
Учитель – логопед Яценко Е.С.
Цель: совершенствовать лексико-грамматические представления по теме "Игрушки".
1. «Один - много»
(образование форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах):
-мяч – мячи – много мячей
-мячик – мячики – много мячиков
-кукла – куклы – много кукол
-кубик – кубики – много кубиков
-мишка – мишки – много мишек
-машина – машины – много машин
-машинка – машинки – много машинок
-собачка – собачки – много собачек
-пирамида – пирамиды – много пирамид
-пирамидка – пирамидки – много пирамидок
-матрешка – матрешки – много матрешек
-неваляшка – неваляшки – много неваляшек
-робот – роботы – много роботов
-самолет – самолеты – много самолетов
2. «Доскажи словечко»
(закончить предложение словом «игрушки» в нужной форме) :
-В коробке лежат что? … (игрушки) .
-В магазине много чего? … (игрушек) .
-Петя рад чему? … (игрушкам) .
-Мама купила что? … (игрушки) .
-На столе коробка с чем? … (с игрушками) .
-Таня мечтает о чем? … (об игрушках) .
3. «Большой - маленький»
(образование уменьшительно-ласкательной формы существительных) :
-Большой мяч, а маленький … мячик.
-Большой самолет, а маленький … самолетик.
-Большой корабль, а маленький … кораблик.
-Большой солдат, а маленький … солдатик.
-Большой мишка, а маленький … мишутка.
-Большой слон, а маленький … слоник.
-Большая пирамида, а маленькая … пирамидка.
-Большая неваляшка, а маленькая … неваляшечка.
-Большая машина, а маленькая … машинка.
-Большая лошадь, а маленькая … лошадка.
-Большая кукла, а маленькая … куколка.
4. «Скажи ласково»
(образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных) :
-Корабль синий, а кораблик … синенький.
-Мяч круглый, а мячик … кругленький.
-Шар желтый, а шарик … желтенький.
-Машина быстрая, а машинка … быстренькая.
-Кукла веселая, а куколка … веселенькая.
-Слон грустный, а слоник … грустненький.
-Паровоз быстрый, а паровозик … быстренький.
-Мишка косолапый, а мишутка … косолапенький.
5. «Из чего - какой? »
(образование относительных прилагательных) :
-Самолетик из бумаги какой? (бумажный)
-Домик из картона какой? (картонный)
-Робот из железа какой? (железный)
-Лошадка из дерева какая? (деревянная)
-Мишка из плюша какой? (плюшевый)
-Собачка из меха какая? (меховая)
-Кораблик из пластмассы какой? (пластмассовый)
-Лягушка из резины какая? (резиновая)
-Солдатик из олова какой? (оловянный)
-Курочка из глины какая? (глиняная)
-Бычок из соломы какой? (соломенный)
-Машинка из металла какая? (металлическая)
6. «Вставь пропущенное слово»
(послушай, вставь пропущенное словечко и скажи правильно) :
-Игрушки лежат … коробке. (В)
-Кукла спит … кроватке. (В)
-Зайка катается … машинке. (НА)
-Мозаика упала … стола. (СО)
-Машинка отъехала … гаража. (ОТ)
-Елочные игрушки достали … ящика. (ИЗ)
-Воздушный шарик летает … столом. (НАД)
-Мяч закатился … диван. (ЗА, ПОД)
-Ваня достал мяч … дивана. (ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД)
-Машинка катится … полу. (ПО)
7. «Скажи наоборот»
(упражнение в подборе антонимов) :
-Воздушный шарик легкий, а железная машинка … (тяжелая) .
-Деревянный кубик твердый, а меховой слоник … (мягкий) .
-Глиняная игрушка хрупкая, а железная игрушка … (прочная) .
-У лошадки хвост длинный, а у зайчика хвост … (короткий) .
-Железная игрушка на ощупь холодная, а меховая игрушка на ощупь … (теплая) .
-Самолетик летает высоко, а вертолетик летает … (низко) .
-Воздушный шарик летит медленно, а самолетик летит … (быстро) .
-Сын машинку сломал, а папа машинку … (починил) .
-Мама игрушку спрятала, а дочка игрушку … (нашла, отыскала) .
-Дети игрушки разбросали, а потом игрушки … (собрали, убрали) .
-Самолетик взлетел, а потом … (приземлился, опустился) .
8. «Исправь ошибку и скажи правильно»
(развитие логического мышления) :
-Резиновый мячик из дерева.
-Меховой зайчик твердый.
-Деревянная пирамидка мягкая.
-У слоника короткий хобот.
-У зайчика длинный хвостик.
-Воздушный шарик катится вверх.
-У Буратино короткий нос.
-У Мальвины красные волосы.
-Елочные игрушки висят на березе.
-Воздушный шарик тяжелее мячика.
-По воде плывет самолетик.
-Петя катает кубик.
-Глиняную уточку слепили из пластилина.
-Говорящая кукла громко молчит.
-Кукла моргает ушками.
-У зайчика четыре ножки.
9. «Исправь ошибку и скажи правильно»
(развитие логического мышления) :
-Игрушки покупают Ваню.
-Мозаика складывает детей.
-Пирамидка собирает Таню.
-Гараж подъехал к машинке.
-Стол лежит под мячиком.
-Диван закатился под мячик.
-Стол упал с пирамидки.
-Машинка катает Петю по полу.
-Коробка лежит в игрушках.
-У колеса сломалась машинка.
-Лошадка едет на мишке.
-Коляска едет на куколке.
-Стол летает над шариком.
-Робот сломал мальчика.
-Машинка починила папу.
-У кузова большая машина.
-У носа длинный Буратино.
-У волос кудрявая Мальвина.
-У хобота длинный слоник.
-У хвоста пушистый зайка.
10. «Доскажи словечко»
(подумай и ответь полным предложением) :
-Пластмассовая пирамидка из чего? … из пластмассы.
-Грузовая машинка перевозит что? … грузы.
-Настольная игра лежит где? … на столе.
-Говорящая кукла умеет что делать? … говорить.
-Музыкальная игрушка играет что? … музыку.
-Елочные игрушки повесили куда? … на елку.
-У зайчика длинные что? … ушки.
-У мишки четыре чего? … лапы.
-У Мальвины голубые что? … волосы.
-У Буратино длинный что? … нос.
-У пирамидки много чего? … колец.
-Из кубиков можно построить что? … башню, дом … .
-Мальчик стреляет из игрушечного чего? … пистолета, автомата.
-Куклу уложили спать куда? … в кроватку.
-Куклу накрыли чем? … одеяльцем.
-Игрушечную посуду поставили куда? … на стол, на поднос, на полку… .
-Глиняная игрушка упала и что сделала? … разбилась.
-Уронили мишку куда? … на пол.
-Оторвали мишке что? … лапу.
-Наша Таня громко плачет, уронила в речку что? … мячик.
-Зайку бросила кто? … хозяйка.
11. «Собери предложение»
(работа с деформированным предложением) :
-Кукла, спать, кроватка, в.
-Игрушки, полка, на, лежать.
-Мяч, стол, лежать, под.
-Сын, мама, игрушка, купить.
-Петя, катать, машинка, пол, по.
-Машинка, чинить, папа.
-Пирамидка, стол, упасть, со
12. «Назови лишнее слово»
(развитие логического мышления) :
-Игрушка, игра, груша, игрушечный.
-Икра, игра, играть, игрушки.
-Зайка, зайчик, мозаика, зайчата.
-Мишка, мешок, мишутка, мишенька.
-Пирамидка, кубик, робот, книга.
-Тетрадь, карандаш, машинка, пенал.
-кукла, мяч, береза, машинка
-барабан, матрешка, лук, самолетик
-юла, неваляшка, тетрадь, робот
-мяч, ромашка, кубик, мишка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД по развитию речи (ОО «Речевое развитие»). Тема: «Звуковая культура речи: звуки щ –ч»
laquo;Звуковая культура речи: звуки щ –ч».Занятие проводится в средней группе: дети 4-5 лет. Целью данного занятия является: Дифференциация звуков щ - ч. В ходе занятия, решали...
Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного сло...
Проект по развитию речи "Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря"
Проект по развитию речи "Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря"...
Конспект ООД по развитию речи (ОО «Речевое развитие»). Тема: «Звуковая культура речи: звуки щ –ч»
Конспект ООД по развитию речи (ОО «Речевое развитие»). Тема: «Звуковая культура речи: звуки щ –ч»Цель: Дифференциация звуков щ - ч.Задачи: Образ...
Проект по развитию речи Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря
Проект по развитию речиДидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря...
Конспект ООД по речевому развитию, направление «Развитие речи. Развивающая речевая среда». Тема: «Путешествие по страницам сказок». Возрастная группа: подготовительная
Конспект ООД по речевому развитию "Путешествие по страницам сказок"...
Проект по развитию речи «Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря»
Проект по развитию речи«Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря»...