Песочная терапия, как средство коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими нарушения в речи.
статья по логопедии (старшая группа)

Песочная терапия оказывает влияние на развитие фонематического слуха и восприятия, связной речи, лексико-грамматических представлений, на расширение словарного запаса, на усвоение навыков звуко-слогового анализа и синтеза, на изучение букв, освоение навыков чтения и письма, на повышение мотивации в работе над звукопроизношением, на снятие мышечной напряженности, на совершенствование зрительно-пространственной ориентировки, на развитие тактильно-кинетической чувствительности и мелкой моторики рук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Песочная терапия, как средство коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими нарушения в речи.

     Нетрадиционные методы воздействия в работе учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно – развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями.

    Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста.

    Альтернативные методы и приемы помогают провести занятия более интересно и разнообразно.

    Очень эффективна – песочная терапия.

    Пожалуй, у каждого из нас есть свои положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке – морском, речном или тем, что засыпают в песочницы у дома. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. Особенно, если эти игры – песочная терапия.

     В чем сила песка?

 Он обладает рядом совершенно особенных и уникальных свойств.

     Что такое песочная терапия?

  Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии.

Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии.

Песочную терапию можно использовать в работе с детьми с 3- х лет.

Игры с песочной терапией делятся на 3 вида:

     1. Обучающие, которые направлены на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте.

     2. Познавательные игры, они дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны.

     3. Проективные игры открывают потенциальные возможности ребенка, развивают его творчество и фантазию.

    Значимость игр с песком заключается в том, что регулярное использование песочной терапии как средства коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими нарушения в речи, оказывает весьма эффективное влияние на развитие речи детей. И как следствие, позволяет предупредить развитие дислексии и дисграфии у будущих школьников.

     В увлекательной игре ребенок приобретает новые знания умения и навыки. Развиваются высшие психические функции ребенка, т.е. внимание, память, мышление, воображение и речь.

     Песочная терапия оказывает влияние на развитие фонематического слуха и восприятия, связной речи, лексико-грамматических представлений, на расширение словарного запаса, на усвоение навыков звуко-слогового анализа и синтеза, на изучение букв, освоение навыков чтения и письма, на повышение мотивации в работе над звукопроизношением и развитием речи в целом, на снятие мышечной напряженности, на совершенствование зрительно-пространственной ориентировки, на развитие тактильно-кинетической чувствительности и мелкой моторики рук.

     Дети нынешнего века, познающие компьютерные технологии одновременно с освоением речи и прямохождением, ставят перед современным педагогом задачи совершенствования дидактических приёмов, методов образовательно-информационной работы.

     Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания. Здесь логопед может работать не только над звукопроизношением, но и над более глубокими речевыми нарушениями, например ОНР, дислалией, алалией, дизартрией, заиканием. У детей-логопатов наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы, нарушение координации движений, низкое развитие мелкой моторики, сопутствующие движения при разговоре, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, словесно-логического мышления.

    Педагогический взгляд на психотерапевтическую песочницу, считаю, - довольно яркое и эффективное решение этого вопроса.

     Поэтому в моей коррекционно-педагогической деятельности особое место занимает специальная техника – песочная терапия. Мною была поставлена цель и определены задачи.

     Цель: создание специальных условий и подходов в коррекционной работе с детьми-логопатами для эффективного способа подачи материала и обеспечения успешного освоения коррекционно-образовательных задач детьми посредством технологии «Песочная терапия».

     Задачи:

Способствовать мотивационной готовности детей воспринимать дидактическую задачу;

Формировать у детей психологическую базу речи (внимание, восприятие, память), когнитивные процессы;

Развивать мелкую моторику рук:

Обогащать и активизировать словарь родного языка;

Формировать лексико-грамматические категории языка;

Автоматизировать корригируемые звуки;

Формировать у детей желание и умение коллекционировать, классифицировать и комплектовать игрушечный материал для совместных игр в песочнице;

Учить детей способам коммуникации в совместных играх и упражнениях в песочнице.

     Преимущества метода «Песочная терапия»

При выборе этого метода особенно ценным, на мой взгляд, является реализация принципа природосообразности процесса обучения и воспитания дошкольников с речевыми нарушениями:

     Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой,

      Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, что важно в работе с «особыми» детьми,

     Песок – загадочный материал, обладающий способностью завораживать ребёнка - своей податливостью, способностью принимать любе формы: быть сухим, лёгким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным,

     Мельчайшие частички песка активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях, тем самым стимулируют соседние речевые зоны в коре головного мозга,

Погружение обеих рук в песок, а не одной ведущей, как при работе карандашом в тетради, снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребёнка и естественно развивает моторику рук.

Для дошкольников - это, прежде всего игра, которая доставляет огромное удовольствие, а не дидактизированное обучение.

     Направления коррекционной работы:

Работа строится по всем направлениям коррекционного воздействия:

   Дыхательная гимнастика

   Пальчиковый практикум

   Артикуляционная гимнастика

   Автоматизация звуков

   Развитие фонематического слуха

   Формирование слоговой структуры слова

   Совершенствование лексико-грамматических категорий

   Обучение грамоте

   Развитие связной речи.

Игры и упражнения по всем направлениям коррекционной работы

     Развитие диафрагмального дыхания

     Выровняй дорогу. От детской машинки проведена канавка в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.

     Что под песком? Под тонким слоем песка картинка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.

     Помоги зайцу. В песке углубления – «следы» зайца. Надо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила.

     Секрет. В песке неглубоко закопана игрушка. Сдуванием песка обнаружить спрятанное.

     Добрый великан. Перед игрушкой невысокая горка. Воздушной струёй разрушить горку, сравнять с поверхностью, чтобы герой продолжил путь.

Пальчиковый практикум

     Развитие тактильно-кинестетических ощущений

Скользить ладонями (ребром ладони) по поверхности песка зигзагообразными или круговыми движениями (машинки, санки, змейки)

     Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребра ладоней всевозможные причудливые узоры на песке

    «Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочерёдно, затем можно группировать пальцы, создавая «загадочные следы»

     Найти в песке среди других заданную игрушку или букву (вариация игры «Волшебный мешочек»)

     Развитие дифференцированных движений, силы, ловкости пальцев

(все упражнения выполняются сначала ведущей рукой, затем второй рукой, затем обеими одновременно)

    «Поиграть» на поверхности песка на пианино или клавиатуре компьютера

Сжимать и разжимать одновременно все пальцы, погружённые в песок

Сжимать и разжимать поочерёдно пальцы, погружённые в песок

Ладони погружены глубоко в песок. Поднимать поочерёдно пальцы так, чтобы они показались из песка

В глубине песка выполнять различные упражнения («Рожки» - «Ушки», «Колечки»)

Артикуляционная гимнастика

    Лошадка. Щёлкать языком, одновременно пальцами «скакать по песку»

     Индюки. Быстро облизывать языком верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт двигать в толще песка

     Качели. Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении

     Часики. Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении.

     Накажи непослушный язычок. Губами шлёпать по языку «п-п-п», ладонью легко похлопывать по песку.

     Расчёска. Язык протискивать между зубами вперёд-назад, пальцами - «граблями» двигать по песку, оставляя следы.

Автоматизация звуков

     Горочка. Набрать песок в руку. Насыпать горку, произнося корригируемый звук.

     Спрячь игрушку. То же самое. Песок сыпать на игрушку.

     Дорожка. «Прошагивать» или продвигать пальчиками по заданным дорожкам (зигзаг, волна, спираль, геометрические формы), произнося корригируемый звук.

     Найди игрушку. Находить в глубине песка игрушки разными способами (рукой, пальчиком), произнося корригируемый звук.

Развитие фонематического слуха

    Спрячь ручки. Прятать руки в песок, услышав заданный звук (сначала среди звуков, затем среди слогов, затем среди слов).

    Водолаз. Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки и называть их, произнося дифференцируемые звуки.

     Два города. Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки, называть их, произнося дифференцируемые звуки, и раскладывать их на две группы.

     Мой город. Подбирать из набора предметов и игрушек только те, в названии которых есть заданный звук, и строить город

Формирование слоговой структуры слова

     Следы на песке. Сделать следов на песке (ладонями, пальчиками) столько, сколько частей в слове и посчитать.

     Мельница. Ссыпать из кулачка столько кучек «зерна», сколько частей в слове и посчитать.

Совершенствование лексико-грамматических категорий

     Чего не стало. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, ребёнок узнаёт, что изменилось, закрепляя употребление сущ. в Род. падеже ед. ч. и мн.ч.

     Подбери слово. Находить игрушки в песке и подбирать к их названиям прилагательные.

     Лодочка. Создавать игровые ситуации для упражнения в речи грамматических категорий:

предлогов (от, к, над, между, в, из-за, из-под, у, перед);

приставочных глаголов (отплыть, подплыть, пристроили, надстроили);

наречий (глубоко, далеко, близко, высоко, низко, медленно, быстро)

Подготовка к обучению грамоте

     Звуковой анализ слова. На песке чертить схемы слов и предложений разной степени сложности.

     Обучение чтению и печатанию букв.

Упражнения на сыром песке типа «Исправь ошибку», «Добавь деталь», «Прочитай», «Допечатай первую (последнюю) букву слова»;

  Звуко-буквенный анализ слов различной сложности.

     Развитие связной речи.

    Найди и опиши игрушку. Ребёнок составляет описательный рассказ о найденной в песке игрушке (животные, предметы, герои сказок).

    Две игрушки. Ребёнок составляет описательный сравнительный рассказ о найденных в песке игрушках.

    Нарисуй и расскажи. Ребёнок рисует на песке и составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом).

    Покажи сказку. Ребёнок составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом) по демонстрации своих (или логопеда) действий, используя мелкие игрушки, предметы.

    Выводы.

     Логопедические игры с песком считаю очень эффективным и современным решением в коррекционно-образовательной работе логопеда детского сада. Они вызывают положительные эмоции у детей, помогают раскрывать каждого ребёнка индивидуально. Удачно сочетаясь с другими видами коррекционной деятельности, такие игры позволяют осуществлять интеграцию в процессе обучения и развития.

     У детей отмечается положительная динамика в процессе автоматизации корригирующих звуков. Так же отмечается расширение словарного запаса и умение более свободно использовать грамматические обороты языка. Дети более раскрепощены и непосредственны в общении. Важно отметить, что начал формироваться навык рефлексии и умения взаимодействовать в группе.

     Перенос традиционных занятий в песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения, так как реализует главный вид деятельности дошкольников – игровой.

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб вера в детство не пропала.

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольётся дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор

Возьмём в игру… Подобно Богу,

Мы создадим свой мир чудес,

Пройдя познания дорогу.

(Т. Грабенко)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Театрализованное деятельность как одно из средств повышения коррекционной работы с детьми, имеющие нарушения речи"

Видиоролик который раскрывает важностьзанятий детей в   художественноречевой студии "Речецветик"  из опыта моей работы...

Нетрадиционные методы воздействия в работе учителя - логопеда как средство коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

На современном этапе можно констатировать изменение социального заказа общества к дошкольным учреждениям. ДОУ должны подготовить детей с нормальным и нарушенным психоречевым развитием, к получению обр...

«Песочная терапия как средство снятия эмоционального напряжения у дошкольников с нарушением интеллекта».

Песочная терапия  - это  один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения,...

«Песочная терапия как средство развития театрализованной деятельности ребёнка»

laquo;Песочная терапия как средство развития театрализованной деятельности ребёнка»...

Песочная терапия в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии

Использование песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда....

Педагогический проект «Внедрение ИКТ в образовательную деятельность с детьми, имеющими нарушения речи»

В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование мы обогатили образовательную среду ДОУ современными техническими средствами и стали использовать ИКТ как ...

Коррекционно-развивающая работа воспитателя с детьми с нарушениями речи

Содержание Коррекционно-развивающая работа воспитателя с детьми в группе компенсирующей направленности....