Конспект НОД тема: "Зима"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект коррекционно-развивающей непосредственно образовательной деятельности учителя - логопеда с детьми в подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
Тема: «Зима»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_utko_s.n.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Степновский детский сад «Колосок»
Конспект коррекционно-развивающей непосредственно образовательной деятельности учителя - логопеда с детьми в подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
Тема: «Зима»
Учитель- логопед:
I квалификационной категории
С.Н.Утко
Цель: Актуализация представлений детей о зиме для составления схемы описательного рассказа (в виде ментальной карты).
Задачи:
Обучающие:
- систематизировать знания детей о зимних явлениях, забавах, одежде и животном мире;
- расширить словарный запас детей в процессе словообразования, словами флис – флисовая, болонья – болоньевая;
- закрепить способ составления опорной схемы для описательного рассказа.
Развивающие:
- развивать тактильное восприятие;
- развивать умение классифицировать.
Коррекционные:
- закрепить правильный артикуляционный уклад при произношении звука [С];
- упражнять детей в определении звука [С] в начале слова.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям через игровые приёмы.
Оборудование: Кубик из коробки, предметные картинки ( зима, признаки зимы, перелётные и зимующие птицы, дикие животные, предметы зимней одежды, сюжетные картинки (зимние игры, зимние виды спорта), схема, для определения места звука в слове, шарики на нитке, чистый ватман, цветные карандаши, клей.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная.
Среда взаимодействия: взрослый-ребёнок, ситуативный разговор, совместная творческая деятельность
Форма организации НОД: подгрупповая.
Планируемый результат: дети совместно с педагогом составят ментальную карту по теме «Зима» для последующего составления рассказов по теме.
Ход деятельности:
Организационно-мотивационный этап:
Логопед входит в зал вместе с детьми.
Логопед: Смотрите ребята, что это такое?
Дети: Кубик.
Логопед: Что это за кубик, давайте его рассмотрим? Поднимите его, он тяжелый?
Дети: Легкий
Логопед: Как вы думаете, что в нем может лежать? Подумайте.
В кубике что - то лежит, и как же нам узнать что?
Вы обратили внимание, что на каждой из его сторон размещены картинки.
Дети: Да.
Логопед: Может это подсказки того, что спрятано в кубике? Давайте разгадаем одну из сторон.
Дети: Давайте!
Практический этап:
1 сторона кубика
(На одной из сторон кубика размещены картинки: лягушка, заборчик, язык, ветерок)
Логопед: Что могут обозначать эти картинки?
Какой же звук здесь спрятался, кто догадался?
Давайте проделаем эти упражнения?
Дети: делают упражнение по картинкам, произносится звук С
(Открывается сторона).
Логопед: Смотрите, а сторона открылась, здесь что - то лежит.
(в кубике картинки: снеговик, снег, снежинка, снегопад, иней, вьюга, схема, для определения места звука в слове).
Логопед: Возьмите картинки, пойдем к столу рассмотрим, что на них изображено.
(Дети раскладывают на столе картинки и называют их).
Логопед: Подберите картинки к схемам, в названии которых слышится угаданный звук.
А почему к этим схемам не положили картинки?
Дети: Звук должен быть в середине и в конце слова, а на картинках звук находится только в начале.
Возвращаемся к кубику.
2 сторона кубика
(На следующей стороне кубика размещены картинки: горка, лед и снежки из ваты)
(Дети перечисляют, что размещено на стороне кубика)
Логопед: Для чего нам нужна горка?
Дети: Кататься.
Логопед: А сейчас мы на чем катаемся с горки?
Дети: на санках, ледянках, лыжах и т. д.
Логопед: А на чем мы катаемся по льду?
Дети: На коньках.
Логопед: Кто любит играть в снежки? А как вы лепите снежки? (дети показывают, открывается вторая сторона кубика, там картинки: зимние игры и забавы)
Логопед: Возьмите картинки, подойдем к следующему столу, рассмотрим, что на них изображено.
(Дети достают с кубика картинки, раскладывают на столе и называют картинки)
Логопед: А когда мы играем в эти игры?
Дети: Зимой.
Логопед: Если зимой, то как они будут называться?
Дети: Зимние игры.
Логопед: А я знаю зимние игры для язычка. Поиграем?
(Провожу нетрадиционную, артикуляционную гимнастику):
- «Подкинь снежок» – шарик на нитке, толкаем язычком вверх.
- «Горка» - шарик скатывается с горки. Упр. с нагрузкой хорошо укрепляет кончик и спинку языка.
- «Покидаем снежок» - ловить шарик губами, с силой выталкивать , «выплевывать» его.
Возвращаемся к кубику
3 сторона кубика
(На следующей стороне кубика размещены следующие предметы: нитки шерстяные, мех, кусочки ткани: флис, болонья)
Логопед: Что на ней изображено?
Дети: Нитки.
Логопед: Какие?
Дети: Шерстяные….
Логопед: Что ещё изображено?
Дети: Мех.
Логопед: А это что?
Я вам подскажу, эта ткань называется - болонья, флис.
Маша, повтори. (прошу повторить нескольких детей)
(Открывается третья сторона кубика, там картинки: зимняя одежда)
Логопед: Возьмите картинки, пройдем к следующему столу рассмотрим, что на них изображено. (носки, варежки, шарфик, шапка, кофта )
Как вы думаете, на этой картинке шапка из чего сшита?
Дети: Из меха.
Логопед: Если из меха, то она какая?
Дети: Меховая.
Логопед: А куртка сшитая из болоньи, то она какая?
Дети: Болоньевая (прошу нескольких детей повторить)
Посмотрите, а что здесь еще из болоньи?
Дети: Штаны.
Логопед: Значит они какие - болоньевые.
А из флиса что сшито?
Дети: Кофта.
Значит она какая?
Дети: Флисовая (прошу нескольких детей повторить)
А варежки? Они сшиты?
Дети: Связаны.
Связаны из чего?
Дети: Из шерстяных ниток.
Логопед: Значит они какие?
Дети: Шерстяные .
Логопед: А какие еще здесь вещи связаны?
А когда эту одежду мы носим?
Дети: Зимой.
Логопед: Значит она какая?
Дети: Зимняя.
Возвращаемся к кубику
4 сторона кубика
(На следующей стороне кубика размещены: кусочки шерсти серой и белой, картинка спящего ребенка и перо.)
Логопед: Что же здесь зашифровано?
Сначала серый, потом белый, от белого опять серый, с кем так бывает?
Дети: Заяц меняет серую шубку на белую.
Логопед: А кто еще у нас из зверей меняет свою шубу?
Дети: Белка.
Логопед: На этой картинке что изображено?
Дети: Ребенок спит.
Логопед: А кто у нас в лесу спит дольше всех?
Дети: Медведь.
Логопед: А еще кто?
Дети: Ёжик, барсук…
Логопед: А это что?
Дети: Перо.
Логопед: Как вы думаете, кто его потерял?
Дети: Птицы.
(Открывается четвертая сторона кубика, там картинки: животные и птицы)
Логопед: Возьмите картинки, пройдем к следующему столу, рассмотрим, что на них изображено.
На какие группы можно разделить эти картинки?
Дети: Животные, птицы.
Логопед: А птиц можно разделить ещё на какие-то группы?
Дети: Можно.
Логопед: Разделите и назовите их.
Логопед: Все стороны рассмотрели?
Взгляните на столы, когда это бывает?
Дети: Зимой.
(Открывается крышка кубика, картинка зимы)
Логопед: Какое время года изображено на картинке?
Дети: Зима.
Правильно мы отгадали?
Дети: Да.
А теперь, сможем мы составить рассказ о зиме?
Дети: Да.
Логопед: Давайте составим схему нашего рассказа с помощью ментальной карты, а помогут нам картинки, которые мы получили от кубика при выполнении задания.
Можете воспользоваться картинками, карандашами, клеем.
Рефлексивно-оценочный этап:
О чем мы с вами сегодня говорили?
Как вы считаете, сможем мы составить рассказ о зиме, используя составленную нами карту?
Вы, ребята, были сегодня активными и отлично справились со всеми заданиями.
Вечером мы с вами обязательно составим наш рассказ о зиме, опираясь на нашу карту. Я запишу вас на видео, и мы отправим его родителям.
Самоанализ
Целью моего занятия было: актуализация представлений детей о зиме для составления схемы описательного рассказа (в виде ментальной карты).
Актуализация представлений детей о зиме достигалась в первой части занятия при работе с кубиком.
Составление схемы описательного рассказа – это групповая творческая работа по составлению схемы описательного рассказа в виде ментальной карты.
Также предполагалась третья часть – это составление рассказа о зиме по созданной детьми схеме (ментальной карте)
Так как занятие было коррекционное ставились коррекционные задачи:
- это закрепление правильного артикуляционного уклада раннее изученного звука [С ];
- упражнение в определение позиции звука [С ] в словах в начале слова.
Считаю, что результат достигнут, так как все поставленные задачи были решены, цель достигнута.
Образовательный продукт в виде схемы ментальной карты о зиме получен.
Обучающие:
систематизирование знаний детей о зиме - решалась на протяжении всего занятия
- расширение словарного запаса слов детей проходило в процессе словообразования, словами флис – флисовая, болонья – болоньевая;
- закрепление способа составления опорной схемы для описательного рассказа – в момент составления ментальной карты
Развивающие:
- развивать тактильное восприятие – дети ощупывали, что прикреплено на каждой из сторон кубика
- развивать умение классифицировать- деление на группы: животные- птицы и птицы- перелетные и зимующие.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям через игровые приёмы – Считаю, что
с этой задачей справилась, на протяжении всего занятия дети были активны, проявляли интерес к предложенным заданиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия. Тема: "Зима в лесу. Снеговик"
Зима в лесу. Снеговик Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Коммуникация», «Художественное творчество» (аппликация), «Чтение художес...
Конспект ООД тема "Зима" в подготовительной группе компенсирующего вида
Занятие с презентацией на тему "Зима"...
Конспект на тему: Зимующие птицы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми в группе...
Фрагмент мероприятия совместной образовательной деятельности с использованием интеллект-карты план-конспект на тему: «Зима»
Данный материал поможет педагогам научить детей классифицировать информацию и отражать её в интеллект-карте....
Конспект на тему «Зимующие птицы»
Знакомить детей с особенностями внешнего вида и некоторыми названиями птиц...
Конспект на тему «Зима»
(средняя группа)...
ПЛАН КОНСПЕКТ ПО ТЕМЕ ЗИМА
ПЛАН КОНСПЕКТ ПО ТЕМЕ ЗИМА НА ГРУППУ РАННЕГО ВОЗРАСТА...