Картотека игр направленных на формирование лексического состава языка и на развитие грамматического строя речи
картотека по логопедии
Картотека игр направленных на формирование лексического состава языка и на развитие грамматического строя речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_1.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр направленных на формирование лексического состава языка и на развитие грамматического строя речи.
- «Кто у кого?»
Лексические темы: «Животные», «Птицы».
Цель игры: - уточнение и расширение словаря;
- правильное использование и образование форм род. падежа ед. числа и им. падежа ед. и мн. числа существительных.
Кто у курицы? – У курицы цыпленок, у курицы цыплята.
Кто у утки? – У утки утенок, у утки утята.
Кто у собаки? – У собаки щенок, у собаки щенята.
- «Живой уголок»
Лексическая тема: «Домашние животные».
Цель игры: правильное использование и образование форм дательного, творительного и винительного падежей им. сущ.;
А. Винит. падеж.
«Кто что любит?»
Дети отвечают на вопрос, глядя на предъявленную картинку.
Что любит кошка? - Кошка любит молоко.
Что любит собака? – Собака любит косточку.
Что любит черепаха? – Черепаха любит морковь.
Что любит попугай? – Попугай любит семечки.
«Найди в живом уголке место для каждого животного».
Дети подбирают нудную картинку и составляют предложение.
Я посажу черепаху в коробку.
Я пущу рыбку в аквариум. Я положу кота в корзину и т.д.
Б. Винит. падеж и твор. падеж.
«Дай животным еду».
Дети отвечают на вопрос, выбирая нужную картинку. Я дом кошке молоко.
Я дам собаке косточку.
Я дам черепахе морковь и т.д.
«Угости зверюшек». Я угощу кошку молоком.
Я угощу собаку косточкой.
Я угощу черепаху морковью и т.д.
- «Без чего игрушка?», «С чем игрушка?»
Лексическая тема: «Игрушки».
Цель игры: - уточнение и расширение словаря;
- правильное использование и образование форм род. и твор. падежей ед. ч. им. сущ.
Дети отвечают на вопрос, глядя на предъявленную картинку.
Без чего машинка? – Машинка без колеса.
Без чего мишка? – Мишка без лапы.
Без чего паровоз? – Паровоз без трубы.
С чем машинка? – Машинка с колесом.
С чем мишка? – Мишка с лапой.
С чем паровоз? – Паровоз с трубой.
- Лексическая тема: «Посуда».
Цель игры: - согласование прил. с сущ. в роде, числе, падеже.
- практическое употребление предлогов.
А. «Расставь посуду на столе». На наборное полотно ставится картинка большая картинка с изображением белочки. Детям объясняется, что белочка ждет гостей, и предлагается помочь ей. Перед детьми выкладываются картинку с изображениями большой чашки, маленькой чашки, большого чайника, вазочки, салфетницы. Дети закрепляют картинки на столе и комментируют свои действия:
Я поставлю чайник на стол.
Я поставлю маленькую чашку рядом с чайником. И т.д.
Б. «Что изменилось?»
Картинки с изображением посуды меняются. Дети комментируют:
Вместо большой чашки на столе стоит маленькая чашечка.
Вместо салфетницы на столе стоит сахарница и т.д.
В. «Где находится посуда?» Дети отвечают на вопросы.
Где чайник? – Чайник у белочки.
Где чашка? – Чашка около чайника.
Где вазочка? – Вазочка между молочником и сахарницей. И т.д.
- Лексические темы: «Посуда», «Игрушки», «Мебель», «Фрукты».
Цель игры: - обобщение предметов;
- согласование местоимений мой, моя, мое, мои с сущ.
- согласование числительных 1 – 2 – 5 с сущ.
А. «Назови одним словом».
Дети, глядя на картинку, перечисляют предметы и называют обобщающее понятие:
чашки, стакан, тарелка, ножи – это посуда. И т.д.
Б. «Назови свою посуду»
Моя чашка, мой стакан и т.д.
В. «Считай 1 – 2 – 5 и называй».
1 чашка – 2 чашки – 5 чашек;
1 стакан – 2 стакана – 5 стаканов и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")
КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамма...
Развитие грамматического строя речи у детей со стертой дизартрией (рекомендуемые лексические упражнения)
Стертая дизартрия представляет собой расстройство речи, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности. Основным симптомов речевого ...
Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.
Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...
Конспект комплексной НОД по формированию лексико-грамматических категорий «Дидактические игры и упражнения на развитие грамматического строя речи с применением обучающих приемов в старшем возрасте» (старшая группа компенсирующей направленности с ЗПР)
Предлагаемый материал покажет основные приемы по формированию лексико - грамматических категорий....
Методическая разработка «Картотека интерактивных дидактических игр, направленных на развитие грамматического строя речи детей 5-7 лет с ОНР».
Данные игры и упражнения предназначены для учителей логопедов, дефектологов, которые могут использовать в своей работе с детьми по коррекции грамматических категорий. Подборка игр и упражнений разраба...
КАРТОТЕКА игр с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, игры с элементами ТРИЗа.
КАРТОТЕКАигр с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, игры с элементами ТРИЗа....
Основные компоненты речи. Практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование и развитие грамматического строя речи.
Предлагаемый материал - это подробный план-конспект семинара-практикума, проводимого логопедом для педагогов (воспитателей), с целью систематизации знаний педагогов по формированию и развитию ле...