Конспект НОД «Мир звуков. Звук [У]
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

В процессе ознакомления с конспектом вы узнаете как: познакомить детей со звуком [у], и его характеристикой (с опорой на артикуляцию);  научить их выделять звук [у] среди других звуков, в слогах, в словах; развивать умение договаривать начатые логопедом предложения по предметным картинкам на звук [у] и воспитывать у детей умение внимательно вслушиваться в речь педагога с помощью игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Мир звуков. Звук [У]

Программные задачи:

Коррекционно-образовательные:

- познакомить детей со звуком [у], и его характеристикой (с опорой на артикуляцию); 

- учить выделять звук [у] среди других звуков, в слогах, в словах.

Коррекционно- развивающие:

- дать понятие о месте нахождения звука в слове (начало слова);

- развивать у детей фонематические процессы;

- закреплять понятия «слово», «гласный звук»;

- развивать умение выделять ударный гласный звук в начале слов;

- упражнять в согласовании слов в предложении;

- развивать умение договаривать начатые логопедом предложения по предметным картинкам на звук [у].

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей умение внимательно вслушиваться в речь педагога.

Оборудование: картинка для звукоподражания: паровозик; предметные картинки со звуком [у] в начале слова (ударная позиция): улей, утка, ухо; картинки для составления предложений (утёнок, утка, ухо, утюг, улитка, петух, будильник); цветные фишки для обозначения звуков.

Ход НОД:

1.Организационный момент

Игра «Узнай по голосу»

Дети становятся в круг. Один из них выходит в круг, закрывает глаза и по голосу угадывает, кто его позвал.

2.Развитие артикуляционной моторики

Закрепление основных артикуляционных упражнений перед зеркалом:

«Улыбка», «Заборчик», «Хоботок», «Лопаточка», «Качели».

3.Объявление темы НОД

Логопед: Ребята,  сегодня мы с вами познакомимся со звуком У, и паровозиком, который любит его произносить.

4.Акустико-артикуляционный образ звука

Логопед: Ребята! Посмотрите на картинку и произнесите любимый звук паровозика. (У-у-у!)

Посмотрите в зеркале, в каком положении находятся губы (вытянуты трубочкой), язык (спокойно лежит на дне рта – «домика»), зубы (сближены, но не сомкнуты), воздушная струя теплая и спокойно выходит изо рта, не встречая преграды. Звук [у] – гласный, обозначать его мы будем красным цветом.

5.Игра «Кто самый внимательный»

Логопед произносит ряд звуков: [а, у, и, а, о, и, у, о, и, у…] Дети хлопают, когда услышат звук [у]. Первый раз игра проводится с открытыми глазами, второй раз с закрытыми глазами.

6.Закрепление звука в слогах

Игра «Запомни – повтори»

Дети вслед за логопедом повторяют слоговые ряды:

ум-ум-ам       оп-уп-уп

ам-ам-ум        ут-от-ут

ну-ну-на         ку-ка-ку.

Выделение звука [у] из состава слогов: УА, УМ, УН. Логопед произносит слоги, выделяя голосом звук [у] и просит детей назвать первый звук. Если дети затрудняются, то возможно повторное произнесение и называние звука самим логопедом.

Физкультминутка «Детский сад»

Солнце скрылось за домами,              

«Солнышко» над головой.

Покидаем детский сад.

Шаги на месте.

Я рассказываю маме

Про себя и про ребят.

Показывают на себя, а потом на

воображаемую маму.

Как мы хором песни пели,

Далее движения по тексту.

Как играли в чехарду,

Прыжки.

Что мы пили, что мы ели,

Далее движения по тексту.

Что читали в детсаду.

7.Закрепление звука в словах

На доске выставляются картинки со звуком [у] в начале слова (в ударной позиции: ухо, улей, утка). Логопед называет картинки, выделяя звук [у], и напоминает, что название картинок – это слова, а дети называют первый звук в этих словах. После этого можно попросить детей назвать слово, которое начинается со звука [у].

8. Закрепление звука в предложениях

Упражнение в составлении предложений – договаривание начатых логопедом предложений по предметным картинкам на звук [у].

В реке плавает … (утенок).

На берегу громко крякает … (утка).

У ребенка болит … (ухо).

Мама включила электрический …(утюг).

На листке сидит … (улитка).

На забор взлетел …(петух).

На тумбочке громко звенит …(будильник).

9.Закрепление звука в тексте

Повторение вслед за логопедом:

Ку-ку-ку – сидит дятел на суку.

Ут-ут-ут – две улитки ползут.

Ух-ух-ух – Вася ловит мух.

10.Итог занятия

Логопед: Какой звук у паровозика самый любимый? (Звук [у].)  

Какой это звук? ( Гласный.) Каким цветом будем его обозначать? (Красным.)

11.Оценка работы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по теме «Звук Р в словах и предложениях» (подгрупповое логопедическое занятие для дошкольников старшего возраста) «Приключения звука [р] и буквы Р» по сказке К.И. Чуковского «Краденое солнце»

Вид занятия: коррекционно-развивающийЦель: закрепить произношение звука Р в словах и предложениях;- правильное произношение звука «р» в речи;- развитие слухо-произносительных навыков;- развитие функци...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР На тему: «Автоматизация свистящих звуков. Звук «С»»

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие для детей старшей группы.Цель занятия: автоматизация звука «С» с помощью игр и игровых упражнений....

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы «Волшебный мир звуков» (звуки «г», «к»)

. дифференциация звуков «к», «г»; развитие пси­хомоторики на данном звуке;2. закрепить навык произношения звуков «к», «г» в слогах, словах, фразах;3. работать над предложением;4. развивать фонематичес...

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Р] изолированно, автоматизация звука [Ш] в чистоговорках, автоматизация звука [Ж] в предложениях.

Конспектиндивидуального занятия «Автоматизация звука [Р]изолированно, автоматизация звука [Ш] в чистоговорках, автоматизация звука [Ж] в предложениях. Лексическая тема «Защитники Отечества...