Дыхательные игры и упражнения для занятий с детьми.
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Консультация для родителей №1

 

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи

 

Цель. Развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

В процессе занятий ребёнок получает знания о том, что:

-дышать надо носом;

-нельзя поднимать плечи при вдохе;

-в дыхании должен активно участвовать живот.

 

1.«Цветочек». Сделать вдох и задер­жать дыхание, понюхать цветочек (вдох­нуть аромат).

 

2. «Свеча» («Задуй свечу»). Сделать вдох. По сигналу «Тихий ветерок» медлен­но выдохнуть на пламя свечи, так чтобы оно отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветер» задуть свечу резким вы­дохом. Вместо настоящей свечи можно предло­жить макет свечи с «огоньком» из тонкой красной бумаги, фонарик, настольную лампу (дети дуют, взрослый гасит лампу), макет дома с «включенным светом в ок­нах» (дети дуют - «свет гаснет»).

 

3.«Костер». Перед ребёнком картинка (или макет) костра из поло­сок тонкой бумаги. Ему предлагается «раздуть угасающий костер», вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.

 

4.«Чей пароход (паровоз) дольше гудит?».  Ребенку дать чистый пузырек (колпачок от фломастера, шприца и т.п.). Чтобы он загудел, нижней губой надо слегка коснуться края пузырька. Струя должна быть сильной. Дуть несколько секунд.

 

5. «Погрей руки». Ребёнок вдыхает через нос и дует на «озябшие» руки, плавно вы­дыхая через рот.

 

6. «Султанчик». Ребёнку предлагается долго дуть на султанчик из полосок бума­ги или цветных перьев на палочке, на цвет­ные метелочки, на хвосты у птичек или ло­шадок, на плавники у рыбок, на «хвости­ки» у девочек и т.п.

 

7. «Листья шелестят». Ребёнку предла­гают полоски тонкой зеленой бумаги, вы­резанные в виде листиков и прикреплен­ные к «ветке». По сигналу «Подул вете­рок» он плавно дует на листики, так чтобы они отклонялись и шелестели.

 

8. «Флажок». Ребёнку предлагается по­дуть на флажок сначала из тонкой цветной бумаги, а затем из более плотной.

 

9. «Чья птичка дальше улетит?». Фигур­ки птичек из тонкой бумаги ставят у самого края стола. Двое участников садятся - каждый на­против своей птички - и по сигналу дуют на нее. Продвигать птичек нужно на одном вы­дохе. Чья птичка дальше улетит (проскользит по столу)?

 

10. «Покатай карандаш». Ребёнку предла­гают вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по гладкой поверхности круглый карандаш (шарик из ваты или фольги, колпачок от шприца, катушку от ниток и т.п.).

 

11. «Бурлящая вода». Ребёнку предлагает­ся подуть в бутылку с водой через трубоч­ку. Выдох должен быть ровный и длитель­ный - тогда вода будет долго и равномер­но бурлить.

 

12. «Пускание мыльных пузырей». Чей пузырь будет летать дольше?

 

13. «Снежинки летят». На дождик прикрепляются вырезанные из тонкой бу­маги снежинки (бабочки, птички, перыш­ки, бусинки, кусочки ваты, мелкие игруш­ки, фигурки акробатов и т.п.). По сигналу «Снежинки летят» ребёнку предлагается длительно подуть на них. Под влиянием сильного выдоха снежинки «догоняют» друг друга.

 

14. «Бабочки». Перед ребёнком расклады­вают «зеленые полянки» с разноцветными бабочками, вырезанными из тонкой бума­ги. Бабочки тонкими нитками прикреплены к «полянке». Дуть на бабочку можно только на одном выдохе. По сигналу «Красная бабочка полетела» ребёнок дует на бабочек красного цвета и т.д.

 

15. «Кто забьет больше голов?». ребёнок задувает мячи - шарики из ваты (фольги) в футбольные ворота.

 

16. «Загони машину в гараж». Через ко­роткую трубочку ребёнок задувает бумажные машины в гаражи.

 

17. «Морские гонки». Через короткую трубочку ребёнок дует на бумажные корабли­ки, соревнуясь, чей кораблик одержит по­беду в гонках или раньше пристанет к бе­регу. Можно дуть на пластмассовые иг­рушки, плавающие в воде, на «кораблики»-половинки грецкого ореха с парусом.

 

18. «Вертушки». Ребёнку предлагается подуть на вертушку из бумаги, картона или пластика. Размер вертушки, форма и количество лопастей могут быть разными.

 

19. «Духовые инструменты». Эти инст­рументы издают звуки, если в них правиль­но дуть, поэтому их и называют духовыми (дудочка, труба, свирель, духовая гармош­ка). Самодельные духовые инструменты делают из колпачков разных размеров от старых ручек и фломастеров.

 

Начинать следует с легких упражнений: задуть свечу или сдуть ватку с ладони с расстояния 12-20 см (расстояние можно постепенно увеличивать). Надувать воз­душные шары и резиновые игрушки мож­но только после того, как у ребенка будет развита достаточная сила ротового выдо­ха. Более трудной является игра на духо­вых инструментах.

 

Следует помнить: дыхательные упраж­нения быстро утомляют ребенка и могут вызвать головокружение (и даже голо­вные боли), поэтому после каждого уп­ражнения необходим отдых. В случаях по­явления головокружения занятия следует прекратить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_1.docx16.67 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей №1

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи

Цель. Развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

В процессе занятий ребёнок получает знания о том, что:

-дышать надо носом;

-нельзя поднимать плечи при вдохе;

-в дыхании должен активно участвовать живот.

1.«Цветочек». Сделать вдох и задержать дыхание, понюхать цветочек (вдохнуть аромат).

2. «Свеча» («Задуй свечу»). Сделать вдох. По сигналу «Тихий ветерок» медленно выдохнуть на пламя свечи, так чтобы оно отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветер» задуть свечу резким выдохом. Вместо настоящей свечи можно предложить макет свечи с «огоньком» из тонкой красной бумаги, фонарик, настольную лампу (дети дуют, взрослый гасит лампу), макет дома с «включенным светом в окнах» (дети дуют - «свет гаснет»).

3.«Костер». Перед ребёнком картинка (или макет) костра из полосок тонкой бумаги. Ему предлагается «раздуть угасающий костер», вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.

4.«Чей пароход (паровоз) дольше гудит?».  Ребенку дать чистый пузырек (колпачок от фломастера, шприца и т.п.). Чтобы он загудел, нижней губой надо слегка коснуться края пузырька. Струя должна быть сильной. Дуть несколько секунд.

5. «Погрей руки». Ребёнок вдыхает через нос и дует на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот.

6. «Султанчик». Ребёнку предлагается долго дуть на султанчик из полосок бумаги или цветных перьев на палочке, на цветные метелочки, на хвосты у птичек или лошадок, на плавники у рыбок, на «хвостики» у девочек и т.п.

7. «Листья шелестят». Ребёнку предлагают полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «Подул ветерок» он плавно дует на листики, так чтобы они отклонялись и шелестели.

8. «Флажок». Ребёнку предлагается подуть на флажок сначала из тонкой цветной бумаги, а затем из более плотной.

9. «Чья птичка дальше улетит?». Фигурки птичек из тонкой бумаги ставят у самого края стола. Двое участников садятся - каждый напротив своей птички - и по сигналу дуют на нее. Продвигать птичек нужно на одном выдохе. Чья птичка дальше улетит (проскользит по столу)?

10. «Покатай карандаш». Ребёнку предлагают вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по гладкой поверхности круглый карандаш (шарик из ваты или фольги, колпачок от шприца, катушку от ниток и т.п.).

11. «Бурлящая вода». Ребёнку предлагается подуть в бутылку с водой через трубочку. Выдох должен быть ровный и длительный - тогда вода будет долго и равномерно бурлить.

12. «Пускание мыльных пузырей». Чей пузырь будет летать дольше?

13. «Снежинки летят». На дождик прикрепляются вырезанные из тонкой бумаги снежинки (бабочки, птички, перышки, бусинки, кусочки ваты, мелкие игрушки, фигурки акробатов и т.п.). По сигналу «Снежинки летят» ребёнку предлагается длительно подуть на них. Под влиянием сильного выдоха снежинки «догоняют» друг друга.

14. «Бабочки». Перед ребёнком раскладывают «зеленые полянки» с разноцветными бабочками, вырезанными из тонкой бумаги. Бабочки тонкими нитками прикреплены к «полянке». Дуть на бабочку можно только на одном выдохе. По сигналу «Красная бабочка полетела» ребёнок дует на бабочек красного цвета и т.д.

15. «Кто забьет больше голов?». ребёнок задувает мячи - шарики из ваты (фольги) в футбольные ворота.

16. «Загони машину в гараж». Через короткую трубочку ребёнок задувает бумажные машины в гаражи.

17. «Морские гонки». Через короткую трубочку ребёнок дует на бумажные кораблики, соревнуясь, чей кораблик одержит победу в гонках или раньше пристанет к берегу. Можно дуть на пластмассовые игрушки, плавающие в воде, на «кораблики»-половинки грецкого ореха с парусом.

18. «Вертушки». Ребёнку предлагается подуть на вертушку из бумаги, картона или пластика. Размер вертушки, форма и количество лопастей могут быть разными.

19. «Духовые инструменты». Эти инструменты издают звуки, если в них правильно дуть, поэтому их и называют духовыми (дудочка, труба, свирель, духовая гармошка). Самодельные духовые инструменты делают из колпачков разных размеров от старых ручек и фломастеров.

Начинать следует с легких упражнений: задуть свечу или сдуть ватку с ладони с расстояния 12-20 см (расстояние можно постепенно увеличивать). Надувать воздушные шары и резиновые игрушки можно только после того, как у ребенка будет развита достаточная сила ротового выдоха. Более трудной является игра на духовых инструментах.

Следует помнить: дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка и могут вызвать головокружение (и даже головные боли), поэтому после каждого упражнения необходим отдых. В случаях появления головокружения занятия следует прекратить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для занятий с детьми в летний период

Лето – время отдыха, но для того, чтобы дети не забыли всё то, что они узнали во время учебного года, не растеряли приобретённые речевые навыки и умения, просто необходимо повторять пройденный м...

Дыхательные игры и упражнения на музыкальных занятиях

Ниже представлены дыхательные игры и упражнения, используемые мною на музыкальных занятиях....

Дыхательные упражнения для занятий с детьми дома

Дыхательные упражнения для занятий с детьми дома...

Консультация для родителей: «Игры и упражнения для занятий с детьми в домашних условиях: «Развиваем речь, играя».

Чем занять ребёнка дома, чтобы ему было как минимум интересно, и как максимум - полезно?Чтобы ребенок научился быстро и грамотно говорить, нужно с ним постоянно общаться, играть, развивать речь ....

Дыхательные игры и упражнения на музыкальных занятиях

Предлагаю вашему вниманию дыхательные игры и упражнения, используемые на музыкальных занятиях....

Мастер-класс «Игры и упражнения для занятий с детьми дома» Демонстрация правильного выполнения артикуляционной гимнастики, кинезиологические упражнения при подготовке к письму

Мастер-класс можно использовать при работе с родителями детей посещающих группы компенсирующей направленности, и, особенно - не посещающих данные группы для профилактики, коррекции различных речевых н...