Программа платной дополнительной услуги по развитию речи "Веселый язычок"
рабочая программа по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Содержание
1. Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»: 2
1.2. Цель и задачи программы 2
1.4. Планируемые итоговые результаты освоения детьми рабочей программы: 2
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»: 2
2.1. Условия реализации программы. 2
2.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: 2
1. Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»:
1.1. Пояснительная записка
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (с изменениями и дополнениями); Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее - Концепция); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [1].
Формирование активной речи во многом зависит от состояния слухового восприятия, развития речевого слуха: умения слышать, различать на слух, дифференцировать звуки, близкие по звучанию, улавливать на слух повышение и понижение голоса, его громкость, ритмичность и плавность речи, темп, интонационную выразительность и т.д.
Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.
При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.
Фонематическое восприятие является необходимой базой для всего последующего образования и поможет подготовить ребенка к школе, создавая основу для обучения грамоте.
Поэтому по запросу родителей детей, которые нуждаются в дополнительных занятиях с узким специалистом по исправлению фонетических дефектов речи, набираются группы (до 5 человек) с целью компенсировать имеющиеся у детей дефекты речи.
Программа дополнительных логопедических услуг является очной ,одноуровневой , предназначена для организации коррекции фонематических речевых расстройств у детей 5-6 лет, рассчитана на 1 год обучения, 72 часа.
Всего часов | Периодичность | Продолжительность |
72 часа | 1ч * 2р/неделю | 1ч- 25 минут |
Каждое занятие включает в себя следующие элементы:
1. Разучивание нового артикуляционного упражнения
2. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шишками, шариками Су-Джок, массажными ёжиками и др.), физминутка.
3. Упражнения направленные на формирование правильного (диафрагмального) дыхания, фонопедические упражнения.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: формирование фонематического восприятия у детей 5-6 лет для предупреждения нарушений устной и письменной речи.
Задачи программы:
- Формировать навыки фонематического анализа и синтеза , правильный артикуляционный уклад звуков.
- Развивать слухо-речевую память, мелкую моторику.
- Закреплять умение находить слова с открытыми слогами, составление слова из слогов, звуковой анализ слова(по схемам).
- Сформировать у детей положительную мотивацию к логопедическим занятиям, активизировать коммуникационную деятельность детей.
- Воспитывать внимание, организованность и самостоятельность на логопедических занятиях.
1.3. Содержание программы
В данной программе представлена система поэтапного формирования фонематической стороны речи у детей 5-6 лет. Дидактический материал построен в виде занятий по ознакомлению детей со звуками и буквами, развитию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа, синтеза, начальным этапам обучения чтению и письму в дошкольном возрасте. Поэтому в системе работы по формированию фонематического восприятия и подготовке к обучению грамоте достаточно много времени уделяется для усвоения детьми понятий: звук, слог, слово, предложение, гласный, согласный, мягкий согласный, твердый согласный, звонкий согласный, глухой согласный.
Учитывая постепенность усложнения, эти понятия усваиваются в определенной последовательности:
- звуки окружающего мира;
- звуки, произносимые человеком (речевые звуки);
- гласны звуки;
- согласные звуки (без классификации);
- согласны твердые и мягкие;
- согласные звонкие и глухие.
Параллельно даются понятия:
- слово;
- слог;
- предложение;
- ударение.
Содержание программы опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизма, согласно которому дети, имеющие речевое недоразвитие, должны гармонично развиваться в процессе взаимоотношений с окружающим миром, полноценном общении со сверстниками и взрослыми.
2. Принцип научности предусматривает использование передовых современных технологий и методик коррекционной педагогики в процессе оказания детям логопедической помощи.
3. Принцип доступности предусматривает дифференцированный подход к детям с учетом индивидуального развития каждого ребенка и степени тяжести речевого нарушения.
4. Культурологический принцип, согласно которому ребёнок развивается в определённом социокультурном пространстве с учётом общенациональных ценностей региона и отношения ребенка к себе как целостной личности в условиях билингвизма (двуязычия).
Перспективное комплексно – тематическое планирование работы с детьми
Основой перспективного и календарного планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с программой является комплексно - тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала. Перспективный комплексно-тематический план работы учителя – логопеда на 2020 – 2021 учебный год в рамках проведения платной образовательной услуги «Весёлый язычок» (См. Приложение №2)
Основное содержание коррекционной работы по периодам обучения в рамках платной образовательной услуги «Веселый язычок»
Основное содержание работы 1 периода работы (сентябрь – декабрь) | |
Звукопроизношение | Фонематическое восприятие |
Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Развитие речевого дыхания. Воспитание правильной ритмико-интонационной и мелодической окраски речи. Закрепление навыка правильного произношения звуков, имеющихся в речи детей. Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно-графическую символику. Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей) | Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки. Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти. Выделение звука из ряда других звуков. Определение наличия звука в слове. Различение слов, близких по звуковому составу. |
Основное содержание работы 2 периода работы (январь – март) | |
Продолжение работы над развитием подвижности артикуляционного аппарата. Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата. Развитие умения анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности её фонетического оформления. Постановка отсутствующих звуков. Автоматизация поставленных звуков в составе слогов, слов, предложений, тексов. | Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания) в обратных слогах; в слогах со стечением двух согласных; в словах и фразах; Распределение картинок, названия, которых включает: дифференцируемые звуки; определённый заданный звук. Совершенствование навыков употребления в речевом контексте слов сложной звуконаполняемости; |
Основное содержание работы 3 периода работы (апрель – май) | |
Автоматизация поставленных звуков в речи. Дифференциация произношения вновь поставленных звуков в различных звукокомплексах: в прямых и обратных слогах; в слогах со стечением трёх согласных; в словах и фразах; в коротких текстах и стихах. Закрепление правильного произношения звуков на новом речевом материале. Совершенствование дикции и интонационной выразительности речи. | Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания) в обратных слогах; в слогах со стечением двух согласных; в словах и фразах; Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи. |
Перспективный план коррекции речевых нарушений в условиях платной образовательной услуги «Веселый язычок». (см. Приложение №2)
1.4. Планируемые итоговые результаты освоения детьми рабочей программы:
Планируемый итоговый результат программы: речь детей максимально приблизится к параметрам речи нормативно развивающегося ребенка:
- Сформированный , правильный артикуляционный уклад звука, развиты навыки самоанализа и синтеза.
- Развита слухо-речевая память и мелкая моторика.
- Закреплено умение находить слова с открытыми слогами, составлять слова из слогов, выполняют звуковой анализ слова.
- У детей сформировано положительное отношение к логопедическим занятиям, общению со сверстниками.
- Дети внимательные, организованные , самостоятельные.
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»:
2.1. Условия реализации программы.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов в кабинете учителя – логопеда в соответствии с программой обеспечивает:
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно – пространственным окружением;
- двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической и артикуляторной моторики;
- возможность самовыражения детей.
В логопедическом кабинете проводятся подгрупповые занятия с детьми.
Основные направления работы, проводимой в логопедическом кабинете:
- логопедическое обследование;
- проведение подгрупповых занятий;
- консультирование педагогов и родителей;
- ведение документации.
Кабинет оснащен всем необходимым для проведения коррекционной работы. Для формирования правильного звукопроизношения, подобран иллюстративный материал предметных и сюжетных картин, дидактические и настольно – печатные игры, схемы – модели, книги художественной и развивающей литературы и т.д. Для проведения артикуляционной и мимической гимнастики подобраны игрушки – помощники, опорные схемы на группы звуков. Для развития слухового и зрительного восприятия создана сенсорная зона, где подобраны игрушки и пособия, в том числе и для самостоятельной деятельности детей. Кроме того, в кабинете есть наборы муляжей, крупные и мелкие игрушки, конструкторы, мозаики, настольно – печатные игры – пазлы, матрешки, сборные игрушки, настольный материал для обыгрывания сказок.
Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в кабинете логопеда:
- создает возможности для успешного устранения речевого дефекта,
- преодоления отставания в речевом развитии,
- позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности,
- стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности,
- помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит,
- способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.
Зона методического, дидактического и игрового сопровождения.
Она представлена книжными полками и детскими уголками и содержит следующие разделы:
- Материалы по обследованию речи детей;
- Методическая литература по коррекции речи детей;
- Учебно-методическая литература по обучению грамоте детей с нарушениями речи;
В логопедическом кабинете ДОУ имеются следующие материалы:
Методические пособия:
- Разрезные картинки для обследования на 2-4-6-8 частей;
- Картинки и тексты
- Артикуляционные упражнения (карточки);
- Профили звуков;
- Материал для автоматизации звуков в словах, предложениях, текстах;
- Пособия для работы над речевым дыханием;
- Предметные картинки на все изучаемые звуки;
- Альбомы на автоматизацию и дифференциацию звуков;
- Тексты и картотеки на автоматизацию звуков.
- Сигнальные кружки на дифференциацию звуков;
- Цветные фишки для звукобуквенного анализа;
- Предметные картинки на дифференциацию звуков;
Для обогащения словарного запаса и формирования грамматического строя речи:
- Предметные картинки
- Ягоды;
- Головные уборы;
- Мебель;
- Птицы;
- Растения;
- Обувь;
- Продукты;
- Грибы;
- Одежда;
- Посуда;
- Игрушки;
- Насекомые;
- Профессии;
- Деревья;
- Животные и их детеныши;
- Инструменты;
- Времена года;
- Овощи
- Фрукты
- Предметные картинки на подбор антонимов;
- Предметные картинки на подбор синонимов;
- Многозначные слова;
- Предметные картинки «один-много»;
- Схемы предлогов;
- Пособия на составление предложений с простыми и сложными предлогами;
Для развития связной речи:
- Серии сюжетных картинок;
- Сюжетные картинки;
- Предметные картинки для составления сравнительных и описательных рассказов;
- Схемы и мнемотаблицы для составления описательных рассказов.
Методическая литература:
Направления коррекционно-логопедической работы | Автор | Литература, пособия |
1.Развитие звукопроизношения | В.В.Коноваленко , Н.В.Нищева Т.А.Ткаченко Мещерякова Л.В. Е.А.Азова,О.О.Чернова | "Автоматизация шипящих, свистящих, сонорных звуков у детей." Тетрадь - тренажер для автоматизации. дифференциации звуков Рабочая тетрадь "Правильно произносим звуки" Коррекция звуков Домашняя логопедическая тетрадь Компьютерные презентации: «Приключения пчёлки Жу-жу» и др. |
2. Развитие слоговой структуры слова | Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей | Д/и «Делим слова на слоги», |
3. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза | Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической практике | «Сложи слово по первым звукам», «Звуковая дорожка», «Магазин». |
4. Обучение начальным элементам грамоты | Нищева Н.В. Коррекционная работа в логопедической группе | Слоговое лото «Составь и прочитай», пособие «Разноцветные гвоздики». |
5. Развитие общих речевых навыков, просодической стороны речи | Нищева Н.В. Коррекционная работа в логопедической группе | Картотека упражнений для дыхательной гимнастики; сборник сказок для артикуляционной гимнастики. Пособия «Ветерок», «Горячая каша», «Посади бабочку на цветок». |
6. Развитие лексического строя речи | Нищева Н.В. Коррекционная работа в логопедической группе | Наглядно-дидактические пособия (по лексическим темам). Д/и «Кто где живёт», «Накорми животных», «Большой – маленький», «Кого везут в зоопарк», «На лесной поляне» и др. |
7. Развитие грамматического строя речи | Нищева Н.В. Коррекционная работа в логопедической группе | Папки с наглядным материалом по всем лексическим темам. Д/и «Противоположности», «Скажи по-другому» и др. |
8. Развитие связной речи | Нищева Н.В. Коррекционная работа в логопедической группе | Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь детей с ОНР. Д/и «Расскажи сказку», схемы составления описательных рассказов по лексическим темам. |
9. Развитие мелкой моторики и конструктивного праксиса | Нищева Н.В. Коррекционная работа в логопедической группе | Д/и «Волшебные верёвочки», «Разноцветные гвоздики», «Рисуем на манке», картотека пальчиковых игр по лексическим темам. |
Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность материалами и средствами обучения и воспитания.
Оснащение кабинета
№ п/п | Наименование | Количество |
1 | Рабочий стол | 1 |
3 | Стул взрослый | 1 |
4 | Шкаф для пособий | 1 |
5 | Стол детский | 2 |
6 | Стульчики детские | 10 |
7 | Зеркало настенное | 2 |
8 | Зеркало индивидуальное | 10 |
9 | Песочница настольная | 1 |
10 | Доска настенная | 1 |
11 | Коврограф | 1 |
Методическая литература:
- Бабаева Т. Детство. Комплексная образовательная программа дошкольного образования.– СПб.: Детство-Пресс, 2016.
- Верещагина Н. Диагностика педагогического процесса. ФГОС. – СПб.: Детство-Пресс, 2015.
- Солнцева О.В., Сомкова О.Н., Вербенец А.М. Планирование образовательного процесса дошкольной организации. Современные подходы и технология. ФГОС. – СПб.: Детство-Пресс, 2015.
- Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П.Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. — 386 с.
- Основная образовательная программа дошкольного образования Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 57» г. Хабаровска
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада)». – М.: МГОПИ, 1993.
- Каше Г.А., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни)».
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5 лет с общим недоразвитием речи».
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. В 2-х частях».
- Н. В. Нищева «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет»
2.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
Демонстрацией образовательных результатов является фонетически чистая речь детей, посещавших платную образовательную услугу «Веселый язычок» как в ходе непосредственно организованной деятельности педагогов с детьми, так и в самостоятельной речи детей в различных режимных моментах.
2.3. Оценочные материалы:
В конце этапа обучения учитель – логопед заполняет итоговую речевую карту и указывает уровень улучшения фонетических возможностей речи каждого ребенка. (См. Приложение № 3)
2.4 . Список литературы
- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (далее – СанПиН);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (с изменениями дополнениями);
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющихобразовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / СанПиН 2.4.2.3286-15 // Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 №
- Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее - Концепция);
- Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07 декабря 2018 г., протокол № 3);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательнойдеятельностиорганизациями,осуществляющимиобразовательнуюдеятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам».
Методические рекомендации:
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
- Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ. (Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.08.2015 г. № АК-2563/05);
- Методические рекомендации по реализации адаптированных
- дополнительныхобщеобразовательныхпрограмм,способствующихсоциально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей. (Письмо Министерства образования и науки РФ № ВК-641/09 от 26.03.2016).
- Бочкарева, О.И. Логопедия. Старшая группа. Разработки занятий / О.И. Бочкарева. – Волгоград: ИДТ «Корифей». – 128 с.
- Волкова, Л.С. и др. Логопедия.: 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. 703 с.
- Воробьева, Т.А., Крупенчук, О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика / Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
- Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие / О.Е.Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2005.
- Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.
- Жукова, Н.С. Уроки логопеда: Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова. – М.: Эксмо, 2012. – 120 с.
- Журавлева, А.Е. Домашняя логопедия / А.Е. Журавлева, В.В. Федиенко. – М.: Эксмо, 2012. – 112 с.
- Коноваленко, В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. – 3-е изд. испр. И доп. – М.: Издательство ГНОМ, 2011. – 216 с.
- Косинова, Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи / Е.М. Косинова. – М: Эксмо: ОЛИСС, 2011. – 192 с.
- Крупенчук, О.И., Воробьева, Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств / О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева. – СПб.: Изд. дом «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
- Крупенчук. О.И. пальчиковые игры. / О.И. Крупенчук. – СПб.: Изд. дом «Литера», 2012. – 32 с.: ил. – (серия «Уроки логопеда»).
- Матросова, Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Т.А. Матросова. – М.: СФЕРА, 2005. – 112 с.
- Нищева, Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР.
- Парамонова, Л.Г. Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия / Л.Г. Парамонова. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2009. – 464 с.: ил. – (Домашний логопед).
- Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – М.: Владос, 2003- 739 с.
- Руденко, В.И. Логопедия: практическое пособие / В.И. Руденко. – Изд. 10-е – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 287 с. – (Библиотека логопеда).
- Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М.: МРОПИ: 1993.
Приложение №1
РЕЧЕВАЯ КАРТА
1. Дата начала занятий:______________
2. Фамилия, имя ребенка: _______________________
3. Возраст: ______________
4. Жалобы родителей — неправильное звукопроизношение
5. Дефект осознает, но не переживает, речь у родителей правильная.
6. Слух — без патологии
7. Общее развитие ребенка. Запас знаний и представлений об окружающей действительности, природе, семье и о себе в пределах возрастной нормы:
8. Психические процессы: внимание, работоспособность
Концентрация внимания неплохая, но объем мал, устойчивость недостаточна (быстро отвлекается, истощается); работоспособность невысокая: с интересом берется за работу, но недостаточно усидчива и настойчива, быстро устает, истощается.
9. Общее звучание речи:
Голос негромкий, громкий, тихий, нормальный
Темп речи несколько ускоренный, замедленный, нормальный, запинки, заикание
Артикуляция нарушена негрубо, грубые нарушения, норма
Речевое дыхание без особенностей.
10. Состояние артикуляционного аппарата
а) строение нормальное
б) артикуляционная моторика: движения губ, языка медленные, неточные, в неполном объеме; ограничены движения вверх; отсутствуют "Желобок", "Чашечка", "Грибок", круговые движения языком и губами; испытывает затруднения в переключении артикуляционных органов с одного движения на другое, в удержании заданной позы; плохо ощущает положение языка во рту; имеют место гиперкинезы языка и остаточные явления пареза (девиация кончика языка влево).
С, 3, | СЬ, 3Ь | Ц | Ш, Ж | Ч Щ | Р, Рь | Л | ЛЬ |
11. Звукопроизношение
12. Фонематический слух _______________
а) выделение на слух заданного звука из звукового ряда (п-т-к-х) слогового ряда (па-та-ка-ха) ряда слов (порт - торт - корт)
б) различение на слух сходных звуков:
в парах звуков (п-б)
в парах слогов (па-ба)
в парах слов, картинок (почка - бочка)
в) воспроизведение звукового ряда (б-п-б)
слогового ряда (ба-ба-па)
ряда слов (почка - бочка - точка)
13. Произношение слов сложной звуко-слоговой структуры не нарушено
14. Лексика соответствует возрастной норме.
15. Грамматический строй сформирован.
16. Связная речь. Логична, последовательна, но невыразительна, схематична. Пользуется простыми и распространенными дополнениями предложениями.
Пересказ полный, даже близкий к тексту. Описаний не составляет. Рассказы по картинкам бедны.
17. Заключение о состоянии речевого развития: _____________________________
Приложение №2
Перспективное планирование коррекционно – развивающей работы учителя – логопеда в рамках платной образовательной «Веселый язычок» в течении года с 01. 10. 2020 – 31. 05 . 2021 г.
Неделя | Занятие | Цели, задачи по формированию фонематического восприятия и развитию звукопроизношения. |
Октябрь | ||
1 неделя | Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Повторение дыхательной гимнастики. Проговаривание чистоговорок с простыми звуками. «Одуванчики» Игра «Узнай по звуку» Использование Су-Джок терапии Постановка звуков нуждающихся в коррекции в зависимости от готовности артикуляционного аппарата ребенка. | Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным. Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Закрепление навыка правильного произношения звуков, имеющихся в речи детей. Развитие речевого дыхания. Развитие длительного, плавного и сильного выдоха. Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно-графическую символику. Цель использования Су-Джок терапии: Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук. |
2 неделя | Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Повторение дыхательной гимнастики. Проговаривание чистоговорок с простыми звуками. «Одуванчики» «Перышки» Игры «Узнай по звуку» «Поймай звук» Использование Су-Джок терапии Постановка звуков нуждающихся в коррекции в зависимости от готовности артикуляционного аппарата ребенка. | Продолжать формировать верхний подъем языка в форме «Чашечки», удерживание языка на верхней губе и выполнение облизывающего движения сверху вниз. Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Закрепление навыка правильного произношения звуков, имеющихся в речи детей. Развитие речевого дыхания. Развитие длительного, плавного и сильного выдоха. Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно-графическую символику. Развивать темпоритмическую организацию, мелкую моторику кистей и пальцев рук, умение сотрудничать. |
3 неделя | Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Повторение дыхательной гимнастики. Проговаривание чистоговорок с простыми звуками. «Одуванчики» «Перышки» «Бабочки» Игра «Где хлопнули?» Игры «Узнай по звуку» «Поймай звук» Использование Су-Джок терапии Постановка звуков нуждающихся в коррекции в зависимости от готовности артикуляционного аппарата ребенка. | Продолжать формировать верхний подъем языка в форме «Чашечки», удерживание языка на верхней губе и выполнение облизывающего движения сверху вниз. Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Закрепление навыка правильного произношения звуков, имеющихся в речи детей. Развитие речевого дыхания. Развитие длительного, плавного и сильного выдоха. Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно-графическую символику. Развивать темпоритмическую организацию, мелкую моторику кистей и пальцев рук. Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей). Воспитание правильной ритмико-интонационной и мелодической окраски речи. Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки. Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти. |
4 неделя | Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Повторение дыхательной гимнастики. Проговаривание чистоговорок с простыми звуками. «Одуванчики» «Перышки» «Бабочки» Игра «Где хлопнули?» Игры «Узнай по звуку» «Поймай звук» «Где позвонили?» Использование Су-Джок терапии Постановка звуков нуждающихся в коррекции в зависимости от готовности артикуляционного аппарата ребенка | Продолжать формировать верхний подъем языка в форме «Чашечки», удерживание языка на верхней губе и выполнение облизывающего движения сверху вниз. Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Закрепление навыка правильного произношения звуков, имеющихся в речи детей. Развитие речевого дыхания. Развитие длительного, плавного и сильного выдоха. Развивать диафрагмальное дыхание. Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно-графическую символику. Развивать темпоритмическую организацию, мелкую моторику кистей и пальцев рук. Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук. Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей). Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки. Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти. |
Ноябрь | ||
1 неделя | Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Повторение дыхательной гимнастики. Проговаривание чистоговорок с простыми звуками. «Фокус» «Кто быстрее?» «Одуванчики» «Перышки» «Бабочки» Игра «Где хлопнули?» Игры «Узнай по звуку» «Поймай звук» «Где позвонили?» Использование Су-Джок терапии Постановка звуков нуждающихся в коррекции в зависимости от готовности артикуляционного аппарата ребенка. | Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным. Развитие речевого дыхания. Развитие длительного, плавного и сильного выдоха. Формировать сильную правильно направленную воздушную струю для шипящих звуков и звука [р]. Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно-графическую символику. Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей). Развивать темпоритмическую организацию, мелкую моторику кистей и пальцев рук. Выделение звука из ряда других звуков. Определение наличия звука в слове. Различение слов, близких по звуковому составу. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти. Воспитание правильной ритмико-интонационной и мелодической окраски речи. |
2 неделя | Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Повторение дыхательной гимнастики. Проговаривание чистоговорок с простыми звуками. «Капитаны» Игра «Полянка» Использование Су-Джок терапии Постановка звуков нуждающихся в коррекции в зависимости от готовности артикуляционного аппарата ребенка. | Чередование длительного плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ. Формировать сильную правильно направленную воздушную струю для шипящих звуков и звука [р]. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным. Развитие речевого дыхания. Развитие длительного, плавного и сильного выдоха. Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно-графическую символику. Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей). Развивать темпоритмическую организацию, мелкую моторику кистей и пальцев рук. Определение наличия звука в слове. Различение слов, близких по звуковому составу. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти. |
3 неделя | Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Повторение дыхательной гимнастики. Проговаривание чистоговорок с простыми звуками. «Капитаны» Игра «Полянка» «Лопата копает» Сухой бассейн «Следопыт» Игра «Высоко-низко Использование Су-Джок терапии Постановка звуков нуждающихся в коррекции в зависимости от готовности артикуляционного аппарата ребенка. | Формировать сильную правильно направленную воздушную струю для шипящих звуков и звука [р]. Воспитание правильной ритмико-интонационной и мелодической окраски речи. Чередование длительного плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ. Формировать сильную правильно направленную воздушную струю для шипящих звуков и звука [р]. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным. Развитие речевого дыхания. Развитие длительного, плавного и сильного выдоха. Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно-графическую символику. Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей). Развивать темпоритмическую организацию, мелкую моторику кистей и пальцев рук. Определение наличия звука в слове. Различение слов, близких по звуковому составу. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти. |
4 неделя | Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Повторение дыхательной гимнастики. «Холодный ветер» Массаж пальцев кистей рук эластичным кольцом. Пальчиковая игра "Раз-два-три-четыре-пять" «Охотник идёт по болотам» Игра «Тихо-громко» Использование Су-Джок терапии Постановка звуков нуждающихся в коррекции в зависимости от готовности артикуляционного аппарата ребенка. Автоматизация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомп-лексах. | Закрепить нижнее положение языка и выработать направленную воздушную струю по средней линии языка. Нормализовать мышечный тонус, симулировать речевые области в коре головного мозга; Чередование длительного плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ. Формировать сильную правильно направленную воздушную струю для шипящих звуков и звука [р]. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным. Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно-графическую символику. Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей). Автоматизация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. Развивать темпоритмическую организацию, мелкую моторику кистей и пальцев рук. Воспитание правильной ритмико-интонационной и мелодической окраски речи. Определение наличия звука в слове. Различение слов, близких по звуковому составу. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти. |
Декабрь | ||
1 неделя | Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Повторение дыхательной гимнастики. Самомассаж пальцев кистей рук. «Грибок» Игра «Метель» Использование Су-Джок терапии. Постановка звуков нуждающихся в коррекции в зависимости от готовности артикуляционного аппарата ребенка. Автоматизация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. Игра «Какое слово отличается?» | Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку. Выработка сильной, непрерывной струи, идущей посередине языка. Чередование длительного плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ. Формировать сильную правильно направленную воздушную струю для шипящих звуков и звука [р]. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным. Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно-графическую символику. Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей). Автоматизация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах Развивать темпоритмическую организацию, мелкую моторику кистей и пальцев рук. Определение наличия звука в слове. Различение слов, близких по звуковому составу. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти. |
2 неделя | Повторение дыхательной артикуляционной, гимнастики. Самомассаж пальцев кистей рук. «Грибок» «Метель» «Индюк» «Чья фигурка дальше улетит» «Дует ветер» Использование Су-Джок терапии. Постановка звуков нуждающихся в коррекции в зависимости от готовности артикуляционного аппарата ребенка. Автоматизация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. | Вырабатывать подъём языка вверх и подвижность его передней части. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку. Выработка сильной, непрерывной струи, идущей посередине языка. Чередование длительного плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ. Формировать сильную правильно направленную воздушную струю для шипящих звуков и звука [р]. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным. Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно-графическую символику. Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей). Автоматизация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. Развивать темпоритмическую организацию, мелкую моторику кистей и пальцев рук. |
3 неделя . | Повторение дыхательной артикуляционной, гимнастики. Самомассаж пальцев кистей рук. Использование Су-Джок терапии. Постановка звуков нуждающихся в коррекции в зависимости от готовности артикуляционного аппарата ребенка. Автоматизация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. | Выработать умение чередовать движения языка к уголкам рта: вправо – влево. Вырабатывать умение быстро менять положение языка. Чередование длительного плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ. Формировать сильную правильно направленную воздушную струю для шипящих звуков и звука [р]. Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно-графическую символику. Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей). Автоматизация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. Развивать темпоритмическую организацию, мелкую моторику кистей и пальцев рук. |
4 неделя | Постановка звуков нуждающихся в коррекции в зависимости от готовности артикуляционного аппарата ребенка. Автоматизация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. | Формировать сильную правильно направленную воздушную струю для шипящих звуков и звука [р]. Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно-графическую символику. Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей). Автоматизация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. |
Январь | ||
3неделя | Постановка звуков нуждающихся в коррекции в зависимости от готовности артикуляционного аппарата ребенка. Автоматизация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. | Продолжение работы над развитием подвижности артикуляционного аппарата. Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата. Развитие умения анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности её фонетического оформления. Постановка отсутствующих звуков. Автоматизация поставленных звуков в составе слогов, слов, предложений, тексов. |
4 неделя | Постановка звуков нуждающихся в коррекции в зависимости от готовности артикуляционного аппарата ребенка. Автоматизация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. | Развитие умения анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности её фонетического оформления. Постановка отсутствующих звуков. Автоматизация поставленных звуков в составе слогов, слов, предложений, тексов. Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания) в обратных слогах; в слогах со стечением двух согласных; в словах и фразах; Распределение картинок, названия, которых включает: дифференцируемые звуки; определённый заданный звук. Совершенствование навыков употребления в речевом контексте слов сложной звуконаполняемости; |
5 неделя | Постановка звуков нуждающихся в коррекции в зависимости от готовности артикуляционного аппарата ребенка. Автоматизация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. | Развитие умения анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности её фонетического оформления. Постановка отсутствующих звуков. Автоматизация поставленных звуков в составе слогов, слов, предложений, тексов. Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием) в обратных слогах; в слогах со стечением двух согласных; в словах и фразах; Распределение картинок, названия, которых включает: дифференцируемые звуки; определённый заданный звук. Совершенствование навыков употребления в речевом контексте слов сложной звуконаполняемости; |
Февраль | ||
1 неделя | Постановка звуков нуждающихся в коррекции в зависимости от готовности артикуляционного аппарата ребенка. Автоматизация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. | Развитие умения анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности её фонетического оформления. Постановка отсутствующих звуков. Автоматизация поставленных звуков в составе слогов, слов, предложений, тексов. Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания) в обратных слогах; в слогах со стечением двух согласных; в словах и фразах; Распределение картинок, названия, которых включает: дифференцируемые звуки; определённый заданный звук. Совершенствование навыков употребления в речевом контексте слов сложной звуконаполняемости; |
2 неделя | Постановка звуков нуждающихся в коррекции в зависимости от готовности артикуляционного аппарата ребенка. Автоматизация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. | Развитие умения анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности её фонетического оформления. Постановка отсутствующих звуков. Автоматизация поставленных звуков в составе слогов, слов, предложений, тексов. Дифференциация на слух сохранных звуков в обратных слогах; в слогах со стечением двух согласных; в словах и фразах; Распределение картинок, названия, которых включает: дифференцируемые звуки; определённый заданный звук. Совершенствование навыков употребления в речевом контексте слов сложной звуконаполняемости; |
3 неделя | Постановка звуков нуждающихся в коррекции в зависимости от готовности артикуляционного аппарата ребенка. Автоматизация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. | Развитие умения анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности её фонетического оформления. Постановка отсутствующих звуков. Автоматизация поставленных звуков в составе слогов, слов, предложений, тексов. Дифференциация на слух сохранных звуков в обратных слогах; в слогах со стечением двух согласных; в словах и фразах; Распределение картинок, названия, которых включает: дифференцируемые звуки; определённый заданный звук. Совершенствование навыков употребления в речевом контексте слов сложной звуконаполняемости; |
4 неделя | Постановка звуков нуждающихся в коррекции в зависимости от готовности артикуляционного аппарата ребенка. Автоматизация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. | Развитие умения анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности её фонетического оформления. Постановка отсутствующих звуков. Автоматизация поставленных звуков в составе слогов, слов, предложений, тексов. Дифференциация на слух сохранных звуков в обратных слогах; в слогах со стечением двух согласных; в словах и фразах; Распределение картинок, названия, которых включает: дифференцируемые звуки; определённый заданный звук. Совершенствование навыков употребления в речевом контексте слов сложной звуконаполняемости; |
Март | ||
1 неделя | Постановка звуков нуждающихся в коррекции в зависимости от готовности артикуляционного аппарата ребенка. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. | Развитие умения анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности её фонетического оформления. Постановка отсутствующих звуков. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в составе слогов, слов, предложений, тексов. Распределение картинок, названия, которых включает: дифференцируемые звуки. Совершенствование навыков употребления в речевом контексте слов сложной звуконаполняемости. |
2 неделя | Постановка звуков нуждающихся в коррекции в зависимости от готовности артикуляционного аппарата ребенка. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. | Развитие умения анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности её фонетического оформления. Постановка отсутствующих звуков. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в составе слогов, слов, предложений, тексов. Совершенствование навыков употребления в речевом контексте слов сложной звуконаполняемости. |
3 неделя | Постановка звуков нуждающихся в коррекции в зависимости от готовности артикуляционного аппарата ребенка. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. | Развитие умения анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности её фонетического оформления. Постановка отсутствующих звуков. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в составе слогов, слов, предложений, тексов. Совершенствование навыков употребления в речевом контексте слов сложной звуконаполняемости. |
4 неделя | Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. | Развитие умения анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности её фонетического оформления. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в составе слогов, слов, предложений, тексов. Совершенствование навыков употребления в речевом контексте слов сложной звуконаполняемости. |
Апрель | ||
1 неделя | Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. | Развитие умения анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности её фонетического оформления. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в составе слогов, слов, предложений, тексов. Совершенствование навыков употребления в речевом контексте слов сложной звуконаполняемости. Закрепление правильного произношения звуков на новом речевом материале. Совершенствование дикции и интонационной выразительности речи. |
2 неделя | Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. | Развитие умения анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности её фонетического оформления. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в составе слогов, слов, предложений, тексов. Совершенствование навыков употребления в речевом контексте слов сложной звуконаполняемости. Закрепление правильного произношения звуков на новом речевом материале. Совершенствование дикции и интонационной выразительности речи. Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи. |
3 неделя | Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. | Развитие умения анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности её фонетического оформления. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в составе слогов, слов, предложений, тексов. Совершенствование навыков употребления в речевом контексте слов сложной звуконаполняемости. Закрепление правильного произношения звуков на новом речевом материале. Совершенствование дикции и интонационной выразительности речи. Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи. |
4 неделя | Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. | Развитие умения анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности её фонетического оформления. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в составе слогов, слов, предложений, тексов. Совершенствование навыков употребления в речевом контексте слов сложной звуконаполняемости. Закрепление правильного произношения звуков на новом речевом материале. Совершенствование дикции и интонационной выразительности речи. Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи. |
Май | ||
1 неделя | Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. | Развитие умения анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности её фонетического оформления. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в составе слогов, слов, предложений, тексов. Совершенствование навыков употребления в речевом контексте слов сложной звуконаполняемости. Закрепление правильного произношения звуков на новом речевом материале. Совершенствование дикции и интонационной выразительности речи. Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи. |
2 неделя | Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. | Развитие умения анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности её фонетического оформления. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в составе слогов, слов, предложений, тексов. Совершенствование навыков употребления в речевом контексте слов сложной звуконаполняемости. Закрепление правильного произношения звуков на новом речевом материале. Совершенствование дикции и интонационной выразительности речи. Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи. |
3 неделя | Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. | Развитие умения анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности её фонетического оформления. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в составе слогов, слов, предложений, тексов. Совершенствование навыков употребления в речевом контексте слов сложной звуконаполняемости. Закрепление правильного произношения звуков на новом речевом материале. Совершенствование дикции и интонационной выразительности речи. Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи. |
4 неделя | Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. | Развитие умения анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности её фонетического оформления. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в составе слогов, слов, предложений, тексов. Совершенствование навыков употребления в речевом контексте слов сложной звуконаполняемости. Закрепление правильного произношения звуков на новом речевом материале. Совершенствование дикции и интонационной выразительности речи. Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи. |
Приложение № 3
ИТОГОВОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ
1. Фамилия, имя ребенка: ___________________
2. Общее развитие ребенка. Запас знаний и представлений об окружающей действительности, природе, семье и о себе в пределах возрастной нормы:
3. Общее звучание речи:
Голос модулирован,
Темп речи несколько нормальный,
Артикуляция не нарушена,
Речевое дыхание без особенностей.
10. Состояние артикуляционного аппарата: артикуляционная моторика:
движения губ, языка обычные, в неполном объеме; не испытывает затруднения в переключении артикуляционных органов с одного движения на другое,и в удержании заданной позы; ощущает положение языка во рту;
4. Звукопроизношение
С, 3, | СЬ, 3Ь | Ц | Ш, Ж | Ч Щ | Р, Рь | Л | ЛЬ |
норма | норма | норма | норма | норма | норма | норма | норма |
5. Фонематический слух не нарушен
а) выделение на слух заданного звука из звукового ряда (п-т-к-х) слогового ряда (па-та-ка-ха) ряда слов (порт - торт - корт)
б) различение на слух сходных звуков:
в парах звуков (п-б)
в парах слогов (па-ба)
в парах слов, картинок (почка - бочка)
в) воспроизведение звукового ряда (б-п-б)
слогового ряда (ба-ба-па)
ряда слов (почка - бочка - точка)
6. Произношение слов сложной звуко-слоговой структуры не нарушено
7. Лексика соответствует возрастной норме.
8. Грамматический строй сформирован.
9. Связная речь. Логична, последовательна, выразительна. Пользуется простыми и распространенными дополнениями предложениями и сложноподчиненными предложениями. Пересказ полный, даже близкий к тексту. Рассказы по картинкам доступны с небольшой помощью взрослого.
Заключение о состоянии речевого развития: Нормальное звукопроизношение. Речь развита по возрасту.
Дата: _____________________________
Учитель – логопед: Косило Н.В. ________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа платных дополнительных услуг - Изо-студия «Волшебные ладошки» Кружок «Умелые ручки» для детей 3–5 лет
Цель Программы Общее развитие, эстетическое и психическое развитие ребёнка. Основные принципы программы 1. Принцип доступности и индивидуализации; 2. Принцип постепенного повышения требований; 3. Прин...
Программа дополнительной платной образовательной услуги по развитию интеллектуальных способностей детей «Игралочка»
Кружок "Игралочка"...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛАТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО РАЗВИТИЮ ОСНОВ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА У ДЕТЕЙ «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»
Мир, в котором живет человек сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неу...
Программа «Научная лаборатория «Наураша» дополнительной платной образовательной услуги по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей дошкольного возраста от 6 лет до ооо с применением технологии «Наураша» 2021-2022 уч. год
Программа «Научная лаборатория «Наураша» дополнительной платной образовательной услуги по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста от 6 ...
Дополнительная образовательная программа платной образовательной услуги «Проведение занятий по развитию театральных способностей у детей 3 - 5 лет»
Цель программы – развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства....
Программа дополнительной платной образовательной услуги по развитию логико-математических представлений "Занимательная математика"
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых ...
Программа дополнительной платной образовательной услуги по развитию вокальных способностей у детей старшего дошкольного возраста
Программа дополнительной платной образовательной услуги по развитию вокальных способностей у детей старшегодошкольного возраста....