Логопедические упражнения.
картотека по логопедии (средняя группа)

Сорокина Ольга Петровна

 

 

Логопедические упражнения.

 

Когда малышу идет третий год, он уже может хорошо понимать обращенную речь. А его словарный запас растет с каждым днем и к 3-м годам он может насчитывать до 1000 слов!

       Родителей радует, что ребенок уже говорит предложениями из 2-4 слов, он уверенно произносит слова из 2-3 слогов, типа «ру-ка», «мо-ло-ко». Правда звучать они могут как «у-ка», «ма-а-ко», и родителей начинает волновать четкость произношения звуков. Многие даже обращаются   за консультацией к логопеду, чтобы тот «поставил буковки Л и Р».  Со стороны родителей – это правильное поведение: обращаться за помощью к специалисту, чтобы он оценивал развитие ребенка. Но в данном случае, специалист скажет родителям, что их беспокойство беспричинно. Ведь дело в том, что в возрасте 2-3 лет моторика речевого аппарата ребенка еще слабо развита, далеко не все движения губы и язык могут воспроизвести.  В этом возрасте в речи ребенка четко звучат гласные звуки, согласные П-Б, Ф-В, М, Н, Т-Д, К-Г-Х. Но, поскольку движения артикуляционных органов еще недостаточно четки и координированы, эти звуки могут произноситься смягченно. Такая «картинка речи» нормальна для данного возраста и не должна вызывать беспокойство у родителей.

  Но все же, от рождения и до самого конца дошкольного возраста (6-7 лет), родителям стоит придерживаться календаря профилактических посещений специалистов, отвечающих за его психофизическое развитие: детского невролога, детского психолога, логопеда.  Именно своевременное обращение к специалистам позволит исправить возможные проблемы в самом начале, а то и вообще их избежать.

       Что же могут сделать родители для выработки четкости речи у детей 2-3 лет? Самый доступный вид работы при логопедических занятиях в домашних условиях – это артикуляционная гимнастика.

Такая гимнастика проста в выполнении, но эффективна, и может быть проведена в виде веселой игры, что будет приятно и для самого ребенка, и для родителя. Прежде чем мы разберем артикуляционные упражнения, давайте обсудим некоторые правила проведения такой гимнастики.

Правило 1. Не стоит специально усаживать ребенка для проведения гимнастики, создавать ситуацию «урока». Пусть все будет как бы случайно. Например, после утренней чистки зубов можно задержаться с малышом у зеркала, и «проверить», чей рот шире открывается, оскалить зубы, чтобы узнать, хорошо ли они почищены и т.п.

 

Правило 2. Каждое движение можно повторить 2-3 раза. Статические позы, например «Бегемот», «Улыбка» желательно удержать на пару секунд.

 

Правило 3. На первых порах не ожидайте от ребенка точного выполнения упражнений. Главное – чтобы он начал повторять движения за вами и делал это удовольствием.

 

 А после того, как появился интерес, можно и над качеством поработать. А правильность выполнения упражнения Вы предлагаете ребенку проверить с помощью зеркала.

 

Правило 4. Полезно развивать подвижность всех артикуляционных органов: и нижней челюсти, и губ, и языка, и мягкого неба. Поэтому в  ежедневном комплексе артикуляционной гимнастики должно быть минимум 4 упражнения.

 

Правило 5. Потренируйтесь сами в выполнении логопедических упражнений. Ведь Вы должны дать малышу точный образец артикуляционного движения: «Посмотри, как я делаю. А ты?»

 

Правило 6. По мере усвоения ребенком артикуляционных упражнений можно вводить дополнительные опоры: картинки, соответствующие названию упражнения, стихи.

 

1.Упражнения для нижней челюсти

 

Упражнение «Открываем дверь»

Медленное опускание челюсти и поднимание. Взрослый может рассказать стихотворение во время выполнения ребенком упражнения:

           Раз-два-три-четыре-пять, язычок хотел гулять.

           Дверь закрыли, не пустили.

Упражнение «Бегемот»

Широко открыть рот (на четыре пальца руки):

           Бегемот разинул рот,

           Булки просит бегемот.

После того, как бегемота «покормили булкой», ребенок закрывает рот, имитирует жевание и проглатывает воображаемую булку.

Это упражнение помогает не только разработать «ленивую» нижнюю челюсть, но и бороться с излишней саливацией (слюнотечением) при дизартрии.

2.Упражнения для губ

 

Упражнение «Улыбка»

Растягиваем уголки губ, чтобы получалась беззубая «лягушачья» улыбка.

Упражнение «Дудочка»

Вытягиваем губы вперед, словно играем на дудочке.

Упражнение «Заборчик»

Закусить верхними зубами нижнюю губу, потом нижними зубами верхнюю.

Упражнение «Серый волк»

Оскалить зубы и удержать это положение.

Упражнение «Лошадка фыркает»

Губы в полуулыбке, подуть на сомкнуты губы, чтобы они задрожали. Можно помочь вызвать вибрацию пальцами, водя ими по губам сверху вниз.

 

3.Упражнения для языка

 

Упражнение «Кошка лакает молоко»

Вылизывать широким языком тарелки, язык вытягивать как можно дальше наружу. Можно намазать на тарелку что-нибудь вкусное: йогурт, подтаявшее мороженое (то, что можно есть малышу).

Упражнение «Часики»

Приоткрыть рот, водить языком вправо-влево, словно маятник часов.

4.Упражнения для мягкого неба

 

Упражнение «Соня»

       - Захотели спать – начали зевать.. (имитируем зевоту, широко открывая рот),

       - Легли спать – захрапели.. (изображаем «храп»).

Упражнение «Мишка»

      Мишка по лесу гулял и цветочки собирал.

      Наступил на шишку, заревел наш мишка: ЭЭЭ.

(голова чуть опущена на грудь, рот открыт широко, язык немного высунут изо рта,  произносим звук Э низким голосом).

     

Эти логопедические упражнения особенно полезны, если у малыша есть такие диагнозы, как «задержка речевого развития», «ринолалия», «дизартрия».

        Регулярное выполнение таких движений позволит развить моторику артикуляционного аппарата дошкольника, сделает речь ребенка более четкой и понятной, создаст хорошую базу для произношения более сложных в артикуляционном отношении звуков, таких как Ш, Л, Р.

Перед проведением логопедических упражнений установите перед ребенком зеркало, чтобы он мог видеть свое лицо и контролировать правильность выполнения задания. Показывайте малышу упражнение, и пусть он старается повторить.

  • «Птенчики». Широко открываем рот, удерживаем пять секунд, закрываем на пять секунд, повторяем упражнение – как «птенчики в гнезде».
  • «Трубочка», или «хоботок». Вытягиваем губы трубочкой, удерживаем в таком состоянием несколько секунд, «как хоботок у слона».
  • «Улыбка». Улыбаемся как можно шире и удерживаем улыбку несколько секунд.
  • «Парные звуки». Чередуем «трубочку» и «улыбку», при «улыбке» произносим звук «и-и-и-и», при «трубочке» - «у-у-у-у».
  • «Иголочка». Открыть рот, высунуть язык далеко вперед, напрячь – он должен быть «острым, как иголочка». Держать в таком состоянии максимально долго.
  • «Лопатка». Расслабленный широкий язык высунуть и положить на нижнюю губу, язык не должен дрожать.
  • Чередование «иголочки» и «лопатки». Пять тактов удерживаем язык «иголочкой», затем еще пять тактов – «лопаткой». Повторяем упражнение.
  • «Оладушек». Сблизить зубы, высовывать язык между ними. Удерживать несколько секунд. Повторить упражнения.
  • «Качели». Рот открыт, язык движется вверх-вниз.
  • «Крокодил» - широко открываем и закрываем рот (в отличие от «птенчиков», делаем это быстро).
  • «Рыбка». Округляем губы и делаем «захватывающие» движения ртом.
  • «Вкусное варенье» - улыбаемся, открываем рот, широким языком облизываем нижнюю губу.
  • «Маляр» - широко улыбаемся, рот приоткрыт. Узким кончиком языка пробуем «покрасить» верхнее небо.
  • «Сдуваем вату с ладошки». Улыбаемся, немного высовываем язык, кладем его на нижнюю губу. Язык широкий, расслабленный. Делаем вдох и выдыхаем, произнося долгий звук «ф-ф-ф-ф» и как бы сдувая вату с ладошки.
  • «Ветер». Раздуваем щеки, узкий напряженный язык высовываем между губами. Выдуваем воздух так, чтобы струя свободно ходила по бокам языка.
  • «Пароход». Рот приоткрыт, губы в улыбке. Закусываем кончик языка зубами и произносим долгий звук «ы-ы-ы-ы» (получается близко к звуку «л») - «Пароход гудит».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskie_uprazhneniya.docx27.24 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедические упражнения.

Когда малышу идет третий год, он уже может хорошо понимать обращенную речь. А его словарный запас растет с каждым днем и к 3-м годам он может насчитывать до 1000 слов!

       Родителей радует, что ребенок уже говорит предложениями из 2-4 слов, он уверенно произносит слова из 2-3 слогов, типа «ру-ка», «мо-ло-ко». Правда звучать они могут как «у-ка», «ма-а-ко», и родителей начинает волновать четкость произношения звуков. Многие даже обращаются   за консультацией к логопеду, чтобы тот «поставил буковки Л и Р».  Со стороны родителей – это правильное поведение: обращаться за помощью к специалисту, чтобы он оценивал развитие ребенка. Но в данном случае, специалист скажет родителям, что их беспокойство беспричинно. Ведь дело в том, что в возрасте 2-3 лет моторика речевого аппарата ребенка еще слабо развита, далеко не все движения губы и язык могут воспроизвести.  В этом возрасте в речи ребенка четко звучат гласные звуки, согласные П-Б, Ф-В, М, Н, Т-Д, К-Г-Х. Но, поскольку движения артикуляционных органов еще недостаточно четки и координированы, эти звуки могут произноситься смягченно. Такая «картинка речи» нормальна для данного возраста и не должна вызывать беспокойство у родителей.

  Но все же, от рождения и до самого конца дошкольного возраста (6-7 лет), родителям стоит придерживаться календаря профилактических посещений специалистов, отвечающих за его психофизическое развитие: детского невролога, детского психолога, логопеда.  Именно своевременное обращение к специалистам позволит исправить возможные проблемы в самом начале, а то и вообще их избежать.

       Что же могут сделать родители для выработки четкости речи у детей 2-3 лет? Самый доступный вид работы при логопедических занятиях в домашних условиях – это артикуляционная гимнастика.

Такая гимнастика проста в выполнении, но эффективна, и может быть проведена в виде веселой игры, что будет приятно и для самого ребенка, и для родителя. Прежде чем мы разберем артикуляционные упражнения, давайте обсудим некоторые правила проведения такой гимнастики.

 

Правило 1. Не стоит специально усаживать ребенка для проведения гимнастики, создавать ситуацию «урока». Пусть все будет как бы случайно. Например, после утренней чистки зубов можно задержаться с малышом у зеркала, и «проверить», чей рот шире открывается, оскалить зубы, чтобы узнать, хорошо ли они почищены и т.п.

 

Правило 2. Каждое движение можно повторить 2-3 раза. Статические позы, например «Бегемот», «Улыбка» желательно удержать на пару секунд.

 

Правило 3. На первых порах не ожидайте от ребенка точного выполнения упражнений. Главное – чтобы он начал повторять движения за вами и делал это удовольствием.

 А после того, как появился интерес, можно и над качеством поработать. А правильность выполнения упражнения Вы предлагаете ребенку проверить с помощью зеркала.

 

Правило 4. Полезно развивать подвижность всех артикуляционных органов: и нижней челюсти, и губ, и языка, и мягкого неба. Поэтому в  ежедневном комплексе артикуляционной гимнастики должно быть минимум 4 упражнения.

 

Правило 5. Потренируйтесь сами в выполнении логопедических упражнений. Ведь Вы должны дать малышу точный образец артикуляционного движения: «Посмотри, как я делаю. А ты?»

 

Правило 6. По мере усвоения ребенком артикуляционных упражнений можно вводить дополнительные опоры: картинки, соответствующие названию упражнения, стихи.

1.Упражнения для нижней челюсти

 

Упражнение «Открываем дверь»

Медленное опускание челюсти и поднимание. Взрослый может рассказать стихотворение во время выполнения ребенком упражнения:

           Раз-два-три-четыре-пять, язычок хотел гулять.

           Дверь закрыли, не пустили.

Упражнение «Бегемот»

Широко открыть рот (на четыре пальца руки):

           Бегемот разинул рот,

           Булки просит бегемот.

После того, как бегемота «покормили булкой», ребенок закрывает рот, имитирует жевание и проглатывает воображаемую булку.

Это упражнение помогает не только разработать «ленивую» нижнюю челюсть, но и бороться с излишней саливацией (слюнотечением) при дизартрии.

2.Упражнения для губ

 

Упражнение «Улыбка»

Растягиваем уголки губ, чтобы получалась беззубая «лягушачья» улыбка.

Упражнение «Дудочка»

Вытягиваем губы вперед, словно играем на дудочке.

Упражнение «Заборчик»

Закусить верхними зубами нижнюю губу, потом нижними зубами верхнюю.

Упражнение «Серый волк»

Оскалить зубы и удержать это положение.

Упражнение «Лошадка фыркает»

Губы в полуулыбке, подуть на сомкнуты губы, чтобы они задрожали. Можно помочь вызвать вибрацию пальцами, водя ими по губам сверху вниз.

3.Упражнения для языка

 

Упражнение «Кошка лакает молоко»

Вылизывать широким языком тарелки, язык вытягивать как можно дальше наружу. Можно намазать на тарелку что-нибудь вкусное: йогурт, подтаявшее мороженое (то, что можно есть малышу).

Упражнение «Часики»

Приоткрыть рот, водить языком вправо-влево, словно маятник часов.

4.Упражнения для мягкого неба

 

Упражнение «Соня»

       - Захотели спать – начали зевать.. (имитируем зевоту, широко открывая рот),

       - Легли спать – захрапели.. (изображаем «храп»).

Упражнение «Мишка»

      Мишка по лесу гулял и цветочки собирал.

      Наступил на шишку, заревел наш мишка: ЭЭЭ.

(голова чуть опущена на грудь, рот открыт широко, язык немного высунут изо рта,  произносим звук Э низким голосом).

     

Эти логопедические упражнения особенно полезны, если у малыша есть такие диагнозы, как «задержка речевого развития», «ринолалия», «дизартрия».

        Регулярное выполнение таких движений позволит развить моторику артикуляционного аппарата дошкольника, сделает речь ребенка более четкой и понятной, создаст хорошую базу для произношения более сложных в артикуляционном отношении звуков, таких как Ш, Л, Р.

Перед проведением логопедических упражнений установите перед ребенком зеркало, чтобы он мог видеть свое лицо и контролировать правильность выполнения задания. Показывайте малышу упражнение, и пусть он старается повторить.

  • «Птенчики». Широко открываем рот, удерживаем пять секунд, закрываем на пять секунд, повторяем упражнение – как «птенчики в гнезде».
  • «Трубочка», или «хоботок». Вытягиваем губы трубочкой, удерживаем в таком состоянием несколько секунд, «как хоботок у слона».
  • «Улыбка». Улыбаемся как можно шире и удерживаем улыбку несколько секунд.
  • «Парные звуки». Чередуем «трубочку» и «улыбку», при «улыбке» произносим звук «и-и-и-и», при «трубочке» - «у-у-у-у».
  • «Иголочка». Открыть рот, высунуть язык далеко вперед, напрячь – он должен быть «острым, как иголочка». Держать в таком состоянии максимально долго.
  • «Лопатка». Расслабленный широкий язык высунуть и положить на нижнюю губу, язык не должен дрожать.
  • Чередование «иголочки» и «лопатки». Пять тактов удерживаем язык «иголочкой», затем еще пять тактов – «лопаткой». Повторяем упражнение.
  • «Оладушек». Сблизить зубы, высовывать язык между ними. Удерживать несколько секунд. Повторить упражнения.
  • «Качели». Рот открыт, язык движется вверх-вниз.
  • «Крокодил» - широко открываем и закрываем рот (в отличие от «птенчиков», делаем это быстро).
  • «Рыбка». Округляем губы и делаем «захватывающие» движения ртом.
  • «Вкусное варенье» - улыбаемся, открываем рот, широким языком облизываем нижнюю губу.
  • «Маляр» - широко улыбаемся, рот приоткрыт. Узким кончиком языка пробуем «покрасить» верхнее небо.
  • «Сдуваем вату с ладошки». Улыбаемся, немного высовываем язык, кладем его на нижнюю губу. Язык широкий, расслабленный. Делаем вдох и выдыхаем, произнося долгий звук «ф-ф-ф-ф» и как бы сдувая вату с ладошки.
  • «Ветер». Раздуваем щеки, узкий напряженный язык высовываем между губами. Выдуваем воздух так, чтобы струя свободно ходила по бокам языка.
  • «Пароход». Рот приоткрыт, губы в улыбке. Закусываем кончик языка зубами и произносим долгий звук «ы-ы-ы-ы» (получается близко к звуку «л») - «Пароход гудит».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

логопедические упражнения и занятия

1. «Улыбочка»Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны. 2. «Заборчик»Улыбнуться (зубы видны). Удерживать губы в таком положении.3. «Птенчик»Широко открыть рот, как можно дальше развед...

Методическое пособие по теме "Логопедические упражнения и игры для закрепления звука в слогах"

Методическое пособие по теме "Логопедические упражнения и игры для закрепления звука в слогах"...

О.И.Крупенчук, Т.А.Воробьёва"Логопедические упражнения".Артикуляционная гимнастика

пособие поможет вам решить эти вопросы, но прежде всего вы должны проконсульти­роваться с логопедом и следовать его рекомендациям, так как артикуляционная гимнастика только готовит речевые органы к по...

Логосказки как форма проведения логопедических упражнений

Когда работаешь с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия. Как показывает практический опыт, постепенно у детей появляетс...

Логопедические упражнения

Не секрет, что после того, как ребёнок «пошёл», вы  с наибольшим нетерпением ждете, когда он заговорит. Если к полутора годам малыш не начинает пробовать разговаривать, - достаточный ли это...