Перспективный план по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»
рабочая программа по логопедии (старшая группа)
План по самообразованию в старшей группе.Поисково-исследовательская деятельность в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_otred.docx | 93.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план по самообразованию
«Познавательно-исследовательская деятельность детей
старшего дошкольного возраста»
Воспитатель: Константинова Галина Валентиновна
Санкт-Петербург 2021
Актуальность темы
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 6-7лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Цели работы по самообразованию:
- повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
-создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.
Задачи:
-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- пополнить экспериментальную среду необходимыми веществами и материалами;
- подготовить и реализовать перспективный план по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
- включить в план работу по взаимодействию с семьями воспитанников;
-разработать консультации и памятки для родителей
Формы работы с детьми:
- совместная деятельность взрослого и ребенка, в том числе проектная;
- самостоятельная деятельность детей;
- наблюдения;
- чтение художественной литературы;
- изобразительная деятельность;
- трудовая деятельность.
Методы и приемы работы с детьми:
Практические, проблемно-поисковые.
Дети должны научиться:
- самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;
- предлагать возможные варианты решения;
- исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой деятельности.
Работа педагога:
- разработка перспективных планов, конспектов образовательной деятельности по теме;
- организация НОД в рамках познавательно-экспериментальной деятельности, проведение игр-экспериментов на СОД, наблюдение во время прогулок;
- проведение диагностики по усвоению программы по данной тематике;
- проведение консультации для родителей о необходимости детского экспериментирования в детском саду и дома;
- знакомство с передовым педагогическим опытом по данной тематике;
- проведение открытого занятия (для администрации ДОУ, воспитанников и педагогов других групп, родителей);
- обучение на курсах повышения квалификации.
План работы на год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы Изучение нормативных документов и научно-методической литературы, в которых говорится о значимости и способах организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников (ФГОС и разработанные в его рамках учебные программы) Ознакомление с методическим пособием Составление перспективно- тематическое планирование исследовательско-эксперементальной деятельности Организация исследовательской деятельности в ДОУ Оформление картотеки по исследовательско-эксперементальной деятельности Проведение опытов, эксперементов Консультация для педагогов «Значение исследовательско-эксперементальой деятельности в развитии ребенка» Разработать и провести диагностику детей для оценки результатов исследовательско-эксперементальной деятельности Оформление опыта работы педагогической деятельности | Сентябрь – май Сентябрь Сентябрь-Ноябрь Сентябрь Сентябрь-Октябрь Декабрь Сентябрь-апрель Май Сентябрь-октябрь Май | 1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г. 2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г. 3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г. 4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005. 5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004 6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2 7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998. 8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. Н.В.Нищева («Организация опытно-эксперементальной работы в ДОУ») | Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию). |
Работа с детьми | Сентябрь | Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке. | Опыты с песком и глиной. «Приключение песчинки» «Что такое почва и для чего она нужна» |
Ноябрь Декабрь | Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности. Чтение Н.Ф.Виноградова «Рассказы, загадки» | Опыты с водой. «Куда исчезает вода» | |
Январь | Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. | Опыты с воздухом. «Воздух невидимка» «Что тяжелее, камень или вата» | |
Март | Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности. | Опыты с магнитом | |
Апрель | Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений. | Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте». | |
Работа с семьёй | Сентябрь | Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи» | Создание и оборудование уголка «Юные исследователи». |
Октябрь Ноябрь - март | Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». Первые эксперементы и опыты поставленные с родителями в домашних условиях (мини-фильмы, фотоотчеты) | ||
Январь Апрель | Консультация для родителей на тему: «Научите ребенка любить живую природу» | День открытых дверей. | |
Май | Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности. | Фотовыставка «Юные исследователи с родителями» | |
Самореализация | Сентябрь-май | Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов. | Картотека опытов и экспериментов для детей 6-7лет. |
Ноябрь | Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка». | Выступление на планерке | |
Февраль Апрель | Доклад и презентация по теме «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности». Открытый показ НОД «Эта удивительная подводная лодка» | Выступление на семинаре-практикуме. Для администрации и педагогов ДОУ, для родителей. | |
Май | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования. Публикация собственного опыта педагогической деятельности в соц. сети работников образования. | Оформить папку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста» 2018-2019гг
План по самообразованию "Познавательно-исследовательская деятельность детей младшего возраста" 2018-2019гг...
План по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста» 2019-2020гг
План по самообразованию "Познавательно-исследовательской деятельность детей среднего возраста" 2019-2020гг...
План по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста» 2020-2021гг
План по самообразованию "Познавательно исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста" 2020-2021гг...
план по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слыш...
План по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность по теме. Создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников ка...
План по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»
АктуальностьРебенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.Экспериментирование как ...