Перспективный план по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

Константинова Галина Валентиновна

План по самообразованию в старшей группе.Поисково-исследовательская деятельность в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_otred.docx93.01 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Галина\Desktop\рука-эскиза-иллюстрации-вектора-микроскопа-нарисованная-с-черной-112549587.jpgC:\Users\Галина\Desktop\511-5110177_open-beaker.png

Перспективный план по самообразованию

«Познавательно-исследовательская деятельность детей

старшего дошкольного возраста»

Воспитатель: Константинова Галина Валентиновна

Санкт-Петербург 2021

Актуальность темы

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 6-7лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.  

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Цели работы по самообразованию:  

- повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

-создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.

Задачи:

-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;

-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

- пополнить экспериментальную среду необходимыми веществами и материалами;

- подготовить и реализовать перспективный план по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;

- включить в план работу по взаимодействию с семьями воспитанников;

-разработать консультации и памятки для родителей

Формы работы с детьми:

- совместная деятельность взрослого и ребенка, в том числе проектная;

- самостоятельная деятельность детей;

- наблюдения;

- чтение художественной литературы;

- изобразительная деятельность;

- трудовая деятельность.

Методы и приемы работы с детьми:

Практические, проблемно-поисковые.

Дети должны научиться:

- самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;

- предлагать возможные варианты решения;

- исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой деятельности.

Работа педагога:

- разработка перспективных планов, конспектов образовательной деятельности по теме;

- организация НОД в рамках познавательно-экспериментальной деятельности, проведение игр-экспериментов на СОД, наблюдение во время прогулок;

- проведение диагностики по усвоению программы по данной тематике;

- проведение консультации для родителей о необходимости детского экспериментирования в детском саду и дома;

- знакомство с передовым педагогическим опытом по данной тематике;

- проведение открытого занятия (для администрации ДОУ, воспитанников и педагогов других групп, родителей);

- обучение на курсах повышения квалификации.

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Изучение нормативных документов и научно-методической литературы, в которых говорится о значимости и способах организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников (ФГОС и разработанные в его рамках учебные программы)

Ознакомление с методическим пособием

Составление перспективно- тематическое  планирование исследовательско-эксперементальной деятельности

Организация исследовательской деятельности в ДОУ

Оформление картотеки по исследовательско-эксперементальной  деятельности

Проведение опытов, эксперементов

Консультация для педагогов «Значение исследовательско-эксперементальой деятельности в развитии ребенка»

Разработать и провести диагностику детей для оценки результатов исследовательско-эксперементальной деятельности

Оформление опыта работы педагогической деятельности

Сентябрь – май

Сентябрь

Сентябрь-Ноябрь

Сентябрь

Сентябрь-Октябрь

Декабрь

Сентябрь-апрель

Май

Сентябрь-октябрь

Май

1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.

3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.

Н.В.Нищева («Организация опытно-эксперементальной работы в ДОУ»)

Анализ изученной литературы  (в плане по самообразованию).

Работа с детьми

Сентябрь

Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке.

Опыты с песком и глиной.

«Приключение песчинки»

«Что такое почва и для чего она нужна»

Ноябрь

Декабрь

Наблюдение, исследование свойств воды во время  режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности.

Чтение Н.Ф.Виноградова «Рассказы, загадки»

Опыты с водой.

«Куда исчезает вода»

Январь

Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.

Опыты с воздухом.

«Воздух невидимка»

«Что тяжелее, камень или вата»

Март

Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности.

Опыты с магнитом

Апрель

Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений.

Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте».

Работа с семьёй

Сентябрь

Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»

Создание и оборудование уголка «Юные исследователи».

Октябрь

Ноябрь - март

Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Первые эксперементы и опыты поставленные с родителями в домашних условиях (мини-фильмы, фотоотчеты)

Январь

Апрель

Консультация для родителей на тему: «Научите ребенка любить живую природу»

День открытых дверей.

Май

Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.

Фотовыставка «Юные исследователи с родителями»

Самореализация

Сентябрь-май

Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов.

Картотека опытов и экспериментов для детей 6-7лет.

Ноябрь

Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка».

Выступление на планерке

Февраль

Апрель

Доклад и презентация по теме «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности».

Открытый показ НОД «Эта удивительная подводная лодка»

Выступление на семинаре-практикуме.

Для администрации и педагогов ДОУ, для родителей.

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования. Публикация собственного опыта педагогической деятельности в соц. сети работников образования.

Оформить папку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста» 2018-2019гг

План по самообразованию "Познавательно-исследовательская деятельность детей младшего возраста" 2018-2019гг...

План по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста» 2019-2020гг

План по самообразованию "Познавательно-исследовательской деятельность детей среднего возраста" 2019-2020гг...

План по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста» 2020-2021гг

План по самообразованию "Познавательно исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста" 2020-2021гг...

план по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слыш...

План по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность по теме. Создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников ка...

План по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»

      АктуальностьРебенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.Экспериментирование как ...