Особенности лексического строя речи у детей с экспрессивной (моторной) алалией в возрасте 5-6 лет
методическая разработка по логопедии
В данной методической разработке представлены игра на формирование структуры значения слова, лексической системности, организации семантических полей, уточнение синтагматических связей слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_leksicheskogo_stroya_rechi_u_detey_s_ekspressivnoy.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности лексического строя речи у детей с экспрессивной (моторной) алалией в возрасте 5-6 лет
Логопедическая работа по формированию лексического строя речи у детей с моторной алалией и совершенствование лексики у детей с нормой речевого развития, созданная на основе работ Т.В. Абрамовой, Н.И. Кузьминой, В.И. Рождественской, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, проводится по перечисленным выше направлениям и в соответствии с предложенными принципами и этапами работы.
Многие авторы (Гриншпун Б.М, Воробьева В.К., Ковшиков В.А., Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. и др.) отмечают у детей с моторной алалией не только ограниченный словарный запас, но и качественные особенности лексики. Поэтому необходима специальная логопедическая работа, направленная на уточнение значения слова, формирование структуры значения слова, на организацию семантический полей, на развитие синтагматических и парадигматических связей слова.
I. Формирование структуры значения слова
С целью развития структуры значения слова можно использовать следующие задания.
1. Инструкция: послушай слова и назови только те из них, которые обозначают домашних животных:
- лиса, волк, собака, заяц; - лошадь, теленок, лось, медведь;
- белка, кошка, петух; - сарай, корова, коза, овца.
2. Инструкция: объясни, что общее у предметов. У двух предметов:
- огурец, помидор (овощи); - ромашка, роза (цветы);
- кошка, собака (домашние животные). У трех предметов:
- мяч, солнце, шар (круглые); - тарелка, блюдце, чашка (посуда);
- лист, трава, крокодил (зеленые).
3. Как назвать одним словом предметы? (по картинкам или устно).
4 Какие предметы, изображенные на картинках, можно назвать одним словом (например, словом обувь)?
5. Отобрать предметы, которые можно назвать одним словом.
6. Чего не хватает на картинке? (добавление слов одной логической группы.)
7. Продолжить ряд слов, например:
а) яблоко, персик, груша; лук, чеснок, перец; береза, ива, сосна; ромашка, василек, астра;
б) корова, лошадь, собака; лиса, волк, медведь; утка, гусь; грач, воробей, голубь; муравей, бабочка, жук;
в) утро, день; весна, лето; январь, февраль, март; понедельник, вторник, среда;
г) красный, желтый, зеленый; круглый, овальный; маленький, средний...
8) Отгадывание загадок с называнием частей предмета. Например: Что это? Кузов, кабина, фары, колеса.
9) Отгадывание загадок на обобщающие слова с называнием функционального назначения, местонахождения, ситуации, в которой чаще всего находится предмет (растут на грядке в огороде, используются в пище; растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие; как назвать одним словом то, что мы надеваем на тело, на голову, на ноги).
10) Назвать предметы одной логической группы по одному признаку. Например, красный овощ - помидор, свекла, редиска;, круглый овощ - помидор ..., горький овощ - редька ...
11) Что лишнее?
а) Отобрать лишнюю картинку, не относящуюся к данной логической группе. Например, предлагаются следующие картинки: яблоко, лимон, слива, тыква.
б) Отобрать лишнюю картинку внутри одной группы предметов для закрепления связей между названием предмета и его признаками. Например, предлагаются картинки: яблоко, лимон, слива, банан (лишняя картинка "яблоко", так как яблоко круглое, а другие фрукты овальные); лимон, слива, банан (лишняя картинка "лимон", так как лимон кислый, а остальные фрукты сладкие).
12) Объяснение значений слов, обозначающих предметы;
а) через называние обобщающих понятий;
б) с помощью называния обобщающих понятий и дифференциальных признаков предмета, отличающих его от других предметов данного рода (Стул - это мебель, со спинкой, на нем сидят)'. Предлагается дать такое определение слова, чтобы предмет можно было отличить от всех других предметов. .
13) Дифференциация сходных обобщающих слов (овощи - фрукты, одежда - обувь).
В процессе речи значение слова всегда контекстуально, т.е. слово приобретает определенные оттенки значения в зависимости от контекста речевого общения. В связи с этим в ходе логопедической работы необходимо формировать у детей и этот компонент значения слова. Для этого можно использовать задания, предложенные Л.В. Сахарным [42]:
- Холодный зимний день, а как сказать наоборот? (теплый)
- Холодная вода в реке. А как сказать наоборот? (теплая)
- Холодная вода в чайнике. А как сказать наоборот? (горячая)
Выполнение этих заданий одновременно способствует и формированию семантических полей.
14) Классификация предметов по картинкам.
Детям предлагаются картинки и дается задание разложить их на две группы (критерий классификации не называется). Можно предложить серии картинок, включающие две группы предметов. Например: овощи и фрукты; домашние и дикие животные; домашние и дикие птицы; посуда и мебель; одежда и обувь; птицы и насекомые;
15) Игра «Найди «лишний» предмет». Детям предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы, изображенные на картинках. Дети должны показать «лишнюю» картинку и объяснить, почему она «лишняя».
16) Объясните, чем отличаются предметы» (с использованием картинок).
Примерные пары: чашка и стакан; яблоко и груша; помидор и яблоко; тарелка и миска; кофта и свитер; стул и кресло; грузовик и легковая машина; самолет и птица.
17) Назвать одним словом серию картинок.
После воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе.
18) Послушайте слова. Какие из них обозначают транспорт?:
- грузовик, метро, самолет, скамейка;
- автобус, дорога, вертолет, машина;
- поезд, дом, пароход, магазин;
- трамвай, водитель, троллейбус.
19) Догадайтесь, каким будет четвертое слово» (смысловые ряды):
— белка-дупло, собака — ,..; — дом-крыша, книга — ...;
— человек-ребенок, собака — ...; — птица-гнездо, человек — ...;
— пальто-пуговица, ботинок — ... .
Слова для справок: конура, обложка, щенок, дом, шнурок.
20) Игра «Назови части».
Возможны два варианта: а) по картинке; б) по представлению.
Логопед называет слово, предлагает представить этот предмет (или животное) и назвать его части.
Например: кот — тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши> глаза, усы, шерсть.
Грузовик — .... дом — ..., дерево — ..., человек —- ....
21) «Отгадай предмет по названию его частей».
- кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик);
- ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево);
- дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля);
- подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом);
- крылья, кабина, хвост, мотор (самолет);
- глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо);
- пол, стены, потолок (комната);
- подоконник, рама, стекло (окно).
22) «Объясните, что общее у предметов». У двух предметов:
- огурец, помидор (овощи);
- ромашка, роза (цветы);
- кошка, собака (домашние животные). У трех предметов:
- мяч, солнце, шар (круглые);
- тарелка, блюдце, чашка (посуда);
- лист, трава, крокодил (зеленые).
23) Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например:
— Растут на грядке в огороде, используются в пище (овощи).
— Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.
— Движется по дорогам, по воде, по воздуху; возит людей, грузы.
24) Отгадывание загадок по картинкам с использованием эпитетов. Предлагается несколько картинок, из которых надо выбрать нужную. Например:
- маленькие зверьки, серенькие шубки, длинные хвосты, черненькие глазки, остренькие зубки;
- хитрая, рыжая, с пушистым хвостом;
- зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам;
- он большой, серый и злой.
25) Подберите соответствующие картинки к следующим словам:
— лохматый, косолапый...;
— голодный, серый, злой...;
— маленькая, быстрая, проворная...;
— хищный, сильный, полосатый...;
— серый, колючий... .
26) Игра «Чем отличаются слова?» (подбери картинки, придумай предложения с этими словами).
Шить — вязать; мыть — стирать;
чистить — подметать; лежать — стоять;
нести — везти; лежать — спать.
II. Формирование лексической системности и организация семантических полей
Формирование семантических полей и лексической системности осуществляется уже в процессе работы над обобщающими словами, над родовидовыми отношениями, при закреплении связей "обобщающее слово" - "слова конкретного значения". Наряду с выше описанными заданиями можно рекомендовать и следующие задания:
1. Развитие синонимии.
1) Инструкция: выбрать из трех слов два слова-«приятеля»:
● среди имен существительных:
дом, солдат, боец; конь, собака, лошадь; дом, улица, здание;
● среди имен прилагательных: грустный, печальный, глубокий; храбрый, звонкий, смелый; веселый, крепкий, прочный; слабый, неловкий, неуклюжий; большой, красивый, огромный;
● среди глаголов: взять, схватить, идти; думать, ехать, соображать;
торопиться, спешить, ползти; радоваться, веселиться, наряжаться.
2) Инструкция: придумать слова-«приятели» к данным словам:
● к именам существительным:
здание (дом), хворостинка (прут);печаль (грусть), конь (лошадь);
солдат (боец), приятель (друг);
● к прилагательным:
крошечный (маленький); смелый (храбрый); прекрасный (красивый);
● к глаголам:
льется (течет); глядеть (смотреть); торопиться (спешить).
3) Инструкция: придумать предложения с каждым из слов-«приятелей»:
пища — корм — еда; груз — ноша — багаж; человек — незнакомец — гость;
большой — громадный — огромный; быстрый — скорый — стремительный;
неловкий – неуклюжий — нескладный.
4) Игра «На что похоже?»
Детям предлагается подобрать похожие слова (сравнения).
Белый снег похож на (что?)... Синий лед похож на...
Густой туман похож на... Чистый дождь похож на...
Блестящая на солнце паутина похожа на...
(Слова для справок: вата, стекло, пух, белый дым, слезы, серебро.)
5) Игра «Закончи предложение» (подбери сравнение)
Земля покрыта снегом, как… Лед блестит у берега, как.,.
Туман стелется над озером, как... Дождинки текут по лицу, как...
6) Инструкция: объяснить, чем отличаются слова. Подобрать картинки к каждому слову.
Придумать предложения со словами:
шить — вязать; мыть — стирать; лежать — спать; класть — ставить;
чистить – подметать; лежать — стоять; строить – чинить; нести – везти;
рисовать — раскрашивать.
7) Уточнить значения существительных.
Инструкция: логопед называет слово и просит детей рассказать, что это за предмет, дать его характеристику (внешний вид, вес, форма, материал, структура поверхности, из каких элементов состоит, его функция, т.е. как используется).
Например, лопата — чтобы копать землю, она тяжелая, ручка деревянная, а сама из металла...
Лейка, чайник, табурет и т.д.
Детям предлагалось вспомнить случаи из жизни, когда они пользовались этим предметом.
8) Объяснить значение глаголов.
Инструкция: логопед называет глагол и просит детей объяснить, что означает это слово:
- показать обозначаемое им действие с помощью движений, мимики, пантомимики;
- припомнить случаи из собственного опыта, когда дети выполняли эти действия.
Например, шить — пришивал пуговицу, зашивал рубашку, шил костюм для праздника.
9) Инструкция: по описанию значения определить слово:
- часть суток от восхода до захода солнца, с утра до вечера (день).
- сильная тревога, беспокойство (волнение).
- состояние тишины, отсутствие тревоги, беспокойства (покой.).
- время года между зимой и летом, пора расцвета в природе (весна).
- сильная буря на море (шторм).
- громко, очень сильно смеяться (хохотать),
- прекращать гореть, тухнуть (гаснуть).
10) Инструкция: к данному слову подобрать значение:
осень ... (логопед задает вопрос детям: «Что такое осень?» Помогает раскрыть значение этого слова: «Осень — это время года между летом и зимой, пора похолодания, замирания в природе».
Чистый — ... не запачканный, опрятный (в одежде...).
Грязный — ... покрытый грязью, запачканный, нечистый и т.д.
11) Инструкция: скажи по-другому (подбор синонимов)
● к именам существительным:
Дорога, путь; прохлада, свежесть, холодок; птичка, птаха, пичужка, пичуга;
метель, вьюга, буран, пурга, ураган, шторм; родина, отечество, отчизна;
источник, ключ, родник; холод, мороз, стужа; дети, детвора, ребята и т.д.
● к прилагательным:
Страшный, ужасный, чудовищный; быстрый, проворный, резвый;
печальный, грустный, унылый, тоскливый; белый, белоснежный, молочный;
черный, вороной (конь), смоляной (волосы), агатный (глаза);
красный, румяный, алый, багряный, пурпурный, рубиновый;
лиловый, фиолетовый, сиреневый; зеленый, изумрудный, малахитовый;
желтый, золотой, лимонный, янтарный, соломенный и т.д.
● к глаголам:
Блестеть, сиять, сверкать; моросить, накрапывать, идти, лить;
смеркаться, темнеть, вечереть; беспокоиться, тревожиться, волноваться;
бояться, пугаться, робеть; сказать, молвить, произнести;
видеть, наблюдать, замечать; грустить, печалиться, унывать;
делать, мастерить, сооружать, творить, создавать; сердиться, дуться, злиться;
править, управлять, руководить, командовать.
12) Сравнение предлогов около, возле
Логопед помогает детям составить предложение по картинкам, употребляя предлоги.
- Около девочки сидела мохнатая собака,
- Возле бабушки стояли чемоданы и корзинки.
- Около дома стояла грузовая машина.
- Возле дома росли кусты роз.
После сравнения схем предлогов дети придумывают свои предложения с предлогами около, возле.
2. Развитие антонимии.
1) Инструкция: выбрать из трех слов два слова-«неприятеля»:
друг, печаль, враг; высокий, большой, низкий; ночь, сутки, день;
длинный, большой, короткий; радость, радостный, печаль;
большой, низкий, маленький; поднимать, опускать, брать;
белый, длинный, черный; давать, продавать, брать;
тяжелый, длинный, легкий и т.д.
2) Инструкция: выбрать из трех или четырех слов одно, противоположное по смыслу:
холодильник (мороженое, электроплитка, лампа, альбом);
карандаш (тетрадь, ручка, резинка, альбом);
клей (ножницы, кисточка, бумага, карандаш);
душ (мыло, полотенце, мочалка, ведро с водой);
сахар (чай, арбуз, соль, чайник);
микрофон (утюг, наушник и, гитара, магнитофон);
молоток (топор, клещи, рубанок, гвоздь);
обогреватель (сумка, пылесос, вентилятор, утюг);
спички (свечка, сковородка, огнетушитель, плита).
3) Инструкция: закончить предложение и назвать слова-«неприятели»
Слон большой, а комар... Камень тяжелый, а пушинка...
Золушка добрая, а мачеха... Зимой погода холодная, а летом...
Сахар сладкий, а горчица... Дерево высокое, а куст…
Дедушка старый, а внук... Сажа черная, а снег... и т.д.
4) «Сравни!»
По вкусу: горчицу я мед. По цвету: снег и сажу.
По высоте: дерево и цветок. По толщине: канат и нитку.
По ширине: дорогу и тропинку. По возрасту: юношу и старика.
По весу: гирю и пушинку. По размеру: дом и шалаш.
5) Игра «Сравни наоборот»
Используются слова: больше — меньше, тяжелее — легче, выше — ниже, быстрее — медленнее и др.
Грузовик и такси. Что больше? Что меньше?
Жираф и лошадь. Кто кого выше? Ниже?
Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче?
Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее?
6) Игра с мячом «Скажи наоборот»
Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду.
поднять — (опустить), бросить — (поймать),
спрятать — (найти), положить — (убрать),
дать — (взять), купить — (продать),
7) Дифференциация глаголов с приставками (по картинкам)
● В импрессивной речи
Логопед называет слова, обозначающие действия, дети должны показать соответствующую картинку.
Речевой материал: входит — выходит, подлетает — отлетает, подходит — отходит, влетает — вылетает, переходит — перебегает, поливает — выливает, залезает — слезает.
Аналогичным образом проводится игра в лото. У детей карточки с картинками, изображающими действия.
Логопед называет слова, обозначающие действия, дети закрывают соответствующую картинку фишкой.
● В экспрессивной речи
Логопед предлагает детям назвать действия по картинкам, а затем придумать предложения с этими словами.
8) Инструкция: добавить слово, обозначающее действие, по картинкам
В клетку... (влетает), из клетки... (вылетает);
через дорогу... (переходит), от дерева... (отходит);
к дому... (подъезжает), от дома... (отъезжает);
в стакан... (наливает), из стакана... (выливает);
на дерево... (влезает), с дерева... (слезает).
9) Инструкция: подбери слова-«неприятели»:
журнал новый, старый; дом высокий, …; вагон первый, …;
река глубокая, …; мост узкий, …; задача легкая, … .
10) Упражнение «Скажи наоборот» (1)
Цель:
— учить четко произносить слова слоговой структуры второго типа, подбирая имена прилагательные и наречия с противоположным значением;
— расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения: логопед предлагает ребенку подбирать слова с противоположным значением.
Логопед: Ребенок:
острая лопата тупая лопата
гладкая бумага мятая бумага
громкая музыка тихая музыка
старая панама новая панама
близко далеко
направо налево
11) «Скажи наоборот» (2)
Цель:
– учить четко произносить слова слоговой структуры четвертого типа при употреблении антонимов; - расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки.
Ход игрового упражнения: логопед показывает ребенку картинки и предлагает закончить предложение словом с противоположным значением.
Логопед: Ребенок:
холодно зимой, а жарко... ... летом;
красный карандаш острый, а синий... ... тупой;
этот дом старый, а этот... ... новый;
у папы голос громкий, а у мамы... ... тихий;
этот зверь домашний, а этот... ... дикий;
этот ботинок правый, а этот... ... левый.
12) «Скажи наоборот» (3)
Цель:
— учить четко произносить слова слоговой структуры шестого типа при употреблении антонимов;
— расширить и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения: логопед, бросая мяч, произносит слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово с противоположным значением.
● Подбор антонимов к именам прилагательным
Логопед: Ребенок:
богатый бедный
пустой полный
жидкий густой
глубокий мелкий
● Подбор антонимов к глаголам
Логопед: Ребенок:
уронить поднять
бросить поднять
проснуться уснуть
отдохнуть устать
опоздать успеть
сохнуть мокнуть
зажигать гаснуть
13) Упражнение «Скажи наоборот» (4)
Цель:
— учить произносить слова слоговой структуры седьмого типа при подборе антонимов к разным частям речи;
— расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения: логопед предлагает ребенку подбирать слова с противоположным значением.
Логопед: Ребенок:
легкий чемодан тяжелый чемодан
дешевый подарок дорогой подарок
грустный человек веселый человек
14) «Скажи наоборот» (предлоги)
Инструкция: логопед задает вопросы с предлогом «где?».
Где летит самолет?
Где проплывают облака?
Где висят часы?
Где стоит стол?
Дети отвечают:
самолет летит над облаками; над столом висят часы;
облака проплывают над самолетом; под часами стоит стол.
Логопед схематично показывает нахождение предмета при употреблении предлогов над и под.
15) Сравнение предлогов до, от
Придумывание предложений по картинкам:
- поезд дошел до станции;
- поезд отошел от станции;
- до дома осталось ехать несколько минут,
- машина быстро отъехала от дома.
Сравнение схем предлогов
16) Сравнение предлогов в, из
Логопед показывает картинки, действия. Задает вопросы:
- Куда? (Куда нашел мальчик1? Куда положили книгу?)
- Откуда? (Откуда вышел мальчик? Откуда достали книгу?)
Дети отвечают на вопросы:
- мальчик входит в автобус; - мальчик выходит из автобуса;
- книгу положили в стол; - книгу достали из стола.
III. Уточнение синтагматических связей слов
Для закрепления синтагматических связей слов в процессе логопедической работы можно использовать следующие задания:
1) Подобрать несколько названий предметов, к названию действия. Например, бежит (кто? что?) - мальчик, девочка, ручей, молоко; растет (кто? что?) - ребенок, дерево, вдетой, дом.
2) Добавление одного общего слова к двум словам. Например: дерево, цветы (что делают?); фрукты, овощи (какие?); кошка, собака (что делают?); тарелка, кружка (что делает?); дождь, снег (что делают?); растет, зеленеет (что?); круглое, сочное (что?); жёлтый, кислый, (что?); высокое, зеленое (что?); маленькая, красная (что?); длинный, деревянный (что?); яркое, теплое (что?)..
3) Дополнение предложения словами. Примерный речевой материал: Дверь открывают ... Из чайника идет ... Солнце светит ... У мальчика воздушный ... Лимон желтый, а помидор ... Яйцо овальное, а шар ... Кофточка шелковая, а шуба ... Горчица горькая, а соль ... Молоко жидкое, а сметана …
4) Добавить одно общее слово к двум словам.
Дерево, цветы — что делают? Кошка, собака — что делают? Дождь, снег — что делают? Фрукты, овощи — что делают? Мяч, яблоко — какие? Сахар, мед — какие? Снег, лед — какие? Вода, молоко — какие?
бщее слово к двум сло-
Сидит, стоит — кто? Льется, журчит — что? Шумит, дует — что? Растет, зеленеет — что? Круглое, сочное — что? Желтый, кислый — что? Высокое, зеленое — что? Длинный, деревянный — что? Яркое, теплое — что?
5) Игра «К т о как передвигается?».
Логопед показывает картинки, изображающие животных. Дети определяют их и называют способ передвижения
Лошадь — скачет. Змея — ползает. Птица — летает.
Рыба — плавает. Лягушка — прыгает.
6) Игра «К т о как ест?».
Кошка лакает молоко. Собака грызет кость.
Корова жует сено. Курица клюет зерно.
7) Игра «К т о как голос подает?».
Воробей чирикает. Ворона каркает. Кошка мяукает.
Петух кукарекает. Лягушка квакает. Свинья хрюкает.
Курица кудахчет. Волк воет. Корова мычит.
Гусь гогочет. Медведь рычит. Лошадь ржет.
Утка крякает. Собака лает.
8) Игра «Что какие звуки издает?».
Дверь — скрипит. Ветер — свистит.
Машина — гудит. Дождь — шумит.
Листья — шелестят. Ручеек — журчит.
Гром — грохочет. Бумага — шуршит.
9) Игра «К т о или что может это делать?».
Бегать —...; плавать —...;
летать —...; катиться —...;
ползать —...; лежать —...;
стоять —...; сидеть —...;
прыгать —... .
10) Отгадать названия животных.
Мычит (кто?)...; хрюкает...; лает...; ржет...;
мяукает...; блеет... .
11)Подобрать названия действий к названию предметов. Например, назвать, кто как передвигается: лошадь скачет, змея ползает, птица летает, рыба плавает. Кто как голос подает: голубь воркует, воробей чирикает, петух кукарекает, мышка пищит, медведь рычит, лягушка квакав, ворона каркает, собака лает, корова мычит, гусь гогочет, утка крякает, курица квохчет, кошка мяукает, свинья хрюкает, лошадь ржет, овца блеет, волк воет.
Кто как ест: коша лакает, собака грызет кость, корова жует сено, курица клюет зерно.
12)Подобрать несколько названий действий к названию предмета. Например, ветер (что делает?) - дует, свистит, гонит облака, качает деревья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР.
Статья о формировании лексического сторя у детей с ОНР. Статья будет также интересна воспитателям. Она позволит интересно организовать работу по развитию лексического строя у детей....
Активизация лексического строя речи у детей (из опыта работы)
Использование на логопедических занятиях бельевых пластиковых разноцветных прищепок и картонных силуэтов-заготовок деревьев, цветов, насекомых, птиц, животных позволяет проводить работу с детьми старш...
Консультация для родителей "Особенности нарушений формирования лексического строя речи у детей с задержкой психического развития"
Конультация для родителей "Особенности нарушений формирования лексического строя речи у детей с задержкой психического развития"....
Нарушения лексического строя речи у детей с ОНР
Настоящий материал адресован родителям и педагогам. В ней рассматриваются особенности словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи, признаки неправильного формирования лексической системы язык...
статья на тему: «Нарушение грамматического строя речи у детей с экспрессивной (моторной) алалией»
особенности развития речи в онтогенезе....
Рекомендация учителя-логопеда для воспитателей ДОУ: Активизация лексического строя речи у детей .
В коррекционной работе для привлечения внимания детей, повышения их заинтересованности и улучшения качества коррекционного процесса необходимо использовать всевозможные материалы по активи...
Д.О. Сигачева, М.В. Ковалева (Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 Невского района Санкт-Петербурга) ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В статье представлены результаты проведенного экспериментального исследования направленного на определение умения объяснять значения слов различных частей речи у дошкольников 6-6,5 лет с общим н...