Рекомендация учителя-логопеда для воспитателей ДОУ: Активизация лексического строя речи у детей .
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме
В коррекционной работе для привлечения внимания детей, повышения их заинтересованности и улучшения качества коррекционного процесса необходимо использовать всевозможные материалы по активизации лексического строя речи одновременно развивая память, внимание, воображение, мелкую моторику рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leks.str_.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №15»
Рекомендация учителя-логопеда для воспитателей ДОУ:
Активизация лексического строя речи у детей .
В коррекционной работе для привлечения внимания детей, повышения их заинтересованности и улучшения качества коррекционного процесса необходимо использовать всевозможные материалы, например бельевые пластиковые разноцветные прищепки. С помощью картонных силуэтов-заготовок деревьев, цветов, насекомых, птиц, животных можно систематично проводить работу с детьми старшего дошкольного возраста по активизации лексического строя речи, одновременно развивая память, внимание, воображение, мелкую моторику рук. Детям такая игра нравится настолько сильно, что они готовы играть в нее на каждом занятии. Задания можно усложнять: прикреплять прищепки к заготовкам пальцами (большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем) сначала одной руки, потом другой.
Активизация слов-действий прошедшего времени мужского рода; автоматизация правильного произношения звука [л] в конце слова
Игра «Солнышко»
Оборудование: желтый круг - солнышко; желтые прищепки-лучики.
Инструкция: «Назови одним словом, что делал лучик, и прикрепи прищепку к кругу».
Играть можно одному и парами.
Активизация слов-действий настоящего времени второго лица единственного числа; автоматизация правильного произношения звука [ш] в конце слова
Игра «Тучка»
Оборудование: заготовка тучки; синие прищепки - капельки дождя.
Инструкция: «Тучка плывет по небу, а что делаешь ты? Отвечай на вопрос со словом ты: ты идешь, ты поешь и прикрепляй прищепки к тучке». Играть можно одному и парами.
Активизация словаря признаков
Игра «Описание»
Оборудование: заготовка цветка; прищепки - лепестки или заготовка лица человека и прищепки - борода.
Инструкция: «Назови одним словом, какой это цветок, и прикрепи вместо лепестков прищепки. Кто быстрее?» Игра парами.
Активизация слов с противоположным значением
Игра «Деревья»
Оборудование: заготовка дерева; прищепки цвета листьев деревьев: зеленые, красные, коричневые, желтые.
Инструкция: «Закончи предложение одним словом и прикрепи прищепки к дереву – получатся листочки».
У березы ствол светлый, а у клена…
Сосна высокая, а рябина…
У дуба ствол толстый, а у осины…
У сосны иголки длинные, а у ели…
У клена листья большие, а у липы…
Зимой тополь голый, а ель…
Игра «Скажи наоборот»
Оборудование: заготовка тучки, солнышка, синие прищепки – капельки дождя; желтые – лучики солнышка.
Инструкция для первого ребенка: « Возьми солнышко и расскажи, что происходит летом, прикрепляя прищепки».
Инструкция для второго ребенка: «Возьми тучку и расскажи, что происходит зимой».
Дети отвечают одним словом по очереди.
Летом солнышко как светит? (Ярко)
А зимой? (Тускло)
Если на небе нет ни облачка, погода какая? (Ясная)
А если на небе собрались тучи, погода какая? (Пасмурная, ненастная)
В какой одежде ходят люди летом? (в легкой)
А зимой? (в теплой)
Отработка умения называть признаки времен года
Игра «Времена года»
Оборудование: для каждого времени года по две заготовки тучек, снежинок, цветов и солнышек, синие прищепки – капельки; белые – иглы снежинок, оранжевые – лепестки, желтые – лучики.
Инструкция: «Вспомни, что происходит осенью. Она какая? Прикрепи к тучке прищепки и отвечай одним словом. Кто быстрее?» Игра парами.
Активизация лексики
в пределах одной лексической группы
Игра «Одежда»
Оборудование: заготовка шарфа, прищепки – бахрома.
Инструкция: «Вспомни и назови разные виды одежды и прикрепи прищепки туда, где должна быть бахрома шарфа».
Аналогично отрабатывается лексический материал по темам «Цветы», «Деревья».
Играть можно одному и парами.
Отработка умения называть притяжательные прилагательные; словообразовательная работа
Оборудование: заготовка зайца, белые прищепки – уши, заготовка петуха, разноцветные прищепки – хвост.
Инструкция: «прикрепляй зайцу вместо ушей прищепки и отвечай на вопросы одним словом. Первая прищепка крепится на картонного зайца, последующая – на предыдущую». Игра парами.
У зайца уши чьи? (Заячьи) У лисы? У волка?
Следует заметить, что при использовании прищепки для отработки фонематического строя речи необходимо сразу разграничить их цвет: красный – гласные, синий – согласные твердые, зеленый – согласные мягкие звуки.
Применение перечисленных игр повышает эффективность коррекционной работы, приводит к неиссякаемому желанию добиваться положительных результатов как у детей, так и у взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР.
Статья о формировании лексического сторя у детей с ОНР. Статья будет также интересна воспитателям. Она позволит интересно организовать работу по развитию лексического строя у детей....
Активизация лексического строя речи у детей (из опыта работы)
Использование на логопедических занятиях бельевых пластиковых разноцветных прищепок и картонных силуэтов-заготовок деревьев, цветов, насекомых, птиц, животных позволяет проводить работу с детьми старш...
Консультация для родителей "Особенности нарушений формирования лексического строя речи у детей с задержкой психического развития"
Конультация для родителей "Особенности нарушений формирования лексического строя речи у детей с задержкой психического развития"....
Нарушения лексического строя речи у детей с ОНР
Настоящий материал адресован родителям и педагогам. В ней рассматриваются особенности словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи, признаки неправильного формирования лексической системы язык...
Логопедическая работа по формированию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Лексика, как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря есть признак высокого развития ребенка. При нарушении формирования лексическ...
Особенности лексического строя речи у детей с экспрессивной (моторной) алалией в возрасте 5-6 лет
В данной методической разработке представлены игра на формирование структуры значения слова, лексической системности, организации семантических полей, уточнение синтагматических связей слов....
Практические рекомендации для родителей по формированию лексико – грамматического строя речи для детей от 6 до 7 лет по лексическим темам.
Лексико – грамматические задания – это наглядная информация для родителей, которая предлагается на стенде «Советы логопеда» в приёмной группы. Задания соответствуют лексической...