Рекомендация учителя-логопеда для воспитателей ДОУ: Активизация лексического строя речи у детей .
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Кравченко Светлана Ивановна

В коррекционной работе для привлечения внимания детей, повышения их заинтересованности и улучшения  качества коррекционного процесса необходимо  использовать всевозможные материалы по активизации  лексического строя речи одновременно развивая память, внимание, воображение, мелкую моторику рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leks.str_.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад комбинированного вида №15»

Рекомендация учителя-логопеда  для воспитателей ДОУ:

Активизация лексического строя речи у детей .

В коррекционной работе  для привлечения внимания детей, повышения их заинтересованности и улучшения качества коррекционного процесса  необходимо  использовать всевозможные материалы, например  бельевые пластиковые разноцветные прищепки. С помощью картонных силуэтов-заготовок деревьев, цветов, насекомых, птиц, животных можно систематично проводить работу с детьми старшего дошкольного возраста по активизации лексического строя речи, одновременно развивая память, внимание, воображение, мелкую моторику рук. Детям такая игра нравится настолько сильно, что они готовы играть  в нее на каждом занятии. Задания можно усложнять: прикреплять прищепки к заготовкам пальцами (большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем) сначала одной руки, потом другой.

Активизация слов-действий прошедшего времени мужского рода; автоматизация правильного произношения звука [л] в конце слова

Игра «Солнышко»

Оборудование: желтый круг - солнышко; желтые прищепки-лучики.

Инструкция: «Назови одним словом, что делал лучик, и прикрепи прищепку к кругу».

Играть можно одному и парами.

Активизация слов-действий настоящего времени второго лица единственного числа; автоматизация правильного произношения звука [ш] в конце слова

Игра «Тучка»

Оборудование: заготовка тучки; синие прищепки - капельки дождя.

Инструкция: «Тучка плывет по небу, а что делаешь ты? Отвечай на вопрос со словом ты: ты идешь, ты поешь и прикрепляй прищепки к тучке». Играть можно одному и парами.

Активизация словаря признаков

Игра «Описание»

Оборудование: заготовка цветка; прищепки - лепестки или заготовка лица человека и прищепки - борода.

Инструкция: «Назови одним словом, какой это цветок, и прикрепи вместо лепестков прищепки. Кто быстрее?» Игра парами.

                                 Активизация слов с противоположным значением

Игра «Деревья»

Оборудование: заготовка дерева; прищепки цвета листьев деревьев: зеленые, красные, коричневые, желтые.

Инструкция: «Закончи предложение одним словом и прикрепи прищепки к дереву – получатся листочки».

У березы ствол светлый, а у клена…

Сосна высокая, а рябина…

У дуба ствол толстый, а у осины…

У сосны иголки длинные, а у ели…

У клена листья большие, а у липы…

Зимой тополь голый, а ель…

Игра «Скажи наоборот»

Оборудование: заготовка тучки, солнышка, синие прищепки – капельки дождя; желтые – лучики солнышка.

Инструкция для первого ребенка: « Возьми солнышко и расскажи, что происходит летом, прикрепляя прищепки».

Инструкция для второго ребенка: «Возьми тучку и расскажи, что происходит зимой».

Дети отвечают одним словом по очереди.

Летом солнышко как светит? (Ярко)

А зимой? (Тускло)

Если на небе нет ни облачка, погода какая? (Ясная)

А если на небе собрались тучи, погода какая? (Пасмурная, ненастная)

В какой одежде ходят люди летом? (в легкой)

А зимой? (в теплой)

Отработка умения называть признаки времен года

Игра «Времена года»

Оборудование: для каждого времени года по две заготовки тучек, снежинок, цветов и солнышек, синие прищепки – капельки; белые – иглы снежинок, оранжевые – лепестки, желтые – лучики.

Инструкция: «Вспомни, что происходит осенью. Она какая? Прикрепи к тучке прищепки и отвечай одним словом. Кто быстрее?» Игра парами.

Активизация лексики

в пределах одной лексической группы

Игра «Одежда»

Оборудование: заготовка шарфа, прищепки – бахрома.

Инструкция: «Вспомни и назови разные виды одежды и прикрепи прищепки туда, где должна быть бахрома шарфа».

Аналогично отрабатывается лексический материал по темам «Цветы», «Деревья».

Играть можно одному и парами.

Отработка умения называть притяжательные прилагательные; словообразовательная работа

Оборудование: заготовка зайца, белые прищепки – уши, заготовка петуха, разноцветные прищепки – хвост.

Инструкция: «прикрепляй зайцу вместо ушей прищепки и отвечай на вопросы одним словом. Первая прищепка крепится на картонного зайца, последующая – на предыдущую». Игра парами.

У зайца уши чьи? (Заячьи) У лисы? У волка?

Следует заметить, что при использовании прищепки для отработки фонематического строя речи необходимо сразу разграничить их цвет: красный – гласные, синий – согласные твердые, зеленый – согласные мягкие звуки.

Применение перечисленных игр повышает эффективность коррекционной работы, приводит к неиссякаемому желанию добиваться положительных результатов как у детей, так и у взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР.

Статья о формировании лексического сторя у детей с ОНР. Статья будет также интересна воспитателям. Она позволит интересно организовать работу по развитию лексического строя у детей....

Активизация лексического строя речи у детей (из опыта работы)

Использование на логопедических занятиях бельевых пластиковых разноцветных прищепок и картонных силуэтов-заготовок деревьев, цветов, насекомых, птиц, животных позволяет проводить работу с детьми старш...

Консультация для родителей "Особенности нарушений формирования лексического строя речи у детей с задержкой психического развития"

Конультация для родителей "Особенности нарушений формирования лексического строя речи у детей с задержкой психического развития"....

Нарушения лексического строя речи у детей с ОНР

Настоящий материал адресован родителям и педагогам. В ней рассматриваются особенности словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи, признаки неправильного формирования лексической системы язык...

Логопедическая работа по формированию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Лексика, как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря есть признак высокого развития ребенка. При нарушении формирования лексическ...

Особенности лексического строя речи у детей с экспрессивной (моторной) алалией в возрасте 5-6 лет

В данной методической разработке представлены игра на формирование структуры значения слова, лексической системности, организации семантических полей, уточнение синтагматических связей слов....

Практические рекомендации для родителей по формированию лексико – грамматического строя речи для детей от 6 до 7 лет по лексическим темам.

Лексико – грамматические задания – это наглядная информация для родителей, которая предлагается на стенде «Советы логопеда» в приёмной группы. Задания соответствуют лексической...