Волшебные звуки
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая группа)

Ожогина Ирина Владимировна

Игра «Волшебные звуки»

Ожогина Ирина Владимировна, учитель-логопед

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №163

«Центр развития ребёнка – детский сад» проспект Ленина,58-А,

город Кемерово

Цель:

  • развитие у детей фонематического восприятия, речевого слуха, умения  определять место звука в слове, умения дифференцировать звуки;

           Задачи:

  • Развивать  слуховое  восприятие, речевой  слух, фонематический  слух;
  • Совершенствовать навыки звукового и слогового анализа слова;
  • Автоматизировать правильное произношение звуков;
  • Обогащать пассивный и активный словарь;
  • Закреплять  речевые  навыки;
  • Развивать умение давать характеристику звуку (согласный-гласный, твердый – мягкий, звонкий глухой).

Для того чтобы заинтересовать детей на занятиях, важно создать в кабинете яркую творческую атмосферу, что возможно при использовании различных дидактических пособий, которые должны периодически меняться и использоваться в зависимости от поставленных задач. Данное пособие помогает вызвать интерес к занятиям и  закреплять такие понятия как Звук-Буква, развивать память и речь.

Пособие « Волшебные звуки» представляет собой настенное панно:

  • Дерево, на котором живут согласные звуки в сине-зеленых домиках: твердые-мягкие, звонкие-глухие, парные, а так же звуки, у которых нет пары.
  • Синяя корзинка, живут звуки Ж Ш Ц.  Это согласные  звуки, всегда твердые.
  • Зеленая корзинка, живут звуки Щ,Й,Ч. Это звуки согласные, всегда мягкие.
  • Красно-синий круг. На нем закреплены гласные звуки А О Ы У Э.
  • Красно-зеленый круг, на нем закреплены гласные звуки Я Ё Ю И Е.

В процессе занятия с детьми уточняем, что согласный звук может быть мягким или твердым, в зависимости от того, какой гласный звук стоит после согласного. Согласные звуки могут парными или глухими, парными и не парными. Так же есть два знака :   Ъ и Ь (живут на отдельных шариках).

Логопед показывает детям картинку -  артикуляцию гласного звука. Дети пропивают каждый из гласных звуков (Картинки Артикуляция звуков).

А – Широко расставив ноги,

«А» кричит: «Уйди с дороги!»

О – Буква «О» в шар превратилась

И тихонько покатилась

Ы – Совята слыхали от совы,

Что нету слов на букву «Ы»!

Э – Это «Э» с огромным ртом

И большущим языком!

У - «У» похожа на сучок,

На нём спрятался сверчок!

 

Упражнение «Заборчик» используется для работы над слоговой структурой слова. Детям выдаются картинки. Каждый  ребенок называет то, что изображено на картинке. Определяет количество слогов в слове и кладет картинки   перед заборчиком с 1 слогом, 2 слогами,3 слогами.

Для закрепления работы над слоговой структурой слова  с ребенком  проводится следующее упражнение:  выдаются полоски – схемы на определение количества слогов в слове (1 слог, 2 слога, 3 слога и т.д.). В  данном упражнении используются картинки либо логопед предлагает слово. Ребенок определяет количество слогов в слове, выбирает соответствующую схему и с помощью кружков выкладывает слово (одновременно решается задача по звуковому анализу слова). Раздаточный материал:  зеленые, синие - для обозначения мягкого или твердого гласного звуков; красные кружочки -  для обозначения гласных звуков.

Для закрепления звука в активной речи ребенка проводится  упражнение  с использованием схем-полосок, где три схемы с гласным звуком, три схемы с мягким согласным, три схемы с твердым согласным, где заданный звук стоит в начале, в середине, конце слова.  Ребенок называет с какого звука начинается слово (гласный или согласный звук) и на какой звук заканчивается слово; определяет мягкий или твердый согласный. При выполнении данного упражнения используются символы, которые обозначают звонкость или глухость согласного звука. Колокольчик обозначает звонкость согласного звука, наушники обозначает глухость согласного звука.

Для развития мелкой моторики, запоминания букв, с  детьми проводят упражнение – выкладывание букв с помощью счетных палочек. Дети выкладывают буквы из палочек по образцу или без образца. В ходе проведения упражнения напоминаем детям, что буквы мы пишем и видим, а звук говорим и слышим. Можно предложить ребенку, чтобы он сравнил букву с каким – либо предметом, на что она похожа. Буквы можно вылепить из пластилина либо прописать на рассыпанной в подносе манной муке.

 

 

Список используемой литературы:

  1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников. – СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2005.
  2. С.Е.Большакова Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей- М.,2009
  3. Н.В.Курдановская. Л.С.Ванюкова Формирование слоговой структуры слова-М.,2009
  4. Э.Ф.Курманова  Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет. -тематическое планирование-Волгоград.,2010
  5.  
  6. Н.В.Нищева Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада с общим недоразвитием речи(с 4 до 7 лет)-Санкт-Петербург.,2009

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальные опыты "Волшебные звуки"

Всегда интересно открывать для себя что-то новое, неизведанное, особенно если ты ребенок 6-7 лет и взрослый сделал все для того, чтобы ты почувствовал себя изобретателем или великим ученым. Опыты кото...

музыкальное занятие "В стране волшебных звуков"

музыкальное занятие для детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи. Занятие по развитию представлений детей о шумовых и музыкальных звуках. дети учатся играть на музыкальных инструмента...

Образовательная программа по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Волшебные звуки»

Работа заключается в изучении звуковых свойств самодельных игрушек-инструментов с детьми старшего дошкольного возраста.Практическая значимость определяется возможностью использования разработанн...

Рекомендации по слушанию музыки дома. «В мире волшебных звуков»

Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несметные богатства. Но своими сокровищами музыка одаривает не каждого. Чтобы человек стал их обладателем, нужно обязательно потрудиться....

Конспект НОД "Волшебные звуки (ж), (з)"для детей старшей группы.

В конспекте непосредственно образовательной деятельности по теме: "Волшебные звуки (ж), (з)" представлена работа с детьми старшего дошкольного возраста по отработке умения различать на слух знакомые з...

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе на тему: "Волшебные звуки".

Конспект по обучению грамоте направлен на закрепление у детей знаний о гласных звуках и буквах....

"В мире волшебных звуков"

Рекомендации  по  слушанию музыки  дома....