Сонорные звуки: постановка и автоматизация
презентация по логопедии

Елисеева Наталья Сергеевна

Постановка сонорных звуков [л], [л'], [р], [р'], [й]. Автоматизация звуков на примере звука [р] по альбому Л.А. Комаровой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sonornye_zvuki_postanovka_i_avtomatizatsiya.pptx2.81 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сонорные звуки : постановка и автоматизация

Слайд 2

Сонорные звуки Л Р М Й Н

Слайд 3

Нарушения произношения звуков Л, Л' Ламбдацизмы: - межзубное произношение - носовое произношение (звук [л] произносится как [нг], выдох через нос). Параламбдацизмы: Среди параламбдацизмов встречается замена звука [л] звуками [у], [ы], [в]. Изредка встречается замена звуком [р] и некоторыми другими.

Слайд 4

Нарушения произношения звуков Р, Р' Ротацизмы: - боковое произношение (слышится [рл']). - горловое произношение. - носовое произношение (слышится [нг]). Параротацизмы: Среди параротацизмов можно выделить замену звуков [р], [р’] звуками [л], [ы], [в].

Слайд 5

Артикуляционная гимнастика Звуки Л, Ль «Заборчик» Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить [И]. Удержать под счет от 1 до 10. «Накажем непослушный язычок» Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя». «Блинчик» Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10. «Иголочка» Рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 секунд, затем убрать за нижние зубы, рот не закрывать, повторить 5 – 10 раз. «Почистим верхние зубки» Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри). «Пароход гудит» Улыбнуться, прикусить кончик языка и произносить звук «Ы» длительно. При этом слышится твердый звук «Л». Звуки Р, Рь «Накажем непослушный язычок» «Блинчик» «Почистим верхние зубки» «Лошадка» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Повторить упражнение 5 – 10 раз, губы улыбаются. «Дятел – барабанщик» Улыбнуться, стучать кончиком языка в бугорки верхних зубов, произнося «Д-Д-Д-Д-Д-Д-Д» при раскрытом рте и неподвижной челюсти. Повторить упражнение 5 – 10 раз.

Слайд 6

Постановка звука Л 1 способ При отсутствии звука Ребенку предлагают слегка раскрыть рот и произнести сочетание ыа. При этом [ы] произносится кратко, с напряжением органов артикуляции. Как только ребенок усвоит нужное произнесение, взрослый просит его вновь произнести это сочетание, но при зажатом между зубами языке. В этот момент четко слышится сочетание [ла]. При выполнении задания взрослый следит за тем, чтобы кончик языка у ребенка оставался между зубами. Также можно поставить звук [л], если попросить ребенка, пропевая звук [а], прикусить кончик языка между зубами. В этот момент четко слышится сочетание ал. 2 способ Необходимо удерживать кончик языка за зубами, крепко прижимая его к верхним резцам, опускать среднюю часть спинки языка, а заднюю поднимать. Чтобы язык принял такое положение, ребенка просят просунуть кончик языка между передними зубами и сказать протяжно [ы].

Слайд 7

Постановка звука Л 3 способ При замене звука [л] на звук [у] нужно объяснить ребенку, что губы не должны двигаться. Для этого ему предлагают посмотреть в зеркало на свои губы при неоднократном произношении слога ла. Затем взрослый произносит этот слог и обращает внимание ребенка на то, что губы не вытягиваются вперед, язык все время виден — он опускается сверху вниз. 4 способ При замене звука [л] на звук [в] необходимо затормозить движение нижней губы. Для этого ребенка учат сначала опускать ее, обнажая зубы, и удерживать в таком положении под счет от 3 до 5, потом поднимать. Эти движения повторяют несколько раз.

Слайд 8

Постановка звука Р По подражанию: Выполнить серию упражнений «Забор» — «Окно», затем кончик языка поставить за верхние зубы (на бугорки-альвеолы) при открытом рте. Язык упирается в альвеолы, затем, не опуская языка, с силой подуть на него. Вызывать вибрацию кончика языка. Механический способ: Необходимо прямым указательным пальцем самого ребенка или своим пальцем, обернутым в носовой платок, подложенным под кончик языка, производить частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук. ! Если язык будет не широкий и не напряженный, палец увлечет его за собой и дрожания не будет. От звука «Д» Ребенок произносит звук [Д] в быстром темпе. Пальцем (ватной палочкой) осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево (как при способе «Механический»).

Слайд 9

Постановка звука Р Упражнения от звука «Ж» При выговаривании звука Ж нужно отодвинуть язык палочкой вглубь рта. Образуется короткий «Р». Постановка от звука «З» Ребенок произносит «З» кратко, слегка дотрагиваясь языком до альвеол, сильно дует на язык. С помощью упр. «Грибок» 1) присосать язык к твердому небу («Грибок») 2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении) 3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос.

Слайд 10

Автоматизация сонорных звуков

Слайд 11

Упражнение «Заведи мотор» Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: Р-Р-Р...

Слайд 12

Упражнение «Песенки» Тигр никак не может научиться выговаривать звук Р. Ему помогут слоговые песенки! Слушай внимательно и повторяй песенки вместе с Тигром. Постарайся не ошибаться. (Следите за отчетливым произнесением звука Р в рядах слогов. Если ребенок допустил ошибку, предложите ему повторить еще раз.)

Слайд 13

Лабиринт Упражнение «Чего не стало?» Рассмотри и запомни картинки. Я закрою одну картинку волшебным экраном, а ты посмотри и скажи, чего не стало (упражнение повторяется несколько раз). Упражнение «Угадай». Я назову слово-действие, а ты подбери к нему подходящее слово-предмет и проговори оба слова вместе. Образец: Взлетает... (ракета).

Слайд 14

Лабиринт 2 Упражнение «Волшебная палочка». Дотрагиваясь волшебной палочкой до каждой картинки, измени их названия по образцу. Образец: рукав — рукава. Какие слова не изменились? Упражнение «Мой, моя, моё. Назови только те картинки, про которые можно сказать мой (моя, мое). (Составь словосочетания по образцу. Образец: мой рубанок...) Упражнение «Фотограф». С помощью волшебного фотоаппарата «сфотографируй» (запомни) как можно больше картинок. Закрой альбом и назови эти картинки.

Слайд 15

Упражнение «Посчитай» Почтальон Воробей разносил телеграммы. Посчитай тех, кто получил телеграммы. Кого больше? Кого — меньше? Образец: одна рыбка, две рыбки... Посчитай животных в обратном порядке по образцу. Образец: пять рыбок, четыре рыбки...

Слайд 16

Упражнение «Подбери слово-предмет» Послушай слова-признаки и назови тот предмет, к которому они относятся. Образец: спелый, сочный — ... (арбуз).

Слайд 17

Упражнение «Весёлый поезд» Помоги пассажирам отправиться в путешествие на весёлом поезде. Назови каждого пассажира, выделяя звук Р. Прохлопай в ладоши количество слогов в каждом слове, и ты узнаешь, кто в каком вагоне поедет (количество слогов в слове совпадает с количеством окошек вагончика). Проведи линию-дорожку от каждого пассажира к его вагончику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

постановка сонорных звуков (Л Р)

постановка сонорных звуков ( Л Р ) различными способами : по подражанию,от артикуляционного уклада,от опорного звука,от опорного звука с механической помощью...

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки сонорных звуков

Подробное описание упражнений для подготовки артикуляционного аппарата к постановке сонорных звуков....

Перспективный план коррекционной работы по постановке сонорных звуков

Индивидуальный план работы по коррекции звукопроизношения звуков Р,Рь,Л,Ль позволяет формировать правильное звукопроизношение, развивать подвижность артикуляционного аппарата, осуществлять постан...

Картотека по постановке, автоматизации и дифференциации сонорных звуков.

Картотека по постановке, автоматизации и дифференциации сонорных звуков....

Картотека на постановку, автоматизацию, дифференциацию сонорных звуков

Автоматизация, дифференциация сонорных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях....

Свистящие и шипящие звуки: постановка и автоматизация

Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков, приёмы их постановки. Автоматизация этих звуков на примере альбомов В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко....

Мастер-класс "Способы и приемы постановки сонорных звуков "

Мастер-класс будет интересен родителям, желающим помочь своим детям. В нем подробны описаны приемы постановки сонорных звуков....