ПРОЕКТ «Логопедические тропинки»
Разработала учитель-логопед Машадаева Н.Н.
Практико-ориентированный проект, направленный на повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.
Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму. (Восточная мудрость)
Актуальность проекта.
В современных условиях, когда скорость устаревания информации очень высока, все более актуальной становится переориентация образовательного процесса с методов, способствующих усвоению большого объема информации, на методы, нацеленные на развитие способностей думать, анализировать, самостоятельно находить и обобщать информацию, делать выводы. Подобный подход к процессу обучения – это такой образовательный процесс, когда ребенок становится именно субъектом деятельности, и активная деятельность формирует у него чувство личной причастности, вовлеченности, усиливает интерес к приобретению новых знаний. По мнению американских педагогов У.Х. Кильпатрика, Джона Дьюи, опыт и знания ребенок должен приобретать путем «делания», в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных проектов, схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы. По их мнению, проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность».
Вводить новое содержание в образование, развивать мыслительную и познавательную деятельность ребенка-дошкольника, менять мотивацию, добывать знания в ходе самостоятельного поиска, планировать и проводить последовательную систематическую работу позволяет метод проектной деятельности. Ребенок учится аргументировать свою позицию, ставить проблему или задачу, находить пути решения, планировать, прогнозировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, что создает неповторимую атмосферу творческого поиска, благоприятные условия для оптимального развития детей дошкольного возраста.
Проектный метод в детском саду стал одним из важнейших компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности. Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» - так гласит восточная мудрость. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает – «присваивает» знания и опыт.
Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника. Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов. Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу. Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на педагога. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста. В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием. У детей повышаются потенциальные возможности полноценного развития, в том числе и речевого.
Но стоит задуматься, а возможно ли учителю-логопеду в своей работе с детьми с особыми образовательными потребностями использовать проектный метод? Стоит ли начинать такую сложную работу с теми, у которых существуют проблемы в развитии речи? Собственный опыт позволяет ответить однозначно – да! Напротив, такие дети возможно даже более остальных нуждаются в использовании проектного метода, так как он позволяет повысить интерес, мотивацию, познавательную активность, которые, как правило, снижены у детей с речевыми нарушениями. Детально разобравшись в предмете, таким детям легче понять, «принять» новую информацию, освоить новый навык.
Разница заключается только в том, что логопед заранее должен изучить возможности детей с речевыми проблемами, определить для себя основные цели, направления в работе, распределить обязанности в работе над проектом, тщательно контролировать все действия детей, но с другой стороны дать возможность им самостоятельно оценивать свою деятельность, использовать приёмы самоконтроля.
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с речевыми нарушениями.
Опыт и современные исследования показывают, что педагогический процесс лишь в той степени может повысить возможности и качество развития ребенка с речевым недоразвитием, в какой педагог умеет им грамотно управлять. Успех определяют методы и приемы образования воспитанника. Использование, наряду с традиционными, инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников с нарушениями речи, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.
Этот метод актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.
«В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности» - пишет С.А.Миронова о значении практического опыта для дошкольников с речевыми нарушениями.
Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими.
Конечно же, проектный метод нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельный, он становится частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносит в них дух современности, новые способы взаимодействия логопеда и ребёнка, новые стимулы, служит для создания благоприятного эмоционального фона, способствует включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
Многолетний опыт логопедической работы позволил выделить некоторые трудности и противоречия, которые могут возникнуть в процессе реализации данного вопроса. Во-первых, устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития. Решение проблем коррекции речи является актуальной темой в дошкольном возрасте.
Во-вторых, информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе требует от учителя-логопеда решения сложных задач поиска эффективных форм и методов работы. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к коррекционной работе.
В-третьих, слабая мотивация ребенка к познавательной деятельности, отсутствие полноценной речевой активности с одной стороны и низкий уровень заинтересованности и компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
В четвертых, степень разработанности проблемы. В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих тему использования проектного метода в работе с дошкольниками. Но область применения данного метода в логопедической практике остается пока слабо разработанной.
Передо мной встала проблема организации системы работы с использованием проектных методов при решении проблем предупреждения и коррекции речевых нарушений с детьми дошкольниками. Одним из путей решения данной проблемы явилась разработка проекта Логопедические тропинки. Проект направлен на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников.
Логопедические тропинки – это различные направления в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушениями речи, «тропинки», ведущие ребенка к полноценной развитой речи: формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоение правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания. И каждую такую тропинку ребенок должен «пройти» осознанно, поняв и приняв, максимально присвоив знания и опыт данной деятельности, и, как предполагается, одним из наиболее эффективных методов в решении этой задачи становится метод проектов в логопедической практике. Этот метод логопедических проектов представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, ребенка, родителей и воспитателей.
Проект предназначен для детей 5 – 7 лет
Участники проекта: дети с нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Цель: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.
Гипотезой проекта выступило предположение о том, что использование метода проектов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее «присваивать» знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, повысят мотивацию ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.
Задачи проекта 1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи. 2. Развивать речевые и творческие способности детей. 3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти. 4. Увеличить объем коррекционного воздействия, 5. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания. 6. Побуждать детей к совместной деятельности. 7. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал. 8. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.
Ожидаемый результат: 1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей. 2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей. 3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.
Эффективность данных результатов Для детей: - положительная динамика речевого развития; - успешная социальная адаптация в ДОУ и семье; - выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации.
Для родителей: - положительная оценка деятельности ДОУ; - готовность и желание помогать; - активизация педагогического потенциала родителей, - приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей; - овладение родителями регулярной рефлексии достижений ребенка; - чувство удовлетворенности от совместного творчества.
Для педагогов - положительный психологический климат между логопедом и воспитателями; - заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях; - удовлетворенность собственной деятельностью; - повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через разнообразные формы и методы работы;
Для ДОУ - благоприятные условия для профессионального роста педагогов;
Практическая значимость проекта Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, а также дисграфии и дислексии в школьном возрасте.
Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный.
Срок реализации проекта – 1 год
Этапы и стратегия реализации проекта
I. Подготовительный этап (информационно-аналитический): Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.
Задачи: 1. Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования. 2. Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей). 3. Определение системы логопедических проектов, условий их реализации.
II. Основной этап реализации проекта (практический):
1. Логопедический проект «Послушный ветерок» Задачи: • Формирование у детей понятие о здоровом образе жизни и правильном дыхании; обучение детей технике диафрагмально-релаксационного дыхания • Приобретение детьми навыков дифференциации носового и ротового дыхания, эффективности использования речевого дыхания • Формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи; • Повышение компетенции воспитателей в данной области • Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.
Вид проекта: Практико-ориентированный, краткосрочный, коллективный Срок реализации: Сентябрь - октябрь
Содержание работы: Работа с детьми • Развитие силы и целенаправленности воздушной струи у детей на логопедических занятиях, при выполнении гимнастических упражнений и в играх на утренней гимнастике, на занятиях по физкультуре. • Игровые упражнения для развития физиологического (нижнедиафрагмального) и речевого дыхания с использованием мультимедийных презентаций, красочных иллюстраций, специальных пособий; • Занятие с детьми на тему «Здоровейка» • Придумывание и изготовление пособия для дыхательной гимнастики Работа с семьей • Консультации для родителей по темам «Формирование правильного речевого дыхания», «Дыхание и слитность речи», «Дыхательная гимнастика» • Памятки для родителей «Послушный ветерок», «Будем правильно дышать. Игровые упражнения для развития дыхания» • Совместное с детьми придумывание и изготовление пособий для занятий дыхательной гимнастикой Работа с педагогами • Консультация с практикумом «Игры для развития речевого дыхания у детей»; • Изготовление специальных пособий для проведения дыхательной гимнастики с детьми; • Практическое применение результатов детско-родительского творчества в утренней коррекционной гимнастке Практический результат проекта • Оформление выставки «Послушный ветерок» • Практическое применение продуктов проекта в утренней коррекционной гимнастке
2. Логопедический проект «Сказка о Веселом Язычке» Задачи: • Формирование представлений об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения, • Выработка тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата с использованием нетрадиционных комплексов • Повышение интереса родителей к коррекционному процессу • Повышение компетенции воспитателей в данной области.
Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный, краткосрочный, коллективный Срок реализации: Октябрь
Содержание работы: Работа с детьми • Знакомство со строением органов речи посредством логопедической сказки • Подгрупповое/индивидуальное разучивание комплексов артикуляционных упражнений с использованием красочных иллюстраций, мультимедийных презентаций «Сказки о веселом язычке», дидактической куклы • Коллективное придумывание сказки о Веселом Язычке • Рисование иллюстраций к сказке о Веселом Язычке Работа с семьей • Памятки «Строение артикуляционного аппарата» • Практическое занятие «Выполнение основных артикуляционных упражнений» • Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенно группы звуков. • Совместное с ребенком изготовление странички или артикуляционного куба «Сказка о Веселом Язычке» Работа с педагогами • Консультация «Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды» • Практикум «Место артикуляционной гимнастики в режиме группы. Методика выполнения артикуляционных упражнений» • Практическое применение результатов детско-родительского творчества в утренней коррекционной гимнастке Практический результат проекта • Итоговое занятие – «Презентация артикуляционных кубов, коллективной книжки-самоделки «Сказки о Веселом Язычке» • Практическое применение продуктов проекта в утренней коррекционной гимнастке
3. Логопедический проект «Рифмушки» Задачи: • Привлечение интереса и внимания ребенка к звучащему слову • Развитие фонематического слуха и восприятия у детей. • Развитие умения подбирать к слову парное ему слово, отличающееся от данного слова одним звуком. • Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию фонематических процессов у детей.
Вид проекта: Практико-ориентированный, краткосрочный, индивидуальный Срок реализации: Ноябрь
Содержание работы: Работа с детьми • Развитие фонематического слуха и восприятия детей на логопедических занятиях. • Приобретение детьми умений находить сходные по звуковому наполнению слова, устанавливать, чем они отличаются, подбирать слова-паронимы, заменяя в слове один звук, выделять изменяющий слово звук. • Оформление обложки собственной книжки-малышки «Рифмушки», придумывание пар слов-паронимов и рисование соответствующих иллюстраций Работа с семьей • Консультация – практикум для родителей «Первые шаги в грамоте. Формирование фонематических процессов у детей» • Анкетирование родителей по теме «Фонематические процессы у детей» с целью выявления представлений о фонематических процессах и необходимости их развития, в целях привлечения внимания родителей к данной проблеме. • Памятка для родителей «Волшебный мир звуков» (игры на развитие фонематических представлений) • Совместное с ребенком изготовление книжки-малышки «Рифмушки» Работа с педагогами • Консультация- практикум для педагогов «Рекомендации для педагогов по развитию фонематических процессов у детей» • Консультация для педагогов «Формирование навыков звукового анализа у детей с речевыми нарушениями» • Консультация-практикум для музыкальных руководителей «Рекомендации по развитию фонематических процессов в процессе музыкально-коррекционной работы с дошкольниками» Практический результат проекта • Презентация и выставка книжек-малышек «Рифмушки», изготовленных руками детей, • Создание мини-библиотеки из книжек-самоделок
4. Логопедический проект «Трудные звуки» Задачи: • Выявление органов, участвующих в образовании звуков речи человека • Исследование и осмысление ребенком положения органов артикуляции при произношении отрабатываемых звуков • Осознанное понимание артикуляционного уклада конкретного звука и качественное исправление дефекта произношения. • Повышение интереса родителей к коррекционному процессу • Повышение компетенции воспитателей в данной области
Вид проекта: Исследовательский, практико-ориентированный, долгосрочный, индивидуальный Срок реализации: В течение всего периода коррекции звукопроизношения
Содержание работы: Работа с детьми • Знакомство с органами артикуляции посредством «Сказки о Веселом Язычке» • Использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции «Научи инопланетянина правильно произносить звук», «Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции…» и др. • Использование при анализе артикуляции изучаемого звука пособия «Артикуляционные уклады звуков» • Исследование особенностей произношения каждого изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации каждого нарушенного звука) оформление буклета «Трудные звуки» Работа с семьей • Консультация для родителей «Нарушение звукопроизношения и его причины»; • Совместное с ребенком ведение индивидуального буклета «Трудные звуки» • Использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков дома по заданию учителя-логопеда. Работа с педагогами • Консультация «Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды» • Составление совместно с детьми общего буклета «Трудные звуки» (на все звуки) • Использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда. Практический результат проекта • Презентация индивидуальных буклетов «Трудные звуки», их практическое использование при выполнении домашних упражнений. • Составление совместно с детьми общего буклета «Трудные звуки» (на все звуки) и его использование в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда. • Пополнение мини-библиотеки из книжек-самоделок
5. Логопедический проект «Все по порядку» Задачи: • Формирование у детей навыков построения связного и целостного описательного рассказа; • Развитие у малышей логического и образного мышления и наблюдательности; • Формирование у дошкольников умения оперировать родовыми понятиями ("животные", "насекомые", "посуда" и т. п.); • Углубление знаний детей об окружающей среде; • Улучшение коммуникативных навыков детей • Повышение интереса родителей к коррекционному процессу • Повышение компетенции воспитателей в данной области
Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный Срок реализации: В течение учебного года
Содержание работы: Работа с детьми • Использование наглядных опорных схем для составления описательных рассказов по различным лексическим темам; • Формирование альбома самостоятельно проработанных детьми и составленных совместно с педагогом схем описательных рассказов; Работа с семьей • Лекторий для родителей «А речь словно реченька льется» (развитие целостного, последовательного связного высказывания детей) Работа с педагогами • Педагогическая копилка «Развитие полноценного связного высказывания старшего дошкольника». • Помощь детям в составлении собственных схем описательных рассказов для формирования коллективного альбома «Все по порядку» • Его практическое использование; Практический результат проекта • Оформление коллективного альбома «Все по порядку», его презентация на занятиях, • Практическое использование • Пополнение мини-библиотеки из книжек-самоделок
6. Логопедический проект «Очень важные словечки» Задачи: • Развитие грамматического строя речи • Формирование у детей представления о предлогах как отдельных самостоятельных словах; • Развитие у детей интереса к родному языку • Повышение интереса родителей к коррекционному процессу • Повышение компетенции воспитателей в данной области
Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный Срок реализации: В течение учебного года
Содержание работы: Работа с детьми • Знакомство детей с предлогами на занятиях и в специально организованных играх, • Использование моделей предлогов • Составление предложений с заданным предлогом • Наблюдение за предлогами в русском языке • Участие в создании страничек копилки «Очень важные словечки» Работа с семьей • Лекторий для родителей «Формирование грамотной речи дошкольника» • Периодическое заполнение в индивидуальной папке ребенка странички «Очень важные словечки» - рисунками моделей изучаемых предлогов. Работа с педагогами • Организация специальных игр и упражнений по развитию умения употреблять предлоги в речи; • Пополнение совместно с детьми копилки «Очень важные словечки» на каждый отрабатываемый учителем-логопедом на специальных занятиях предлог. • Практическое использование этого пособия. Практический результат проекта • Создание копилки «Очень важные словечки» • Практическое использование • Ознакомление детей и родителей с результатами проекта на итоговой презентации
7. Логопедический проект «Такие разные слова» Задачи: • Наблюдение за языковой действительностью, словами различных категорий; • Формирование начальных представлений о многообразии слов в русском языке; • Развитие языкового чутья. • Вовлечение родителей в поисковую деятельность детей • Формирование у детей интереса к родному языку.
Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный/ индивидуальный Срок реализации: В течение учебного года
Содержание работы: Работа с детьми • Знакомство детей с некоторыми синонимами, антонимами, паронимами, неизменяемыми словами на занятиях и в дидактических играх; • Подбор материала и иллюстрирование страничек для копилки словарей. Работа с семьей • Создание совместно с детьми страничек для копилки словарей • Лекторий для родителей «Развитие и обогащение словаря дошкольника» • Памятка для родителей «Подскажи словечко» (игры на обогащение словаря ребенка) Работа с педагогами • Педагогическая копилка «Игры и упражнения на обогащение словаря детей дошкольного возраста»; • Практическое применение коллективно изготовленной копилки словарей, помощь в ее периодическом пополнении Практический результат проекта • Создание коллективной копилки словарей: - «Упрямые слова» (неизменяемые ) - «Слова-друзья» (синонимы) - «Слова наоборот» (антонимы) - «Слова-близнецы» (паронимы) • Пополнение мини-библиотеки из книжек-самоделок • Ознакомление детей и родителей с результатами проекта на итоговой презентации
8. Логопедический проект «Копилка «трудных» слов» Задачи: • Формирование слоговой структуры слов • Развитие фонематических процессов • Привлечение внимания родителей и педагогов к совместной работе по развитию слоговой структуры слов у детей.
Вид проекта: Практико-ориентированный, долгосрочный, индивидуальный Срок реализации: В течение всего периода коррекционной работы
Содержание работы: Работа с детьми • Игры и упражнения для предупреждения нарушений слоговой структуры слов; • Непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка. (тщательная и последовательная отработка каждого типа слоговой структуры сначала на материале слов, затем - на материале фразовой речи) • Оформление обложки книжки-копилки «трудных» слов, постепенное, по мере отработки сложных слов и фраз, накопление картинок с соответствующими слоговыми схемами под ними Работа с семьей • Лекторий для родителей «Ох уж эти «трудные» слова» (предупреждение нарушений и развитие правильной слоговой структуры слова) • Памятка для родителей «Ох уж эти трудные слова» • Помощь ребенку в оформлении книжки-копилки «трудных» слов, постепенное, по мере отработки сложных слов и фраз, накопление картинок с соответствующими слоговыми схемами под ними. • Использование этого пособия для закрепления речевого материала во время домашних занятий. Работа с педагогами • Диагностический инструментарий в помощь педагогам различных возрастных групп детского сада для отслеживания уровня развития слоговой структуры слов у детей • Педагогическая копилка «Формирование слоговой структуры слов в онтогенезе. Рекомендации по предупреждению нарушений и развитию слоговой структуры у детей дошкольного возраста» Практический результат проекта • Оформление книжки-копилки «трудных» слов. • Пополнение мини-библиотеки из книжек-самоделок • Ознакомление детей и родителей с результатами проекта ан индивидуально занятии
9. Логопедический проект «АБВГДЕЙка» Задачи: • Усвоение образа буквы; • Вовлечение каждого ребенка в активный познавательный творческий проект по созданию “Веселой азбуки” • Обучение отбору средств и материалов для осуществления своих творческих замыслов, представлению результатов своего труда в виде презентации. • Воспитание у детей интереса к творческому взаимодействию при совместной работе. • Привлечение внимания родителей и педагогов к совместной работе по развитию слоговой структуры слов у детей.
Вид проекта: Исследовательско-творческий, долгосрочный, коллективный Срок реализации: В течение учебного года
Содержание работы: Работа с детьми • Предварительная работа: Игры и упражнения для усвоения образа букв. • Анализ существующих Азбук. • Иллюстрирование каждой буквы по мере ее изучения, • Презентация (рассказ о букве, рассматривание коллажа), размещение странички с буквой на выставке «Веселая азбука» • Подготовка и участие в празднике «АБВГДЕЙка» Работа с семьей • Помощь в изготовлении странички с буквой (рисунок, выполнение из различного бросового материала…), • Создание коллажа для данной буквы (подбор слов на звуки, которые обозначает буква, определение позиции звука в слове) Работа с педагогами • Проведение игр и упражнений для усвоения образа букв. • Координация процесса творческой исследовательской деятельности, • Помощь детям в поиске источников информации, • Поддержка и поощрение активности детей Практический результат проекта • Итоговая выставка-презентация «Веселая азбука» • Речевой праздник «АБВГДЕЙка»
III. Заключительный этап реализации проекта:
Задачи: 1. Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения логопедических проектов в коррекционном процессе. 2. Итоговая презентация результатов проектной деятельности детей и родителей через выставки, презентацию мини-библиотеки книжек-самоделок, коллективно созданных альбомов, организацию праздника «АБВГДЕЙка». 3. Презентация проекта «Логопедические тропинки» для учителей-логопедов и педагогов МАДОУ и города.
Конечным продуктом проекта будет являться: • Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации. • Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе • Повышение профессиональной компетентности педагогов МАДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями
Прогноз возможных негативных последствий. Предполагаются следующие возможные трудности и пути их преодоления: 1. Слабая мотивация участников проекта. Пути коррекции: внедрении дополнительных форм стимуляции и поощрения, применение новых, более интересных форм работы. 2. Высокая заболеваемость детей, низкое посещение детского сада. Пути коррекции: периодическое возвращение к уже пройденному материалу. 3. Отсутствие условий в проведении какого-либо запланированного мероприятия. Пути коррекции: проведение иного мероприятия, способствующего достижению намеченных целей и реализации поставленных задач.
В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.
В заключение хотелось бы отметить, что использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков. Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.
Список использованной литературы:
1. Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5, 2005. 2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010 3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005 4. Киселева Л.С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005 5. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М. 2007. 6. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2012
|