консультация для воспитателей
консультация по логопедии

Канаева Ольга Олеговна

Артикуляционная гимнастика. Советы воспитателям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 

 

 

 

 

Консультация для воспитателей по артикуляционной гимнастике

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование навыков правильного произношения

 

У большинства детей звукопроизношение достигает языковой нормы к 4-5 годам. Однако в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развитие у некоторых детей несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта, называемого дислалией «расстройство речи».

 

Дислалия является одним из самых распространенных дефектов речи. Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.  

По этиологии (причине возникновения) дислалию разделяют на  

-  органическую, 

- функциональную.

 

Органическая вызывается органическими дефектами периферического речевого аппарата: языка (толстый, объѐмный, узкий,длинный), подъязычной связки (укороченная), дефектами строения челюстей (нарушения прикуса),  неправильным строением нѐба (высокое - низкое, узкое), что препятствует артикуляции многих звуков, губы (вялые, малоподвижные, толстые, узкие) могут затруднять произношение губных звуков.

 

Функциональной дислалией является такой вид неправильного звукопроизношения, при котором нет дефектов артикуляционного аппарата (причины - неправильное воспитание в семье, подражание нечеткому произношению, двуязычие в семье, педагогическая запущенность и т. д.).

 

Для развития артикуляционного аппарата необходимо проводить с детьми артикуляционную гимнастику. Существует несколько комплексов:

 

1-ый комплекс – направлен на вырабатывание основных движений артикуляционного аппарата.

 

2-ой комплекс – упражнения, которые способствуют выработке движений для правильного произнесения свистящих звуков    

 

3-ий комплекс – упражнения, которые способствуют выработке движений для правильного произнесения шипящих звуков

 4-ый комплекс – упражнения, которые способствуют выработке движений для правильного произнесения звука Л   

 

5-ый комплекс – упражнения, которые способствуют выработке движений для правильного произнесения звука Р.   

 

В течение года во всех возрастных группах (начиная со второй младшей) воспитатель использует указанные выше комплексы, но требования к проведению артикуляционной гимнастики и к выполнению упражнений детьми на каждом возрастном этапе будут различными.

 

В первой младшей группе проводятся игры и упражнения на развитие слухового внимания, речевого дыхания, силы и высоты голоса (в игровой форме, на основе звукоподражания).

  

С детьми второй младшей группы упражнения проводят в игровой форме. Объем требований к выполнению движений невелик. Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершенствовать движения органов артикуляционного аппарата.

 

В средней группе для артикуляционной гимнастики используются игровые приемы. На основе приобретенных детьми простейших навыков движения органов артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются. Соответственно повышаются и требования к выполнению артикуляционной гимнастики.

 

В старшей группе уже следят за плавностью, легкостью, четкостью выполнения движений, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения и положения на другое. Следят за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений. Движения становятся легкими, правильными, привычными, поэтому можно проводить упражнения в любом темпе.

После отработки комплекса на определенную группу звуков (свистящие, шипящие, л, р) воспитатель может закончить артикуляционную гимнастику звукоподражанием на отрабатываемый звук.

 

В подготовительной группе (и во второй половине года в старшей группе, когда у детей уже сформировано правильное звукопроизношение) для артикуляционной гимнастики берут упражнения на дифференциацию различных звуков (с учетом последовательности развития ее у детей):

 

  1. гласные: и — у, э — о, и — о, э — у, и — э, у — о;
  2. переднеязычные и заднеязычные: т— к, д — г;
  3. свистящие и шипящие: с—ш, з—ж; 4. аффрикаты: т’—ч, с’—щ;

5. сонорные: л—р.

Артикуляционная гимнастика

 

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.  

 

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.  

 

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.  

 

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений

звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.  

 

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. 

 

Рекомендации по проведению артикуляционной  гимнастики

  1. Проводить арт. гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений (старший и подгот. возраст 4-5 раз).  

 

  1. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).  

 

  1. При отборе упражнений для арт. гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.  

 

  1. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал (индивидуально, с родителями, используя игровые приемы).  

 

  1. Арт. гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.  

 

  1. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок может воспользоваться небольшим настольным зеркалом (примерно 9х12 см). Воспитатель должен видеть лицо каждого ребенка.  

 

  1. Арт. упраж-я можно проводить под тихую музыку или под счет.

 

  1. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ. 

Организация проведения артикуляционной  

 

гимнастики

 

  1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.  

 

  1. Взрослый показывает выполнение упражнения.

 

  1. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.  

 

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.   

  1. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему

(шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).  

 5.Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем,шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.  

 

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

 

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.  

вторая младшая группа

                                                           Упражнения для губ

  1. Улыбка. 

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

 

  1. Хоботок (Трубочка). 

Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.  

 

  1. Окошко (Рупор). 

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

 

  1. Улыбка - Хоботок. Заборчик - Окошко.  Чередование положений губ.

 

 

 средняя группа 

Упражнения для развития подвижности губ

  1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.  

 

  1. Улыбка - Трубочка. 

Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.  

 

  1. Рыбки разговаривают. Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

 

  1. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".  

 

  1. Недовольная лошадка. 

Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.  

 

  1. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.  

 

Если губы совсем слабые:  

  • сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту, - удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),
  • удерживать губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее выдернуть.  

 

 

вторая младшая группа  

 

Упражнения для губ и щек

  1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.  
  2. Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.  
  3. Голодный хомячок. Втянуть щеки.  

  1. Шар лопнул. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом. 

вторая младшая группа

Статические упражнения для языка

 

  1. Птенчики. 

Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.  

 

  1. Лопаточка. 

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.  

 

  1. Чашечка. 

Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.  

 

  1. Иголочка (Стрелочка. Жало). 

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.  

 

  1. Горка (Киска сердится). 

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.  

 

  1. Трубочка. 

Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.  

 

 

средняя группа

Динамические упражнения для языка.

  1. Часики (Маятник). Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.  

  1. Змейка. Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.  

  1. Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.  

  1. Орешки.  Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.  

  1. Чистка зубов. Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.  

  1. Катушка. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается вглубь рта.  

  1. Лошадка. Присосать язык к нѐбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.  

  1. Гармошка. Рот раскрыт. Язык присосать к нѐбу. Не отрывая язык от нѐба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.  

  1. Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нѐба.  

   10.Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать       верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.  

  1. Шоколадка Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.  

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

 

  1. Трусливый птенчик.

Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев.

Язычок-"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.  

 

  1. Акулы.

На счет "один" челюсть опускается, на "два" - челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет "три" - челюсть опущена на место, на "четыре" - челюсть даигается влево, на "пять" - челюсть опущена, на "шесть" - челюсть выдвигается вперед, на "семь" - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.  

 

  1. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.  

 

  1. Обезьяна.

Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.  

 

  1. Сердитый лев.

Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее - с шепотным произнесением этих звуков.  

 

  1. Силач.

Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.  

 

  1. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.  

 

  1. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка).  

 

  1. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.  

 

  1. Дразнилки.

Широко, часто открывать рот и произносить: па-па-па.  

 

  1. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки: ааааааааааааа

яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца); ооооооооооооо

ѐѐѐѐѐѐѐѐѐѐѐѐѐ (расстояние между зубами в один палец); иииииииииииии (рот слегка открыт).  

 

  1. Произнесите гласные звуки с голосом:

аaaaaaaaaaaaa яяяяяяяяяяяяяя  ооооооооооооо  ѐѐѐѐѐѐѐѐѐѐѐѐѐ  

иииииииииииии  

 

  1. Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:

аааааэээээ аааааеееее аааааиииии иииииааааа ооооояяяяя аааааииииииооооо иииииээээээаааааь аааааиииииэээээоооооо и т.д.

 

Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.  

 

  1. Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.  

 

Мал, да удал.

Два сапога - пара.

Нашла коса на камень.

Знай край, да не падай.

Каков рыбак, такова и рыбка.

Под лежачий камень вода не течет. У ужа ужата, у ежа ежата.  

 

В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.  

 

Тренировка мышц глотки и мягкого неба

 

  1. Позевывать с открытым и закрытым ртом.

Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.  

 

  1. Произвольно покашливать.

Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.

Покашливать с высунутым языком.

 

  1. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой. Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).  

 

  1. Глотать воду маленькими порциями (20 - 30 глотков). Глотать капли воды, сока.  

 

  1. Надувать щеки с зажатым носом.  

 

  1. Медленно произносить звуки к, г, т, д.  

 

  1. Подражать:

- стону, мычанию, свисту.  

 

  1. Запрокидывать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на затылке ребенка.

Опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка.

Запрокидывать и опускать голову при сильном нажатии подбородком на кулаки обеих рук.  

 

  1. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.  

 

  1. Произносить гласные звуки а, э, и, о, у на твердой атаке.  

 

  1. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, и-а. Звук "и" отделяется от звука "а" паузой.  

 

  1. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.  

 

 

 

 

подготовительная группа

 

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука P

 

1. Чьи зубы чище? 

Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком. Описание: широко открыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.  

Внимание!

  1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
  2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. 3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.  

 

2. Маляр 

Цель: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность. Описание: улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка нѐбо, делая языком движения вперед-назад.  Внимание!

  1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
  2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.  

 

  1. Кто дальше загонит мяч? 

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук "ф", сдуть ватку на противоположный край стола.

Внимание!  

  1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
  2. Нельзя надувать щѐки.
  3. Следить, чтобы ребѐнок произносил звук "ф", а не звук "x", т.е.

чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.  

 

  1. Вкусное варенье. 

Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание!

1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать еѐ пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.  

 

5. Индюк. 

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

Внимание!

1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

  1. Следить, чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
  2. Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.  

 

6. Барабанщики. 

Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Описание: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук "д". Сначала звук "д" произносить медленно, постепенно увеличивать темп.

Внимание!

  1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
  2. Следить, чтобы звук "д" носил характер четкого удара, не был хлюпающим.
  3. Кончик языка не должен подворачиваться.
  4. Звук "д" нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

подготовительная  группа

 

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука Л

 

1. Наказать непослушный язычок. 

Цель: вырабатывать умение расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.  

Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлѐпывая его губами, произносить звуки пя-пяпя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счѐт от одного до пяти-десяти.

Внимание!

  1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
  2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
  3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.

Следить, чтобы ребѐнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребѐнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.  

 

2. Вкусное варенье. 

Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.

Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание!

  1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать еѐ пальцем).
  2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
  3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.  

 

  1. Пароход гудит. 

Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх.  

Описание: приоткрыть рот и длительно произносить звук "ы" (как гудит пароход).

Внимание!

Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.  

 

  1. Индюк. 

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.  

Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болобочет).  

Внимание!

  1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
  2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
  3. Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.  

 

  1. Качели. 

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у. Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.  

Внимание!

Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.  

 

  1. Лошадка.  Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх. Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).  

Внимание!

  1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.  
  2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
  3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.  

 

7. Лошадка едет тихо. 

Цель: вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука "л".  

Описание: ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.  

Внимание!  

  1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.
  2. Кончик языка не должен загибаться внутрь.
  3. Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.  

 

8. Дует ветерок. 

Цель: вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка. Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой.  

Внимание! Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.  

 

 

старшая  группа

 

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения шипящих звуков (ш, ж, щ, ч)

 

1. Наказать непослушный язычок. 

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлѐпывая его губами, произносить звуки пя-пяпя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счѐт от одного до пяти-десяти.

Внимание!  

  1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
  2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
  3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.

Следить, чтобы ребѐнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребѐнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.  

 

2. Сделать язык широким. 

Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счѐт от одного до пяти-десяти.

Внимание!

  1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
  2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
  3. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта.  

 

3. Приклей конфетку. 

Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъѐм языка наверх. Описание: положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нѐбу за верхними зубами.  

Внимание!

  1. Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижна.
  2. Рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см.
  3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребѐнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).  4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.  

 

  1. Грибок. 

Цель: вырабатывать подъѐм языка вверх, растягивая подъязычную связку (уздечку).  

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нѐбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)  Внимание!

  1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.
  2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться.
  3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.  

 

5. Кто дальше загонит мяч. 

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.  

Внимание!

  1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
  2. Нельзя надувать щѐки.
  3. Следить, чтобы ребѐнок произносил звук ф, а не звук х, т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.  

 

6. Вкусное варенье. 

Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание!

  1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать еѐ пальцем).
  2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
  3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.  

 

7. Гармошка. 

Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).  

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всѐ шире и всѐ дольше удерживать язык в верхнем положении.  

Внимание!  

  1. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.
  2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счѐт от трѐх до десяти.
  3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.  

 

8. Фокус. 

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка. Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.  Внимание!

  1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
  2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
  3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.  

 

 

старшая  группа

 Комплекс упражнений для выработки правильного произношения свистящих звуков (с, з, ц)

1. Загнать мяч в ворота Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю. Описание: вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

Внимание!

  1. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.  
  2. загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя, была прерывистой.

 

 

2. Наказать непослушный язычок.

 

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлѐпывая его губами, произносить звуки пя-пяпя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счѐт от одного до пяти-десяти.

Внимание!  

  1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
  2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
  3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.

Следить, чтобы ребѐнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребѐнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.  

 3. Сделать язык широким.

  Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счѐт от одного до пяти-десяти.

Внимание!

  1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
  2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
  3. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.
  4. Боковые края языка должны касаться углов рта.  

 

 

4. Кто дальше загонит мяч.  

 

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.  

Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.  

Внимание!

  1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
  2. Нельзя надувать щѐки.
  3. Следить, чтобы ребѐнок произносил звук ф, а не звук х, т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.  

 

 

5. Почистим зубы

 

Цель: научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами. Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

Внимание!

  1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.
  2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.
  3. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.  

 

Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики

 

В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям я предлагаю нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.  

 

Упражнения с шариком

 

Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.  

 

  1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.

 

  1. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).

 

  1. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.  

 

  1. Язык - "чашечка", цель: поймать шарик в "чашечку".

 

  1. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая" его.

 

  1. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.

 

  1. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.  

 

Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.  

 

Упражнения с ложкой

 

 

  1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.

 

  1. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.

 

  1. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.

 

  1. Язык - "лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

 

  1. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

 

  1. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

 

  1. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.

 

  1. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

 

  1. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

 

  1. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.  

 

Упражнения для языка с водой

 

"Не расплескай воду"

 

  1. Язык в форме глубокого "ковша" с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 10 - 15 раз.

 

  1. "Язык-ковш" с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.

 

  1. "Язык-ковш", наполненный жидкостью, плавно двигается впередназад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз.  

 

 

Упражнения для губ и языка и челюстей с бинтом

         

Бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 25-30 см, ширина 4-5 см.  

 

  1. Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 - 15 секунд.  

 

  1. Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз.  

 

  1. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого - в правый и т.д. Выполняется 10 раз.  

 

  1. В отличие от упражнения 1, бинт закусывается, крепко зажимается не губами, а передними зубами и удерживаются в течение 10-15 секунд, зажим ослабляется на несколько секунд. Зажим - расслабление чередуются 10 - 15 раз.  

 

  1. Бинт закусывается и зажимается не резцами, а коренными зубами, попеременно то левыми, то правыми. Выполняется 10 раз.  

 

  1. Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в форме широкого ковша или "лопатки" (блинчика). При этом рот широко раскрыт. Взрослый, как и в упражнении 1, пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10-15 секунд. Повторяется до 10 раз.  

 

  1. В отличие от упражнения 6, бинт прижимается "языком-ковшом" ("лопаткой", "блинчиком") не ко всей поверхности верхней губы, а то к левому, то к правому углу рта попеременно. Выполняется так же, как упражнения 1, 6.  
  2. Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме "лопатки" ("блинчика").  

 

Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.

 

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.  

 

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики

 

  1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.

 

  1. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.

 

  1. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.

 

  1. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.  

 

Упражнения дыхательной гимнастики

 

  1. Снег.

Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребѐнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперѐд.

Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.  

 

  1. Кораблики.  

Наполните таз водой и научите ребѐнка дуть на лѐгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от "киндер-сюрпризов" или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.  

 

  1. Футбол.

Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру "Кто быстрее".  

 

  1. Буль-бульки.

Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть.

Предложите ребенку поиграть в "буль-бульки" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в "Буль-бульки", чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.  

 

  1. Волшебные пузырьки.

Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.  

 

  1. Дудочка.

Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька (подойдет любой стеклянный пузырек из-под лекарств, витаминов, йода, духов; горлышко пузырька не должно быть широким). Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.  

 

  1. Губная гармошка.

Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому, не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.  

 

  1. Цветочный магазин.

Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.  

 

  1. Свеча.

Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.  

 

  1. Косари.

Это упражнение можно выполнять под звуки марша: на слабую долю мелодии делается вдох и "отведение косы" в сторону, на сильную - выдох и "взмах косой".  

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...