Рабочая программа коррекционного курса "Произношение" Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)

Утко Светлана Никитична

 Рабочая программа коррекционного курса "Произношение" для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (ОНР – III уровня речевого развития) Подготовительная группа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Степновский детский сад «Колосок».

Красноярский край, Назаровский район, п. Степной, ул. Садовая – 12 тел. (391 55) 9-33-79, E-mail: du.kolosok@mail.ru

Согласовано:

Психолого – педагогическим  консилиумом                                      

От «_____» ____________20___г.                                       протокол №_______

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

Степновский детский сад «Колосок»

_______________В.И.Градобоева

«_____»__________20____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

ПРОИЗНОШЕНИЕ

Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи

(ОНР – III уровня речевого развития)

Подготовительная группа.

Автор - составитель:

Учитель-логопед

Утко Светлана Никитична

п.Степной – 2020г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

«ПРОИЗНОШЕНИЕ»

(подготовительная группа, ОНР -III уровня)

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель курса — освоение фонетико-фонематической стороны родного языка, в соответствии с возрастными (нормами) особенностями способствующее социальному и личностному развитию дошкольников подготовительной группы с общим недоразвитием речи.

Характеристика коррекционного курса

Данный коррекционный курс направлен на:

  • обучение нормативному (компенсированному) произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики
  • развитие нормативного произношения;
  • развитие слухового восприятия, и дифференциации фонем;
  • развитие навыков языкового анализа и синтеза;
  • коррекцию нарушений звуко-слоговой структуры слова.

Описание места курса в содержании АООП.

        Данный курс является элементом программы коррекционно-развивающей работы  в условиях группы компенсирующей направленности для детей 5 – 6 лет с ОНР.

Частота занятий – 1 раз в неделю, форма организации – фронтальные занятия. Продолжительность проведения занятия – 30 минут. Время проведения – первая половина дня.

Содержание курса тесно связано с другими элементами программы «Коррекционно-развивающей работы» («Развитие речи», «Обучение грамоте»): курсами логопедической направленности, содержанием индивидуальных и подгрупповых занятий по коррекции звукопроизношения.

Каждый звук изучается на логопедических занятиях по произношению, дети знакомятся с понятием «звук» и узнают, что «звук» мы слышим и произносим. Воспитанники учатся слышать и дифференцировать звук от других, сливать звуки в слоги и находить звук в разной позиции в слове. Данная коррекционная работа помогает большинству воспитанников предупредить трудности в различении и выделении звуков речи.

Воспитание чёткой, внятной, выразительной речи осуществляется через различные формы организации логопедической работы: как на групповых занятиях коррекционного курса «Произношение», так и на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях, между которыми существует тесная связь. Содержание индивидуальных и подгрупповых занятий носит опережающий характер: к моменту изучения звука на фронтальных занятиях, он должен быть поставлен и автоматизирован в облегченных условиях. На индивидуальных занятиях преодолеваются индивидуальные речевые затруднения детей, препятствующие усвоению программы коррекционного курса «Произношение».

На занятиях курса «Произношение» дети закрепляют речевые эталоны лексико-грамматического оформления высказывания, сформированные на занятиях по «Развитию речи». Уточнение и обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя на занятиях данного курса осуществляется с учётом содержания программы по развитию речи.

Содержание курса «Произношение» является основой для обучения грамоте. Каждый звук изучается вначале на занятиях курса «Произношение» в словах и фразах различной сложности, дифференцируется от других звуков. Опора на правильное произношение большинству детей необходима с целью предупреждения трудностей в различении и выделении звуков речи, в правильном соотнесении их с соответствующими буквами.

Кроме того, содержание курса связывает все образовательные области. Сформированное на занятиях курса нормативное произношение закрепляется в ситуации естественного речевого общения в различных видах деятельности по всем образовательным областям.

Планируемые результаты освоения коррекционного курса:

К целевым ориентирам данной Программы относятся следующие характеристики возможных достижений ребенка:

  • ребенок правильно произносит все звуки, замечает ошибки в звукопроизношении;
  • осуществляет слуховую и слухо-произносительную дифференциацию звуков по  дифференциальным признакам;
  • владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять простые формы фонематического анализа, осуществляет операции фонематического синтеза;
  • воспроизводит слова различной звуко-слоговой структуры из 2-3 слогов (изолированно и в условиях контекста);
  • владеет понятиями «звук», «слово» и «слог», «предложение».
  • воспроизводит интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений предложения и тексты;

Система оценки достижения планируемых результатов.

Во время прохождения программы предусмотрены:

  • входящая (первичная) диагностика;
  • текущий мониторинг (проводится в форме выполнения контрольных упражнений, наблюдения за качеством звукопроизношения в процессе бесед, дидактических игр; результаты отражаются в «речевом профиле» группы).
  • итоговая диагностика.

Входящая и итоговая диагностика осуществляются на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление.

Текущий мониторинг проводится в форме наблюдения за качеством звукопроизношения воспитанников в самостоятельной и в специально организованной деятельности, дидактических играх, на основе которого заполняется речевой профиль группы.

II. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Программа имеет разделы, которые тесно связаны между собой:

  1. формирование навыков произношения и дифференциации звуков;
  2. развитие навыков языкового анализа и синтеза;
  3. развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слов.

Работа по данным направлениям на занятиях коррекционного курса «Произношение» осуществляется параллельно.

  1. Формирование навыков произношения и дифференциации звуков:
  • Уточнение и закрепление у детей навыка произношения гласных звуков [А], [У], [И], [О], [Ы] и согласных [П], [П’], [Б], [Б’], [М], [М’], [Т], [Т’], [Д], [Д’], [Н], [Н’], [К], [К’], [Г], [Г’], [Х], [Х’], [Ф], [Ф’], [В], [В’] (в работе с детьми, страдающими дизартрией, в случае дефектного произнесения этих звуков, — формирование правильного артикуляторного уклада и закрепление этих звуков в различном фонетическом контексте);
  • Формирование правильной артикуляции отсутствующих или нарушенных в произношении согласных звуков позднего онтогенеза, их автоматизация и дифференциация в различных фонетических условиях (свистящие, шипящие, сонорные звуки);
  • Формирование умения осуществлять слуховую и слухопроизносительную дифференциацию не нарушенных в произношении звуков, а в дальнейшем — звуков, в отношении которых проводилась коррекционная работа.
  1. Развитие навыков языкового анализа и синтеза: 
  • Формирование способности осуществлять формы фонематического анализа:

- определять местоположение звука в слове (начало, середина, конец);

- определять последовательность и количество звуков в словах (дом, сом, шары, лужа, шкаф, кошка и др.) — с учетом поэтапного формирования умственных действий.

  • Обучение детей осуществлению фонематического синтеза.
  • Совершенствование фонематических представлений (по картинкам и по представлениям).
  • Знакомство детей с понятиями «слово» и «слог» (как часть слова).
  • Формирование у детей: осознания принципа слогового строения слова; умения слышать гласные в слове, называть количество слогов, определять их последовательность; составлять слова из заданных слогов: двухсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов , из открытого и закрытого слогов, трехсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов.

3.Развитие ритмической и звуко - слоговой структуры слова

        Усвоение произношения различных сочетаний звуков и слогов

  • Произнесение ряда гласных звуков;
  • Произнесение различных сочетаний из прямых, обратных, закрытых слогов и слогов со стечением согласных, с ускорением темпа и изменением последовательности или структуры слогов, из слогов разного типа с оппозиционными звуками;
  • Произнесение слоговых рядов с чередованием ударных и безударных слогов (упражнения проводятся в быстром темпе на хорошо усвоенном звуковом материале;
  • Повторение в заданной последовательности воспринятого на слух слогового ряда, состоящего из трех-четырех слогов, умение запомнить в данной последовательности 3-4 слова различного и сходного ритмического и звукового состава , заучивание наизусть стихов, чистоговорок.

        Формирование навыков произношения слов и предложений

  • Обучение правильному воспроизведению звукослоговой структуры слов, предъявляемых изолированно и в контексте: двух- и трехслоговых слов с наличием нескольких стечений согласных звуков четырехслоговых слов без стечения согласных звуков;
  • Составление и правильное произнесение предложений с использованием слов усвоенной звуко-слоговой сложности;
  • Заучивание стихотворных и прозаических текстов с включением усвоенных звуков, слов и с соблюдением ритма.

Одной из отличительных особенностей содержания курса является последовательность усвоения звуков речи, которая определена в зависимости от их артикуляционной сложности и фонологической противопоставленности.

С целью предупреждения специфических ошибок в чтении и письме, (в частности ошибок на замену букв), изучение акустически сходных звуков ([с] - [ш], [ч] - [ц] и др.) идет через определенное время и после твердого и прочного усвоения каждого из исходных звуков.

Уделяется внимание развитию фонематических процессов, так как умение выделять отдельные звуковые элементы слова и понимать, что слова состоят из звуков, расположенных в определённой последовательности, является необходимым условием успешного овладения грамотой.

В тесной связи с усвоением звуков речи и развитием слухового восприятия программа предусматривает обучение детей произношению слов постепенно возрастающей звуко-слоговой структуры. Правильно произносимые слова должны употребляться детьми в связной речи с соблюдением необходимого фразового ударения и интонации.

Также внимание уделяется дифференциации звуков по разным признакам (по способу артикуляции, твердости-мягкости, наличию-отсутствию вибрации голосовых складок).

Работа по данным разделам на занятиях коррекционного курса «Произношение» осуществляется параллельно.

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(Подготовительная группа, дети с ОНР-III уровня)

Данное тематическое планирование является примерным, возможны корректировки, исходя из особенностей воспитанников.

недели

 Тема недели

Произношение и дифференциация звуков

Ритмическая и звуко-слоговая структура речи

Формирование навыков звуко-слогового анализ и синтез

Сентябрь

1

Детство – это смех и радость

Обследование

2

Детский сад. Профессии.  

Обследование

3

 «Во саду, ли в огороде»

Овощи-фрукты

[А]

Произнесение ряда гласных звуков (уиуа, уиуауаиу и т.п.).

Выделение заданного звука из потока гласных звуков.

Подбор слов с заданным звуком.

Определение первого гласного звука.

4

 «Мы сельчане»

Откуда к нам хлеб пришел?

[У]

[А] - [У]

Произнесение ряда гласных звуков (ээауо, оэауи т.п.).

Выделение заданного звука из потока гласных звуков.

Подбор слов с заданным звуком.

Определение первого гласного звука.

Октябрь

1

 «Раз, два, три, четыре, пять - осень мы идем искать»

 

  Деревья лиственные и хвойные. Кустарники

[И]

Произнесение ряда гласных звуков (иуаыи  и т.п.).

Выделение заданного звука из потока гласных звуков.

Подбор слов с заданным звуком.

Определение первого гласного звука.

2

 Грибы, ягоды

[ы]

Произнесение различных сочетаний из прямых, обратных, закрытых слогов и слогов со стечением согласных  

Выделение заданного звука из потока гласных звуков.

Подбор слов с заданным звуком.

Определение первого гласного звука.

3

Перелётные птицы

[О]

Усвоение слов следующего слогового состава

Выделение заданного звука из потока гласных звуков.

Подбор слов с заданным звуком.

Определение первого гласного звука.

4

Осень. Признаки осени

[Э]

[О] - [Э]

Усвоение слов следующего слогового состава: вата, филин с постепенным включением трехсложных слов.

Выделение заданного звука из потока гласных звуков.

Подбор слов с заданным звуком.

Определение первого гласного звука.

5

Профессии

[П]-[П’]

Совершенствование навыков воспроизведения слов различной звукослоговой структуры без стечения и с наличием одного стечения согласных звуков.

Выделение звука в слове. Совершенствование навыка фонематического анализа и синтеза звукосочетаний (типа уп, ап, пы, и т.д.)

Ноябрь

1

Наша страна - Россия

[М]-[М’]

Совершенствование навыков воспроизведения слов различной звукослоговой структуры без стечения и с наличием одного стечения согласных звуков.

Выделение звука в слове. Совершенствование фонематических представлений. Знакомство детей с понятиями «слово», «слог».

2

«Мой дом- мое село»

[Б]-[Б’]

Обучение правильному воспроизведению звукослоговой структуры слов, предъявляемых изолированно и в контексте двух- и трехслоговых слов с наличием нескольких стечений согласных звуков.

Выделение звука в слове. Совершенствование фонематических представлений. Формирование осознания принципа слогового строения слов (на материале слов, произношение и написание которых совпадает)

3

 Дикие животные

[Т]-[Т’]

Обучение правильному воспроизведению звукослоговой структуры слов, предъявляемых изолированно и в контексте двух- и трехслоговых слов с наличием нескольких стечений согласных звуков.

Формирование способности осуществлять сложные формы фонематического анализа: определять местоположение звука в слове (начало, середина, конец), последовательность и количество звуков в словах.

4

Животные Севера и жарких стран

[Д]-[Д’]

Обучение правильному воспроизведению звукослоговой структуры слов, предъявляемых изолированно и в контексте четырехслоговых слов без стечения согласных звуков (чемоданчик и т. д).

Формирование способности осуществлять сложные формы фонематического анализа: определять местоположение звука в слове (начало, середина, конец), последовательность и количество звуков в словах.

Декабрь

1

«Здравствуй зимушка - зима»

Зимушка-зима! Приметы зимы

[Н]-[Н’]

Обучение правильному воспроизведению звукослоговой структуры слов, предъявляемых изолированно и в контексте четырехслоговых слов без стечения согласных звуков

Формирование умения называть количество слогов, определять их последовательность, составлять слова из заданных слогов: двусложные слова, состоящие из прямых открытых слогов (шаги, Паша и т.д.).

2

Зимующие птицы

[В]-[В’]

Составление и правильное произнесение предложений с использованием слов, усвоенной звукослоговой сложности.

Формирование умения называть количество слогов, определять их последовательность, составлять слова из заданных слогов: двусложные слова, состоящие из прямых открытых слогов (ножи, жуки.)

3

«Хорошо, что каждый год к нам приходит Новый год»

Электроприборы, бытовая техника

[Ф]-[Ф’]

Совершенствование навыков воспроизведения слов различной слоговой структуры.

Формирование умения называть количество слогов, определять их последовательность, составлять слова из заданных слогов: двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов (чулок и т.д.)

4

Новый год

[К]-[К’]

Составление и правильное произнесение предложений с использованием слов, усвоенной звукослоговой сложности.

Формирование умения называть количество слогов, определять их последовательность, составлять слова из заданных слогов: трехсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов (щетина и т.д)

Январь

3

Зимние забавы. Спорт

[Г]-[Г’]

Составление и правильное произнесение предложений с использованием слов, усвоенной звукослоговой сложности.

Формирование навыка определения ударного слога в слове.

4

«С книгой книгой в дорогу»

Мир

животных

[Х]-[Х’]

Составление и правильное произнесение предложений с использованием слов, усвоенной звукослоговой сложности.

Совершенствование умения определять местоположение звука в слове, последовательность и количество звуков в слове, составлять слова из заданных слогов.

5

Обитатели морских глубин

[Й’]

Закрепление слов различного слогового состава (лак, лама, лопата, плот и т.д.)

Формирование навыка определения ударного слога в слове.

Февраль

1

«Я всегда внимательным буду»

Транспорт

[С]-[С’]

Закрепление слов различного слогового состава (лиса, листопад и т.д.)

Развитие навыка определения ударного слога в слове.

2

Профессии. Инструменты и орудия труда

[З]-[З’]

Совершенствование навыков воспроизведения слов без стечения и с наличием одного стечения согласных звуков (йод, майка и т.д.)

Развитие навыка определения ударного слога в слове.

3

Наша армия

[Ц]

Составление и правильное произнесение предложений с использованием слов, усвоенной звукослоговой сложности.

Закрепление умения составлять слова из заданных слогов.

Совершенствование умения определять место звука в слове. Количество звуков в слове и их последовательность.

4

Одежда, обувь

(профессии, кто изготавливает)

[С]-[З]-[Ц]

Совершенствование навыков воспроизведения слов различной звукослоговой структуры.

Закрепление умения составлять слова из заданных слогов.

Совершенствование умения определять место звука в слове. Количество звуков в слове и их последовательность.

Март

1

Ранняя весна -мамин праздник

[Р]-[Р’]

Совершенствование навыков воспроизведения слов различной звукослоговой структуры.

Совершенствование фонематических представлений. Совершенствование умения определять место звука в слове. Количество звуков в слове и их последовательность.

2

 Капель весны чудесной

Перелетные птицы

[Л]-[Л’]

Совершенствование навыков воспроизведения слов различной звукослоговой структуры.

Развитие навыка определения ударного слога в слове.

3

Весна. Признаки весны

Весенние цветы

 

[Р]-[Л]

Совершенствование навыков воспроизведения слов различной звукослоговой структуры.

Закрепление умения составлять слова из заданных слогов.

4

[Ш]

Составление и правильное произнесение предложений с использованием слов, усвоенной звукослоговой сложности.

Закрепление умения составлять слова из заданных слогов.

Апрель

1

День книги

[С]-[Ш]

Совершенствование воспроизведения слов различной звукослоговой структуры.

Закрепление умения составлять слова из заданных слогов.

2

Космос

[Ж]

Совершенствование воспроизведения слов различной звукослоговой структуры.

Закрепление умения составлять слова из заданных слогов.

3

«В гостях у народных умельцев» Мебель

[Ж]-[З]

Составление и правильное произнесение предложений с использованием слов, усвоенной звукослоговой сложности.

Совершенствование навыка определения ударного слога в слове.

4

Посуда

[Ч’]

Совершенствование фонематических представлений. Совершенствование умения определять место звука в слове. Количество звуков в слове и их последовательность. Совершенствование умения составлять слова из заданных слогов.

5

Весенние сельскохозяйственные работы

[Ч’]-[Т’]

Заучивание стихотворных и прозаических текстов с включением усвоенных звуков, слов и соблюдением ритма.

Совершенствование навыка определения ударного слога в слове.

Май

1

День победы

[Щ’]

Заучивание стихотворных и прозаических текстов с включением усвоенных звуков, слов и соблюдением ритма.

Закрепление навыков фонематического синтеза, составления слов из заданных слогов различной структуры, определения количества слов в предложении.

2

Школьные принадлежности

[Щ’]-[С’]

Заучивание стихотворных и прозаических текстов с включением усвоенных звуков, слов и соблюдением ритма.

Закрепление навыков фонематического синтеза, составления слов из заданных слогов различной структуры, определения количества слов в предложении.

3

«Мир вокруг нас»

Лето. Насекомые

Ь

Заучивание стихотворных и прозаических текстов с включением усвоенных звуков, слов и соблюдением ритма.

Закрепление навыков фонематического синтеза, составления слов из заданных слогов различной структуры, определения количества слов в предложении.

4

Ъ

Заучивание стихотворных и прозаических текстов с включением усвоенных звуков, слов и соблюдением ритма.

Закрепление навыков фонематического синтеза, составления слов из заданных слогов различной структуры, определения количества слов в предложении.

IV. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Оборудование и дидактический материал

  1. Большое зеркало и индивидуальные зеркала.
  2. Дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития дыхания.
  3. Звучащие игрушки (свисток, дудочка, металлофон, бубен, колокольчик)
  4. Настольные печатные дидактические игры для автоматизации и дефференциации звуков всех групп.
  5. Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза (разноцветные, шапочки, флажки , схемы для определения места звука в слове, пластиковые кружочки разных цветов и т.п.)
  6. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп (слоги, слова, словосочетания, предложения, чистоговорки, тексты, словесные игры).
  7. Нищева Н. В. Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения.-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. — 112 с. + цв. вкл. 40 с
  8. Нищева Н.В. Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. — 64 с.
  9. Нищева Н. В. Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков. Выпуски 1, 2, 3, 4. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
  10. Нищева Н. В. Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС,2015.
  11. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация шипящих звуков у детей : дидактический материал для логопедов / Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. - 2-е изд., испр. и доп. — М.:Издательство ГНОМ и Д, 2006. — 48 с.: ил.
  12.  Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация сонорных звуков Р, Рь у детей : Дидактический материал для логопедов / Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. - 48 с.: ил

Список литературы:

  1. Комарова Л.А. Автоматизация звука Ль в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. -М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. — 32 с.
  2. Комарова Л.А. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. –М.: ГНОМ и Д, 2009. - 32 с.
  3. Комарова Л.А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. Альбом для дошкольника.
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения - М.: ГНОМ – ПРЕСС, 1998.
  5. Коноваленко В.В. «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения»Логопедическая серия «Скороговорки: С, Ш, Л»
  6. Лопухина И. С. Логопедия. Речь. Движение.— М., Дельта,1997
  7. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб., 2003.
  8. Мальцева И.В. Азбука - узнавайка: учебное пособие. М., 2014. 64 с.
  9. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР. Сентябрь-январь. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 448 с.
  10. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР. Февраль- май. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 400 с.
  11. Нищева Н. В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
  12. Нищева Н. В. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза - старших дошкольников — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
  13. Нищева Н. В. Тексты и картинки для автоматизации звуков. — СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
  14. Новоторцева Н.В. «Рабочие тетради по звукам Р, Р*, Ч,Щ,С,С*,Л,Л*,З,З*».
  15. Сайкина Е.Г.,  Фирилева Ж.Е.. Физкульт - привет минуткам и паузам.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
  16. Скворцова И.В. 100 логопедических игр - СПб.: «Нева», 2003.
  17. Смирнова И. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения.— СПб.:«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  18. Смирнова И. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  19. Ткаченко Т.А. «Логопедическая тетрадь по развитию фонематического восприятия и звукового анализа». - М.: ГНОМ - ПРЕСС, 2002
  20. Филичева Т. Б. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: АПН РСФСР, 1989.
  21. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГОВ группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста №2 на 2015 – 2016 учебный год

Настоящая программа рассчитана на один год работы с детьми, является приложением к адаптированной  образовательной программе МАДОУ ДС № 46 «Кот в сапогах». Рабочая программа педагога дошколь...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагогов групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего возраста (2 года обучения)

Принята на педагогическом совете                             Утверждаю:№1 от 25 сентября 2015г.     ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагогов групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего возраста (2 года обучения)

      Рабочая программа  для детей старшей группы с общими нарушениями речи (ОНР)  - локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе...

Рабочая программа учителя-логопеда средней группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи)

Рабочая программа учителя-логопеда средней группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи)...

«Программа коррекционно-развивающей работы группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) средней логопедической группы»

laquo;Программа» представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, для реализации в средней логопедической...

Рабочая программа старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

Рабочая программа старшей логопедической группы  компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи  (общим недоразвитием речи) МБДОУ «Детский сад №26» разр...

Рабочая программа воспитателя по развитию детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи.

Рабочая программа воспитателя по развитию детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи  разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой  МАДОУ детского сада комбинир...