Развитие зрительного восприятия посредством развивающих игр и упражнений
методическая разработка по логопедии

Мелентьева Елена Евгеньевна

В материале представлены игры и упражнения на развитие зрителного восприятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ.

Одной из основополагающих психических функций является зрительное восприятие, так как посредством зрения мы получаем информацию о внешнем мире. Искажение окружающей среды на уровне восприятия влечет за собой искажение способов и продуктов деятельности воображения, мышления, памяти. Поэтому для полноценного развития ребенка, адаптации его к социальной, физической и окружающей среде, для дальнейшего успешного осуществления учебной деятельности важной задачей является  развития зрительного восприятия. Период дошкольный и младшего школьного возраста наиболее благоприятен для накопления знаний об окружающем мире и совершенствовании органов чувств.  Познание окружающего мира начинается с восприятия явлений и предметов. На основе образов восприятия строятся все другие формы познания – запоминание, воображение и мышление. Поэтому без опоры на зрительное восприятие невозможно нормальное умственное развитие. Одно из условий проведения непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками и младшими школьниками - их организация и проведение в игровой занимательной форме, а возможным инструментом развития зрительного восприятия могут стать развивающие игры и упражнения.

Развивающие игры служат хорошим средством коррекции и компенсации дефектов развития восприятия. В игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации, тем самым приобретая действенный и чувственный опыт. Развивающая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

Зрительное восприятие - это способность почти непрерывно получать (принимать) глазами разнообразную информацию, поступающую к нам извне, способность осмысливать то, что видишь.

Зрительное восприятие имеет ряд важных функции и занимает ведущие место в системе перцептивных процессов. Зрение дает начало таким процессам как – восприятие цвета и  яркости, восприятие пространства (оценка удаленности объектов и направления, в котором расположен предмет), восприятия движения и восприятия форм.

 Целенаправленная и систематическая работа развития зрительного и зрительно-пространственного восприятия подчинена решению следующих задач:

       — формирование адекватных зрительных образов предметов, объектов и явлений окружающей действительности, их положения в пространстве;

       — расширение объема, точности и полноты зрительных восприятий и зрительной памяти;

       — формирование умений наблюдать за объектом (в том числе за движущимся), зрительно обследовать его;

       — совершенствование зрительно-двигательной координации;

       —формирование навыков вербального описания зрительно воспринимаемых предметов и объектов, их свойств, явлений действительности.

Педагог в процессе обучения использует все общедидактические методы: словесный, практический, наглядный. От этапа обучения зависит выбор ведущего метода, а от дидактических задач и способа усвоения детьми программного материала зависит характер дополнительных методов.

  У детей от 3 лет и старше, восприятие активно развивается по следующим направлениям: восприятие формы, величины, цвета; восприятие целого и части; восприятие картинки; восприятие пространства; восприятие времени. 

В своей работе по развитию зрительного восприятия выделяем три направления:

- развитие сенсорных эталонов;

- развитие пространственной ориентировки;

- развитие графомоторных навыков.

В коррекционной работе с дошкольниками значительно возрос интерес  к новым технологиям. К одной из них можно отнести уникальную авторскую коллекцию развивающих игрушек и игр, которую создал московский педагог-изобретатель игрушек академик Академии  изобретения Виктор Августович Кайе. Его коллекция обладает двадцатилетним опытом работы с детьми.

 Игры В.А. Кайе относятся к особому виду детских самостоятельных игр – «игр экспериментирования» и представляют собой целую развивающую систему. Самая главная особенность его игр – это многофункциональность и вариативность.

Игрушки и развивающие игры Кайе уникальны и сочетают в себе пасьянсы, плоские трансформеры, графические конструкторы и супердомино. Вот некоторые из них: «Зелёные поляны»,  «Радужный (речной, лесной, солнечный) лабиринт», «Соты Кайе», «Радуга Кайе», «Дуги Кайе», «Колечки Кайе», «Ромбики Кайе», «Трикубики», строительный набор «СтройКайе»; мозаики «Насыпные шарики», - волчки (пластмассовые, деревянные, расписные); книги – игры «Мосты и берега».

 Развивающая предметно-игровая система  В.А. Кайе, применяемая в коррекционной, работе направлена на исправление речевых, психических, сенсомоторных недостатков у дошкольников и школьников. Дети участвуют в экспериментальной,поисково-познавательной, исследовательской деятельности, в процессе которых формируются необходимые  способы действия, отношения детей между собой и с взрослыми, расширяется их кругозор, активизируется и обогащается словарный запас.

Для проведения мониторинга использовалась «Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5–7,5 лет»  M.Frostig  (в модификации М.М. Безруких и Л.В. Морозовой), состоящую из 6 субтестов для оценки различных сторон зрительного восприятия. Для проведения эксперимента нами использовано 3 субтеста, направленные на изучение зрительно-моторной координации, фигурно-фонового различения и постоянства очертаний. Критерии оценки определены на основе обобщенной характеристики заданий входящих в субтест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Игровые упражнения для коррекции выявленных недостатков в развитии зрительного восприятия детей дошкольного возраста "

Эту подборку игровых упражнений  можно использовать в качестве средства коррекции выявленных недостатков в развитии зрительного восприятия  детей дошкольного возраста с нарушениями реч...

Семинар – практикум для родителей. Тема: «Игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста»

Данный материал знакомит родителей с играми и упражнениями, способствующими профилактике нарушения зрения детей и их  коррекции....

Упражнения по развитию зрительного восприятия.

Приведены возможные упражнения, используемые в работе по профилактике оптической дисграфии....

Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения

Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения...

«Игровые упражнения для развития зрительного восприятия дошкольников»

«Игровые упражнения для развития зрительного восприятия дошкольников»...

Конспект подгруппового занятия для дошкольников с нарушениями зрения. Тема: «Развитие зрительного восприятия». Игрушки» Тема: «Развитие зрительного восприятия». Игрушки»

Цель: развитие зрительного восприятия.Задачи:Коррекционно-обучающие:1) Закреплять знания воспитанников об игрушках, умение выделять и называть части из которых они состоят.Коррекционно-разви...