Конспект совместной деятельности логопеда с детьми «Откуда хлеб пришел» для детей с общим подготовительной к школе группы
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспект совместной деятельности логопеда с детьми «Откуда хлеб пришел» для детей с общим подготовительной к школе группы по лексической теме «Хлеб»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkuda_hleb_prishel.docx26.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности логопеда с детьми «Откуда хлеб пришел»

для детей с общим подготовительной к школе группы

по лексической теме «Хлеб»

Задачи: 

Коррекционно-образовательные :

  • Закреплять знания  детей о хлебе, труде хлеборобов, о важности их труда;
  • Активизировать словарь по лексической теме «Хлеб»;
  • Активизировать словарь однокоренных слов к слову «хлеб»

 (хлебороб, хлебозавод, хлебный, хлебница, нахлебник, хлебобулочные, хлеборезка).

  • Обогащать речь детей пословицами и поговорками.
  • Совершенствовать грамматический строй (употребление сложных слов).
  • Совершенствовать навыки звукослогового анализа и синтеза.
  • Совершенствовать навыки анализа предложений с предлогами.
  • Совершенствовать навыки чтения и печатания слогов.

Развивающие:

  • Продолжать развивать психические процессы: слуховое и зрительное внимание, память, вербальное мышление.
  • Совершенствовать связную речь.
  • Развивать интонационную выразительность.
  • Развивать координацию движений и речи.
  • Приобщать детей к народной мудрости.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к хлебу и труду взрослых;
  • Развивать навыки самостоятельности и инициативности, умение детей быть доброжелательными и корректными собеседниками;

Ход занятия

Организационный момент

Создание положительного эмоционального фона, повышение интереса к занятию.

Логопед: Ребята, в эти выходные я наводила порядок на своем дачном чердаке и в одном из ящиков старого бабушкиного комода я нашла коробку. Мне не хотелось открывать ее без вас, и поэтому я принесла ее сегодня сюда.

Развитие слухового внимания, память, вербального мышления.

Логопед: Смотрите, здесь какая-то загадка. Послушайте и отгадайте ее.

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто.

В магазине занял место.

Вырос он под синим небом,

А пришел на стол к нам – … (хлебом).

Логопед: Вы правильно отгадали загадку. 

Как вы думаете, что может быть в этой коробке?

Дети высказываются.

Логопед: Давайте заглянем в нее и проверим, кто из вас был прав.

Логопед открывает коробку: Вы правы (или не правы), это книга – книга о хлебе. Прежде чем мы ее откроем, давайте вспомним, какой бывает хлеб.

Активизация словаря прилагательных.

Дети: пшеничный, ржаной, свежий, черствый, многозерновой, ароматный, душистый, подгорелый, нарезной и т.д.

Логопед: Книга старая, и, к сожалению, очень плохо сохранилась. Давайте ее рассмотрим. На первой странице остались только картинки и заголовок «Как выращивают хлеб». Текст прочитать невозможно. Но вы много знаете о том, как люди выращивали хлеб. Как вы думаете, сможем мы восстановить текст?

Дети: Сможем.

Развитие связной речи.

Логопед: Сохранилась первая картинка. Это пахарь. Он вывел в поле лошадь с плугом и пашет землю. Следующая картинка стерта. Расскажите, кто выходит в поле следом за пахарем.

Дети: Выходит сеятель. Он сеет в зерна.

Логопед: Что происходит дальше?

Дети рассказывают с опорой на картинки с изображением поля с ростками и колосящегося поля: Солнце согревает землю, дождь ее поливает, появляются ростки. Растет пшеница почти все лето. В августе ее убирают. Опаздывать с уборкой нельзя, иначе зерна все осыплются.

Логопед: Как же раньше люди убирали урожай?

Дети: В поле выходили косари. Они скашивали стебли с колосьями и связывали их в снопы. Так колосья лучше высохнут. Потом колосья молотили цепами, чтобы отделить зерна. Зерна везли на мельницу и перемалывали их в муку.

Логопед: С тех пор, как была создана эта книга, прошло много времени. На помощь хлеборобам пришла новая современная техника.  Давайте дополним эту книгу новой страничкой, которая расскажет, как же выращивают хлеб в наше время.

Дети составляют рассказ и выставляют картинки в нужной последовательности:

Весной в поле выходят тракторы и пашут землю. В теплую рыхлую землю сеялки сеют зерно. Все лето растет зерно и превращается в высокий крепкий колос. Осенью комбайны убирают урожай зерна. Грузовые машины перевозят зерно на элеватор или на мельницу. На мельнице зерно перемалывают в муку. Из муки, воды и дрожжей замешивают тесто. Из теста пекут вкусные пироги и булочки.

Логопед: Молодцы! Заглянем на следующую страницу.

Активизация словаря однокоренных слов к слову «хлеб».

Логопед переворачивает страницу: Знакомое нам дерево родственных слов. Корень этого дерева – слово «хлеб». Подберите слова - родственники к слову «хлеб» и объясните их значение.

Дети называют и объясняют значение: хлебороб, хлебозавод, хлебный, хлебница, нахлебник, хлебобулочные, хлеборезка.

Логопед: Всем зернам, для того чтобы они превратились в колосья нужны тепло, влага и свет. Расскажем об этом.

Координация речи с движением под музыку «О чём мечтают зёрна»

Музыка Михаила Протасова
Слова Владимира Нестеренко

О чём мечтают зёрна
Пшеничные в земле?
О дождиках проворных, (2 раза)
О солнце и тепле.
Мечтают, чтоб не трогал
Ни град, ни суховей,
Чтоб летом было много (2 раза)
Хороших ясных дней.
О чём мечтают зёрна
Пшеничные в земле?
Стать колосом отборным (2 раза)
И хлебом на столе.

Логопед: Открываем следующую страничку. На ней изображены различные зерновые культуры. Назовите их.

Дети: Ячмень, подсолнечник, гречиха.

Логопед:  Какие еще зерновые культуры вы знаете?

Дети называют: овес, кукуруза, просо, рожь, пшеница, рис.

Совершенствование навыков звукослогового анализа и синтеза.

Логопед переворачивает страницу в книге: Отгадайте названия растений по звуковым схемам под закрытыми картинками, а потом, мы сможем проверить ваш ответ, открыв картинку.

Дети отгадывают: Рис, просо, кукурузу.

Развитие связной речи.

Логопед переворачивает страницу: Наиболее распространены рожь и пшеница. На этой страничке рассказывалось об этих растениях, но текст теперь прочитать невозможно. Давайте расскажем о них.

Дети: Пшеница растет в поле: длинные тонкие стебли, на них — колосья, а в каждом колосе — зерна. Осенью пшеницу срезают машинами — жнут. Другой машиной выбивают — вымолачивают из колосьев зерна. Потом зерна везут на мельницу. Там их растирают — мелют. Получается белая мука. Из муки делают тесто, а из теста — белый хлеб, булки, печенье, баранки.

Логопед: Что еще делают из пшеницы?

Дети: Еще из пшеницы делают манную крупу. Смелют зерна пшеницы не очень мелко, а крупинками и вот готова манная крупа — можно варить кашу.

Логопед: Теперь сравним пшеницу и рожь.

Дети: Рожь очень похожа на пшеницу, а все-таки не совсем такая же. Колос ржи потолще, а пшеницы — потоньше. Зерна ржи покруглей, а пшеницы — подлинней. Рожь, так же как и пшеница, растет в поле. Осенью ее жнут, вымолачивают из колосьев зерна и мелют на мельнице. Только мука из ржи получается не такая белая, как из пшеницы. Из ржаной муки тоже делают тесто, но из этого теста пекут не белые булочки, а черный хлеб. Черный хлеб делают из ржи, потому он и называется ржаной.

Совершенствование навыков слогового анализа и печатания слогов.

Логопед: Из муки можно приготовить множество разнообразной выпечки. Я сейчас буду называть мучные изделия, а вы на своих подносах с крупой записывайте только последний слог названного слова.

Логопед перечисляет, дети записывают последние слоги слов на подносах с манной крупой: батон, сухари, плюшка, бублик, каравай.

Совершенствование навыков звукослогового анализа и синтеза.

Логопед: Возьмите камушки  и выложите слово «калач».  Сколько звуков в этом слове. Назовите гласные звуки, Сколько слогов. Назовите согласные. Расскажите о них.

Совершенствование навыков чтения.

Логопед: Пролистаем книгу дальше. Здесь даны различные рецепты. А последний рецепт булочек с корицей прочитать невозможно. Давайте восстановим его. Соберите из слогов названия продуктов для теста.

Дети выполняют задание (му-ка, мо-ло-ко, са-хар, дрож-жи, ко-ри-ца).

Логопед: Заместим тесто.

Развитие ручной моторики.

ПГ

Я три горсточки муки

Сыплю в миску из руки,

Подолью воды немножко,

Размешаю тесто ложкой,

Все с яйцом я перетру,

Тесто я руками мну.

Отрываю я кусок,

Делаю я пирожок.

Совершенствование навыков анализа предложений.

Логопед: Выложите схему предложения «Мы испекли булочки с корицей».

Дети выполняют задание.

Развитие интонационной выразительности (работа над логическим ударением).

Логопед: Произнесите это предложение так, чтобы стало понятно, что мы испекли булочки, а не кто-либо другой. Скажите так, чтобы было понятно, что булочки испекли, а не купили. Скажите так, чтобы стало понятно, это булочки с корицей, а не с маком.

Дети произносят, смещая логическое ударение в предложении: «Мы испекли булочки с корицей».

Приобщение детей к народной мудрости.

Логопед: Русский народ всегда очень бережно относился к хлебу и часто упоминал его в своем творчестве. И это не удивительно, ведь от того насколько богатым был урожай, зависела жизнь людей. Какие же пословицы и поговорки русского народа вы знаете.
Дети:
 Хлеб — всему голова.

Хлебушек ржаной — отец наш родной.

Много снегу — много хлеба.

С хлебом русский человек — богатырь из века в век.

 Хлеб — наше богатство.

Рожь поспела — берись за дело.

У кого хлеб родится, тот всегда веселится.
Худ обед, когда хлеба нет.
Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
Будет хлеб - будет и обед.
Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.
Не хлебом единым сыт человек.
Пока есть хлеб да вода - все не беда.
Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат.
Не трудиться - хлеба не добиться.

Без соли, без хлеба - половина обеда.

Логопед: Молодцы! Вы много знаете о хлебе, о тех людях, которые трудятся, чтобы он попал к нам на стол. Расскажите, что вам больше всего понравилось на занятии? О чем бы вы хотели рассказать родителям?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности логопеда с детьми

В конспекте реализованы систематизация и обобщение знаний об окружающем в рамках лексической темы «Животные». Оборудование: развивающая игра «Зоопарк из Тарамбуко»,  игра «Что это?», ра...

конспект совместной деятельности логопеда с детьми

конспект логопедического занятия для детей старшей группы с диагнозом заикание....

конспект совместной деятельности логопеда с детьми группы заикания

интересное занятие для детей подготовительной группы...

Конспект совместной деятельности логопеда с детьми младшего возраста "Зимнее волшебство"

В конспекте реализуются все задачи по развитию общих речевых навыков,развитию словарного запаса,грамматического строя речи у детей второй младшей группы...

Конспект совместной деятельности логопеда с детьми младшего дошкольного возраста "Зимнее волшебство"

В конспекте реализуются все задачи по развитию общих речевых навыков,развитию словарного запаса,грамматического строя речи у детей второй младшей группы...

Конспект совместной деятельности логопеда с детьми подготовительной к школе группы «Увлекательное путешествие»

Цель: выявить и обобщить знания детей о транспорте на материале звукобуквенного и слогового анализа и синтеза....