Автоматизация звука [Ш]
учебно-методический материал по логопедии
Дидактический материал для логопедов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дидактический материал для логопедов | 32.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевой материал
для автоматизации звука [Ш]
(слова, словосочетания, предложения,
чистоговорки, стихи, тексты)
Артикуляционная поза
- губы слегка вытянуты и округлены, зубы заборчиком со щелью;
- язык поднят вверх, к твердому небу, образует с ним щель;
- боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
- воздух теплый, струя направлена по середине языка вверх;
Подготовительные упражнения
«Накажем непослушный язычок», «Лопаточка», «Чашечка», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Конфета» «Вкусное варенье», «Качели», « Почистим зубки» «Бублик», Фокус», «Погреем ладошки».
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ш
1. Спой «песенку змеи». Произноси звук Ш длительно на одном выдохе: ш-ш-ш...
1.а Повтори прямые слоги: ША - ШО - ШУ - ШИ.
1.б Повтори слоги: (медленно и длительно): ша, шо, шу, ши
ША-ША-ША ША-ША-ШО ШО-ША-ШО-ША
ШО-ШО-ШО ШО-ШИ-ШО ШИ-ШИ-ШО-ШО
ШИ-ШИ-ШИ ШИ-ШУ-ШУ ШУ-ША-ШУ-ША
ШУ-ШУ-ШУ ШУ-ША-ША ШЕ-ШИ-ША-ШУ
ШЕ-ШЕ-ШЕ ШЕ-ШЕ-ШИ ША-ШО-ШИ-ШЕ
Задание. Чётко произносить слова со звуком [Ш] в начале слова:
2а) шапка шуба шина шов
шахматы шум шить шок
шахта шут шикать шёпот
шайба шутка шипы шея
шанс шумный шиповник шелест
шаман шуметь шифон шелестеть
шагать шумовка шипеть шептать
шампиньоны шутник шимпанзе шевелить
2.б)Задание. Чётко произносить слова со звуком [Ш] в середине слова:
мышата мешок дыши кушетка
мешать пушок ошибка ошейник
дышать петушок ушиб мишень
ушанка капюшон тишина квашеный
3.а) Повтори обратные слоги.
АШ - ОШ - УШ - ЫШ - ИШ - ЕШ - ЁШ - ЮШ - ЯШ
3.б) Повтори слоги: (медленно и длительно):
АШ – АШ - АШ АШ-ОШ-АШ АШ-ОШ-УШ-ЫШ
ОШ – ОШ - ОШ УШ-АШ-УШ ЫШ-УШ-ОШ-АШ
УШ - УШ - УШ ОШ-ИШ-ОШ ЕШ-ИШ-ЮШ-ЯШ
ИШ - ИШ – ИШ АШ-ИШ-ИШ АШ-ЯШ-ОШ-ЕШ
ЭШ – ЭШ - ЭШ ЭШ-АШ-ЭШ ЫШ-ИШ-ЯШ-АШ
4.Задание. Чётко произносить слова со звуком [Ш] в конце слова
4.наш кашка ушко мышка
ваш башня мушка пышка
дашь букашка подушка вышка
мышь кашне катушка шишка
камыш башмак кукушка донышко
душ каштан квакушка пятнышко
тушь шашка кумушка мишка
ешь кошка бабушка вишня
пьёшь мошка дедушка пешка
финиш окошко избушка успешно
5а)шта-што-шту–шты ашт-ошт-ушт-ышт тша- тшо-тшу-тши
што-шту-шты–шта ошт-ушт-ышт-ашт тшо- тшу-тши-тша
шту-шты-шта-што ушт-ышт-ашт-ышт тшу - тши-тша-тшо
шты-шта-шт-шту ышт-ашт-ошт-ушт тши -тша-тшо–тшу
5б)шка-шко-шку-шкы ашк-ошк-ушк-ишк акш-окш-укш-ыкш
шко-шку-шкы-шка ошк-ушк-ишк-ашк окш-укш-ыкш-акш
шку-шкы-шка-шко ушк-ишк-ашк-ошк укш-ыкш-акш-окш
шкы-шка-шко–шку ишк-ашк-ошк-ушк ыкш-акш-окш–укш
5в)шпа-шпо-шпу-шпы ашп-ошп-ушп–ышп пша-пшо-пшу-пши
шпо-шпу-шпы-шпа ошп-ушп-ышп-ашп пшо-пшу-пши-пша
шпу-шпы-шпа-шпо ушп-ышп-ашп-ошп пшу-пши-пша-пшо
шпы-шпа-шпо-шпу ышп-ашп-ошп-ушп пши-пша-пшо–пшу
5г) шма-шмо-шму-шмы ашм-ошм-ушм–ышм амш-омш-умш-ымш
шмо-шму-шмы-шма ошм-ушм-ышм-ашм омш-умш-ымш-амш шму-шмы-шма-шмо ушм-ышм-ашм-ошм умш-ымш-амш-омш
шмы-шм-шмо-шму ышм-ашм-ошм-ушм ымш-амш-омш-умш
6.штаб штопка шпага шпингалет шлейф
штамп штопать шпагат шпион шлем
штат штука шпатель шмель шлюз
штанга штык шпиль шницель шлюпка
штаны шкаф шпинат швы шляпа
7.У Пушка на шее ошейник. Шумят камыши.
Наташа пишет букву Ш. Маша вешает шубу в шкаф.
У шиповника шипы. В кувшине вода на донышке.
У машины шины. Кошка шипит на мышку.
Лягушка в шлюпке спешит в камыши.
8 Закрепляем произношение звука Ш в потешках, стихотворениях.
Выучить:
8а) Тише, мыши, не шумите, 8б) Кошка в окошке штанишки шьёт,
Нашу кошку не будите. Мышка в сапожках избушку метёт.
***
8в) Мышонку шепчет мышь: 8г) Кукушка кукушонку шьёт капюшон,
-Ты все шумишь, шумишь! Наденет кукушонок капюшон
-Мышонок шепчет мыши: Как в капюшоне он смешон!
-Шуметь я буду тише.
***
8д) Пыхтит, как пышка, 8е) Тише, тише, Маша пишет.
Наш пышный Мишка. Наша Маша буквы пишет.
Плюшевому мишке А кто Маше помешает,
Даша штопает штанишки. Того Маша догоняет.
9. Закрепляем произношение звука [Ш] в текстах.
КОШКА и МЫШКА
Все уходят из дома. А кошка остается. Сидит кошка на окошке.Вот и мышка. Мышка идёт на кухню за пышкой. Мышка не видит кошку. Кошка гонится за мышкой.
10. Лексико-грамматические упражнения:
а) Образование родственных слов:
мышь – (мышонок, мышата, мышиный, мышка…);
лягушка – (лягушонок, лягушата, лягушиный, лягушатник…)
б) Спряжение в настоящем времени:
шить штанишки плюшевому мишке,
шептать потешки кошке на ушко,
штопать капюшон кукушонку
в) Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением по образцу:
изба-избушка дума- мать- солнце- пятно-
доля- кума- тетя- хлеб- дно-
поле- зима- дядя- камень- окно-
воля- штаны- хозяйка- батя- дед-
г) Счет - 110 - плюшевый мишка, плюшевый капюшон, плюшевая шапка.
д) Составление предложений о кошке и мышке с использованием слов:
кушетка, подушка, окошко, спать, сидеть, на, под, за гнаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)
Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ
ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...
Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.
Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение пересказыванию на материале рассказа "Открытые ворота"....
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...
"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)
Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....