Логопедические упражнения и игры по теме «Дикие животные»
материал по логопедии (старшая группа)

Крайнова Регина Николаевна

Логопедические упражнения и игры по теме «Дикие животные»

 
1. Развитие мелкой моторики 
Поочередно загибать пальчики, начиная с большого пальца. 

— Мальчик с пальчик, Где ты был? 

(Четыре раза сгибать большой палец левой руки.) 

— Долго по лесу бродил! 

(Четыре раза сгибать большой палец правой руки.) 

Встретил я медведя, волка, 

Зайку, ежика в иголках. 

(Большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными пальцами.) 

Встретил белочку, синичку, 

Встретил лося и лисичку. 

Всем подарки подарил, 

Всяк меня благодарил. 

(Четыре пальца последовательно сгибаются — кланяются.) 

И. Лопухина 


Мама мишек будит рано. 

(Сжать пальцы в кулаки, чуть-чуть приподняв указательный и мизинец. Пальцами обеих рук изобразить мишек.) 

Не встают они с дивана! (Удивленно пожать плечами.) 

— Эй, Большак! Вставай скорей! 

(Разогнуть указательные пальцы и указать на дверь.) 

— Ну, а ты, лентяй Указка, 

(Разогнуть указательные пальцы и указать па дверь.) 

У тебя засохла краска! (Изобразить руками ведро.) 

Вы должны с Середняком 

(Разогнуть средние пальцы и произвести плавные движения кистями рук, как кисточкой.) 

Побелить амбар и дом. 

Безымянный, мой бедняжка! 

(Погладить безымянный палец пальцами другой руки.) 

Знаю, болен был ты тяжко. 

Пожалею я тебя, (Прижать безымянный палец к ладони и погладить его.) 

Полежи еще два дня. 

Ты, Мизинчик-малышок, (Разогнуть мизинцы.) 

Роста у тебя — вершок! (Показать, какого роста мизинец.) 

Но зато проказ и драк (Погрозить мизинцу пальцем.) 

Сосчитать нельзя никак. 


2. Мимические упражнения 

Лисенок высматривает мышку. 

Прищуривать глаза по очереди. Изобразить мимикой характерные черты каждого животного (хитрой лисы, голодного и злого волка, проворной белочки, свернувшегося в клубок ежика, косолапого медведя; зайчика, попавшего лисе в лапы). 


3. Упражнения для мышц шеи 

Медведь отмахивается от пчел. 

Круговые повороты головы. 

4.Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц

Бобры пилят дерево. 

Круговое движение нижней челюсти. 


5. Упражнения для щек и губ 

Зайчик. 

Поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы. 


Сердитый волк. 

Нижнюю губу прикусить верхними зубами. 


Сердитая рысь. 

Оттягивать вниз нижнюю губу, обнажая только нижние зубы. 


Лосенок сосет молочко и чмокает.

Всасывать верхнюю губу под нижнюю с резким выбрасыванием ее при раскрытии рта (чмоканье). 

Ежик фыркает. 

Вибрация губ. 


6. Упражнения для языка 

Белочка собирает грибы. Грибы на короткой и длинной ножках. 

Открывать и закрывать рот, не опуская язык. 


Белочка цокает. 

Щелкать языком, изменяя форму рта. Издать высокие и низкие щелчки, обращая внимание на изменения звука. 


Мишка слизывает мед. 

Облизать сначала только верхнюю губу (язык «чашечкой»), затем облизать верхнюю и нижнюю губы. 

Медведь по лесу бродит. От дуба к дубу ходит. 

Находит в дуплах мед и в рог себе кладет. 

Облизывает лапу сластена косолапый, 

А пчелы налетают, медведя прогоняют. 

 

7. Развитие речевого дыхания и голоса 

Ежики принюхиваются. 

Волк воет: «У-у-у-у-у-у». (Произносить тихо и громко.) 


Кто как голос подает. 

Ежик пыхтит: «Пых-пых-пых-пых». Разговор Лисы и Зайца. «Су-зу-су-зу, зу-су-зу-су, Зайка, где ты был?» — «В лесу. За-са-за-са, ты не съешь меня, Лиса?» 

8. Психогимнастика. Пластические этюды 

Передать мимикой и движением поведение зверей: енот-полоскун полощется в воде, барсук прячется в норе, ежик ищет место для зимней спячки, лось-великан ходит по болоту, белочка грызет орешки. 


Обыгрывание ситуаций. 

Медведь в берлоге. 

Осень. Медведь выбирает место для берлоги, ложится и засыпает. 

Зима. Медведь находится в зимней спячке. 

Весна. Медведь просыпается, вертит головой, вытягивает поочередно ноги, зевает, потягивается, а затем выходит из берлоги. 

Лето. Медведь лакомится малиной и ловит рыбу. 


Медвежата и пчелы. 

Медвежата мед искали, дружно дерево качали. Показать, как раскачивается дерево. Изобразить, как медведь залезает на него, запускает лапу в улей, ест сладкий мед, выражая удовольствие. Пчелы нападают и жалят медведя, ему больно. Показать, как медведь отмахивается, бежит, а затем прыгает в воду. Изобразить: вам жалко медведя. 


Олени в тундре. 

Трав копытами касаясь, ходит по тундре рогатый красавец. Показать оленей, идущих на водопой летом и разгребающих снег в поисках ягеля в зимнее время. 

Изобразить движением, мимикой или другим способом птиц и зверей (зайца, медведя, лису и других) по содержанию стихотворений. 


Шумный Ба-Бах 

В очень громких сапогах 

Ходит по лесу Ба-Бах! 

И, заслышав этот звук, 

В ветках спрятался Тук-тук, 

На сосну взбежал Цок-цок, 

В чащу кинулся 

Прыг-скок; 

Чик-чиришка в листья — порх! 

Шебуршонок в норку — порх! 

Тихо-тихо все сидят и, хихикая, следят, 

Как шумит в лесу Ба-Бах в очень громких сапогах. 

Дж. Ривз 


Мишка 

Бедный мишка заболел — мишка много меда ел. 

Мишка плачет и кричит: — У меня живот болит! 

Мишка стонет, слезы льет — у него болит живот. 

Непослушный жадный мишка много съел малины слишком!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедические упражнения и игры по теме «Дикие животные»

 
1. Развитие мелкой моторики 
Поочередно загибать пальчики, начиная с большого пальца. 

— Мальчик с пальчик, Где ты был? 

(Четыре раза сгибать большой палец левой руки.) 

— Долго по лесу бродил! 

(Четыре раза сгибать большой палец правой руки.) 

Встретил я медведя, волка, 

Зайку, ежика в иголках. 

(Большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными пальцами.) 

Встретил белочку, синичку, 

Встретил лося и лисичку. 

Всем подарки подарил, 

Всяк меня благодарил. 

(Четыре пальца последовательно сгибаются — кланяются.) 

И. Лопухина 

Мама мишек будит рано. 

(Сжать пальцы в кулаки, чуть-чуть приподняв указательный и мизинец. Пальцами обеих рук изобразить мишек.) 

Не встают они с дивана! (Удивленно пожать плечами.) 

— Эй, Большак! Вставай скорей! 

(Разогнуть указательные пальцы и указать на дверь.) 

— Ну, а ты, лентяй Указка, 

(Разогнуть указательные пальцы и указать па дверь.) 

У тебя засохла краска! (Изобразить руками ведро.) 

Вы должны с Середняком 

(Разогнуть средние пальцы и произвести плавные движения кистями рук, как кисточкой.) 

Побелить амбар и дом. 

Безымянный, мой бедняжка! 

(Погладить безымянный палец пальцами другой руки.) 

Знаю, болен был ты тяжко. 

Пожалею я тебя, (Прижать безымянный палец к ладони и погладить его.) 

Полежи еще два дня. 

Ты, Мизинчик-малышок, (Разогнуть мизинцы.) 

Роста у тебя — вершок! (Показать, какого роста мизинец.) 

Но зато проказ и драк (Погрозить мизинцу пальцем.) 

Сосчитать нельзя никак. 

2. Мимические упражнения 

Лисенок высматривает мышку. 

Прищуривать глаза по очереди. Изобразить мимикой характерные черты каждого животного (хитрой лисы, голодного и злого волка, проворной белочки, свернувшегося в клубок ежика, косолапого медведя; зайчика, попавшего лисе в лапы). 

3. Упражнения для мышц шеи 

Медведь отмахивается от пчел.
 

Круговые повороты головы. 

4.Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц

Бобры пилят дерево. 

Круговое движение нижней челюсти. 

5. Упражнения для щек и губ
 

Зайчик. 

Поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы. 

Сердитый волк. 

Нижнюю губу прикусить верхними зубами. 

Сердитая рысь. 

Оттягивать вниз нижнюю губу, обнажая только нижние зубы. 

Лосенок сосет молочко и чмокает.

Всасывать верхнюю губу под нижнюю с резким выбрасыванием ее при раскрытии рта (чмоканье). 

Ежик фыркает. 

Вибрация губ. 

6. Упражнения для языка 

Белочка собирает грибы. Грибы на короткой и длинной ножках. 

Открывать и закрывать рот, не опуская язык. 

Белочка цокает. 

Щелкать языком, изменяя форму рта. Издать высокие и низкие щелчки, обращая внимание на изменения звука. 

Мишка слизывает мед. 

Облизать сначала только верхнюю губу (язык «чашечкой»), затем облизать верхнюю и нижнюю губы. 

Медведь по лесу бродит. От дуба к дубу ходит. 

Находит в дуплах мед и в рог себе кладет. 

Облизывает лапу сластена косолапый, 

А пчелы налетают, медведя прогоняют. 

7. Развитие речевого дыхания и голоса 

Ежики принюхиваются. 

Волк воет: «У-у-у-у-у-у». (Произносить тихо и громко.) 

Кто как голос подает. 

Ежик пыхтит: «Пых-пых-пых-пых». Разговор Лисы и Зайца. «Су-зу-су-зу, зу-су-зу-су, Зайка, где ты был?» — «В лесу. За-са-за-са, ты не съешь меня, Лиса?» 

8. Психогимнастика. Пластические этюды
 

Передать мимикой и движением поведение зверей: енот-полоскун полощется в воде, барсук прячется в норе, ежик ищет место для зимней спячки, лось-великан ходит по болоту, белочка грызет орешки. 

Обыгрывание ситуаций. 

Медведь в берлоге. 

Осень. Медведь выбирает место для берлоги, ложится и засыпает. 

Зима. Медведь находится в зимней спячке. 

Весна. Медведь просыпается, вертит головой, вытягивает поочередно ноги, зевает, потягивается, а затем выходит из берлоги. 

Лето. Медведь лакомится малиной и ловит рыбу. 

Медвежата и пчелы. 

Медвежата мед искали, дружно дерево качали. Показать, как раскачивается дерево. Изобразить, как медведь залезает на него, запускает лапу в улей, ест сладкий мед, выражая удовольствие. Пчелы нападают и жалят медведя, ему больно. Показать, как медведь отмахивается, бежит, а затем прыгает в воду. Изобразить: вам жалко медведя. 

Олени в тундре. 

Трав копытами касаясь, ходит по тундре рогатый красавец. Показать оленей, идущих на водопой летом и разгребающих снег в поисках ягеля в зимнее время. 

Изобразить движением, мимикой или другим способом птиц и зверей (зайца, медведя, лису и других) по содержанию стихотворений. 

Шумный Ба-Бах
 

В очень громких сапогах 

Ходит по лесу Ба-Бах! 

И, заслышав этот звук, 

В ветках спрятался Тук-тук, 

На сосну взбежал Цок-цок, 

В чащу кинулся 

Прыг-скок; 

Чик-чиришка в листья — порх! 

Шебуршонок в норку — порх! 

Тихо-тихо все сидят и, хихикая, следят, 

Как шумит в лесу Ба-Бах в очень громких сапогах. 

Дж. Ривз 

Мишка 

Бедный мишка заболел — мишка много меда ел. 

Мишка плачет и кричит: — У меня живот болит! 

Мишка стонет, слезы льет — у него болит живот. 

Непослушный жадный мишка много съел малины слишком!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедические игры по теме "Дикие животные наших лесов"

Презентация с речевыми играми и упражнениями по лексической теме "Дикие животные наших лесов"...

Конспект НОД в старшей логопедической группе по развитию речи. Тема: «Дикие животные леса»

Программное содержание. Закрепить представление детей о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках.Учить детей составлять описательные рассказы по графической схеме. Расши...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей логопедической группы с ОНР по теме «Дикие животные»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей логопедической группыс ОНР по теме «Дикие животные»...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в логопедической группе (старший дошкольный возраст) Тема: «Дикие животные зимой»

Тема: «Дикие животные зимой»Составитель - воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 14 Кравченко Е.М.Цель: расширение знаний детей о диких животных средней полосы России.Задачи...

Конспект индивидуального логопедического занятия при ОНР на тему «Дикие животные»

Конспект занятия разработан для детей средней группы детского сада, имеющих логопедическое заключение "ОНР" и помогает решать следующие задачи: обогащать словарь существительными, обозн...

Фронтальное логопедическое занятие по лексико-грамматической теме «Дикие животные»: «В гостях у сказки. Игра-драматизация «Колобок»» (подготовительная группа)

Фронтальное логопедическое занятие по лексико-грамматической теме  «Дикие животные» представлено по направлению «Речевое развитие».Тема занятия: «В гостях у сказки. ...

Конспект занятия в старшей логопедической группе с ОНР на тему: «Дикие животные».

Данное занятие направлено на обогащение словарного запаса детей по лексической теме "Дикие животные". Способствует развиватию  умения связно высказывать свое мнение, полно и развернуто ...