Картотека заданий для детей с ТНР по теме "Зима"
картотека по логопедии (подготовительная группа)

Используя игры, воспитатели и родители могут помочь ребенку закрепить речевые умения и навыки, полученные на логопедических занятиях по лексической теме "Зима".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima.docx26.73 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67 комбинированного вида Выборгского района Санкт - Петербурга

Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя - логопеда

 Картотека заданий для детей 5 - 7 лет с ТНР

«Зима»

Составитель:

Учитель-логопед: Упалева Анастасия Геннадьевна

Санкт - Петербург2020

 ЗИМА

Развитие артикуляционного аппарата. Мимики. 

  1. Артикуляционная гимнастика

Упражнения для щек и губ

   Снеговики радуются снегу и морозу. Надуть щеки. Веселое  движение глаз.

    Грустные снеговики весной. Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.

Упражнения для языка

    Сосулька Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до шести – восьми

   Санки-ледянки  Сделать язык «чашечкой»

   Горка для спуска Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, гнуть спинку языка «горочкой».

   Саночки. Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плото прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз,  кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя честь не двигалась, губы не касались зубов.

   Ураганный ветер открывает и закрывает форточку. Рот открыт. Язык высунуть изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.

 


 

Развитие общих речевых навыков

  1. Вьюга

   Цель:  Развитие силы голоса. Расширение и уточнение словаря по теме «Зима»

   Ход:  Взрослый предлагает детям подойти к магнитной доске и помещает на неё картинку с изображением вьюжного зимнего дня.

Предлагает детям поиграть в игру «Вьюга».

   Давайте поиграем в игру «Вьюга». Вы будете петь звук [У] то тихо, то громко в зависимости от того, буду я поднимать или опускать руку. Чем выше моя рука, тем громче вы должны петь, и наоборот.

   Взрослый медленно и плавно поднимает, а затем опускает руку, следит за тем, чтобы дети вовремя делали вдох, а голосоподача у них была мягкой.

  1. Вьюга.

    Цель:  Развитие силы голоса. Расширение и уточнение словаря по теме «Зима»

    Ход:  Взрослый предлагает детям подойти к магнитной доске и помещает на неё картинку с изображением вьюжного зимнего дня.

    Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой. Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.) Застонал лес от вьюги: «М-м-м.-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.) Стонут березы:
«м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Шумят ели: «Ш-ш-шг-ш». Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».

Развитие лексико-грамматического строя речи 

  1. Назови ласково

   Цель: Учить детей употреблять  существительные в уменьшительно – ласкательной форме.

Снег – снежок

Мороз – морозец

Ветер – ветерок

Лед – ледок

Зима – зимушка

Метель – метелица

Санки – саночки

Холод – холодок

День – денек

Ночь – ночка

Снежинка - снежиночка

Снеговик - снеговичок

  1. Скажи со словом «много»

   Цель: Учить детей употреблять имена  существительные во множественном числе  Родительного падежа.

   Ход: Дети встают в круг, взрослый бросает каждому по очереди мяч, называя какое – либо слово. Ребенок ловит мяч и называет его  со словом «много».

Снег – много снега

Лед – много льда

Звезда – много звезд

День – много дней

Ночь – много ночей

Узор – много узоров

Санки – много санок

Снеговик – много снеговиков

Вьюга – много вьюг

Буран – много буранов

Холод – много холодов

Забава – много забав

 

  1.  «Каким бывает?»

   Цель:  Расширение словаря существительных, подбор качественных прилагательных к существительным. Поиск соответствующего понятия

Снег – белый, легкий, пушистый, липкий, холодный, блестящий, сверкающий, падающий…

Зима – холодная, веселая, злая, длинная, вьюжная…

Снежинки – белые, узорчатые, мохнатые, пушистые, красивые…

И т.д.

Развитие мелкой моторики.   Координация речи с движением.

  1. Первый снег

   Цель:  Учить координировать речь с движением, развивать творческое воображение.

За окошком первый снег,

Начала зима разбег.

На карнизе льдинки.

А вокруг снежинки.

Во дворе они кружатся.

Мягко на асфальт ложатся.

Скоро всё здесь заметёт,

К нам зима уже идёт.

Завтра мы наверняка

Сделаем снеговика.

И в снежки мы поиграем,

Жаль, что первый снег растает.

Разводят руки в стороны.

Делают вращательные движения рук перед грудью – «моталочку»

Делают «выбросы» пальцами в разные стороны.

Кружатся, разводя руки в стороны, и приседают

Встают и делают махи руками.

Делают манящие движения руками.

Рисуют руками три воображаемых круга.

Играют в снежки

Пожимают плечами и разводят руки в стороны.

  1. Выложи из палочек снежинку

        

Развитие Памяти. Мышления. Внимания.

  1. Выучить стихотворения.

   Цель: Развитие памяти.

Г. Ладонщиков "Зимние картинки".


Солнце землю греет слабо, по ночам трещит мороз.
Во дворе у снежной бабы побелел морковный нос.
Под березкой на пригорке старый еж устроил норку,
А под листьями лежат двое маленьких ежат.


Белка спряталась в дупло - в нем и сухо и тепло,
Запасла грибов и ягод столько, что не съешь и за год.
Под корягой в буреломе спит медведь, как будто в доме.
Положил он лапу в рот, и как маленький сосет.


Осторожная лисица подошла к ручью напиться.
Наклонилась, а вода, неподвижна и тверда.
У косого нет берлоги, не нужна ему нора:
От врагов спасают ноги, от бескормицы - кора.

Развитие   фонематических   функций

Волшебные снежки

Цель: Развитие зрительного внимания, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, чтения, профилактика дисграфии.

Ход игры: Взрослый помещает на ковролин кружки большого белого цвета с написанными на них буквами. Сообщает детям, что это снежные комки.

Затем педагог предлагает детям назвать, какое слово получится, если расположить комки от самого большого к маленькому.

НАПРИМЕР: ГОРКА.

Развитие связной речи.

  1. Текст для пересказа

ЗИМА

  Зимние месяцы – декабрь, январь, февраль. Дни зимой ещё короче , чем осенью. Солнце редко выглядывает из – за туч и греет слабо. День за днем – снегопады. Снег укрывает всю землю пушистым покрывалом, лежит на ветвях деревьев и кустарниках. Лес становится праздничным, похожим на белый резной терем.

   Часто метут метели. Кружат снежные вихри, вьюги.

   Зимой стоят морозные дни. Реки, озера и пруды покрыты толстым льдом. Мороз рисует на оконных стеклах причудливые узоры. Деревья и кусты стоят без листьев. Зимой они не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон.

  В лесу нет насекомых, птиц осталось мало, да и те перебираются поближе к жилью человека. Лесные звери укрываются от холода в дуплах и норах или зарываются в глубокий снег.

   Много веселых забав у детворы зимой – катание на санках, лыжах и коньках. Ребята строят снежные крепости, играют в снежки, лепят снеговика и зверушек из снега.

Литература

  1. Михеева И. А., Чешева С. В. Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя - логопеда. Картотека заданий для детей 5 - 7 лет с ОНР; СПБ 2009.
  2. Османова Г. А. Логопед - родителям; СПБ 2009.
  3. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию  моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста; СПБ 2006.

ТЕМА:  «ЗИМА»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека заданий для детей с алалией

Картотека заданий для детей с моторной алалией предназначена для педагогов и родителей.  В ней представленны упражнения по развитию звукопроизношения, развитию мелкой и общей моторики, развитию з...

Михеева И.А., Чешева С.В. Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда. Картотека заданий для детей 5-7 лет.

Страницы: 256 Дата издания: 2009 Круг читателей: преподаватели и специалисты Описание: Картотека заданий для детей 5 - 7 лет с общим недоразвитием речи. Пособие нацелено на то, чтобы привлечь воспитат...

Картотека заданий для детей с алалией

Картотека заданий для детей с алалией...

Картотека заданий для детей старшего дошкольного возраста, на развитие грамматического строя речи.

Задания можно выполнять как на логопедических занятиях, как воспитателю на логопедических пятиминутках, так и родителям с детьми дома....

Картотека заданий для детей 5 - 7 лет с ТНР "Защитники Отечества"

Используя данные игры,  логопеды, воспитатели и  родители помогут ребёнку закрепить речевые умения и навыки, полученные на логопедических занятий в рамках лексической темы "День Защитни...

Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда "Картотека заданий для детей 5-7 лет с ТНР "Насекомые"

Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда "Картотека заданий для детей 5-7 лет с ТНР "Насекомые"В методической разработке предложен речевой материал, который может быть исполь...

Картотека . Задания для детей с алалией

Картотека . Задания для детей с алалией...