Картотека заданий для детей с ТНР по теме "Зима"
картотека по логопедии (подготовительная группа)
Используя игры, воспитатели и родители могут помочь ребенку закрепить речевые умения и навыки, полученные на логопедических занятиях по лексической теме "Зима".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zima.docx | 26.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67 комбинированного вида Выборгского района Санкт - Петербурга
Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя - логопеда
Картотека заданий для детей 5 - 7 лет с ТНР
«Зима»
Составитель:
Учитель-логопед: Упалева Анастасия Геннадьевна
Санкт - Петербург2020
ЗИМА
Развитие артикуляционного аппарата. Мимики.
- Артикуляционная гимнастика
Упражнения для щек и губ
Снеговики радуются снегу и морозу. Надуть щеки. Веселое движение глаз.
Грустные снеговики весной. Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.
Упражнения для языка
Сосулька Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до шести – восьми
Санки-ледянки Сделать язык «чашечкой»
Горка для спуска Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, гнуть спинку языка «горочкой».
Саночки. Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плото прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя честь не двигалась, губы не касались зубов.
Ураганный ветер открывает и закрывает форточку. Рот открыт. Язык высунуть изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.
Развитие общих речевых навыков
- Вьюга
Цель: Развитие силы голоса. Расширение и уточнение словаря по теме «Зима»
Ход: Взрослый предлагает детям подойти к магнитной доске и помещает на неё картинку с изображением вьюжного зимнего дня.
Предлагает детям поиграть в игру «Вьюга».
Давайте поиграем в игру «Вьюга». Вы будете петь звук [У] то тихо, то громко в зависимости от того, буду я поднимать или опускать руку. Чем выше моя рука, тем громче вы должны петь, и наоборот.
Взрослый медленно и плавно поднимает, а затем опускает руку, следит за тем, чтобы дети вовремя делали вдох, а голосоподача у них была мягкой.
- Вьюга.
Цель: Развитие силы голоса. Расширение и уточнение словаря по теме «Зима»
Ход: Взрослый предлагает детям подойти к магнитной доске и помещает на неё картинку с изображением вьюжного зимнего дня.
Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой. Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.) Застонал лес от вьюги: «М-м-м.-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.) Стонут березы:
«м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Шумят ели: «Ш-ш-шг-ш». Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».
Развитие лексико-грамматического строя речи
- Назови ласково
Цель: Учить детей употреблять существительные в уменьшительно – ласкательной форме.
Снег – снежок
Мороз – морозец
Ветер – ветерок
Лед – ледок
Зима – зимушка
Метель – метелица
Санки – саночки
Холод – холодок
День – денек
Ночь – ночка
Снежинка - снежиночка
Снеговик - снеговичок
- Скажи со словом «много»
Цель: Учить детей употреблять имена существительные во множественном числе Родительного падежа.
Ход: Дети встают в круг, взрослый бросает каждому по очереди мяч, называя какое – либо слово. Ребенок ловит мяч и называет его со словом «много».
Снег – много снега
Лед – много льда
Звезда – много звезд
День – много дней
Ночь – много ночей
Узор – много узоров
Санки – много санок
Снеговик – много снеговиков
Вьюга – много вьюг
Буран – много буранов
Холод – много холодов
Забава – много забав
- «Каким бывает?»
Цель: Расширение словаря существительных, подбор качественных прилагательных к существительным. Поиск соответствующего понятия
Снег – белый, легкий, пушистый, липкий, холодный, блестящий, сверкающий, падающий…
Зима – холодная, веселая, злая, длинная, вьюжная…
Снежинки – белые, узорчатые, мохнатые, пушистые, красивые…
И т.д.
Развитие мелкой моторики. Координация речи с движением.
- Первый снег
Цель: Учить координировать речь с движением, развивать творческое воображение.
За окошком первый снег,
Начала зима разбег.
На карнизе льдинки.
А вокруг снежинки.
Во дворе они кружатся.
Мягко на асфальт ложатся.
Скоро всё здесь заметёт,
К нам зима уже идёт.
Завтра мы наверняка
Сделаем снеговика.
И в снежки мы поиграем,
Жаль, что первый снег растает.
Разводят руки в стороны.
Делают вращательные движения рук перед грудью – «моталочку»
Делают «выбросы» пальцами в разные стороны.
Кружатся, разводя руки в стороны, и приседают
Встают и делают махи руками.
Делают манящие движения руками.
Рисуют руками три воображаемых круга.
Играют в снежки
Пожимают плечами и разводят руки в стороны.
- Выложи из палочек снежинку
Развитие Памяти. Мышления. Внимания.
- Выучить стихотворения.
Цель: Развитие памяти.
Г. Ладонщиков "Зимние картинки".
Солнце землю греет слабо, по ночам трещит мороз.
Во дворе у снежной бабы побелел морковный нос.
Под березкой на пригорке старый еж устроил норку,
А под листьями лежат двое маленьких ежат.
Белка спряталась в дупло - в нем и сухо и тепло,
Запасла грибов и ягод столько, что не съешь и за год.
Под корягой в буреломе спит медведь, как будто в доме.
Положил он лапу в рот, и как маленький сосет.
Осторожная лисица подошла к ручью напиться.
Наклонилась, а вода, неподвижна и тверда.
У косого нет берлоги, не нужна ему нора:
От врагов спасают ноги, от бескормицы - кора.
Развитие фонематических функций
Волшебные снежки
Цель: Развитие зрительного внимания, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, чтения, профилактика дисграфии.
Ход игры: Взрослый помещает на ковролин кружки большого белого цвета с написанными на них буквами. Сообщает детям, что это снежные комки.
Затем педагог предлагает детям назвать, какое слово получится, если расположить комки от самого большого к маленькому.
НАПРИМЕР: ГОРКА.
Развитие связной речи.
- Текст для пересказа
ЗИМА
Зимние месяцы – декабрь, январь, февраль. Дни зимой ещё короче , чем осенью. Солнце редко выглядывает из – за туч и греет слабо. День за днем – снегопады. Снег укрывает всю землю пушистым покрывалом, лежит на ветвях деревьев и кустарниках. Лес становится праздничным, похожим на белый резной терем.
Часто метут метели. Кружат снежные вихри, вьюги.
Зимой стоят морозные дни. Реки, озера и пруды покрыты толстым льдом. Мороз рисует на оконных стеклах причудливые узоры. Деревья и кусты стоят без листьев. Зимой они не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон.
В лесу нет насекомых, птиц осталось мало, да и те перебираются поближе к жилью человека. Лесные звери укрываются от холода в дуплах и норах или зарываются в глубокий снег.
Много веселых забав у детворы зимой – катание на санках, лыжах и коньках. Ребята строят снежные крепости, играют в снежки, лепят снеговика и зверушек из снега.
Литература
- Михеева И. А., Чешева С. В. Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя - логопеда. Картотека заданий для детей 5 - 7 лет с ОНР; СПБ 2009.
- Османова Г. А. Логопед - родителям; СПБ 2009.
- Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста; СПБ 2006.
ТЕМА: «ЗИМА»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека заданий для детей с алалией
Картотека заданий для детей с моторной алалией предназначена для педагогов и родителей. В ней представленны упражнения по развитию звукопроизношения, развитию мелкой и общей моторики, развитию з...
Михеева И.А., Чешева С.В. Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда. Картотека заданий для детей 5-7 лет.
Страницы: 256 Дата издания: 2009 Круг читателей: преподаватели и специалисты Описание: Картотека заданий для детей 5 - 7 лет с общим недоразвитием речи. Пособие нацелено на то, чтобы привлечь воспитат...
Картотека заданий для детей с алалией
Картотека заданий для детей с алалией...
Картотека заданий для детей старшего дошкольного возраста, на развитие грамматического строя речи.
Задания можно выполнять как на логопедических занятиях, как воспитателю на логопедических пятиминутках, так и родителям с детьми дома....
Картотека заданий для детей 5 - 7 лет с ТНР "Защитники Отечества"
Используя данные игры, логопеды, воспитатели и родители помогут ребёнку закрепить речевые умения и навыки, полученные на логопедических занятий в рамках лексической темы "День Защитни...
Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда "Картотека заданий для детей 5-7 лет с ТНР "Насекомые"
Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда "Картотека заданий для детей 5-7 лет с ТНР "Насекомые"В методической разработке предложен речевой материал, который может быть исполь...
Картотека . Задания для детей с алалией
Картотека . Задания для детей с алалией...