Картотека заданий для детей с алалией
картотека по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Сергеева Вероника Анатольевна

Картотека заданий для детей с алалией

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          КАРТОТЕКА  ЗАДАНИЙ

ДЛЯ  ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ

        ЗАДАНИЕ № 1      ВЫЗЫВАНИЕ    ГЛАСНЫХ   ЗВУКОВ

  1. Широко открываем рот, громко поём:
  • А-а-а!
  • Как мама укачивает малыша?
  • А-а-а!
  1. Округляем губы, громко поём:
  • О-о-о!
  • Как плачет мальчик, у которого болит зуб?
  • О-о-о!
  1. Вытягиваем губы трубочкой, громко поём:
  • У-у-у!
  • Как гудит паровоз?
  • У-у-у!
  1. Растягиваем губы в улыбку, громко поём:
  • И-и-и!
  • Как кричит лошадка?
  • И-и-и!
  1. Дети заблудились в лесу. Они кричат:
  • Ау! Ау!
  1. Малыш плачет:
  • Уа! Уа!
  1. Ослик кричит:
  • Иа! Иа!

ЗАДАНИЕ № 2  РАБОТА  НАД  ГЛАСНЫМИ  ЗВУКАМИ

  1. Упражнение «Лесенка». Поём гласные звуки так, как будто голос поднимается и

опускается по лесенке (повышение и понижение тона):

  • А-а-а!
  • -   О-о-о!    И т.д.
  1. Пение на мягкой атаке голоса цепочек гласных звуков:
  • А-о-у-и!
  • У-а-и-о!   И т.п.
  1. Работа с картинками. Показываем ребёнку картинки и задаём вопросы:
  • Как мама укачивает малыша?
  • А-а-а!
  • Как гудит паровоз?
  • У-у-у!   И т.п.

ЗАДАНИЕ № 3   РАБОТА   НАД   ЗВУКОПОДРАЖАНИЯМИ

  1. Это корова. Корова мычит:                 4. Это овечка. Овечка кричит:
  • Му-му-му!                                          - Бе! Бе! Бе!
  • Как мычит корова?                            - Как кричит овечка?
  1. Это коза. Коза кричит:                         5. Это цыплёнок. Цыплёнок пищит:
  • Ме-ме-ме!                                          - Пи! Пи! Пи!
  • Как кричит коза?                              -  Как пищит цыплёнок?
  1. Это кошка. Кошка кричит:                 6.  Это собака. Собака лает:
  • Мяу! Мяу!                                         -  Ав! Ав! Ав!
  • Как кричит кошка?                          -  Как лает собака?

   

ЗАДАНИЕ № 4   РАБОТА   НАД   ЗВУКОПОДРАЖАНИЯМИ

  1. Это курочка. Курочка кричит:                  4. Это лягушка. Лягушка квакает:    
  • Ко! Ко! Ко!                                              - Ква! Ква! Ква!
  • Как кричит курочка?                              - Как квакает лягушка?
  1. Это гусь. Гусь кричит:                              5.  Это утка. Утка крякает:
  • Га! Га! Га!                                                -  Кря! Кря! Кря!
  • Как кричит гусь?                                    - Как крякает утка?                    
  1. Это кукушка. Кукушка кукует:               6.   Это петушок. Петушок поёт:
  • Ку! Ку!                                                     - Ку-ка-ре-ку!
  • Как кукует кукушка?                             -  Как поёт петушок?

ЗАДАНИЕ № 5    РАБОТА  НАД  ЗВУКОПОДРАЖАНИЯМИ

  1. Мальчик играет на дудочке:                4. Девочка звонит в колокольчик:
  • Ду-ду-ду!                                            - Динь! Динь! Динь!
  • Как играет мальчик?                         -  Как звонит колокольчик?
  1. Мальчик играет на барабане:              5.  Папа стучит молотком:
  • Бум! Бум! Бум!                                  -  Тук! Тук! Тук!
  • Как играет мальчик?                         -  Как папа стучит молотком?
  1. Машина гудит:                                     6.  Дать ребёнку поиграть на барабане,
  • Би-би-би!                                       дудочке, позвонить в колокольчик,
  • Как гудит машина?                       постучать молотком, произнося звукоподр.                                                          

        ЗАДАНИЕ № 6    ВЫЗЫВАНИЕ    МЕЖДОМЕТИЙ.

  1. Мячик упал в воду:                           3.  Девочки качаются на качелях:
  • Ах! Ах! Ах!                                      - Ух! Ух! Ух!
  1. У девочки болит зуб:                        4.  Папа рубит дрова:

            -    Ох! Ох! Ох!                                      - Эх! Эх! Эх!

ЗАДАНИЕ № 7

  1. Мальчик погоняет лошадку:                          5.  Проговариваем цепочки слогов:
  • Но! Но! Но!                                                   НА-НА-НА
  • Как мальчик погоняет лошадку?                НО-НО-НО
  1. Девочка наказывает куклу:                                      НУ-НУ-НУ
  • На! На! На!                                                    НЕ-НЕ-НЕ
  • Как девочка наказывает куклу?                   НИ-НИ-НИ
  1. Дядя погоняет ослика:                                              НЯ-НЯ-НЯ
  • Ну! Ну! Ну!                                         6.   Рисуем девочек, показываем,
  • Как дядя погоняет ослика?                      называем:
  1. Малыш не хочет есть:                                        - Нана, Нина, Нонна, Анна, Инна.
  • Не! Не! Не!                                                Предлагаем ребёнку показать и
  • Как капризничает малыш?                       назвать девочек.

ЗАДАНИЕ № 8

РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

  1. Учим ребёнка прыгать на двух ножках, как зайчик, подняв над головой ладошки, как  ушки.  

      2.   Ходим вместе с ребёнком по кругу, опуская и поднимая руки,

            как птички машут

            крыльями.

ЗАДАНИЕ № 9

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

  1. Работаем с пластилином: учим ребёнка скатывать шарики, сплющивать шарики в

лепёшку, скатывать прутики, сворачивать из них баранки.

  1. Выполняем упражнение «Пальчики здороваются» сначала на правой руке,

потом на левой руке, потом правой руки с левой рукой.

ЗАДАНИЕ № 10

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

ИГРА «ЧЕГО НЕ СТАЛО?»

Ставим на стол три-четыре игрушки, называем их вместе с ребёнком:

  • Ляля, Киса, Зая, би-би.

      Просим ребёнка отвернуться, убираем одну игрушку, просим ребёнка повернуться, спрашиваем:  

  • Что я убрала?

     Ребёнок отвечает:

  • БИ-БИ. и т.п.

ЗАДАНИЕ № 11

  1. Малыш топает:                               4.  Часы бьют:

   ТОП-ТОП-ТОП                                  БОМ-БОМ-БОМ

  -   Как топает малыш?                         - Как бьют часы?

  1. Вода капает:                                   5.   Охотник стреляет:

         КАП-КАП-КАП.                                ПИФ-ПАФ

  -    Как капает вода?                               -  Как стреляет охотник?

  1. Часы тикают:                                 6.    Зайчик прыгает:

         ТИК-ТАК                                             ПРЫГ-ПРЫГ

  -    Как тикают часы?                             - Как прыгает зайчик?

ЗАДАНИЕ № 12

Девочка заблудилась в лесу. Она кричит:

  • Папа! Ау!         - Дядя! Ау!
  • Мама! Ау!        - Катя! Ау!
  • Тётя! Ау!          - Нина! Ау!

           Помоги девочке, покричи вместе с ней.

ЗАДАНИЕ № 13

     Показываем ребёнку картинку, рассказываем:

  • У Кати Ляля. Ляля: «Уа-Уа!»

Катя: «А-А-А!»  Ляля  бай-бай!

  • Катя, дай Лялю!
  • Тётя, на Лялю!

   Просим ребёнка повторить.

ЗАДАНИЕ № 14

Показываем ребёнку картинку, рассказываем:

  • Это Вова. У Вовы  би-би.
  • Вова, дай би-би.
  • Тётя, на би-би.
  • Мама, на би-би.
  • Папа, на би-би.

Просим ребёнка повторить.

ЗАДАНИЕ № 15

РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

  1. Прыжки на обеих ногах.                 3.  Ходьба на месте.
  2. Прыжки на левой ноге,

       на правой ноге.                               4. Ходьба на носочках.

                                                                      5. Ходьба на пятках.

ЗАДАНИЕ № 16

РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

  1. Прыгаем как зайчики, высоко «подняв ушки».
  2. Ходим, поднимая и опуская руки, как птички машут крылышками.
  3. Прыгаем  на двух ногах через низко натянутую верёвочку.

ЗАДАНИЕ № 17

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

ИГРА «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»

   Ставим перед ребёнком три-четыре игрушки, показываем, называем, просим показать и назвать. Просим ребёнка отвернуться, меняем две игрушки местами.               Ребёнок  поворачивается,  спрашиваем:    

  • Что я поменяла местами?

  Ребёнок показывает и называет.

ЗАДАНИЕ № 18

Ребёнок марширует вместе со взрослым, взрослый проговаривает:

  • Вот солдатики идут,

Вот идут, идут, идут.

Ружья на плечах несут,

Вот несут, вот несут.

              Продолжая маршировать, ребёнок проговаривает вместе со взрослым:

  • Тра-та-та! Тра-та-та!
  • Тра-та-та! Тра-та-та!

ЗАДАНИЕ № 19

     Ребёнок марширует вместе со взрослым, взрослый проговаривает:

  • Вот охотник в лес идёт,

Он идёт, он идёт.

Волка серого убьёт,

Он убьёт, он убьёт.

    Продолжая маршировать, ребёнок проговаривает вместе со взрослым:

  • Пиф-пиф-паф!

Пиф-пиф-паф!

Пиф-пиф-паф!

Пиф-пиф-паф!

ЗАДАНИЕ № 20

РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

  1. Ходьба по узкой доске, положенной на пол.
  2. Игра с мячом (бросать и ловить мяч двумя руками), ударять об пол и

ловить двумя руками.

                  3.   Прыжки на двух ногах в обруч и из обруча.

ЗАДАНИЕ № 21

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

  1. Складывание пирамидок по образцу и по памяти.
  2. Строительство домиков и башен из пяти-шести кубиков.
  3. Выкладывание заборчика из чередующихся палочек двух цветов.

ЗАДАНИЕ № 22

        Ребёнок прыгает вместе со взрослым, сделав ушки из ладошек. Взрослый проговаривает:

  • Пошёл зайчик под кусток.

           Ребёнок проговаривает вместе со взрослым:

  • Прыг-скок! Прыг-скок!

           Далее проговаривает один взрослый:

  • Поймал белку за хвосток.

           Ребёнок проговаривает вместе со взрослым:

  • Прыг-скок! Прыг-скок!

ЗАДАНИЕ № 23

СЕМЬЯ

         Наклейте в тетрадь фотографии членов семьи, покажите ребёнку, назовите, попросите ребёнка самого показать и назвать.

Задавайте ребёнку вопросы:

  • Где мама?
  • Где папа?
  • Где баба?  И т.д.

Пусть показывает и называет.

        Подберите фотографии для составления простых предложений:

  • Мама идёт.

Папа сидит. И т.д.

Пусть ребёнок повторяет за вами, потом показывает и проговаривает самостоятельно.

Существительные по теме:  мама, папа, баба, тётя, дядя, Катя, Вова и другие имена.

Глаголы по теме:  идти, сидеть, пить, есть.

ЗАДАНИЕ № 24

ИГРУШКИ

        Подберите картинки с изображением игрушек (кубик, мяч, кукла, машина, мишка, зайчик).  Попросите ребёнка:

  • Покажи зайку, мишку, куклу и т.п.

Показывайте и называйте:

  • Это кубик. Это мяч. И т.п.

Пусть ребёнок проговаривает вместе с вами, потом самостоятельно.

        Работаем над простыми предложениями:

  • Папа, дай мяч. Мама, на кубик. И т.п.

Глаголы по теме: играть, искать, давать, нести, идти.

ЗАДАНИЕ № 25

                                       ЗВУКИ    [В], [ВЬ]  

                        Учимся проговаривать слова и предложения:

        ВАТА          ВОВА                       Вот вата.              У Вити вода.

        ВОДА          ВИТЯ                       Вот вода.              Вова пил воду.

        ВАНЯ          ВАННА                   У Вовы вата.        Мама мыла Вову.

ЗАДАНИЕ № 26

ЗВУКИ [Ф], [ФЬ]

                         Учимся проговаривать слова и предложения:

        ФОМА     КОФЕ                 Вот туфли.                   У мамы туфли.

        ФЕДЯ      КОФТА               Вот кофта.                   У Феди кофта.

        ФИМА     ТУФЛИ              Папа пил кофе.            У Фимы вафли.

ЗАДАНИЕ № 27

ЗВУКИ  [П],[ПЬ]

                            Учимся проговаривать слова и предложения:

       ПАПА     ПЕТЯ                 ПАПКА             ПИТЬ            Папа пилит.

       ПАША    ПОЛ                   ПАЛКА             ПИЛИТЬ       Вот полка.

       ПОЛЯ    ПОЛКА              ПИЛКА             ПЕТЬ             У Вовы пила.

                         Мама мыла пол.                Петя пьёт.

                         У Паши палка.                  Поля поёт.

ЗАДАНИЕ № 28

ЗВУКИ  [Б], [БЬ]

                       Учимся проговаривать  слова и предложения:

         БАБА              БУЛКА              БИТЬ                          Вот баба.

         БОБИК           БАНКА              БОЛЬНО                    Ай, да баба!

         БОРЯ              БЕЛКА               БОЛИТ                      Вот Бобик.

БАБА

        Вот баба. Баба у дома. Бобик лает на бабу: «Ав! Ав!» «Бобик, не лай!» «Это баба!»

                                                                        БОБИК

           У Бори Бобик. Боря бил  Бобика. Бобику больно. Болит лапа. Боря, нельзя бить  Бобика!

                         ЗАДАНИЕ № 29

ЗВУКИ  [Т], [ТЬ]

                                    Учимся проговаривать слова и предложения:

   ТАНЯ               ТЁТЯ          Вот Тома.                     У тёти Таня и Тома.

   ТОМА              КОТ            У Тимы кот.                 Тут Тима и Таня.

   ТИМА              ЛОПАТА   У Томы лопата.            Там лопата.

                                  КОТ                                                          ГОСТИ

          У Тани кот. Кот «Мяу! Мяу!»                         Тук! Тук! Тук!  

                                                                     - Кто тут?

                                                                     - Тут Тоня. Тут Таня.

                                 ЗАДАНИЕ № 30

                           ЗВУКИ  [Д], [ДЬ]

                       Учимся проговаривать  слова и предложения:

         ДОМ                 ДАНЯ               ВОДА            Это дом.

         ДУШ                 ДУНЯ               КУДА            Это дым.

         ДЫМ                ДАША              ДЯДЯ            У дома дуб.

         ДЫНЯ              ДИНА               ДЕТИ              Дима у дуба.

                          ДУДКА                                          ДЫНЯ

    У Димы дудка. Дима: «Ду! Ду! Ду!»           У Дины дыня.

                                                                             - Дина, дай дыню!

                                                                             - На, Дуня, дыню!

ЗАДАНИЕ № 31

ЗВУКИ  [К],[КЬ]

                       Учимся проговаривать слова и предложения:

  КАТЯ                  КОТ           У Кати кот.                У дома каток.

 КАША                КОЛЯ         У Коли кит.                Иди, Коля на каток.

 КОСА                 КИТ            У мамы коза.             Иди, Катя, в кино.

 КОЗА                  КИНО        У папы коса.              Ешь, Катя, кашу.

                            МАК                                                   БАНТ

                    У Кати мак.                                        У Кати косы.

                    -   На, мама, мак.                                  – На, Катя, бант.

                    -   Дай, Катя, мак.       

Примеры практических заданий и игр

на развитие фонематического слуха

1. «Услышишь – хлопни». Цели: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.

Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.

2. «Кто больше?» Цели: развивать фонематические представления, слуховое внимание.

Ход игры-соревнования. Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы)

3. «Внимательный слушатель» (или «Где звук?»). Цели: развивать фонематические представления, внимание.

Ход игры. Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.

4. «Нужное слово». Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ.

Ход игры. По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

5. «Зоркий глаз». Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.

Ход игры. Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.

6. «Чудесный художник». Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.

Ход игры. Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и указать место изучаемого звука.

7. «Запоминайка». Цели: развивать слуховое внимание, память.

Ход игры. Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и т.д.), например:

сад—сани                сок—шок

сумка—суп—сапоги                шапка—сын—шуба

При подборе соответствующего речевого материала в ходе игры можно проводить работу по автоматизации и дифференциации звуков, развитию фонематического восприятия, фонематических представлений.

8. «Бусы». Цели: развивать фонематические представления, анализ, слуховое внимание, память.

Ход игры. После слов ведущего:

Рассыпались бусы...

Мы их соберем,

Нанижем на нитку

И слово найдем. —

участники игры по цепочке произносят слова-«бусинки» на определенный звук (без повторов), например:

на звук [Р] — радуга—ракета—каравай—пар—рука — ...

на звуки [Р]—[Л] — рак—лампа—нора—лук—рыба—мыло — ...

9. «Повтори и прибавь». Цели: развивать слуховое внимание, память.

Ход игры. Первый играющий произносит слово, второй, повторяя его, добавляет свое и т.д. Каждый участник увеличивает ряд на одно слово. Игра останавливается и начинается сначала, после того как кто-либо из игроков изменит последовательность слов, например: на звук [Ж] —  жук

жук, жаба

жук, жаба, ужи

жук, жаба, ужи, ежи и т.д.

10. «Сложи звуки». Дели: развивать фонематический синтез, слуховое внимание, память.

Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги или слова, например:      [П], [А] – ПА; [Н], [О], [С] – НОС.

11. «Скажи наоборот». Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, анализ и синтез, слуховое внимание и память.

Ход игры. Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

1 вариант — с гласными звуками А, У — У, А И, О-...(О, И) У, О, А — А, О, У Э, Ы, И—...(И, Ы, Э)

2 вариант — с твердыми согласными звуками

ПА — АП                                        АП — ПА

ПО —...(ОП)                                ОП—...(ПО)

ПУ — ... (УП)                                ЫП — ... (ПЫ)

ПЭ—...(ЭП)                                УП—...(ПУ)

ПЫ — ... (ЫП)                                ЭП — ... (ПЭ)

3 вариант — с твердыми и мягкими согласными звуками

ПА — ПЯ                                        ПЯ — ПА

ПУ —...(ПЮ)                                ПИ—...(ПЫ)

ПЭ —...(ПЕ)                                ПЮ—...(ПУ)

ПО —...(ПЁ)                                ПЁ—...(ПО)

ПЫ—...(ПИ)                                ПЕ—...(ПЭ)

ЗАДАНИЕ № 32

ЗВУКИ   [Г], [ГЬ]

 ГАЛЯ            ГУБЫ               ГОЛОВА         У гуся лапы.       У Гали голова.

ГОША           ГУСИ               ГАМАК           У Гены ноги.      У галки головка.

ГЕНА            НОГИ              ГОНИТ            Гудок гудит.        Иди, Гоша, в гамак.

На лугу гуси.  Галя гонит гусей. Гуси: «Га! Га! Га!»

ЗАДАНИЕ № 33

ЗВУКИ  [Х], [ХЬ]

    ХАТА                  ПУХ                У нас хата.                  Вот муха.

    ХАЛАТ               МЕХ                Хата мала.                   У зайки пух.

    УХА                    МУХА             У мамы халат.            У мишки мех.

    УХО                    ТИХО              У папы хлеб.               Вова ест уху.

ЗАДАНИЕ № 34

ИГРА «КТО КАК КРИЧИТ?»

  1. – Ку-ка-ре-ку!                              4.  – Ам! Ам! Ам!

         Кур стерегу!                                      Кто там?

      -  Кто так кричит?                            -  Кто так кричит?

      -  Как кричит петушок?                   - Как кричит собачка?

 2.   -  Кудах-тах-тах!                         5.  -  Му! Му! Му!                  

          Снеслась в кустах!                           Молока кому?

       -  Кто так кричит?                            -  Кто так кричит?

       -  Как кричит курочка?                    -  Как кричит корова?

3.    - Мур! Мур! Мур!                      6.  -  Кра! Кра! Кра!

         Пугаю кур!                                        Будет дождь с утра.

      - Кто так кричит?                            -   Кто так кричит?

         Как кричит кот?                           -    Как кричит ворона?

ЗАДАНИЕ № 35

ИГРА «НА ПТИЧЬЕМ ДВОРЕ»

        Взрослый читает стихотворение, ребёнок вместе с ним проговаривает звукоподражания. Можно сопровождать это соответствующими движениями.

            Наши уточки с утра:                                  Наши гуленьки вверху:

          - Кря! Кря! Кря! Кря! Кря! Кря!      - Гру! Гру! Гру! Гру! Гру! Гру!

            Наши гуси у пруда:                                    Наши курочки в окно:

          - Га! ГА! Га! Га! Га! Га!                           -  Ко! Ко! Ко! Ко! Ко! Ко!

            А индюк среди двора:                        Ну, а Петя поутру нам споёт:

          - Бал! Бал! Да! Бал! Бал! Да!                   -  Ку-ка-ре-ку!       

ЗАДАНИЕ № 36

РАБОТА НАД ПОТЕШКАМИ

  1. – Тра-та-та! Тра-та-та!                             3.  – Ай, гу-гу! Ай, гу-гу!

         Мы везём с собой кота!                                Не кружися на лугу.

  1.    Мы на поезде сидим,                            4.  -  Ой, ду-ду! Ой, ду-ду!

         Паровозами гудим:                                        Потерял пастух дуду!

      -  У-у-у!

ЗАДАНИЕ № 37

РАБОТА НАД ПОТЕШКАМИ

  1. – Гу-гу-гу! Гу-гу-гу!                                    2.  Гули-гули-голуби

         В клетке жить я не могу!                              Сели возле проруби.

         Чу-чу-чу! Чу-чу-чу!                        Ворковали: «Гуль! Гуль! Гуль!»

         Я на волю улечу!                             Речка пела: «Буль! Буль! Буль!»

                                                              ЗАДАНИЕ № 38

                                                         ОДЕЖДА

Существительные по теме:  шуба, пальто, шапка, кофта, рубашка, шорты, платье, брюки, майка, трусы, шарф.

Глаголы по теме:  одеть, надеть, снять, завязать, развязать, застегнуть, расстегнуть.

1.    Отрабатываем ответы на вопросы:

  • Что надеваешь?
  • Шапку. Шубу и т.п.
  • Что делаешь?
  • Надеваю.
  • Что сделал?
  • Надел.
  • Что снимаешь?
  • Шорты. И т.п.
  1. Игра «Оденем куклу».

         Рассматриваем одежду куклы, показываем, называем. Просим ребёнка одеть куклу, называя все предметы одежды.

  1. Игра «Чего не хватает?»  

           Логопед показывает ребёнку картинки с изображениями детей, забывших что-то    надеть, и спрашивает:  

  • Чего не хватает?
  • Шапки. Шарфика  и т.п.

ЗАДАНИЕ № 39

ОБУВЬ

   Существительные по теме: тапки, туфли, сапоги, ботинки, валенки, кроссовки.

   Глаголы по теме:  обувать, снимать, застёгивать, расстёгивать, завязывать, развязывать.

  1. Отрабатываем предложения:                          2.  Играем в игры:
  • Я обуваю тапки.                                     «Что изменилось?»,

Они обувают ботинки.                          «Что прибавилось?»,

Я снимаю туфли.                                    «Чего не стало?»  и т.п.

Он завязывает кроссовки.

Мы застёгиваем сапоги.

Она расстёгивает туфли.  И т.п.

ЗАДАНИЕ № 40

ПОСУДА

   Существительные по теме:  чашка, ложка, тарелка, нож, вилка, кастрюля, сковорода, чайник.

   Глаголы по теме:   есть, пить, мыть, варить, жарить, резать, чистить.

  1. Отрабатываем ответы на вопросы:
  • Что ты ешь?                             - Что ты моешь?
  • Я ем суп.                                  – Я мою тарелку.
  • Чем ты ешь?                            -  Чем ты режешь?
  • Я ем ложкой.                           -  Я режу ножом.
  • Что ты пьёшь?                         -  В чём варят суп?
  • Я пью чай.                               -  Суп варят в кастрюле.
  • Из чего ты пьёшь?                  - На чём жарят картошку?
  • Я пью из чашки.                     – Картошку жарят на сковороде. И т.п.
  1. Играем в игры:

            «Что прибавилось?»

            «Что изменилось?»

            «Чего не стало?»

            «Что я делаю?»  (взрослый имитирует приготовление пищи, еду, питьё; ребёнок комментирует: «Ты режешь. Ты ешь.»)  И т.п.

Упражнение 1

Ребенок повторяет пары, тройки и большее количество звуков от более контрастных к менее контрастным:

—  в сопровождении ручных символов;

—  без них;

—  без зрительной опоры.

Предлагаются слоги:

Карточка домашнего задания № 6                                  СЬ

1. Проговори фразы:

   Вася несет в сетке        селедку

                                          сито

                                          семена

                                          тесьму

                                          письма

                                          сено

                                          васильки

2. Учить:

   Были у бабуси два веселых гуся,

   Два веселых гуся были у бабуси.

 

Карточка домашнего задания № 7                                   СЬ

Карточка домашнего задания № 8                                  СЬ

  1. Дополни предложения, вставляя слово «такси».

Дядя Сеня и Люся едут на _____.

Вот они подъехали на _____ к выставке.

_____ останавливается.

Дядя Сеня и Люся выходят из _____ и идут на выставку.

2.  О чем можно сказать «синий»?

1. Повтори:

   Сети висят в сенях.

   Сима и Ася едут на такси.

   Сегодня дома вся семья.

   Осиновые листья осенью опадают.

   Дядя Сеня косит сено.

   Вася и Сева поймали в сети селедку.

2. Выучить и отгадать:

   Висит сито не руками свито. (Паутина)

   Кто на себе домик носит? (Улитка)

Нарисуй отгадки в тетради.

Карточка домашнего задания № 9                                  СЬ

Карточка домашнего задания № 10                                 СЬ

1. Проговори фразы по образцу:

   Он косит, и я буду косить.

         носит ...

         гасит ...

         месит ...

         сидит ...

         висит ...

2. Повтори по три слова:

   василек, бусинка, такси

   такси, пасека, осина

   осина, осень, кисель

   плесень, селедка, секунда

3. Сосчитай:

   1 сильный лисенок, 2 сильных лисенка, 3, 4, 5 сильных лисят.

. Сосчитай: 1 синий василек, 2 синих василька, 3, 4, 5.

2. Проговори фразу: Иди сюда,        Сима

                                                              Ася

                                                              Люся

                                                              Вася

                                                              Сеня

3. Повтори предложения:

   Сима косит сено.

   Вася пасет гусей.

   Сеня сидит на сене.

   Ася несет письмо.

   Муку сеют ситом.

Карточка домашнего задания № 11                                СЬ

Карточка домашнего задания № 12                               СЬ

1. Учить:

   Непоседа Васенька не сидит на месте,

   Непоседа Васенька всюду с нами вместе.

   Есть усы у Васеньки, на усах сединки,

  Хвост дугой у Васеньки и пятно на спинке.

2. Подбери действия:

Васенька (что делает?) -

1. Послушай и перескажи рассказ.

                Лиса и гуси.

   Гуси спят. А тут лиса. Гуси не видят лисы.

   Лиса схватила одного гусенка и в лес. Несет лиса гуся своим лисятам.

2. Подбери признаки:

гусенок (какой?) -

лисенок (какой?) -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека заданий для детей с алалией

Картотека заданий для детей с моторной алалией предназначена для педагогов и родителей.  В ней представленны упражнения по развитию звукопроизношения, развитию мелкой и общей моторики, развитию з...

Михеева И.А., Чешева С.В. Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда. Картотека заданий для детей 5-7 лет.

Страницы: 256 Дата издания: 2009 Круг читателей: преподаватели и специалисты Описание: Картотека заданий для детей 5 - 7 лет с общим недоразвитием речи. Пособие нацелено на то, чтобы привлечь воспитат...

Картотека заданий для детей старшего дошкольного возраста, на развитие грамматического строя речи.

Задания можно выполнять как на логопедических занятиях, как воспитателю на логопедических пятиминутках, так и родителям с детьми дома....

Картотека игр для детей с алалией

Примерная картотека игр для детей с алалией....

Картотека заданий для детей 5 - 7 лет с ТНР "Защитники Отечества"

Используя данные игры,  логопеды, воспитатели и  родители помогут ребёнку закрепить речевые умения и навыки, полученные на логопедических занятий в рамках лексической темы "День Защитни...

Картотека заданий для детей с ТНР по теме "Зима"

Используя игры, воспитатели и родители могут помочь ребенку закрепить речевые умения и навыки, полученные на логопедических занятиях по лексической теме "Зима"....

Картотека . Задания для детей с алалией

Картотека . Задания для детей с алалией...