«Репка» (на материал русской народной сказки) Подгруппового занятия (первый год обучения, ОНР 3 уровня ЗПР)
план-конспект занятия по логопедии

Кузнецова Юлия Александровна

Цель:
Образовательные:

● Закреплять содержание сказки «Репка» в развивающих играх и упражнениях.
● Обучать умению отвечать на вопросы проблемно-поискового характера.
● Закреплять обобщающие понятия: овощи, домашние животные, дикие животные.
● Обучать пониманию смысла пословиц, сравнению их содержанием сказки.
● Обучать пониманию и выражению эмоциональных состояний персонажей сказки.
 

Развивающие:
● Обогащать словарь детей словами-терминами, обозначающими эмоциональные состояния персонажей сказки, людей, словами синонимического ряда, обобщающих понятий.
● Развивать общую и мелкую моторику, различные виды памяти, мышление.

Воспитательные:
● Помогать понять нравственный урок сказки.
● Воспитывать желание помогать друг другу, приходить на помощь при затруднениях товарища.
Оборудование: кроссворд на тему сказки «Репка», иллюстрации к сказке «Репка», дидактические игры «Дикие животные», «Домашние животные», трафареты по теме «Овощи», схемы-маски эмоциональных состояний: радость, удивление, огорчение.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл repka.docx17.25 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

Подгруппового занятия

(первый год обучения, ОНР 3 уровня ЗПР)

«Репка»

(на материал русской народной сказки)

Учителя-логопеда Кузнецовой Ю.А.


Тема: Репка (на материале русской народной сказки)

Цель:
Образовательные:

Закреплять содержание сказки «Репка» в развивающих играх и упражнениях.
Обучать умению отвечать на вопросы проблемно-поискового характера.
Закреплять обобщающие понятия: овощи, домашние животные, дикие животные.
Обучать пониманию смысла пословиц, сравнению их содержанием сказки.
Обучать пониманию и выражению эмоциональных состояний персонажей сказки.

Развивающие:
Обогащать словарь детей словами-терминами, обозначающими эмоциональные состояния персонажей сказки, людей, словами синонимического ряда, обобщающих понятий.
Развивать общую и мелкую моторику, различные виды памяти, мышление.

Воспитательные:
Помогать понять нравственный урок сказки.
Воспитывать желание помогать друг другу, приходить на помощь при затруднениях товарища.
Оборудование: кроссворд на тему сказки «Репка», иллюстрации к сказке «Репка», дидактические игры «Дикие животные», «Домашние животные», трафареты по теме «Овощи», схемы-маски эмоциональных состояний: радость, удивление, огорчение.
Предварительная работа:
Повторение сказки «Репка», работа по содержанию сказки: беседа, рассмотрение иллюстраций, пересказ, рисование иллюстраций к сказке, разучивание динамических пауз:
Работа по лексическим темам  «Овощи», «Дикие животные», «Домашние животные».
Ход занятия:
1.
Организационный момент
Логопед предлагает детям разгадать кроссворд, чтобы узнать название русской народной сказки. Сегодня мы не только будем говорить об этой сказке, но и будем отгадывать загадки, играть в различные игры, покажем нашу сказку остальным ребятам нашей группы.
2.
Основная часть
Логопед загадывает детям загадки о героях этой сказки. Ответы детей логопед вписывает в кроссворд.

С хозяином дружит, дом сторожит,
Живет под крылечком,  а хвост колечком (
собака).

Мягкие лапки, на лапках царапки (кошка).

Под полом живет, на кухне корочки грызёт,
За печкой таится, кошки боится (
мышка).

Далее логопед предлагает детям рассмотреть иллюстрации к сказке «Репка» и подумать, какие герои есть еще в этой сказке (дед, баба, внучка).

Упражнение «Кто такой?»
Дед (какой?) - старый, трудолюбивый, сгорбленный...
Баба (какая?) -
старая, мудрая, хозяйственная
Внучка (какая?) -
веселая, добрая, молодая, заботливая
Жучка (какая?) -
верная, злая, кусачая
Кошка (какая?) -
пушистая, ласковая, быстрая, ловкая, хитрая
Мышка (какая?) –
маленькая, серенькая, пугливая, юркая

Упражнения «Про кого можно сказать?»
- хорошая помощница;
- хороший сторож;
- пушистый комочек;
- верный друг.

Логопед.  Героев из какой сказки мы с вами сейчас вспомнили? (выслушиваем ответы детей). Подводит итог высказываниям детей и вписывает в кроссворд название сказки – «Репка».
Логопед. Назовите животных, которые живут у деда с бабой? (
дети перечисляют)
Какие это животные? (
домашние). Каких домашних животных вы еще знаете? (корова, свинья, лошадь, коза, овца и т.д.) Почему их называют домашними?
Подвижная игра с обручами «Животные: дикие, домашние»
Дети сами выбирают маски-шапочки животных, под музыку выполняют различные движения, характерные для выбранного животного, по сигналу логопеда группируются в обруч с условным обозначением группы животных (дикие домашние).
Логопед, ребята, мы знаем,  что у деда было много помощников. Ответьте на мои вопросы:
- Если бы не мышка, смог бы дед вытянуть репку?
- Может быть, деду было бы достаточно одной мышиной помощи?
- Какая из пословиц подходит к этой сказке:
Один в поле не воин.
Там, где дружат, живут, не тужат.
Что с возу упало, то пропало.
Дружба всего дороже.
Не копай другому яму, сам в нее попадешь.
(
выслушиваются ответы детей, подводятся итоги высказываниям)
логопед. Ну, а что же может расти у деда с бабой в огороде? (
дети перечисляют: огурцы, помидоры, лук, морковь и т.д.) Как одним словом можно все это назвать? (овощи)
Упражнение «Обведи и заштрихуй»
Дети обводят трафареты овощей и штрихуют их по указанию логопеда: сверху вниз или слева направо.
Логопед. Когда дед увидел, какая выросла у него репка, удивился. Какое бывает лицо, когда мы удивляемся? (
движение ртом, бровями,  глазами) А что с руками? А с ногами? Покажите, как удивился дед. А когда дед стал тянуть репку из земли, то очень рассердился, огорчился, опечалился, что не смог вытянуть репку. А потом очень   обрадовался, что всем вместе им удалось вытянуть репку.
Упражнение «Найди эмоцию»
Дети находят карточку с изображением соответствующей эмоции и показывают эту эмоцию. Карточки:
удивление, разочарование, печаль, радость.

Упражнение «У кого какой голос»
- Какой голос у деда? (низкий, грубый, хриплый)
- Какой голос у внучки? (
звонкий, нежный)
- Какой голос у бабушки? (
мягкий, нежный)
- Как пищит мышка? (
тонко, высоко, пискляво)
- Как мяукает кошка? (
нежно, тихо)
- Как лает Жучка? (
звонко, настойчиво, уверенно)
Дети изображают голоса персонажей сказки, стараясь передать их настроение.
Логопед. Как вы думаете, для чего вы сейчас передавали различные эмоциональные состояния персонажей, меняли свои голоса? Давайте сейчас превратимся в настоящих артистов и покажем сказку «Репка» остальным ребятам нашей группы. (
логопед предлагает детям надеть костюмы, маски-шапочки, даёт советы по выполнению роли и приглашает всех детей на просмотр сказки «Репка»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-драматизация "Репка" по мотивам русской народной сказки

Сказка-драматизация "Репка" учит детей преодолевать совместно любые трудности.Не отпускать руки перед проблемой, а смело и дружно бороться с ней.Взаимоподдержка, дружба – великая сила....

Сценарий сказки «Репка» (по мотивам русской народной сказки)

Одну простую сказку, а может и не сказкуА может не простую хотим вам рассказатьЕе узнает каждый, а может и не каждыйА может, не узнает, но будет вспоминать&helli...

Игра «Репка» (по мотивам русской народной сказки).

Цель игры — уточнение представлений де­тей о составе ряда. Ознакомление со словами: ряд, место, начало, середина, конец ряда; слева, справа, впереди, позади, сбоку, рядом, последний, первый....

Сценарий музыкально - театрализованной постановки сказка – сценка «Сказочная Репка» по мотивам русской народной сказке «Репка» Воспитатель: Кузнецова Н.Г.

Действующие лица и костюмы:Автор – взрослый.Старик – (ушанка, рубашка, невод, висящий через плечо).Баба – Яга (платье с заплатами, платок, накладной нос, метла).Спящая Красавица &nda...