Проектная деятельность "Пальцы помогают говорить"
проект по логопедии (подготовительная группа)
Актуальность проекта: заключается в том, что уровень развития речи и мышления ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, поскольку центры головного мозга, отвечающие за речь и тонкую моторику пальцев расположены очень близко. Стимулируя последнюю и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что дальнейшее обучение в школе потребует от ребенка использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_paltsy_pomogayut_govorit.docx | 35.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность
в логопедической подготовительной к школе группе
Тема проекта: «Пальцы помогают говорить»
Тип проекта: практико-ориентированный, творческий, долгосрочный, групповой.
Срок реализации проекта: с 01.10.2020 г. по 31.05.2021 г.
Участники проекта: дети логопедической подготовительной к школе группы (6-7 лет), учитель-логопед, воспитатели, родители.
Актуальность проекта: заключается в том, что уровень развития речи и мышления ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, поскольку центры головного мозга, отвечающие за речь и тонкую моторику пальцев расположены очень близко. Стимулируя последнюю и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что дальнейшее обучение в школе потребует от ребенка использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных учебных действий.
Цель проекта: Создать образовательное пространство в группе по развитию мелкой моторики рук; разработать систему работы направленную на развитие мелкой моторики.
Задачи:
- Составить перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук на логопедическую подготовительную к школе группу на основе тематического планирования.
- Подобрать и оформить дидактические игры и пособия по развитию мелкой моторики рук.
- Привлечь родителей к изготовлению дидактических игр и пособий, способствующих развитию мелкой моторики рук.
- Развивать тактильную чувствительность рук детей.
- Сформировать элементарные специфические графические навыки.
- Подготовить руку ребенка к письму.
План реализации проекта:
- Подготовительный этап (сбор информации по теме).
- Поиск и изучение эффективных технологий и методик в области развития мелкой моторики.
- Обоснование путей реализации проекта.
- Основной этап (практический).
- Составление перспективного плана работы по развитию мелкой моторики рук на основе календарно-тематического планирования с подбором материала (Приложение А):
- комплексов пальчиковой гимнастики;
- игр и упражнений с различными предметами;
- упражнений на развитие графо-моторных навыков;
- упражнения с элементами массажа;
- упражнения с элементами театрализованной деятельности для обыгрывания небольших стихотворений, сценок.
- Работа с детьми. Закрепление упражнений в непрерывной образовательной и свободной деятельности:
- тематические занятия;
- игры с предметами;
- разного вида шнуровки;
- пальчиковый театр;
- пальчиковые игры;
- развитие графо-моторных навыков;
- раскраски, трафареты;
- самостоятельная творческая деятельность (рисование, лепка, конструирование и т.д.).
- Работа с педагогами.
- Семинар-практикум: «Пальцы помогают говорить».
- Работа с родителями.
- Консультации: «Развиваем мелкую моторику», «Пальцы помогают говорить», «Формирование графических навыков», «Игры на развитие мелкой моторики», «Готовим руку к письму»;
- Семинар-практикум «Пальцы помогают говорить»;
- папки-передвижки;
- родительские собрания;
- индивидуальные консультации и беседы;
- привлечение родителей к изготовлению пособий по развитию мелкой моторики.
- Заключительный этап.
Подведение итогов и анализ проектной деятельности.
Список используемой литературы:
- Граб А.М. Развиваем графические навыки. Рабочая тетрадь для детей с ОНР. – М.: Издательство Гном, 2016.
- Коноваленко В.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников. – М.: Издательство ГНОМ, 2014. – 16 с.
- Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр. – СПб.: КАРО, 2014. – 160 с.
- Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику и речь. 150 игровых упражнений. – М.: Эксмо, 2018. – 112 с.
Приложение
Перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук
Месяц | Неделя / Тема | Содержание работы |
Октябрь | 1 неделя «Осень золотая» |
|
2 неделя «Деревья» |
| |
3 неделя «Лес. Грибы, ягоды» |
| |
4 неделя «Перелетные птицы» |
| |
Ноябрь | 1 неделя «Наш город. Наш дом» |
|
2 неделя «Мебель» |
| |
3 неделя «Посуда» |
| |
4 неделя «Одежда, обувь, головные уборы» |
| |
Декабрь | 1 неделя «Предзимье» |
|
2 неделя «Зима» |
| |
3 неделя «Зимние забавы» |
| |
4 неделя «Новогодний праздник» |
| |
Январь | 2 неделя «Зимующие птицы» |
|
3 неделя «Дикие животные наших лесов» |
Рисование прямых линий, обведение предметов по контуру, рисование по клеточкам, упражнения на развитие навыков конструирования. | |
4 неделя «Животные и птицы холодных стран» |
| |
Февраль | 1 неделя «Профессии. Инструменты» |
|
2 неделя «Транспорт. Правила дорожного движения» |
| |
3 неделя «День защитников Отечества» |
| |
4 неделя «Семья» |
| |
Март | 1 неделя «8 Марта – мамин день» |
|
2 неделя «Весна» |
| |
3 неделя «Первоцветы. Комнатные растения» |
| |
4 неделя «Вода и ее обитатели» |
| |
5 неделя «Продукты питания» |
| |
Апрель | 1 неделя «Откуда хлеб пришел?» |
|
2 неделя «День Космонавтики» |
| |
3 неделя «Домашние животные и птицы» |
| |
4 неделя «Животные жарких стран» |
| |
Май | 1 неделя «День Победы» |
|
2 неделя «Человек. Части тела» |
| |
3 неделя «Школа» |
| |
4 неделя «Лето. Цветы. Насекомые» |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пальцы помогают говорить
развитие мелкой моторики у детей-консультация для родителей...
Пальцы помогают говорить
Буклет для родителей с игровым массажем пальчиков ребенка...
Мастер-класс "Пальцы помогают говорить"
Представляла опыт работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста педагогам детских садов города....
Консультация для родителей «Пальцы помогают говорить» (к проекту)
консультация для родителей...
Родительское собрание « Пальцы помогают говорить» ( нетрадиционная форма проведения- семинар-практикум)
«Ум ребенка находится на кончиках пальцев»(В. А. Сухомлинский) Ученые на основе обследования детей выявили : если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту , то и речевое р...
Развитие мелкой моторики рук у детей. Пальцы помогают говорить
Консультатция для родителей по развитию мелкой моторикики у детей....
"Пальцы помогают говорить"
"Пальцы помогают говорить" Почему для малышей так важны игры, тренирующие мелкую моторику- движения пальцев и кисти рук? У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженн...