Картотека дидактических игр по развитию речи
картотека по логопедии
В картотеке указаны интересные и увлекательные игры, развитивающие речь ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskih_igr_po_razvitiyu_rechi.docx | 156.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр по развитию речи
Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, в которых имеются правила, фиксированная структура игровой деятельности и система оценивания, являются одним из методов активного обучения. Благодаря их использованию процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Предлагаем Вам поиграть с Вашими детьми!
«Олины помощники»
Цель: образовывать форму множественного числа глаголов.
Материал: кукла Оля.
Ход игры. Взрослый говорит ребенку: «К тебе в гости пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их тебе покажу, а ты угадай, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.»
Кукла идёт по столу. Взрослый указывает на её ноги.
- Что это? (Это ноги)
- Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)
Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают…)
«Скажи, какой?»
Цель: учить детей выделять признаки предмета.
Материал: коробка (мешочек) с небольшими игрушками.
Ход игры. Взрослый вынимает из коробки (мешочка) предметы, называет их, а ребенок указывает на какой-либо признак этого предмета.
Если ребенок затрудняется, взрослый помогает: «Это кубик. Какой он?»
«Кто больше действий назовёт»
Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.
Материал: картинки и игрушки (предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег и др.).
Ход игры. Приходит Незнайка и приносит картинки и игрушки. Задача ребенка подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к игрушкам или предметам и явлениям, изображённым на картинках.
Например:
- Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, взлетает)
- Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)
- Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше). И т.д.
«Новоселье»
Цель: развивать умение различать понятия «одежда», «обувь», «головные уборы».
Материал: предметные картинки, три коробочки.
Ход игры. Взрослый говорит: «У куклы Кати новоселье. Ей надо собрать свои вещи для переезда на новую квартиру. Помоги уложить вещи правильно, чтобы на новом месте ей было легко отыскать все свои платья и туфли. Одежду будем складывать в первую коробку, обувь – во вторую, головные уборы – в третью». Затем ребёнку даются предметные картинки и три коробочки.
«Прятки»
Цель: формировать морфологическую сторону речи. Подвести ребенка к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа)
Материал: мелкие игрушки.
Ход игры. Подготовленные заранее игрушки взрослый прячет в разных местах комнаты, а затем сообщает ребенку: «Меня известили, что у нас в комнате поселились непрошенные гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Помоги мне найти гостя. (Ребенок ищет и находит игрушку) Хорошо, молодец! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом (Поиски). Отлично!»
Игрушки могут «прятаться» под кукольной кроватью, на столе, что стоит справа или слева от взрослого и т.д.
Таким образом, ребенок отыскивает всех незваных гостей и прячет их в коробочку, а взрослый договаривается с малышом, что они снова поиграют с игрушками в прятки.
«Птицы, рыбы, звери»
Цель: активизировать словарь, тренировать ребенка быстро подбирать слова на заданную тему.
Материал: мяч.
Ход игры. Взрослый бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей». Затем ребенок бросает мяч взрослому и предлагает ему назвать «птицу». Взрослый ловит мяч и называет. Далее взрослый снова бросает мяч ребенку и просит назвать «птицу» и т.д. Ребёнок и взрослый не должны повторяться.
Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».
«Две корзины»
Цель: развивать умение дифференцировать (различать) овощи и фрукты по разным признакам.
Материал: муляжи или картинки овощей и фруктов, две корзинки (коробочки).
Ход игры. На столе муляжи или картинки овощей и фруктов. Дети должны их разложить в две корзины. При этом предметы могут делиться не только по принадлежности к фруктам или овощам, но и по цвету, по форме, твёрдости – мягкости, вкусу или даже запаху.
«Найди и назови»
Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.
Материал: 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера (бумажные или пластмассовые).
Ход игры: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке геометрические фигуры. Взрослый просит показать и назвать различные геометрические фигуры, например: большой желтый круг, маленький синий квадрат и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)...
Картотека дидактических игр по развитию речи "Развитие правильного звукопроизношения"
ПОСПЕШИЛИ-НАСМЕШИЛИ».Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развит...
Картотека дидактических игр по развитию речи подготовительная группа (Связная речь)
Ведущая педагогическая идея заключается в создании педагогических условий для активного применения дидактических игр во всех видах деятельности по речевому развитию. В своей работе я стремлюсь создать...
Картотека дидактических игр по развитию речи (звуковая культура речи)
совершенствовать умение различать на слух звуки...
«Мы играем - речь развиваем» КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха.Развивать...
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (младший дошкольный возраст) «Мы играем - речь развиваем»
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(младший дошкольный возраст)«Мы играем - речь развиваем»...
Мы играем - речь развиваем КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)
Мы играем - речь развиваемКАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ) «ПОСПЕШИЛИ-НАСМЕШИЛИ».Цель. Развивать речевой слух и р...