Картотека дидактических игр по развитию речи
картотека по логопедии
В картотеке указаны интересные и увлекательные игры, развитивающие речь ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskih_igr_po_razvitiyu_rechi.docx | 156.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр по развитию речи
Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, в которых имеются правила, фиксированная структура игровой деятельности и система оценивания, являются одним из методов активного обучения. Благодаря их использованию процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Предлагаем Вам поиграть с Вашими детьми!
«Олины помощники»
Цель: образовывать форму множественного числа глаголов.
Материал: кукла Оля.
Ход игры. Взрослый говорит ребенку: «К тебе в гости пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их тебе покажу, а ты угадай, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.»
Кукла идёт по столу. Взрослый указывает на её ноги.
- Что это? (Это ноги)
- Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)
Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают…)
«Скажи, какой?»
Цель: учить детей выделять признаки предмета.
Материал: коробка (мешочек) с небольшими игрушками.
Ход игры. Взрослый вынимает из коробки (мешочка) предметы, называет их, а ребенок указывает на какой-либо признак этого предмета.
Если ребенок затрудняется, взрослый помогает: «Это кубик. Какой он?»
«Кто больше действий назовёт»
Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.
Материал: картинки и игрушки (предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег и др.).
Ход игры. Приходит Незнайка и приносит картинки и игрушки. Задача ребенка подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к игрушкам или предметам и явлениям, изображённым на картинках.
Например:
- Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, взлетает)
- Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)
- Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше). И т.д.
«Новоселье»
Цель: развивать умение различать понятия «одежда», «обувь», «головные уборы».
Материал: предметные картинки, три коробочки.
Ход игры. Взрослый говорит: «У куклы Кати новоселье. Ей надо собрать свои вещи для переезда на новую квартиру. Помоги уложить вещи правильно, чтобы на новом месте ей было легко отыскать все свои платья и туфли. Одежду будем складывать в первую коробку, обувь – во вторую, головные уборы – в третью». Затем ребёнку даются предметные картинки и три коробочки.
«Прятки»
Цель: формировать морфологическую сторону речи. Подвести ребенка к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа)
Материал: мелкие игрушки.
Ход игры. Подготовленные заранее игрушки взрослый прячет в разных местах комнаты, а затем сообщает ребенку: «Меня известили, что у нас в комнате поселились непрошенные гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Помоги мне найти гостя. (Ребенок ищет и находит игрушку) Хорошо, молодец! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом (Поиски). Отлично!»
Игрушки могут «прятаться» под кукольной кроватью, на столе, что стоит справа или слева от взрослого и т.д.
Таким образом, ребенок отыскивает всех незваных гостей и прячет их в коробочку, а взрослый договаривается с малышом, что они снова поиграют с игрушками в прятки.
«Птицы, рыбы, звери»
Цель: активизировать словарь, тренировать ребенка быстро подбирать слова на заданную тему.
Материал: мяч.
Ход игры. Взрослый бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей». Затем ребенок бросает мяч взрослому и предлагает ему назвать «птицу». Взрослый ловит мяч и называет. Далее взрослый снова бросает мяч ребенку и просит назвать «птицу» и т.д. Ребёнок и взрослый не должны повторяться.
Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».
«Две корзины»
Цель: развивать умение дифференцировать (различать) овощи и фрукты по разным признакам.
Материал: муляжи или картинки овощей и фруктов, две корзинки (коробочки).
Ход игры. На столе муляжи или картинки овощей и фруктов. Дети должны их разложить в две корзины. При этом предметы могут делиться не только по принадлежности к фруктам или овощам, но и по цвету, по форме, твёрдости – мягкости, вкусу или даже запаху.
«Найди и назови»
Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.
Материал: 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера (бумажные или пластмассовые).
Ход игры: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке геометрические фигуры. Взрослый просит показать и назвать различные геометрические фигуры, например: большой желтый круг, маленький синий квадрат и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)...
Картотека дидактических игр по развитию речи подготовительная группа (Связная речь)
Ведущая педагогическая идея заключается в создании педагогических условий для активного применения дидактических игр во всех видах деятельности по речевому развитию. В своей работе я стремлюсь создать...
Картотека дидактических игр по развитию речи (звуковая культура речи)
совершенствовать умение различать на слух звуки...
«Мы играем - речь развиваем» КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха.Развивать...
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (младший дошкольный возраст) «Мы играем - речь развиваем»
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(младший дошкольный возраст)«Мы играем - речь развиваем»...
Мы играем - речь развиваем КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)
Мы играем - речь развиваемКАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ) «ПОСПЕШИЛИ-НАСМЕШИЛИ».Цель. Развивать речевой слух и р...
Картотека дидактических игр по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Материал будет полезен педагогам, работающим в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Представлена подборка дидактических игр и пособий, которые помогут молодому педагогу грамотно начать работ...