Картотека дидактических игр по развитию речи
картотека по логопедии

Онипченко Ксения Андреевна

В картотеке указаны интересные и увлекательные игры, развитивающие речь ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr_po_razvitiyu_rechi.docx156.68 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по развитию речи

Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, в которых имеются правила, фиксированная структура игровой деятельности и система оценивания, являются одним из методов активного обучения.  Благодаря их использованию процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Предлагаем Вам поиграть с Вашими детьми!

«Олины помощники»

Цель: образовывать форму множественного числа глаголов.

Материал: кукла Оля.

Ход игры. Взрослый говорит ребенку: «К тебе в гости пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их тебе покажу, а ты угадай, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.»

Кукла идёт по столу. Взрослый указывает на её ноги.

- Что это? (Это ноги)

- Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)

Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают…)

«Скажи, какой?»

Цель: учить детей выделять признаки предмета.

Материал: коробка (мешочек) с небольшими игрушками.

Ход игры. Взрослый вынимает из коробки (мешочка) предметы, называет их, а ребенок указывает на какой-либо признак этого предмета.

Если ребенок затрудняется, взрослый помогает: «Это кубик. Какой он?»

«Кто больше действий назовёт»

Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.

Материал: картинки и игрушки (предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег и др.).

Ход игры. Приходит Незнайка и приносит картинки и игрушки. Задача ребенка подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к игрушкам или предметам и явлениям, изображённым на картинках.

Например:

- Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, взлетает)

- Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)

- Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше). И т.д.

«Новоселье»

Цель: развивать умение различать понятия «одежда», «обувь», «головные уборы».

Материал: предметные картинки, три коробочки.

Ход игры. Взрослый говорит:  «У куклы Кати новоселье. Ей надо собрать свои вещи для переезда на новую квартиру. Помоги уложить вещи правильно, чтобы на новом месте ей было легко отыскать все свои платья и туфли. Одежду будем складывать в первую коробку,  обувь – во вторую, головные уборы – в третью». Затем ребёнку даются  предметные картинки и три коробочки.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1481719/5281e313-b516-415e-ab8f-86fbaf650877/s1200?webp=false

«Прятки»

Цель: формировать морфологическую сторону речи. Подвести ребенка к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа)

Материал: мелкие игрушки.

Ход игры. Подготовленные заранее игрушки взрослый прячет в разных местах комнаты, а затем сообщает ребенку: «Меня известили, что у нас в комнате поселились непрошенные гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Помоги мне найти гостя. (Ребенок ищет и находит игрушку) Хорошо, молодец! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом (Поиски). Отлично!»

Игрушки могут «прятаться»  под кукольной кроватью,  на столе, что стоит справа или слева от взрослого и т.д.

Таким образом, ребенок отыскивает всех незваных гостей и прячет их в коробочку, а взрослый договаривается с малышом, что они снова поиграют с игрушками  в прятки.

«Птицы, рыбы, звери»

Цель: активизировать словарь, тренировать ребенка быстро подбирать слова на заданную тему.

Материал: мяч.

Ход игры. Взрослый бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей». Затем ребенок бросает мяч взрослому и предлагает ему назвать «птицу». Взрослый ловит мяч и называет.  Далее взрослый снова бросает мяч ребенку и просит назвать «птицу» и т.д. Ребёнок и взрослый не должны повторяться.

Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

«Две корзины»

Цель: развивать умение дифференцировать (различать) овощи и фрукты по разным признакам.

Материал: муляжи или картинки овощей и фруктов, две корзинки (коробочки).

Ход игры. На столе муляжи или картинки овощей и фруктов. Дети должны их разложить в две корзины. При этом предметы могут делиться не только по принадлежности к фруктам или овощам, но и по цвету, по форме, твёрдости – мягкости, вкусу или даже запаху.

«Найди и назови»

Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.

Материал: 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера (бумажные или пластмассовые).

Ход игры: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке геометрические фигуры. Взрослый просит показать и назвать различные геометрические фигуры, например: большой желтый круг, маленький синий квадрат и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(РАЗВИТИЕ   ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)...

Картотека дидактических игр по развитию речи "Развитие правильного звукопроизношения"

ПОСПЕШИЛИ-НАСМЕШИЛИ».Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развит...

Картотека дидактических игр по развитию речи подготовительная группа (Связная речь)

Ведущая педагогическая идея заключается в создании педагогических условий для активного применения дидактических игр во всех видах деятельности по речевому развитию. В своей работе я стремлюсь создать...

Картотека дидактических игр по развитию речи (звуковая культура речи)

совершенствовать умение различать на слух звуки...

«Мы играем - речь развиваем» КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха.Развивать...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (младший дошкольный возраст) «Мы играем - речь развиваем»

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(младший дошкольный возраст)«Мы играем - речь развиваем»...

Мы играем - речь развиваем КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)

Мы играем - речь развиваемКАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(РАЗВИТИЕ   ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)  «ПОСПЕШИЛИ-НАСМЕШИЛИ».Цель. Развивать речевой слух и р...