Отрабатываем падежные окончания
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Ивкина Галина Ивановна

Игры и упражнения для отработки падежных окончаний существительных

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otrabatyvaem_padezhnye_okonchaniya.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОТРАБОТКИ

ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

«Закрытый стакан»

Взрослый показывает ребенку стакан, обернутый салфеткой. Просит малыша догадаться, стакан чего он выпьет, если в стакане сок (лимонад, кефир, компот, кисель, молоко, вода и т. п.)

Ответы: «Я выпью стакан сока (лимонада, кефира, киселя и т. п.)»

«Кого испугался трусишка Даня?»

У ребенка на столе - картинки, на которых изображены звери, птицы, насекомые (пчела, ворона, мышка, жук, крот, гусеница и т. п.)

Взрослый спрашивает: «Кого испугался трусишка Даня?»

Ребенок отвечает: «Даня испугался пчелы (гуся, утки, мышки и т. п.)»

«У кого этот детеныш?»

Взрослый спрашивает: «Котенок у кого? Назови маму».

Ответы ребенка: «Котенок у кошки (щенок у собаки, теленок у коровы, ягненок у овцы, и т. п.)»

«Я начну, а ты продолжи»

Я слышал голос воробья, кукушки... Я видел следы лося...

«1, 2, 5»

Сосчитать предметы. (например, одно яблоко, два яблока, пять яблок)

«Скажи наоборот»

Машина подъехала к дому — Машина отъехала от дома.

Птица подлетела к гнезду —

Мама подошла к столу —

Поезд подъехал к вокзалу —

 И т. п.

«Посуда»

На столе предметы: чашка, стакан, тарелка, миска, чайник и т. п.

Взрослый предлагает найти и ответить: «Из чего едят суп (пьют чай и т. п.)?»

Ответы ребенка: «Суп едят из тарелки». «Чай пьют из чашки». И т. д.

«Закончи предложение»

Взрослый произносит предложение, не заканчивая его: «В саду созрело много... (слив, яблок, груш и т. п.). В зоопарке живет много... (обезьян, тигров, волков и т. п.). В магазине продается много... (платьев, курток, платков и т. п.). На мебельной фабрике делают много... (стульев, столов, кресел и т. п.)».

«Повар»

На столе - картинки с изображениями фруктов и овощей. Взрослый спрашивает: «Из чего мы сварим компот?»; «Из чего сварим борщ?»

Ответы ребенка: «Я сварю компот из яблок (груш, слив, персиков и т. п.)». И т. п.

«Для кого нужен?»

Взрослый предлагает ответить на вопросы: «Для кого нужен скворечник (гнездо, клетка, улей, коровник и т. п.)?»

Ответы ребенка: «Скворечник нужен для скворцов». И т. п.

«Закрытый букет»

На картинке - нарисованный букет цветов, верхняя часть которого закрыта листом бумаги. Взрослый рассказывает о девочке Кате, которой подружки принесли закрытый букет и обещали отдать только тогда, когда она догадается, букет каких цветов у них в руках. Поможем Кате?

Ответы ребенка: «Кате принесли букет тюльпанов (лилий, роз, одуванчиков, ландышей и т. п.)».

«Дружная семья»

Взрослый рассказывает историю о дружной семье, в которой было пятеро детей, и просит ответить, сколько в семье детских вещей, если у каждого ребенка была своя кроватка (тумбочка, подушка, полка, куртка, шуба, шапка, одеяло и т. д.).

Ответы ребенка: «В семье было пять кроваток (тумбочек, подушек и т. п.)»

«Маша и медведь»

Взрослый показывает иллюстрацию к сказке «Маша и медведь» и напоминает ее содержание. Медведь приносил из леса и огорода полную корзинку. А вот чего — ребенку нужно догадаться по своим картинкам (орехи, ягоды, грибы, огурцы, желуди и т. п.).

«Исправь ошибку»

•     Зубы чистят полотенцем.

•     Платье гладят пылесосом.

•     Картину рисуют щеткой.

•    Ткань режут спицами.

•     Яму копают пилой. И т. п.

Чем защищаются?

•     Еж — иголками;

•     Олень —

•     Кошка —

•     Собака —

•     Петух —

•     Конь —

 И т. п.

«Разведчик»

В комнате спрятаны игрушки (самолет, пушка, танк, грузовик и т. п.). Ребенок («разведчик») ищет их. Найдя игрушку, рапортует: «Танк я нашел под стулом». И т. п.

Литература:

1.  Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В.

Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. — СПб.: Образование, 1994.

2. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. — М.: Просвещение, 1990.

3. Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи. — СПб.: Детство-Пресс, 1999.

4.  Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. — СПб.: Акцидент, 1998.

5. Хрестоматия по логопедии // Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. — М.: Владос, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование падежных окончаний существительных в родительном падеже

Данная презентация преследует своей целью формирование умения использовать предложные окончания существительных в родительном падеже без предлога. Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работ...

Формирование падежных окончаний существительных в родительном падеже с предлогом БЕЗ

Презентация предназначена учителям-логопедам, воспитателям, родителям дошкольников с ОНР. Материал данной презентации поможет закрепить знания детей по теме"Одежда" и  формировать  падежные ...

Игры и упражнения для отработки падежных окончаний существительных у детей с ОНР.

В сатье говориться о  наиболее часто встечающихся ошибках  у детей с ОНР, в процессе усвоения падежных конструкций. А так же предлагается ряд игр на отработку падежных окончаний имён существ...

Упражнения для детей с ОНР на закрепление падежных окончаний по лексической теме «Зимние виды спорта»

Методическое пособие «Упражнения для детей с ОНР на закрепление падежных окончаний по лексической теме «Зимние виды спорта» предназначено для детей старшего дошкольного возраста имеющих тяжелые речевы...

Игры и упражнения для отработки падежных окончаний существительных у детей с общим недоразвитием речи

Изменение по падежам является  одним из наиболее важных дефектов у детей с общим недоразвитием речи, в  устранении которого могут помочь следующие игры и упражнения...

Игры и упражнения для отработки падежных окончаний существительных

Игры и упражнения для отработки падежных окончаний существительных...

Картотека. Падежные окончания: учимся употреблять правильно.

Раиса Воробьева разаботала очень хорошее, красочное пособие по лексическим темам: "Падежные окончания:учимся употреблять правильно"....