Отрабатываем падежные окончания
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Игры и упражнения для отработки падежных окончаний существительных
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otrabatyvaem_padezhnye_okonchaniya.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОТРАБОТКИ
ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
«Закрытый стакан»
Взрослый показывает ребенку стакан, обернутый салфеткой. Просит малыша догадаться, стакан чего он выпьет, если в стакане сок (лимонад, кефир, компот, кисель, молоко, вода и т. п.)
Ответы: «Я выпью стакан сока (лимонада, кефира, киселя и т. п.)»
«Кого испугался трусишка Даня?»
У ребенка на столе - картинки, на которых изображены звери, птицы, насекомые (пчела, ворона, мышка, жук, крот, гусеница и т. п.)
Взрослый спрашивает: «Кого испугался трусишка Даня?»
Ребенок отвечает: «Даня испугался пчелы (гуся, утки, мышки и т. п.)»
«У кого этот детеныш?»
Взрослый спрашивает: «Котенок у кого? Назови маму».
Ответы ребенка: «Котенок у кошки (щенок у собаки, теленок у коровы, ягненок у овцы, и т. п.)»
«Я начну, а ты продолжи»
Я слышал голос воробья, кукушки... Я видел следы лося...
«1, 2, 5»
Сосчитать предметы. (например, одно яблоко, два яблока, пять яблок)
«Скажи наоборот»
Машина подъехала к дому — Машина отъехала от дома.
Птица подлетела к гнезду —
Мама подошла к столу —
Поезд подъехал к вокзалу —
И т. п.
«Посуда»
На столе предметы: чашка, стакан, тарелка, миска, чайник и т. п.
Взрослый предлагает найти и ответить: «Из чего едят суп (пьют чай и т. п.)?»
Ответы ребенка: «Суп едят из тарелки». «Чай пьют из чашки». И т. д.
«Закончи предложение»
Взрослый произносит предложение, не заканчивая его: «В саду созрело много... (слив, яблок, груш и т. п.). В зоопарке живет много... (обезьян, тигров, волков и т. п.). В магазине продается много... (платьев, курток, платков и т. п.). На мебельной фабрике делают много... (стульев, столов, кресел и т. п.)».
«Повар»
На столе - картинки с изображениями фруктов и овощей. Взрослый спрашивает: «Из чего мы сварим компот?»; «Из чего сварим борщ?»
Ответы ребенка: «Я сварю компот из яблок (груш, слив, персиков и т. п.)». И т. п.
«Для кого нужен?»
Взрослый предлагает ответить на вопросы: «Для кого нужен скворечник (гнездо, клетка, улей, коровник и т. п.)?»
Ответы ребенка: «Скворечник нужен для скворцов». И т. п.
«Закрытый букет»
На картинке - нарисованный букет цветов, верхняя часть которого закрыта листом бумаги. Взрослый рассказывает о девочке Кате, которой подружки принесли закрытый букет и обещали отдать только тогда, когда она догадается, букет каких цветов у них в руках. Поможем Кате?
Ответы ребенка: «Кате принесли букет тюльпанов (лилий, роз, одуванчиков, ландышей и т. п.)».
«Дружная семья»
Взрослый рассказывает историю о дружной семье, в которой было пятеро детей, и просит ответить, сколько в семье детских вещей, если у каждого ребенка была своя кроватка (тумбочка, подушка, полка, куртка, шуба, шапка, одеяло и т. д.).
Ответы ребенка: «В семье было пять кроваток (тумбочек, подушек и т. п.)»
«Маша и медведь»
Взрослый показывает иллюстрацию к сказке «Маша и медведь» и напоминает ее содержание. Медведь приносил из леса и огорода полную корзинку. А вот чего — ребенку нужно догадаться по своим картинкам (орехи, ягоды, грибы, огурцы, желуди и т. п.).
«Исправь ошибку»
• Зубы чистят полотенцем.
• Платье гладят пылесосом.
• Картину рисуют щеткой.
• Ткань режут спицами.
• Яму копают пилой. И т. п.
Чем защищаются?
• Еж — иголками;
• Олень —
• Кошка —
• Собака —
• Петух —
• Конь —
И т. п.
«Разведчик»
В комнате спрятаны игрушки (самолет, пушка, танк, грузовик и т. п.). Ребенок («разведчик») ищет их. Найдя игрушку, рапортует: «Танк я нашел под стулом». И т. п.
Литература:
1. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В.
Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. — СПб.: Образование, 1994.
2. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. — М.: Просвещение, 1990.
3. Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи. — СПб.: Детство-Пресс, 1999.
4. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. — СПб.: Акцидент, 1998.
5. Хрестоматия по логопедии // Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. — М.: Владос, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование падежных окончаний существительных в родительном падеже
Данная презентация преследует своей целью формирование умения использовать предложные окончания существительных в родительном падеже без предлога. Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работ...
Формирование падежных окончаний существительных в родительном падеже с предлогом БЕЗ
Презентация предназначена учителям-логопедам, воспитателям, родителям дошкольников с ОНР. Материал данной презентации поможет закрепить знания детей по теме"Одежда" и формировать падежные ...
Игры и упражнения для отработки падежных окончаний существительных у детей с ОНР.
В сатье говориться о наиболее часто встечающихся ошибках у детей с ОНР, в процессе усвоения падежных конструкций. А так же предлагается ряд игр на отработку падежных окончаний имён существ...
Упражнения для детей с ОНР на закрепление падежных окончаний по лексической теме «Зимние виды спорта»
Методическое пособие «Упражнения для детей с ОНР на закрепление падежных окончаний по лексической теме «Зимние виды спорта» предназначено для детей старшего дошкольного возраста имеющих тяжелые речевы...
Игры и упражнения для отработки падежных окончаний существительных у детей с общим недоразвитием речи
Изменение по падежам является одним из наиболее важных дефектов у детей с общим недоразвитием речи, в устранении которого могут помочь следующие игры и упражнения...
Игры и упражнения для отработки падежных окончаний существительных
Игры и упражнения для отработки падежных окончаний существительных...
Картотека. Падежные окончания: учимся употреблять правильно.
Раиса Воробьева разаботала очень хорошее, красочное пособие по лексическим темам: "Падежные окончания:учимся употреблять правильно"....