Выступление на методической неделе «Развитие речи дошкольников»
презентация по логопедии

Бондаренко Ульяна Александровна

Выступление на методической неделе «Развитие речи дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx32.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №35 «Сказка »городского округа город Октябрьский                                                                    

Выступление на методической неделе

«Развитие речи дошкольников»

                                                                            Разработала:

                                                                            учитель-логопед высшей

                                                                                 квалификационной категории

                                                                            Бондаренко У.А.

                                                           

(слайд 1)

  В ходе модернизации системы дошкольного образования сложились принципиально новые условия для развития и обучения детей. Необходимо создать такие условия развития ребенка, при которых  открываются возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

(слайд 2)

Образовательная область «Речевое развитие» по ФГОС  включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров  детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

(слайд 3)

Основные цели и задачи образовательной области «Речевое развитие»:

  1. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
  2. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи - диалогической и монологической форм, формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
  3. Практическое овладение воспитанниками норм речи.

(слайд 4)

Цель педагога в свете образовательной области  «Речевое развитие» по ФГОС - обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности, на основе владения языком своего народа.

(слайд 5)

Задачи развития речи:

  1. Формирование структурных компонентов системы языка - фонетического, лексического, грамматического;
  2. Формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи, двух форм общения - диалога и монолога;
  3. Формирование способности к элементарному осознанию языка и речи;

(слайд 6)

В связи с этим,  основными направлениями работы воспитателя по развитию речи для каждой возрастной группы детей, являются:

  1. Создание развивающей речевой среды (педагог должен способствовать  развитию  речи  как средства общения, помогать детям  посредством  речи взаимодействовать  и  налаживать  контакты  с окружающими, обсуждать  с  детьми  информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения).
  2. Развитие словаря (На основе расширения ориентировки детей в  ближайшем  окружении  развивать  понимание  речи  и  активизировать словарь, обогащать словарь существительными, прилагательными, глаголами, наречиями, способствовать  употреблению  усвоенных  слов  в  самостоятельной речи детей).
  3. Воспитание звуковой культуры речи (следует упражнять детей в отчетливом произнесении звуков, способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания. Формировать интонационную выразительность речи детей)
  4. Формирование грамматического строя речи (нужно учить  согласовывать  существительные  и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, числам, использовать в речи предлоги, очень часто на вопрос: какой это предмет? дети не могут правильно согласовывать словосочетания, употребляют выражения, типа: синий шапка, пушистый перышко).
  5. Развитие связной речи (развивать и совершенствовать диалогическую форму речи, формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями. Часто, дети затрудняются рассказать о своих впечатлениях и обходятся короткими простыми предложениями).
  6. Развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики рук (задача педагога- учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук, учить определять место звука в слове, отрабатывать интонационную выразительность речи).
  7. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи, обеспечивающее подготовку детей к обучению грамоте (к поступлению в школу- нужно дать детям представления о предложении (без грамматического определения), упражнять  в  составлении  предложений,  членении  простых  предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности, учить  детей  делить  двусложные  и  трехсложные  слова  с  открытыми слогами на части, учить составлять слова из слогов, учить выделять последовательность звуков в простых словах).

В работе с детьми эти задачи тесно связаны между собой,  например, обогащая словарь, мы одновременно заботимся о том, чтобы ребенок правильно и четко произносил все звуки в слове, грамматически верно употреблял слова в словосочетаниях, предложениях, в связной речи. В свою очередь в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны речи, что в конечном итоге создает предпосылки для наиболее эффективного развития речевых навыков и умений.

(слайд 7)

В современных условиях проблема развития речи ребенка — дошкольника стоит достаточно остро. Ведь именно от уровня развития речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие детей. Думаю, многие согласятся, что современные родители мало и неохотно читают своим детям, не побуждают их к диалоговой речи. В связи с чем, речь детей не отличается особой выразительностью, довольно большой процент детей         имеет те или иные нарушения в звукопроизношении, дети зачастую допускают в своей речи аграмматизмы; не умея  выстраивать связную речь, ограничиваются односложными ответами.

(слайд 8)

 Здесь на помощь может прийти использование Информационно Коммуникативных технологий, т.е. презентаций и игр на компьютере, как одного из источников мотивации. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Он позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать занятие более содержательным, интересным, привлекательным и по-настоящему современным.

Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это и работа со всеми детьми, подгруппами и индивидуально, конечно полностью проводить занятие перед монитором не стоит, но частично можно использовать и во время ОД, и индивидуально в вечернее время. Чередование демонстрации красочного материала и беседы с детьми помогают в большей мере добиться поставленных целей занятия. Презентации состоят из красочных анимированных слайдов, которые стали прекрасными помощниками при проведении занятий. Грамотно подобранный материал позволяет отследить уровень знаний детей и спланировать дальнейшую работу.  

ИКТ можно использовать для:

(слайд 9)

  • Работы над звукопроизношением –  при выполнении артикуляционной гимнастики, для автоматизации звуков, дифференциации звуков и букв в саморстоятельной речи детей.

(слайд 10)

  • Можно использовать презентации при формировании лексико-грамматических категорий– огромное количество красочного материала в легкой и доступной форме формируют у детей навыки словообразования и словоизменения.

(слайд 11)

  • Презентации можно использовать для развития  общей, мелкой моторики рук- на экране идет демонстрация сюжетной линии, педагог читает текст и показывает упражнения, дети выполняют.

(слайд 12 )

  • Развития связной речи – можно использовать презентации как зрительную опору при составлении пересказа текста по  серии сюжетных картинок, либо описательного рассказа с опорой на алгоритм.

(слайд 13)

  • Обучения грамоте - формирование навыков фонематического анализа (выделение картинок на заданный звук).

(слайд 14)

Такое задание можно дать ребенку при закреплении звука Ш- помоги лисенку найти своих лисят, называй картинки, правильно произнося звук Ш.

(слайд 15)

По моему опыту, на занятиях дети более всего полюбили презентации по логоритмике, артикуляционные сказки, а так же презентации и игры, направленные на автоматизацию звуков.

(слайд 16)

Нельзя  забывать и о здоровьесбережении, в качестве оргмомента, либо физминутки, на каждом занятии я использую  самомассаж. Для детей это своего рода ритуал, который помогает снять эмоциональное напряжение   и настроиться на продуктивную работу. В моей копилке несколько разных по содержанию текстов, которые я меняю от занятия к занятию и которые легко связать с лексической темой ООД

(один из таких универсальных самомассажей, давайте попробуем сделать вместе с вами)

Ручки растираем и разогреваем

(потирание ладоней)

И лицо своим теплом мы нежно умываем

(разогретыми ладонями проводим по лицу вверх-вниз)

Грабельки сгребают все плохие мысли

(от середины лба к вискам)

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро

(растирание ушных раковин по краю сверху вниз и обратно)

Их вперед потянем, тянем вниз за мочки

(сгибание вперед и вниз)

И теперь уходим пальцами на щечки

Щечки разминаем, чтобы надувались

(тремя пальцами разминаем щеки по кругу)

Губки разминаем, чтобы улыбались

(указательные пальцы двигаются навстречу друг другу)

над и под губой)

таким образом, происходит активизация биологически активных точек, речевая разминка и положительный настрой на занятие.

(слайд 17)

       Полноценное речевое развитие ребенка невозможно без правильного звукопроизношения, поэтому для  постановки и автоматизации звуков, на своих занятиях я использую кукол-помощников: Лягушку- квакушку и Змейку-Шушу. Это мягкие игрушки, у которых четко видны язык, и зубы, являются сюрпризным моментом как во время индивидуальной, так и подгрупповой и фронтальной работе. Эти игрушки я использую во время выполнения артикуляционной гимнастики, и постановки- автоматизации звуков, заметила, что дети становятся более мотивированы на артикуляционную работу, у них создается яркий эмоциональный настрой к данной деятельности, что способствует коррекции речевых нарушений.

(слайд 18)

Выводы:

В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью, низкой речевой активностью, недостатками звукопроизношения. Причем с каждым годом количество таких детей неуклонно растет. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

В своей практике, используя  данные методы и приемы, я вижу положительную динамику в речевом развитии детей:

- значительно возрастает интерес воспитанников на занятии;

- дети чувствуют себя более успешными;

- на занятиях нет места монотонности и скуке;

- ребята быстрее и качественнее усваивают материал;

- накапливается словарь;

- развивается связная речь;

- развивается  мелкая моторика.

Если еще несколько лет назад основную часть работы по речевому развитию детей брали на себя учителя- логопеды, то в данный момент, вся эта работа ложится   на плечи воспитателей. Проводя почти весь день в стенах детского сада, дети должны слышать   от воспитателя грамотную речь, в ваших силах заинтересовать ребенка, дать ему все необходимое для дальнейшей успешной жизни в обществе.

Думаю, что эти  приемы вы возьмете себе на вооружение. Ведь нет такой игры, которая бы не развивала речь!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая неделя "Развитие речи в условиях семьи и детского сада"

При планировании методической работы с педагогами своего учреждения мы используем широко известные групповые формы работы: педагогические советы, семинары, консультации, методические выставки и т.д.Од...

Методическая неделя "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

Методическая неделя, как одна из форм методической работы, позволяет систематизировать знания педагогов по данной теме и делиться накопленным опытом работы....

Выступление на методическом объединении «Развитие речи детей»

Дошкольное детство- небольшой отрезок в жизни человека. За это время ребенок приобретает больше, чем за всю последующую жизнь. «Программа» дошкольного детства поистине огромна: овладение речью, мышлен...

Выступление: ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФГОС

Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать задачи, которые являются уже традиционными для методики развития речи: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формиров...

«МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР» «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Актуальность. Речь – чудесный дар природы. Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошко...

Методическая разработка "Развитие речи дошкольников с особыми возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи) через авторские компьютерные игры"

laquo;…внедрение современных информационных технологий, доступность качественных государственных услуг в этой сфере, расширение возможностей широкополосного доступа – это главные показат...

Презентация к выступлению на семинаре для педагогов в рамках методической недели "Развитие речи дошкольников"

Словарь – один из компонентов речевого развития ребенкаФормирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение являе...