Обучение старших дошкольников грамоте
презентация к уроку по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Презентация пот теме: "Обучение старших дошкольников грамоте"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_starshih_doshkolnikov_gramote.pptx | 88.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вопрос обучения грамоте дошкольников является важным для каждого воспитателя, родителя, а также для учителя. Не менее важен он и для самого воспитанника - этот процесс влечет за собой его развитие. Обучая грамоте, мы осуществляем пропедевтику дислексии и дисграфии , что далее поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок .
Психологами доказано, что дети после пяти лет обладают особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи, поэтому именно этот возраст самый благоприятный для начала обучения чтению. Дети шести лет проявляют особый интерес к чтению и успешно им овладевают. Наблюдения показывают, что у детей появляется потребность самим не только рассматривать картинки, но и читать - это возраст развития познавательных интересов.
Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут: “Послушай, как поют птички!”, когда мы уже играем с малышами в игру «Молчанка» (раз, два,три, четыре , пять, начинаем мы молчать и тихонько слушать звуки)
Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте в старшей и подготовительной группах: 1 . Сформированность звуковой стороны речи; 2. Сформированность фонематических процессов; 3. Сформированность звукового анализа и синтеза слов
1. Сформированность звуковой стороны речи , т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров) . В норме к 5 г. сформированы все свистящие и шипящие звуки(с,з,ц, ш,ж,щ,ч) К 6г. звуки л, р. Методы и приемы: старшая группа : 1. Артикуляционная гимнастика ( “Сказка про язычок” ) 2. Работа над речевым дыханием 3. Анализ особенности произнесения и звучания звука: положение губ, языка, зубов, участие голоса, прохождение воздушной струи (используют зеркало!) подготовительная группа : Анализ произнесения звука могут производить без зрительного контроля.
2. Сформированность фонематических процессов ,т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка ( фонематический слух) . старшая группа : Игра «Поймай звук ладошками» ( ребенок хлопает в ладоши , когда услышит заданный звук ) Пример : Звук [р]: папа, мама, рама, дома, Рома, ком, сом, дом, ром, коза, роза и т.д. Игра “ Назови повторяющийся звук. Какой звук я загадала? ” Пример : шар, шуба, мешок, каша, душ, карандаш – [Ш].
подготовительная группа : Игра «Замени звук» Оборудование: ряды слов для преобразования, предметные картинки со словами, которые должны получиться. Взрослый задает звук, на который нужно будет заменить первый или последний звук в слове. Затем он раскладывает картинки и произносит слова, а ребенок с их помощью мысленно заменяет звук в исходном слове на заданный и называет вслух получившееся слово. Например, нужно заменить на [ч] первый (кашка - чашка, гайка - чайка, масть - часть) или последний звук (враг - врач, клюв - ключ, мел - меч).(на р последний звук: кеды, сок,боб, удав) По мере тренировки игру можно проводить на слух, без использования картинок.
3. Сформированность звукового анализа и синтеза слов старшая группа : Этап посвящается изучению гласных звуков . Дети при обучении навыкам звукового анализа нуждаются в слуховой и зрительной опоре: в отличие от букв символы быстро и легко з апоминаются детьми. Для гласных звуков можно использовать систему символов , разработанную Т . А . Ткаченко . В ней внешний вид символов совпадает с очертанием губ при артикуляции соответствующего гласного звука . Игра “Рассели гласные звуки в домики” ( выделению звука в слове помогает утрированное произнесение изучаемого звука в ходе занятия ). На этом этапе дети учатся анализу и синтезу звукосочетаний из двух , а затем из трех гласных типа АУ , АОУ .
Далее начинается знакомство с согласными звуками . Учим детей многократно произносить согласные , озвучивая картинки - символы ( “мычим” , “пыхтим” , “свистим” и т . д . Используем символы по Т . А . Ткаченко ) После этого учимся сравнивать гласные и согласные звуки , находим различия в артикуляции . Дифференциация звуков по глухости - звонкости , твердости - мягкости проходит , опираясь на слуховое восприятие и тактильные ощущения . Пример : определить звукость - глухость звуков Щ - Ж . ( глухость и звонкость контролируем при помощи руки , положенной на горло . Твердость - мягкость - с помощью кисти руки : если звук твердый - рука сжата в кулак “Камень” , а если мягкий - расслаблена “Вата” )
На втором этапе дети учатся выделять звук в ряду других звуков слог с заданным звуком в ряду других слогов определять наличие или отсутствие звука в слове выделять сначала начальный согласный , затем последний .
На последнем этапе дети учатся производить полный звуковой анализ слов . Осваивают способ слияния звуков в слоги . Пример : выполнить звуковой анализ слова МАК . произнести слово медленно и четко , так чтобы был слышен каждый звук выделить голосом и назвать первый звук в слове , определить какой это звук ? далее по такому же принципу идет определение второго , а затем третьего звука в слове называние всех звуков в слове по порядку подсчет и называние количества звуков в слове , определение количества гласных и согласных звуков .
В заключении дети знакомятся с буквой . Цель - определить связь звука с его графическим образом . Примеры заданий : “На что похожа буква ? ” В ряду букв обвести в круг заданную букву Выкладывание букв из счетных палочек , веревочек и т . д . Обвести букву по точкам , заштриховать , дописать “Буква сломалась” ( выкладывание буквы из набора элементов )
Библиографический список 1. Букварь : учебное пособие / Н . С . Жукова .- М .: Эксмо , Е .: ЛИТУР , 2006 2. Гомзяк О . С . “Говорим правильно в 5-6 лет / учебно - методический комплекс .- М .: Издательство ГНОМ и Д ., 2019 ” 3. Гомзяк О . С . “Говорим правильно в 6-7 лет / учебно - методический комплекс .- М .: Издательство ГНОМ и Д ., 2019 ” Пожеленко Е . А . Волшебный мир звуков и слов : Пособие для логопедов .- М .: Гуманит . изд . центр ВЛАДОС , 2003 Ткаченко Т . А . Звуки и знаки . М .: ЮНВЕС , 2001
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение старших дошкольников грамоте
Развитие фонематических представлений...
Дидактические игры при обучении старших дошкольников грамоте
Опыт показывает, что самое обычное задание со звучащим словом можно преподнести так, что оно вызовет большой интерес, и дети с удовольствием выполнят эту работу, которая в другом случае им показалась ...
Использование дидактических игр для обучения старших дошкольников грамоте.
В добукварный период дети практически усваивают такие понятия, как предложение, слово, слово, звук, учатся слышать звуки в словах, узнавать и воспроизводить их.Занимательные упражнения и дидактические...
Консультация "Информационно – коммуникативные технологии при обучении старших дошкольников грамоте"
КонсультацияИнформационно – коммуникативные технологии при обучении старших дошкольников грамоте...
Выступление из опыта работы по теме:«Информационно- коммуникативные технологии при обучении старших дошкольников грамоте»
Использование информационных технологий при организации непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте позволяет сделать образование современным, приблизить образовательную деят...
Информационно коммуникативные технологии при обучении старших дошкольников грамоте
Наш век – век информационных технологий. Одна из важнейших задач педагога научить ребёнка ориентироваться в этом огромном информационном потоке, извлекать полезную, нужную информацию, умет...
Информационно коммуникативные технологии при обучении старших дошкольников грамоте
Наш век – век информационных технологий. Одна из важнейших задач педагога научить ребёнка ориентироваться в этом огромном информационном потоке, извлекать полезную, нужную информацию, умет...