Советы логопеда: Развитие лексического словаря у детей старшего дошкольного возраста.
консультация по логопедии
Взаимодействие с родителями. Буклет: Советы логопеда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_sovety_roditelyam_o_leksicheskom_slovare.docx | 115.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие лексики у детей старшего дошкольного возраста
Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развития личности ребёнка.
Главный фактор развития связной речи – наличие заинтересованного слушателя, которым и должны стать вы, уважаемые родители. Конечно у родителей нет тех методических средств, которыми располагают педагоги, но зато в распоряжении мам и пап столько удобных поводов для непосредственного влияния на речь ребёнка: это и совместный просмотр телепередач с обсуждением их содержания, и чтение перед сном любимых книжек, и прогулки в парке, посещение детского театра и т.д.
По мере увеличения представлений об окружающей действительности расширяется словарный запас ребёнка.
Среди многочисленных приёмов работы по развитию лексики дошкольника, используемых в педагогике, родителям можно предложить следующее:
1. Показ и называние нового предмета (его признаков или действия). Показ должен сопровождаться пояснением, которое помогает понять сущность
предмета;
2. Объяснение происхождения сложных слов (сахарница-посуда, в которой хранится сахар, хлебница, т.д.);
3. Подбор названия предмета к действию (кто? что? растёт – ребёнок, цветок; кто? что? бежит? - собака, ручей); названий действий к предметам (снег (что делает?) - падает, кружится); признаков к предметам (стул (какой?) - детский, деревянный); подбор однокоренных слов (книга, книжечка, книжный);
4. Подбор синонимов (слов, близких по смыслу): смелый – храбрый, грусть – печаль;
5. Подбор антонимов (слов, противоположных по смыслу): горячий – холодный, сухой – мокрый;
6. Называние единственного и множественного числа существительных: стол – столы, ухо – уши;
7. Образование существительных уменьшительной формы: шарф – шарфик, стол – столик; от данного
существительного: стекло – стеклянный, лиса – лисий;
8. Различение женского, мужского и среднего рода существительных (про что можно сказать: моя, мой, моё);
9. Глагольный словарь пополняется и в процессе выполнения различных действий, когда вместе с действием усваивается и слово-название этого действия;
10. Употребление глаголов с разными приставками: полить – налить – вылить – перелить;
11. Нахождение обобщённого названия для группы слов: автобус, трамвай, машина – транспорт, т.д.;
12. При чтении книг нужно обращать внимание на новые слова, объяснять их значение;
13. При чтении художественной литературы обращать внимание на такие выражения, как «счастье улыбнулось», «холодный взгляд», т.д.
К чему приводит нарушение лексики?!
- Ограничивается объем понимания речи.
- Неудовлетворительное развитие связной речи.
- Недостаточно развивается словесно-логическое мышление.
- Трудности в освоении чтения.
- Трудности в пересказывании.
- Трудности при усвоении правил русского языка (на письме). Например, при изучении написания безударной гласной, ребенку трудно подобрать проверочное (однокоренное) слово.
Игры, способствующие увеличению словарного запаса:
- Лото
- Назови овощи (фрукты, посуду, любое обобщение) в том же порядке, как я покажу (скажу) – это развивает речеслуховую память. Назови первое (последнее) слово.
- Посмотри внимательно, запомни, назови.
Игры на закрепление обобщающих слов:
- Игры типа “Я знаю пять овощей”, назови на каждый пальчик овощ (фрукт, птицу и т.п.). Назвать быстро, четко.
- Продолжи цепочку (называй быстро, чтобы цепочка не оборвалась)
Помидор, картофель, огурец …
Или Снегирь, воробей, синица …
Или Стул, кровать, кресло …
- Игры с мячом: поймай только фрукты…
поймай только овощи…
поймай только зеленые овощи…
поймай только круглые овощи. и т.п. (сладкие, кислые…)
- Закрепление частей целого
Хлопни в ладоши, когда услышишь части дома (окно, дорога, дверь, труба, дерево, балкон)
Помоги дорисовать (дерево, стул, человека).
- Объяснение значения слов.
(объясни Незнайки, что такое огурец? Это мебель?)
Объясняем по плану: обобщающее слово → части → функциональные назначения.
Огурец – это овощ, зеленого цвета, овальный, с пупырышками. Его едят.
- Сравнение слов
а) чем отличаются?
б) чем похожи?
Развитие словаря ребёнка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитие всех компонентов речи, звукопроизношением и грамматическим строем речи.
Развитие лексического словаря у детей старшего дошкольного возраста.
Советы родителям
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и игровые упражнения для развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Игры и игровые упражнения для развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
Игры и игровые упражнения для развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Воспитание и обучение детей с ОНР сложный процесс, требующий от окружающих ребенка взрослых определенного круга знаний об особенностях общего и речевого развития детей, душевной доброты и наблюдатель...
Развитие лексической речи у детей старшего дошкольного возраста
Работа по развитию лексического запаса.Систематизация практического материала для организации речевых игр, эмоциональной лексики у дошкольников....
Методическое пособие "Развитие лексического строя речи детей старшего дошкольного возраста"
Данная разработка была сделана на основе пособия О.И.Крупенчук "Научите меня говорить правильно", адаптирована для группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Материал представлен ...
Мастер-класс для воспитателей ДОУ по проведению игр, направленных на развитие лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста: "Развиваем нашу речь"
Мастер-класс для воспитателей ДОУ по проведению игр, направленных на развитие лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста: "Развиваем нашу речь"...