методы и приемы обучения рассказыванию дошкольников
презентация по логопедии
Материал может быть полезен воспитателям, логопедам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
логопедия, развитие речи | 2.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Учить ребенка рассказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.
Большое значение имеет взаимосвязь обучения рассказыванию и других видов работы по развитию речи: обогащения словаря, формирования грамматических навыков, воспитания звуковой культуры речи.
Задачи : учить детей связно рассказывать об увиденном и услышанном, правильно отражать в речи воспринятое, рассказывать последовательно, с достаточной полнотой и законченностью, не отвлекаясь от темы, приучать дошкольников рассказывать не торопясь; помогать им находить нужные слова, выражения, поощрять использование точных названий предметов, действий, качеств; развивать образную речь, учить рассказывать живо, выразительно.
Виды рассказов: фактические - рассказы по восприятию, а также по памяти (на темы из личного опыта). творческие рассказы – рассказы, которые создаются при активной работе воображения. Однако и здесь широко используются реалистические темы: ребенок может придумывать события или действия вымышленного героя, но при этом придерживаться жизненной достоверности.
Методы обучения: Наглядные Словесные Практические Игровые
Приемы обучения рассказыванию: Совместное рассказывание . Образец рассказа Частичный образец Анализ образца рассказа План рассказа Коллективное составление рассказа Составление рассказа по частям Моделирование
Методика Смольниковой Н.В. И Венгера Л.А. в обучении связной речи детей с ОНР:
Ткаченко Т.А. « Использование схем в составлении описательных рассказов »
Методика Глухова В.П. «Обучения рассказыванию детей с ОНР»
Методика Т.В. Большевой « Развитие мышления у дошкольников с помощью мнемотехники»
Правила написания синквейна Синквейн состоит из 5 строк ; Его форма напоминает ёлочку . 1 слово 2 слова 3 слова 4 слова 1 слово
Что пишется в каждой строке 1 строка 2 строка 3 строка 4 строка 5 строка 1 слово – заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто? Что?) 2 слова Это прилагательные. ( Какой? Какая? Какое? Какие?) 3 слова Это глаголы. ( Что делает? Что делают?) 4 слова Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора. 1 слово Вывод, итог. Это существительное. (Кто? Что?)
Примеры Лексическая тема: «Новый год» Новый год . Радостный , долгожданный. Приходит , веселит, радует. Я люблю этот праздник. Подарки . Лексическая тема: «Новый год» Новый год. Радостный, долгожданный. Приходит, веселит, радует. Я люблю этот праздник. Подарки.
Составление рассказа по картине: Предметные картины – на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, животные; «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные» – автор С. А. Веретенникова, художник А. Комаров). Сюжетные картины , где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом. Серия или набор картин, связанных единым сюжетным содержанием, например (рассказ в картинках) «Рассказы в картинках» Н. Радлова (М., Планета, 1992).
Репродукции картин мастеров искусства: пейзажные картины : А. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Март»; К. Юон «Мартовское солнце»; А. Куинджи «Березовая роща»; И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Рубка леса»; В. Васнецов «Аленушка»; В. Поленов «Осень в Абрамцеве», «Золотая осень» и др.; натюрморт : К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; П. Кончаловский «Маки», «Сирень у окна».
При отборе картин для рассказывания к ним предъявляется ряд требований: содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему; картина должна быть высокохудожественной; изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими; условное формалистическое изображение не всегда воспринимается детьми; следует обращать внимание на доступность не только содержания, но и изображения.
Методика Н. М. Зубаревой Дети и изобразительное искуство Рекомендуются картины И. Левитана «Золотая осень»; «Березовая роща» И. Левитана и «Березовая роща» А. Куинджи; «Утро в сосновом бору» И. Шишкина и др. Повышает эмоциональное восприятие картины рассматривание ее в сопровождении музыки («Золотая осень» И. Левитана и «Октябрь» П. И. Чайковского). Одновременное рассматривание двух картин разных художников на одну и ту же тему («Березовая роща» И. Левитана и А. Куинджи) помогает детям увидеть различные композиционные приемы, которыми пользуются художники для выражения своего замысла. Предложение мысленно войти в картину, осмотреться вокруг, прислушаться стимулирует творчество и дает полноту ощущения образа. Далее организуется описание картин детьми.
Творческое рассказывание по картине (фантазирование ) Цель : учить детей составлять связные фантастические рассказы по мотивам изображенного. Виды рассказов: - фантастическое преобразование содержания; - рассказ от имени изображенного (представляемого) объекта с заданной или самостоятельно выбранной характеристикой.
Этапы рассказывания по картине. В младшем дошкольном возрасте осуществляется подготовительный этап, который ставит своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию. В среднем дошкольном возрасте детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу. В старшем дошкольном возрасте возрастает мыслительная и речевая активность детей. Дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя описывают предметные и сюжетные картины, составляют сюжетные рассказы по серии картин, придумывают начало и конец сюжету картины.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы обучения. Характеристика наглядных и практических методов обучения.
Прием обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой задачи. Сочетание приемов образует метод обучения. Одни и те же приемы могут входит в раз...
Методы и приемы обучения детей слушанию музыки. Влияние музыки на чувственно-эмоциональную сферу дошкольников.
Слушание музыки с раннего возраста до подготовительной группы....
Методы и приемы обучения старших дошкольников выполнению кистевой росписи.
Успешому развитию творческих пособностей детей помогает умелое использование педагогом произведения народного прикладного искусства. Но от педагога зависит, как он сумеет раскрыть красочну...
Методы и приемы обучения рассказыванию в младшем дошкольном возрасте.
Связная монологическая речь формируется в недрах диалога, как основной формы речевого общения. Можно сказать, что диалог – первая ступень развития связной монологической речи. ...
Задачи и содержание обучения связной речи. Приемы обучения рассказыванию.
quot;Развитие связной речи определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка» (Л.С. Выготский,Н.И. Жинкин,А.А. Леонтьев)...
Методы и приемы обучения творческому рассказыванию детей дошкольного возраста
Словесное творчество — наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» &md...
Методы и приемы обучения рассказыванию по серии сюжетных картинок детей старшего дошкольного возраста.
В методике развития речи выделяется несколько видов рассказов детей по серии сюжетных картин: рассказ-описание и рассказ-повествование.А.А. Алексеева отмечает, что обучение составлению рассказа-...