Логопедические пятиминутки в подготовительной группе
картотека по логопедии (подготовительная группа)

Абузярова Татьяна Николаевна

Логопедические пятиминутки для работы воспитателей в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskie_pyatiminutki_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx97.64 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая пятиминутка в подготовительной группе

(I неделя октября)

Лексика: «Грибы»

1.Называть съедобные и несъедобные грибы.

2.Ответить: где в лесу растут подосиновики, подберёзовики, опята?

3.Что готовят из грибов?

4.Счёт до 5: один груздь, два груздя,..., пять груздей; один   подберёзовик,...; одна сыроежка,...; один маслёнок.

5.Называть несъедобные грибы.

 Считать от 1 до 5: мухомор; поганка.

6.Артикуляционная гимнастика (на усмотрение воспитателя.).

7. Звук и буква [У] - выкладывание буквы из палочек. Придумать 5 слов на звук [У].

8.Где стоит звук [У] (вначале, в середине, в конце)?

   удочка, кукушка, утка, кактус, какаду, улей, мусор, ум

Логопедическая пятиминутка в подготовительной группе

(II неделя октября)

Фонематический слух:

«Повторять за мной только те слова, вначале которых стоит звук  [У]»

оборка - уборка, упор - опора, бидон - удод, позор - узор, калитка - улитка, очистить - учитель, осыпать - усы, окошко - укол, ока -

уха

«Повторяйте за мной слова со звуком [О] в середине»

мул - мол - мал, суп - сын - сон, бук - бок - бак, сок - сук - сом, пук - пол - пас

«Повторяйте за мной по три звука слитно и затем назовите  

отдельно каждый звук:

АУО - А, У, О; АОУ - ...; ОАУ - ...; УАО -  …, АУО - …; ОУА- …»

Лексика: «Лесные ягоды»

«Я назову несколько одинаковых предметов, а вы назовёте один такой же предмет, например: кольца - кольцо, зёрна - зерно...»

стёкла – стекло           крылья - крыло

сёдла – седло              перья - перо

вёдра – ведро             звенья - звено

окна – окно                колёса - колесо

Игра «Назови слово наоборот»

Воспитатель:                  Ребенок:

Весёлый                         Грустный

Быстрый                         Медленный

Красивый                       Безобразный

Пустой                            Полный

Худой                             Толстый

Умный                            Глупый

Трудолюбивый              Ленивый

Тяжёлый                          Лёгкий

Трусливый                       Храбрый

Белый                               Чёрный

Логопедическая пятиминутка в подготовительной группе

(III неделя октября)

Звук и буква [И]

1.Игра «Добавь [И] в начале слова и произнеси слово целиком»

[И] - грушка [И] - зюм

[И] - голка [И] - кра

[И] - збушка [И] - юнь

[И] - риска  [И] - юль

2.«Повтори за мной только слова, в которых прячется [И]»

бас - бис - бал; бал - бис - нос; рис - рос - рысь; мил - пол - кот; топ - тип - топ; вал - вил - мал

3.«Назови первый и последний звук в словах»

изба, игра, изюминка, Инна, ива

Звук и буква [О]

4.Я назову несколько одинаковых предметов, а вы один такой же предмет: кольца - кольцо, зёрна - зерно.

стёкла – стекло           крылья - крыло

сёдла – седло              перья - перо

вёдра – ведро             звенья - звено

окна – окно                колёса - колесо

5. Игра «Повтори»

По три звука слитно, а затем отдельно каждый звук.

 АОУ - А, О, У; АУО; ОАУ; УАО; АУО; ОУА

Логопедическая пятиминутка в подготовительной группе

(IV неделя октября)

Игра «Придумай слово на звук [О]»

вначале (обруч, облако,...), в середине (кот, сок,...) и в конце (молоко, дупло, зеркало,...)

Игра «Я назову несколько одинаковых предметов, а вы один такой предмет: кольца - кольцо, зёрна - зерно...»

стёкла - стекло      крылья - крыло

сёдла - седло        перья - перо

вёдра - ведро        звенья - звено

окна - окно        колёса - колесо

Игра «Повтори за мной слова со звуком [О] в середине»

мул - сок - суп мол - сын - бок мал - сон -   бак

        бук-сок-пух
       бок - сук - пол
       бак - сом - пас

Игра «Я произнесу 3 звука по отдельности, а вы произнесёте их вместе, слитно: О, А, У - ОАУ; У, О, А - ...; А, О, У - ...; И, О, У -...;У,О,А-...;...»

Слоговая структура слова

«Раздели слова на слоги - хлопками, назови сколько слогов»

ваза, апельсин, машина, лимон, банка, лук, суп, автобус, теремок, флаг, винт, кукуруза

Логопедические пятиминутки в подготовительной группе

(1 неделя ноября)

Игра «Что не так?»

Зазеленели в парке ...детки,

И на прогулку вышли ...ветки!

В лесу летают петом... кошки

Охотятся  на мышек ...мошки!

На маскарад наденем ...каски.

Солдаты в бой наденут ...маски!

 Игра «Скажи наоборот»

Большой - маленький, длинный - короткий, тяжёлый -лёгкий, Твёрдый - мягкий, пустой - жидкий, тусклый -яркий, тихий - громкий, глухой - звонкий, узкий -широкий, толстый - тонкий.

Игра «Эхо» - повторить по 3 слова.

Мак - мох - ступ, мир - шум - дым, кит - пар - пир, кит - пар -пир.

Игра « Один - много»

Папка - лапки, тапка - .., папка - ..., мох -.., мак -..., майка - ..., пенёк -.., дубок -...

Игра « Посчитай до 5»

1 мак, 2 мака, ... 5 маков.

1 машина, …………5 машин.

Логопедическая пятиминутка в подготовительной группе

(II неделя ноября)

Звуки [Д - Д'], буква Д

Игра «Добавь вначале звук [Д] и произнеси слово полностью»

  • ом
  • отдых
  • упло

❑ ым

  • оски
  • олька
  • уш

     ❑ ыня

  • очка
  • обрый
  • уга
  • ырка
  • октор
  • онышко
  • ухи
  • ыхание

Игра «Замени первый звук в слове на звук [Д]. Какое слово получится?»

сом - дом          туги - дуги

вождь – дождь                         мойка - дойка

кочка - дочка        тачка - дачка

пороги – дороги                      лавка - давка

пушка - душка           пух - дух

крап - драп        пар - дар

Игра «Я назову один предмет, а вы много таких предметов»

лошадь - лошади площадь - площади очередь - очереди медведь - медведи гвоздь - гвозди

лебедь - лебеди жёлудь - жёлуди тетрадь - тетради прядь - пряди

дождь - дожди

Игра «Произнеси слово за мной по звукам»

дом - д, о, м                               диво - д', и, в, о

душ - д, у, ш           дым - д, ы, м

Дима - Д`, и, м, а                      дыня - д, ы, н', я

Логопедическая пятиминутка в подготовительной группе

(III недели ноября)

Звук и буква [Ы]

Игр. упр. «Повторяйте за мной только те слова, в которых последний звук [Ы]»

боец - бойцы, пловец - пловцы , жилец - жильцы,

борец - борцы, кузнец - кузнецы, певец - певцы

Игр. упр. «Я назову предмет, а вы - множество таких предметов»
шар - шары, сноп - снопы, дрозд - дрозд, ус - усы,

куст - кусты, пруд - пруд, боб - бобы, нос - носы,

шарф - шарфы, столб - столбы, гол - голы, шкаф - шкафы

Игр. упр. «Я произнесу 3 слова подряд, а вы после этого повторите за мной только слово со звуком [Ы]»

мошка - мышка - мушка

ложка - вышка - душка

кошка - пышка - пушка

точка - тыква - тучка

крошка - крышка - кружка

рана - рыба - рама

Игр. упр. «Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: слог  «ДЫ»

са... (ДЫ), Хо... (ДЫ), пло... (ДЫ), дроз... (ДЫ), ря... (ДЫ).

Делить на слоги названия перелётных птиц и называть части (слоги) в словак:

аист, соловей, журавли, скворец, ласточка, ...

Игр. упр. «Чьи крылья?»

  • журавля - журавлиные
  • гуся - ...
  • утки - ...
  • грача - ...

Логопедическая пятиминутка в подготовительной группе

(IV неделя ноября)

Звуки [Т - Т'], буква Т

Лексика: «Зимующие птицы»

Игр. упр. «Назвать первый звук в словах: тёплый, тигр, телефон...»

Назвать последний звук в словах: петь, гулять, шить, .. .

(продолжить ряды самостоятельно)

Игр. упр. «Добавь звук [Т] в конце и назови слово целиком»

бин... (Т)        кус... (Т)        тор... (Т)        сала... (Т)

вин... (Т)        мос... (Т)        пор... (Т)        хала... (Т)

зон ... (Т)        лис ... (Т)        кор ... (Т)        жаке ... (Т)

бан... (Т)        пос... (Т)        бор... (Т)        паке... (Т)

фан... (Т)        хвос...(Т)      сор... (Т)        буке... (Т)

Игр. упр. «Назови первый и второй звуки в словах»  

Тук, так, таз, туш, том, там, ток.

Игр. упр. «Добавь впереди звук [Т] и назови слово полностью» (взрослый произносит неправильно, а ребёнок добавляет звук)

  • арелка
  • анцы
  • анки
  • урник
  • аблица
  • ачки
  • уман
  • умба
  • аблетка
  • опки
  • урист
  • уфли

Игр. Упр. «Замени в слове [Т] на [Ть] – получится новое слово!»

Шест – шесть            обут – обуть                гаснут – гаснуть

Брат – брать              надут – надуть             мокнут – мокнуть

Ответ – ответь          уснут – уснуть             клюнут – клюнуть

Насест – насесть      нагрет – нагреть          дунут – дунуть

Жест – жесть            рулит – рулить             вянут – вянуть

Карат – карать          съест - съесть               пуст - пусть

Игр. упр. «Назови в слове каждый звук»

(звуки произносить коротко!)

мох - м, о, х; дом - д, о, м; суп - с, у, п;

Тим - Т', и, м; рак - р, а, к; ваза - в, а, з, а; быт - .. .

Логопедическая пятиминутка в подготовительной группе

(1 неделя декабря)

Звук и буква [Б]

Игра «Добавь звук [Б] и назови слово целиком»

❑   абочка         ❑   алкон          ❑   ашня             ❑   анан

❑    анка            ❑   аран            ❑   арка               ❑    атан

❑   алка             ❑   арсук          ❑  асня                ❑  агор

❑   улавка         ❑   улка            ❑   утылка          ❑   ублик

❑   уханка         ❑   убен            ❑   уфет              ❑   удка

❑   утон             ❑   уква            ❑   умажка         ❑   урка

Игр. упр. «Назови первый, второй и третий звук в словах»

Бак, бук, бык, бок

Игр. упр. «Произнести звук [Б], а я вслед за вами произнесу слово» (Какое слово получилось?)

Б

... (АНЯ)

Б

... (УЛОЧКА)

Б

... (УРАН)

Б

... (АНКА)

Б

... (АРКА)

Б

... (ЛУЗА)

Б

... (УДОЧКА)

Б

... (ЛЮДА)

Б

... (АЛКА)

Игр. Упр. «Повтори»

а) по 3 словам вместе:

бал – был – бык    бор- бот – быт

бык – бук – бок   бук – бот – бык

                             бак – бас – бал

бак – бас - бар

б) по 2 слова:

пас – бас         таран – баран

рык – бык       дудка – будка

сок – бок        Таня – баня

мой – бой       клин – блин

мыл – был      соты – боты

рак – бак         галлон – баллон

корт – борт     плеск – блеск

Логопедическая пятиминутка

в подготовительной группе

(2 неделя декабря)

Лексика «Домашние птицы»

Звуки [П-Пь]

Игра «Придумай предложение»

а) Воспитатель выставляет картинки на звук [П] и дети придумывают к ним предложения.

Б) Дети сами придумывают слово на звук [П ], а затем с этим словом составляют предложение.

Игра «Замени I звук на [П ]»

Точка - Почка,

Каста - Паста,

Кони - Пони,

Мальчик - Пальчик,

Тачка - пачка,

Торт - Порт,

Карта - Парта,

Марочка - Парочка,

Карта - Парта,

Мост - Пост,

Кол - Пол,

Мушка - Пушка.

_авлин,        _латы,        _овар,        _альто,        _латок,        _оезд,        _анама.

_ломя,        _очта.

Игра «Один - много»

Сноп - снопы,        Сироп - сиропы,              Серп - серпы,

Тулуп - тулупы,          Суп - супы,                      Карп - карпы,

Шип - шипы,        Трап - трапы,                   Клоп - клопы.

Игра «Назови гласный звук»

Порт,  путь,  пыль,  пар,

Пост,  пух,   плащ,  пас.

Игра «Сколько слогов в слове?» Пакет, пластилин, папочка, пулемет, Парик, парашют, палочки, павиан.

Упр. «Обезьянка качается на лианах» - рот открыт. Губы в улыбке. Язычок дотрагивается (упирается) попеременно то за верхними зубами, то за нижними.

Логопедическая пятиминутка

в подготовительной группе

(3 неделя декабря)

Лексика «Домашние птицы»  

Тема: «Зима»

1.Учить детей называть основные признаки:

Солнце греет мало; дни короткие, а ночи длинные; холодно; земля , деревья, крыши домов покрыты снегом; деревья стоят голые; перелетные птицы улетели в теплые края; люди одеты в теплую одежду.

2.Подбирать слова - синонимы и антонимы.

Скажи: какой, какие, какое, какая? (Снег, мороз, погода, солнце, небо, деревья).

Звуки [В – Вь]

Игра «Замените в слове 1 звук на [В]»

газы - вазы,        ратник - ватник, пол - вол,        пышка - вышка,

полк - волк,  лоск - воск,               газон - вазон,   морс - ворс,

дата - вата,        голос - волос,        грач - врач,        корона - ворона.

Игра «Составь предложение из таких слов:»

Валя, море, в, плавал.

Луг, на, коровы, вышли.

Ворона, дерево, на, села.

Внесла, Варя, комната, в, самовар                                          Ворота, в, вышел, Вася.

Высокий, везут, воз, волы.

Логопедическая пятиминутка в подготовительной

группе

(4- неделя декабря)

Игра «Добавь звук (Ф) в начале слова»

..лаги, ..ляги, ..раки, ..лот, ..ронт, ..рукт, ..лакон, ..лейта, ...люгер.

..абрика, ..анера, .. амфор, ..акел,..артук, ..асоль,..утбол,..утляр...уфайка,...ото, ..орма.

Игра «Замени в словах 1 звук на (Ф)»

Бантик - фантик, пара - фара, манера - фанера, марш -фарш,

казан - фазан, норма - форма.

Игра «Какой новый звук появился»

Лист - лифт, тахта - тафта, каштан - кафтан, косточка -кофточка, пудик - пуфик, строка - строфа, каре -кафе, буры - буфы, арка - арфа, пук - пуф.

Игра « Исправь меня».

Нашла я в сливе ... кофточку,

 Надела Феня .. косточку

На клёне зеленеет.. лифт,

Наверх нас поднимает ..лист,

Созрел на дереве ..кафтан,

Зимой надену я каштан.

На дерево уселся ..граф

Живёт в красивом доме.. грач.

Логопедическая пятиминутка в подготовительной группе

(II неделя января,)

Звук и буква [Н]; Звук и буква [К]

Игр. упр. «Добавь в конце слова звук [Ю и произнеси слово целиком»

Цир.. (к)          Чуло.. (к)               Дожди.. (к)

Челове.. (к)     Тан.. (к)                  Замо.. (к)

Тюби.. (к)                Ручеё.. (к)      Шты.. (к)

Като.. (к)                 Вени.. (к)       Кошелё.. (к)

Вос.. (к)                   Плато.. (к)     Доми.. (к)

Огонё.. (к)       Блес.. (к)                Щено.. (к)

Роли.. (к)                 Узело.. (к)      Дис.. (к)

Комо.. (к)                Банти.. (к)      Колобо.. (к)

Игр. упр. «Составь по буквам»

(воспитатель произносит звуки, а дети слово полностью)

к, р, о, т - крот;   к, о, с, ы - косы;  к, ль, ё, н -клён

к, р, а, й - край; к, в, а, с - квас;

Игр. упр. «Придумай слова на заданные слоги»

НА... (Наташа, нарыв,...)

НУ... (нутрия,...)

НЫ... (в конце слов - штаны,...)

НО... (нос, ноги,...)

Лексика: «Части тела»

Упр. «Закончить предложение одним и тем же словом «уши» в нужной  форме»

У человека есть уши.

У рыбы нет ... (ушей).

На морозе ... (ушам) холодно.

Я грею свои ... (уши).

Некоторые умеют шевелить ... (ушами).

Девочки носят серёжки в ... (ушах).

Упр. «Объяснить словечко»

Двуногий, широкоплечий, длинноногий, длинноволосый.

Логопедическая пятиминутка в подготовительной группе

(IV неделя января)

Лексика: «Транспорт. правила дорожного движения»

Игр. упр. «Почему так называется?» (образование сложных слов)

самолёт (сам летает), вездеход, паровоз, пароход, самосвал, самокат

Игр. упр. «Подобрать синонимы к словам: ехать, мчаться, нестись, гнать»

звук и буква [Г], звук [Г']

Игр. упр. «Добавь [Г] вначале слова и назови слово целиком»

Г... (руша), Г... (рядка), Г... (возди), Г... (радусник), Г... (ребешок), Г... (розди), Г... (лобус), Г... (рузы), Г... (рафин), Г... (ром), Г... (рад), Г... (речка)

Игр. упр. «Назови первый и последний звук в слове»

Газ [г, з]; голова [г, а]; гном [г, м]; гигант [г', т]; герой [г', й]; горох [г, х]; Гена [г', а]; гусь [г, с'].

Игр. упр. «Дели слова на слоги» (хлопками)
Газ, голова, гном, гигант, пироги, Галина.

Игр. упр. «Повтори в заданном порядке слова»

лоток - каток - поток        клетка - плётка - плёнка

батон - бутон - бетон        тыква - будка - буква

будка - дудка – утка                         нитка - ватка - ветка

Игр. упр. «Придумай слова на заданный слог»

ГА - (Галя, Галина, гараж,...)

ГО - (гора, год,...)

ГУ - (гусеница, гусь,...)

Игра «Один - много»

Шпага - шпаги, нога - ноги, юнга - ..., книга - ..., штанга - ..., фляга - ..., дуга - дуги, лачуга - лачуги, телега - ..., дорога - ..., радуга - бедняга - ..., дворняга - ..., шеренга - ..., газета - ...

Логопедическая пятиминутка в подготовительной группе

(I неделя февраля)

Лексика: «Материалы и инструменты»

Игр. упр. «Из чего-какой?» (индивидуальные ответы детей) ванна из чугуна какая? - чугунная

из металла какая? - ... (металлическая)

кораблик из бумаги какой? - ...

из стали спица какая? - ... (стальная)

из резины мяч какой? - ...

бусы из камня какие? - ...

цепь из серебра какая? - ...

из пластика стакан какой? - ...

из золота серёжка какая? - ...

дом из дуба какой? - ...

кофта из синтетики какая? - ..

из глины ваза какая? - ...

из полиэтилена пакет какой? - ...

Ответь: «Что бывает:

каменным - дом, статуя,... стеклянным - стакан,...

бумажным - ...

металлическим - ...»

Звук и буква [Х]

Игр. упр. «Услышишь [Х] хлопни в ладоши»  а, х, о, х, у, и, х, м, н, х,...

ах, оп, ух, ин, ах,...

мак, хобот, халат, санки,...

Делить на слоги слова со звуком [Х]  

хобот, хорошо, хомяк, ух, хлебница

Повторить слоговой ряд (по одному ребёнку)

ха-хо-ху                         ху-хо-ха

хы-ха-хо        хэ-ху-хо

ах-ух-их        эх-их-ох

Логопедическая пятиминутка в подготовительной группе

(II неделя февраля)

Кто что делает?

Что делает парикмахер?

повар?

учитель?

библиотекарь?

шофёр? музыкант?

строитель?

маляр?

продавец?

кондуктор?

почтальон?

бухгалтер?

Ответь полным предложением:

1.Кто ездит на велосипеде? - На велосипеде ездит велосипедист.

2.Кто ездит на мотоцикле? - ... мотоциклист.

3.Кто играет на поле с мячом? - ... футболист.

4.Кто играет на льду с шайбой? - ... хоккеист.

5.Кто встречает поезд на вокзале? - ... дежурный.

6.Кто едет в вагоне с пассажирами? - ... проводник.

7.Кто регулирует уличное движение? - ... милиционер.

8.Кто стоит в метро у эскалатора? - ... дежурный.

9.Кто проверяет билеты в автобусе, в поезде? - ... контролёр.

10.Кто охраняет нашу границу? - ... пограничник.

11.Кто пишет книги? - ... писатель, писательница.

12.Кто выдаёт книги в библиотеке? - ... библиотекарь.

13.Кто продаёт продукты, промтовары? - ... продавец.

14.Кто получает деньги в магазине? - ... кассир.

15.Кто печатает на машинке? - ... машинистка.

16.Кто учит детей в школе? - ... учитель, учительница.

17.Кто проводит экскурсии в музее? - ... экскурсовод.

18.Кто выдаёт лекарства в аптеке? - ... аптекарь.

19.Кто фотографирует? - ... фотограф.

20.Кто разносит письма и газеты? - ... почтальон.

21.Кто подстригает волосы в парикмахерской? - ... парикмахер.

22.Кто точит ножи? - ... точильщик.

23.Кто чинит сапоги, обувь? - ... сапожник.

24.Кто работает на телефонной станции? - ... телефонистка.

25.Кто добывает уголь? - ... шахтёр.

26.Кто лепит скульптуру? - ... скульптор.

27.Кто ткёт ткань? - ... ткачиха.

Логопедическая пятиминутка в подготовительной группе

(11) неделя февраля)

Ответь полным предложением:

  1. Кто кладёт дом? - Дом кладёт каменщик.
  2. Кто штукатурит дом? - ... Дом штукатурит штукатур.
  3. Кто красит дом, двери, стены? - ... маляр.
  4. Кто вставляет стёкла? - ... стекольщик.
  5. Кто кладёт печь? - ... печник.
  6. Кто чинит водопровод? - ... водопроводчик.
  7. Кто работает на кране? - ... крановщик.
  8. Кто работает на экскаваторе? - ... экскаваторщик.
  9. Кто вытачивает детали на заводе? - ... токарь.
  10. Кто чертит чертежи? - ... чертёжник.
  11. Кто сажает деревья, кустарники? - ... садовник.
  12. Кто сажает цветы и ухаживает за ними? - ... цветовод.
  13. Кто тушит пожар? - ... пожарник.
  14. Кто пашет колхозное поле? - ... тракторист.
  15. Кто ухаживает за лошадьми? - ... конюх.
  16. Кто ухаживает за телятами? - ... телятница.
  17. Кто доит коров? - ... доярка.
  18. Кто кормит птиц на птицеферме? - ... птичница.
  19. Кто летает в ракете? - ... космонавт.
  20. Кто прыгает с парашюта? - ... парашютист.
  21. Кто водит машину? - ... шофёр.
  22. Кто лечит животных? - ... ветеринар.
  23. Кто дрессирует зверей? - ... дрессировщик.
  24. Кто играет на пианино? - ... пианист.
  25. Кто играет на скрипке? - ... скрипач.
  26. Кто ухаживает за свиньями? - ... свинарка, свинарь.

Ответь полным предложением:

  1. Кто делает мебель? - ... столяр.
  2. Кто кроет крышу? - ... кровельщик.
  3. Кто варит сталь на заводе? - ... сталевар.
  4. Кто играет и занимается с детьми в детском саду? - ... воспитательница.
  5. Кто учит детей правильно говорить? - ... логопед.

  6. Кто варит обед в детском саду? - ... повар.

  1. Кто моет и убирает в группе? - ... няня (помощник воспитателя).
  2. Кто пасёт стадо? - ... пастух.
  3. Кто привозит продукты для детского сада со склада? - ... кладовщик.
  4. Кто осматривает детей в детском саду, чтобы они не болели? - ... врач, медсестра.
  5. Кто принимает детей в детский сад? - ... заведующая.
  6. Кто шьёт одежду? - ... швея, портниха.
  7. Кто куёт железо? - ... кузнец.
  8. Кто сторожит магазин? - ... сторож с собакой.
  9. Кто лечит больны в больнице? - ... врач.
  10. Кто делает операции? - ... врач-хирург.
  11. Кто рисует картины? - ... художник.
  12. Кто поёт песни? - ... певец, певица.
  13. Кто ловит рыбу? - ... рыболов.
  14. Кто водит самолёты? - ... лётчик.
  15. Кто ведёт поезд? - ... машинист.
  16. Кто носит вещи на вокзале? - ... носильщик

Логопедическая пятиминутка в подготовительной группе

(IV неделя февраля)

Звуки [С - С' ], буква [С]

Тема: «Времена года. Календарь. Весна»

1.Придумать и назвать слова со звуком [С] вначале, в середине и в конце слова (дети придумывают сами!).

2.Замените последний звук в слове на звук [С] :

бак - бас        бег - бес

пар - пас        лев - лес

век - вес        чад - час

пёк - пёс        нож - нос

бил - бис        морж - морс

лик - лис        труд - трус

Рим - рис        рейд - рейс

рот - рос        голод - голос

3.Добавь в конце слог [СА] и произнеси слово целиком

колба... (СА) поло... (СА) заве... (СА) кули... (СА) терра... (СА) грима... (СА) лари...    (СА)

4.«Поставь [С] впереди вместо первого звука и назови слово»

мало - сало

лайка - сайка

Клава - Слава

топка - сопка

Тоня - Соня

Логопедическая пятиминутка в подготовительной группе

(I неделя марта)

Лексика: «Мамин день. Семья»

1.Игр. упр. «Назови ласково»

Анна, Аня - Анечка, Анюта, Аннушка

Анастасия, Настя - ... Ирина, Ира - ...

Елена, Лена - ...

Мария, Маша - ...

Татьяна, Таня - ... Александр, Саша - ... Алексей, Алёша - ... Владимир, Вова - ...

Звук и буква [3]. Звуки [З - 3']

2.Выучить с детьми чистоговорки:

*     Резиновую Зину купили в магазине. Резиновую Зину в корзине принесли. Она была разиней резиновая Зина Упала из корзины, измазалась в грязи.

*      У маленькой Зины бузина в корзине.

*    Все с базара, а Назар на базар.

3.Игр. упр. «Я назову слово, а вы замените в нём первый звук на звук [3] или [Зь] и назовёте новое слово»

губы -зубы          вал - зал

набор – забор                               смей - змей

намок - замок         клюка - злюка

накат - закат        кефир - зефир

двери – звери                              пелёнка - зелёнка

гнать - знать

4.Игр. упр. «Поднимет руку тот, кто услышит гласные звуки своего имени» (а, а - Саша; е, я - Петя)

(Воспитатель называет гласные звуки имени детей, а ребёнок поднимает руку!)

Логопедическая пятиминутка в подготовительной группе

(II неделя марта)

Звуки [С - 3], [С' -3']

1.Выучить с детьми чистоговорку:

* Заблестел за лесом золотой закат, Звёзды серебристые в синеве блестят.

* Змея змеилась, змея смеялась, Смеясь змеилась, змеясь смеялась.

2.Повторить слова по парам, назвать звуки, которыми одно слово отличается от другого:

Роза - роса        зима - Сима

коза - коса        зев - сев

Лиза - лиса        змей - смей

Захар - сахар        зола - сало

3. Объяснить детям значение родственных слов:

Зима, зимний, зимник, зимовье, зимовище, зимовщик, зимовка.

4.Делить слова на слоги:  

Ре - зи - на, низина, кор - зи - на, дре - зи - на, бу - зи - на, змея.

5.Назовите последний слог в словах:  

Бу-сы,во-зы,ве-сы,та-зы,вя-зы,часы,плак-сы,ту-зы, рель - сы, гро - зы, зано - зы.

Логопедическая пятиминутка в подготовительной группе

(I1 неделя марта)

звуки [с - з), [С' - З'1

1.Выучить с детьми чистоговорку:

* Заблестел за лесом золотой закат, Звёзды серебристые в синеве блестят.

* Змея змеилась, змея смеялась, Смеясь змеилась, змеясь смеялась.

2.Повторить слова по парам, назвать звуки, которыми одно слово отличается от другого:

Раза - роса        зима - Сима

коза - коса        зев - сев

Лиза - лиса        змей - смей

Захар - сахар        зола - сало

3.Объяснить детям значение родственных слов:  Зима, зимний, зимник, зимовье, зимовище, зимовщик, зимовка.

4.Делить слова на слоги:  

Ре - зи - на, низина, кор - зи - на, дре - зи - на, бу - зи - на, змея.

5.Назовите последний слог в словах:

Бу - сы, во - зы, ве - сы, та - зы, вя - зы, часы, плак - сы, ту - зы, рель - сы, гро - зы, зано - зы.

Логопедическая пятиминутка в подготовительной группе

( III неделя марта)

Звуки [С – Ц]

Повтори цепочки слов:

са - ца, со - цо, су - цу, сы - цы, сэ - цэ, ца - са, цо - со, цу - су, цэ - сэ,

са - ца - са, ца - ца - са,

со-цо-со, сэ-цэ-сэ

Упр. «Повторить только слова со звуком [Ц]»  (или только с [С])

лиса, лица        цари - сори

овцы, осы        цвет - свет

кольцо, колесо        сыр - цирк

цапля, сабля        цокот - сокол

сарай, царапина           цель - сель

     сено - цены

Затем повторите слова по парам: лица - лисы, овцы - осы,...

Упр. «Добавь вначале или [Ц], или [С]»

  • арафан           ❑ апля   амолёт
  • арапина  абля         ❑ аревич

Упр. «Закончи слова нужным слогом»

мыльни (ца); поло (са); кури (ца); умни (ца); грани (ца); больни (ца); терра (са); актри (са); пшени (ца); пятни (ца); колба (са)

Логопедическая пятиминутка в подготовительной группе

        (4- неделя марта)

Лексика « Город Санкт - Петербург»

Игра  «Какое слово лишнее?»

1.Ленинград, Петрозаводск, Петроград, Петербург.

2.Нева, Волга, Смоленка, Фонтанка, Мойка, Карповка.

З.Дворцовая площадь, Красная площадь, Сенная площадь.

4.Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея.

5. Васильевский остров, Каменный остров, Остров Корсика,

Кировские острова.

6. Улица, проспект, переулок, набережная, бульвар, дом.

7.Река, канал, запив, набережная.

8.Сад, парк, сквер, дерево.

9.Дом, дворец, замок, дверь.

10. Летний сад, Михайловский сад, Зоологический сад.

Игра « О чём они говорят?» Кораблик (Адмиралтейство). Лошадь (Аничков мост)

Солдатик (Памятник Кутузову) Книга (Дом книги)

Электропоезд (Московский вокзал)

Чистоговорки:

Адмиралтейская игла кораблик в небо подняла.

На центральной улице жизнь кипит, волнуется,

Катится, кружится, не угомонится.

Логопедическая пятиминутка в подготовительной группе

I неделя апреля

Звук и буква [Ш]

Упр. «Я назову слово, а вы замените в нём первый звук на [Ш] и назовёте новое слово»

Тапка - шапка       жаль - шаль

чашка - шашка     дар - шар

топот - шёпот       мах - шах

споры - шпоры    бык - шик

майка -   шайка    мыло - шило

мышка - шишка   губы - шубы

Упр. «Я начну предложение, а вы произнесёте последнее слово в нём»

Отчётливо произнесите последний звук в конце слова, чтобы было понятно, как меняется оно, когда я говорю вместо слова [Я] слово [Ты].

  1. Я иду и ты... (идёшь)        5. Я веду и ты... (ведёшь)
  2. Я несу и ты... (несёшь)           6. Я плыву и ты... (плывёшь)
  3. Я пою и ты... (поёшь)        7. Я лечу и ты... (летишь)
  4. Я беру и ты... (берёшь)           8. Я бегу и ты... (бежишь)

Звук и буква [Ж]

Замените в словах, которые я назову, первый звук на звук [Ж], чтобы получилось новое слово: лук -жук, зал - жал, дать - жать, баба - жаба, печь - жечь, мир - жир, гора - жара, мало - жало, месть - жесть, пакет - жакет, бетон - жетон, билет - жилет, пучок -жучок, пора - жора, болеть - жалеть, бурчать - журчать

Игр. упр. «Один - много»

чиж - чижи, этаж - этажи, паж - пажи, гараж - гаражи, пляж - пляжи, морж - моржи, чертёж - чертежи, экипаж – экипажи

Логопедическая пятиминутка в подготовительной группе

(II неделя апреля)

Тема: «Звук и буква [Ж]»

1.«Измени по образцу» - я скажу луг, а вы - лужок.

флаг - флажок        стог - стожок

снег - снежок        рог - рожок

берег - бережок        пирог - пирожок

друг - дружок        круг - кружок

сапог - сапожок        утюг - утюжок

2.Игр. упр. «Замени первый звук в словах на [Ж]»

Замените в словах, которые я назову, первый звук на [Ж], чтобы получилось новое слово:

лук - жук

зал - жал дать - жать баба - жаба печь - жечь мир - жир гора - жара


мало - жало месть - жесть пакет - жакет бетон - жетон билет - жилет пучок - жучок вилка - жилка


шар-жар

шить - жить

шаль - жаль

шила - жила

шесть - жесть шарить - жарить шалость - жалость

3. Игр. упр. «Один - много»

Я скажу про один предмет, а вы про множество предметов, например: «Нож - ножи ...»

чиж – чижи        этаж - этажи

паж – пажи          манеж - манежи

ёж – ежи              пейзаж - пейзажи

пляж - пляжи      гараж - гаражи

стриж - стрижи   экипаж - экипажи

морж – моржи  чертёж - чертежи

Логопедическая пятиминутка в подготовительной группе

(III неделя апреля)

Тема: «Звуки [Ш - Ж]; [С - Ш]»

1.Игр. упр. «Повтори слова парами»

шар - жар        луша - лужа

шить - жить        Саша - сажа

шаль - жаль        тушить - тужить

шила - жила        крушить - кружить

шест - жест        сушу - сужу

шесть - жесть        машет - мажет

шарить - жарить        скошу - скажу

шалость - жалость смешу - смежу

широк - жирок        паши - пажи

шутка - жутко        нашивка - наживка

2.Игр. упр. «Закончи слово слогом Ши или Жи, чтобы оно звучало правильно»

каранда ... (Ши)        экипа ... (Жи)

камы ... (Ши)        вклады ... (Ши)

блинда ... (Жи)        мане ... (Жи)

шала ... (Ши)        вельмо ... (Жи)

стелла ... (Жи)        детёны ... (Ши)

гара ... (Жи)        зверёны ... (Ши)

клави ... (Ши)        рого ... (Жи)

эта ... (Жи)        гусёны ... (Ши)

черте ... (Жи)        кра ... (Жи)

ланды ... (Ши)        стра ... (Жи)

3.Повтори цепочки слогов  

са - ша       са - ша    са - ша

со - шо      со - шо    со – шо

сы - ши     сы - ши    сы - ши

су - шу      су - шу    су - шу

са - ша - ша       ша - са - са

сы-ши-сы          ши-сы-ши шо-шо-со          со-со-ши

шу-су-шу          су-шу-су

Логопедическая пятиминутка в подготовительной группе

(IV неделя апреля)

Тема: «Звук и буква [Ч]»

1.Игр. упр. «Договори последний звук в слове, которое я начну произносить. Правильно произносите [Ч]»

кирпич ... (ч)        скрипа ... (ч)

кули ... (ч)        труба ... (ч)

луга ... (ч)        сила ... (ч)

цирка ... (ч)        кала ... (ч)

2.Игр. упр. «Замените последний звук в слове. которое я произнесу, на звук [ч]. Какое слово получилось?»

враг - врач        усат - усач

ткань - ткач        мел - меч

план - плач        бить - бич

грамм - грач        мять - мяч

кулик - кулич       сыт - сыч смерть - смерч      клюв - ключ

3.Игра «Повтори по три слова»

дачка -     качка -     пачка

тачка -     точка -     почка

бочка - мочка - дочка ночка - кочка - кучка ручка -     тучка -    щучка

4.«Измените слово по образцу»

легко – легче                  ярко - ярче

мягко – мягче                круто - круче

громко - громче      мелко - мельче

звонко – звонче             коротко - короче

крепко - крепче        богато - богаче жарко - жарче

Логопедическая пятиминутка в подготовительной группе

( 1 неделя мая)

Тема: «Звук и буква Щ»

1. Игр. упр. «Замените в слове первый звук на звук [Щ]»

кепка - щепка мука - щука

кит -щит

мель - щель тучка - щучка тётка - щётка толк - шёлк


река - щека венок - щенок детина - щетина виток - щиток полка - щёлка Гоголь - щёголь курит - щурит

2. Игр. упр. «Добавь в конце слог «щик». И назови новое слово.

танцов - щик зимов - щик  стеколь - щик  фонар - щик закрой - щик набор -     щик


сигналь - щик литей - щик 

кладов - щик  упаков - щик  электросвар - щик чистиль - щик

З. «Повтори слова парами»

плач - плащ, чёлка - щёлка. чётки - щётки, помочь - помощь, печать - пищать, горячий - горящий, чадит - щадит, лечи - лещи, точу- тащу, мочу - мощу, лучи - лущи, кучи - кущи, чека - щека,

чур- щур

4. «Закончи слово звуком [Ч] или звуком [Щ]»

товари труба ле кле                хря         клю

гра                обруч  ве ❑  

ме                 мя         ово

кала         вра         плю

 пала

Логопедическая пятиминутка в подготовительной группе

(II неделя мая)

Тема: «Йотированные звуки»

1.Игр. упр. «Один - много»

Я буду называть один предмет, а вы - множество предметов. Прислушайтесь: в конце одних слов звук [й] звучит коротко, а в конце других слов звук можно тянуть долго: иии.

трамвай - трамваи    лицей - лицеи каравай - караваи     музей - музеи попугай - попугаи     воробей - воробьи урожай - урожаи     соловей - соловьи

лентяй – лентяи            муравей - муравьи

сарай – сараи                 ручей - ручьи

змей - змеи

2.Игр. упр. «Командир»

Я командир. буду вам приказывать: «Стой!», а вы будете докладывать о выполненных приказах: «Стою!», и т.д.

стой - стою   рой – рою              шей - шью

пой – пою     мой – мою             пей - пью

жуй - жую    топай – топаю        лей - лью
куй – кую     хлопай- хлопаю     вей - вью
дай - даю      читай – читаю       бей - бью

3.«Один - много» крыло - крылья перо - перья

звено - звенья копьё - копья

дно - донья дерево - деревья

полено - поленья

стул - стулья

корень - коренья прут - прутья

брат-братья

кол - колья

Логопедическая пятиминутка в подготовительной группе

(III неделя мая)

Тема: «Звуки [Л - Ль], буква Л»

1.Игр. упр. «повтори за мной слоги»  скла - скло - склу     скла - стал - спла спла - спло - сплу    скло - стло - спло стла - стло – стлу        склу - стлу - сплу

2.«Повтори слова за мной»

бал - был - выл; вол - гол - дол;

дал - жал - зал; зол - кол - мол;

мал - мыл - ныл; пыл - пал - пол; тол - тыл - рыл

3.Игра «Командор»

Я встаю - ...Я встал!

Я сажусь - ... Я сел!

Я ставлю - ... Я поставил!

Я поднимаю - ... Я поднял !

Я рисую - ... Я нарисовал!

Я читаю - ... Я прочитал!

Я пишу - ... Я написал!

4. Добавь в конце [Ла]

ску ... (Ла)       ска ... (Ла)     спа ... (Ла)

шпа ... (Ла)  шка ... (Ла)   шко ... (Ла)

Логопедическая пятиминутка в подготовительной группе

(май)

Тема: «Звуки [Р - Рь], буква Р»

1.Игра «Замени первый звук в слове. Кто сообразит, какое слово получится?»

хобот - робот        нога - рога

танец - ранец        фант - рант

забота - работа        лама - рама

мычать - рычать        Тома - Рома

пугать - ругать        козы - розы

дубить - рубить        высь - рысь

макеты - ракеты        поза - роза

жакетка - ракетка                         мука - рука

губка - рубка        мак - рак

пыжик - рыжик         газ - раз

дом - ром         кот - рот

2.«Делить слова на слоги»

Рубашка, рубанок, ручей, рупор, русалка, рука, рулон, рубин, русак, румба, рот, горы, Юра.

3.«Повтори за мной»

ря-ре-ре    яр-ар-ор     рю-ри-ре
ре-ря-ре     ар-ор-яр     ре-рю-ри
ри-ря-ри  ор-яр-ар       ри-ре-рю

4.«Повтори слова парами» ([Р - Л] - дифференциация)

бар - бал      укор - укол

мор - мол    катар - катал

дар - дал      веер - веял

жар - жал    костёр - костёл вар - вал     топир - топил

мир - мил   стар - стал

5.Выучить скороговорку:

«Дедушку зовут Лука
У него болит рука»

Логопедическая пятиминутка в подготовительной группе

(май)

Тема: «Звуки [Р - Рь], буква Р»

1.Игра «Замени первый звук в слове. Кто сообразит, какое слово получится?»

хобот - робот        нога - рога

танец - ранец        фант - рант

забота - работа        лама - рама

мычать - рычать        Тома - Рома

пугать - ругать        козы - розы

дубить - рубить        высь - рысь

макеты - ракеты        поза - роза

жакетка - ракетка                         мука - рука

губка - рубка        мак - рак

пыжик - рыжик         газ - раз

дом - ром         кот - рот

2.«Делить слова на слоги»

Рубашка, рубанок, ручей, рупор, русалка, рука, рулон, рубин, русак, румба, рот, горы, Юра.

3.«Повтори за мной»

ря-ре-ре    яр-ар-ор     рю-ри-ре
ре-ря-ре     ар-ор-яр     ре-рю-ри
ри-ря-ри  ор-яр-ар       ри-ре-рю

4.«Повтори слова парами» ([Р - Л] - дифференциация)

бар - бал      укор - укол

мор - мол    катар - катал

дар - дал      веер - веял

жар - жал    костёр - костёл

вар - вал     топир - топил

мир - мил   стар - стал

5.Выучить скороговорку:

«Дедушку зовут Лука
У него болит рука»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое логопедическое занятие в подготовительной группе "Удивительное путешествие в страну Букварию"

Данное открытое  логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи направлено на совершенствование навыка звукового анализа и синтеза слов. Закрепление и актив...

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических категорий "Согласование множественного числа существительных с числительными в родительном падеже"

Занятие проводилось в подготовительной к школе группе для детей с ОНР III ур.  Закреплялась лексика по темам " домашние животные", "зимующие птицы", "фрукты", дети знакомились с согласованием   у дете...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи на тему:" Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы"

Создание единого пространства речевого развития ребенка с патологией речи невозможно, если усилия учителя- логопеда и медиков будут  осуществляется независимо друг от друга и обестороны останутся...

конспект логопедического занятия в подготовительной группе (ОНР, 3 год обучения)

Конспект занятия по развитию речи: Путешествие в сказку "Ворон и его ученики"...

Конспект логопедического утренника в подготовительной группе по русской народной сказке "Теремок".

Логопедический утренник, основанный на сюжете русской народной сказки  и разнообразие учебного материала, способствуют развитию спонтанной речи, поддержанию положительного эмоционального со...

Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий в подготовительной группе для детей с ФФН.

В приложенном файле представлен календарный план работы логопеда для проведения фронтальных логопедических занятий по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в подготовительной к школе групп...