Статья "Использование балансировочной доски Бельгау в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда"
статья по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
В статье описывается коррекционная деятельность учителя-логопеда с использованием балансировочной доски Бельгау.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование балансировочной доски Бельгау в коррекционно-развивающей работе
учителя-логопеда
Серых О.Ю.
МКОУ «Березка»
Учитель-логопед
В настоящее время остро стоит проблема снижения уровня речевого и физического развития детей дошкольного возраста. В результате диагностических исследований было замечено, что у одних и тех же детей одновременно наблюдается соматическая слабость, замедленное развитие моторных функций речи и отставание в двигательной сфере.
Современные условия жизни требуют от педагогов поиска новых путей и направлений оказания своевременной и эффективной помощи детям с нарушениями или задержкой развития. Так же необходимо определить направления и условия развития детей, имеющих трудности в овладении образовательной программы для формирования общей культуры, развития физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирования предпосылок учебной деятельности, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.
Уделить внимание развитию детей необходимо на первых возрастных этапах потому, что в это время наиболее интенсивно развивается мозг и происходит становление его функций. Л.С. Выготский отмечал, что высшие формы регуляции двигательной сферы рождаются в социальном взаимодействии людей. Индивидуальное развитие произвольных движений, начинается с того, что ребенок становится способным выполнять движения по словесной инструкции взрослого, после чего слово становится способом саморегуляции – сначала с помощью устной речи, а потом внутренней[1].
В поисках новых форм работы, была изучена тема коррекционной деятельности при помощи балансирующей доски Бельгау.
Мозжечковая стимуляция — серия реабилитационных методик, направленных на стимуляцию работы ствола головного мозга и мозжечка.
Мозжечок выполняет очень важную функцию – обеспечивает точность целенаправленных движений, координирует действия мышц-антагонистов, регулирует мышечный тонус, поддерживает равновесие[2].
Теория влияния мозжечка на развитие речи вполне согласуется с учением И. П. Павлова о второй сигнальной системе. В этом учении мы находим объяснение, почему врожденное расстройство координации движений мускулатуры речевого аппарата задерживает возникновение речи. И. П. Павлов учит, что наша активная громкая и тихая речь проводится кинестетическими раздражениями, идущими от речевого аппарата к коре большого мозга, и образуют в коре головного мозга систему сигналов. Эти кинестетические сигналы, обусловленные самой речью, образуют очень важный механизм регуляции высших нервных процессов. Если у ребенка из-за нарушения функции мозжечка запаздывают членораздельные движения речи, обусловленные стимулирующим влиянием моторно-кинестетических ощущений, то развитие ее задерживается[3].
Современные представления о нейротрансмиттерной организации и функциональном значении мозжечка в последних исследованиях показали, что мозжечок участвует в контроле не только двигательных, но и когнетивных функций, афферентных и поведенческих реакций, динамике эмоционально-личностных и психологических изменений, а также в регуляции церебрального кровотока[4].
Подходит для детей аутичного спектра, алаликов, для деток с ДЦП, при моторной неловкости, нарушениях внимания, гиперактивности, задержках речи, слабой обучаемости, поведенческих нарушениях.
Проблемы речевого и физического развития рассматриваются чаще всего в рамках инклюзивного образования, по нашему мнению данный опыт можно применять и как эффективное средство развития детей не имеющим инвалидности, но имеющим проблемы с задержкой или недоразвитием тех или иных функций организма.
При общем недоразвитии речи проявляются трудности формирования и развития не только всех компонентов речевой системы, но и двигательной сферы. При отсутствии выраженных неврологических нарушений у детей отмечается слабая регуляция произвольной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Детям с ОНР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которое характеризуется трудностями координации движений, темпоритмической организации, снижением скорости и четкости их выполнения, повышением двигательной истощаемости, снижением двигательной памяти и внимания. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Отмечаются трудности контроля собственных произвольных движений. При этом трудности отмечаются во всех видах моторики – общей, мимической, мелкой и артикуляционной. Выявленные психомоторные особенности у детей с общим недоразвитием речи позволяют делать вывод о том, что рассматривать данную категорию детей необходимо с позиции целостного подхода. В этой связи занятия физическими упражнениями должны способствовать коррекции не только психомоторного, но речевого, эмоционального и общего психического развития[5].
По мнению специалистов мозжечковая «гимнастика» помогает увеличить эффект любых коррекционных занятий: логопедических, психологических и т.д. Бильгоу говорил, что после 15 минут занятий можно видеть сначала кратковременный, затем все более устойчивый эффект в улучшении концентрации внимания, скорости мышления, самоконтроле.
Несмотря на то, что вся программа в целом кажется довольно простым набором упражнений, однако не стоит забывать, что при этом ребенку надо пытаться постоянно балансировать на доске и не падать. Стимуляция базальных ганглий происходит за счет многозадачных упражнений: сначала на координацию движений, а для детей постарше — и в сочетании со звуковыми, речевыми упражнениями.
Упражнения на балансирующей доске
Для работы над стимуляцией мозжечка применяется специально разработанное устройство — балансирующая доска Бильгоу (Белгау). Упражнения чем-то похожи на лечебную физкультуру.
Ребенок стоит на поверхности доски, которая, в свою очередь, укреплена на округлой основе, что и заставляет его балансировать в попытках удержать равновесие. Ребенку приходится балансировать и в положении стоя выполнять различные упражнения. В зависимости от уровня наклона изменяется уровень сложности упражнений.
Дети с удовольствием занимаются на балансировочной доске. Такие «уроки» не вызывают у них страха, негатива или боязни не выполнить задание. Это интересно и полезно!
Занятия можно начинать в 3-4 года. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 20 минут на подготовительном этапе логопедических занятий.
Стоя на балансировочной доске, ребенок выполняет задания, например, обмениваясь с педагогом мячом, считает, называет домашних или диких животных и т.п.
При выполнении упражнений используются:
- Разновесные мешочки;
- Разные мячи (обыкновенные и мячи для массажа);
- Мяч-маятник закреплен на резинке или шнурке;
- Планка, на которую нанесены цветные сектора или разметка с цифрами;
- Мишень, где в ячейках помещаются задания.
Когда ребенок овладевает одним из видов упражнений с предметами, предлагаем речевые игры.
- Игры на автоматизацию звуков;
- Игры на формирование словаря и развитие грамматического строя речи;
- Игры на развитие фонематического слуха и формирование навыков звукового анализа.
Заниматься по данной методике нужно и важно. Она убирает то, что мешает, помогает там, где это возможно. И чем больше помощников у наших детей, чем лучше работает его мозг, чем правильнее и быстрее он справляется с задачами – тем успешнее и быстрее развивается и улучшается его речь. С помощью данного метода мы можем реализовать поставленные коррекционно-развивающие задачи, вовлекая в работу различные анализаторные системы, позволяющие достичь желаемого результата.
Балансировочная доска является для детей игровой формой работы, стимулирующая их к достижению цели упражнения, способствующая развитию, обеспечивающая положительный эмоциональный фон.
[1] Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи: учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 2000.
[2] Невропатология: Учебник для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 368 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЛАНСИРОВОЧНОЙ ДОСКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ
В докладе представлен материал по использованию нетрадиционного обрудования - балансировочной доски , в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ....
Методическое пособие «БАЛАДОСК» (Балансировочная доска с поворотной платформой)
Балансировочная доска с поворотной платформой предназначена для психологического и логопедического сопровождения образовательного процесса детей с нарушением речи при особенностях их развития:моторная...
Консультация "Развитие межполушарного взаимодействия в коррекционно-развивающем процессе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, посредством использования балансировочной доски Бильгоу"
Материал, представленный в консультации, адресован, в первую очередь специалистам коррекционного профиля. Внимание! Есть противопоказания в использованни доски Бильгоу....
Польза балансировочной доски на коррекционно-развивающих занятиях
В качестве положительных результатов применения балансировочного комплекса в коррекционно- развивающих занятиях отмечаем:- улучшение и стабилизация работы вестибулярной сис...
Обобщение опыта работы: «Использование балансировочного комплекса в коррекционно-развивающей работе, детей с особыми образовательными потребностями»
На сегодняшний день существует тенденция увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Специалисты отмечают, что за последние десятилетия в России резко возросло число детей...
Использование балансировочной доски Бильгоу в коррекционно-развивающей работе ДОУ
Использование балансировочной доски Бильгоу в коррекционно-развивающей работе ДОУ Одной из главных задач, стоящих перед дошкольным учреждением, является подготовка детей к школе. Правильная, хоро...
Использование балансировочной доски Бильгоу в коррекционной - развивающей работе педагога - психолога»
Для хорошей работы мозга оба полушария должны быть равноценно развиты. Балансировочная доска помогает в игровой форме наладить взаимосвязанную работу двух полушарий, улучшить сенсорное восприятие и мы...