Литературная гостиная на тему: «Жизнь и творчество поэта Сергея Есенина»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Совместная интегрированная
организованно общеобразовательная деятельность с детьми
с тяжелым нарушением речи в подготовительной к школе группе
Литературная гостиная на тему: «Жизнь и творчество поэта Сергея Есенина»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_s.a._esenin.docx | 31.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ДЕТСКИЙ САД № 77» г. Рязани |
Совместная интегрированная
организованно общеобразовательная деятельность с детьми
с тяжелым нарушением речи в подготовительной к школе группе
воспитателя и учителя – логопеда
Литературная гостиная
на тему:
«Жизнь и творчество поэта Сергея Есенина»
Работа выполнена:
учитель – логопед высшей квалификационной категории
Данюкова Любовь Алексеевна
воспитатель высшей квалификационной категории
Тарасова Ольга Александровна
г. Рязань
Цель:Воспитание у детей интереса к творчеству русского поэтаСергея Есенина.
Задачи:
Коррекционно– образовательные:
- обобщать и систематизировать знания детей о жизни и творчестве поэта;
- способствовать образному восприятию стихотворений;
- учить детей подбирать признаки к слову «берёза» и согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе и падеже;
- учить видеть единство содержания и художественную форму, замечать образные слова и выражения, чувствовать ритм и рифму стихотворной речи.
Коррекционно– развивающие:
- обогащать и активизировать словарный запас детей по теме;
- развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;
- развивать координацию речи с движением, артикуляционную и мелкую моторику;
-развивать у детей память, внимание, мышление;
- продолжать учить детей рисовать нетрадиционным способом (ладонь руки, ватные палочки);
-воспитывать интерес к отражению в рисунках впечатлений и представлений о природе.
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на поэтические произведения, чувство любови и бережного отношения к родной природе;
- продолжать формировать у детей правила поведения в природе.
Материал:
- тексты стихотворений поэта Сергея Есенина;
- слайды, сопровождающие рассказ взрослого;
- воздушный шар желтого цвета;
- аудиозапись хоровода «Песня о березке»Музыка Г. Струве, стихи Сергея Есенина; песни «Закружила листва золотая» на стихи С. Есенина;
- тонированная бумага, восковые мелки,гуашь, баночки с водой, кисточки, салфетки.
Предварительная работа:
- наблюдение за природой в разное время года;
- знакомство детей со старинными словами;
- заучивание стихотворений Сергея Есенина;
- прослушивание русской народной песни «Во поле береза стояла…».
- загадывание загадок детям.
Ход:
Дети стоят полукругом в музыкальном зале
Логопед:
- Ребята! Сегодня по дороге в детский сад нам всем улыбнулось волшебное солнышко, оно подарило нам хорошее настроение и свою улыбку… Давайте, и мы с вами подарим друг другу улыбку и назовём добрые и ласковые слова.
Д/игра «Скажи ласково».
(дети передают шарик по кругу и говорят друг другу ласковые слова).
После игры дети проходят и садятся на свои места.
Логопед:(шарик остаётся в руках у логопеда) читает стихотворение
Сергей Есенин «С добрым утром!»написано в 1914 году
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
Слайд 2.
Воспитатель: В октябре 1895года Рязанская земля наполнилась радостным колокольным звоном, песнями и народными гуляньями – отмечалось её
800 – летие. В один из этих праздничных дней в селе Константинове Рязанской губернии появился на свет Сергей Александрович Есенин.
Слайд 3.
Первый ребенок в семье Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны. «Из мальчика выйдет хороший, добрый человек!» - заверил родных сельский священник.
Слайд 4.
Раннее детство Сергея Есенина прошло у деда и бабки по материнской линии – Фёдора Андреевича и Натальи Евтихиевны Титовых. «Бабушка любила меня изо всей мочи, - вспоминал Сергей, - и нежности её не было границ». Бабушка Сергея Есенина в своем доме давала приют странникам и нищим людям.
«Первые мои воспоминания относятся к тому времени. Когда мне было три – четыре года, - рассказывал Сергей Есенин. – Помню: лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в церковь. Я, ухватившись за ее палку, еле волочу от усталости ноги, а она всё приговаривает: «Иди. Ягодка, Бог счастья даст».
Слайд 5.
Сергей рос отчаянным и озорным. «Средь мальчишек я всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах», вспоминал он. «Сверстники мои были ребята озорные. С ними я лазил вместе по чужим огородам. Убегал дня на два – три в луга и питался вместе с пастухами рыбой, которую мы ловили в маленьких озерах… После, когда я возвращался домой, мне частенько влетало».
Слайд 6.
Логопед:Красота родного края – заливные луга, река Ока, церковь находящаяся рядом с домом, - воспитала в юном Сергее чувство прекрасного, развивала музыкальность его поэтического дара. Есенин начал писать о природе, деревне, предметах обихода – всём том, что ему было хорошо знакомо и дорого.
Сергей Есенин***написано в 1914 году
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа...
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Слайд 7.
Воспитатель:В 1909году Сергей Есенин поступил в Константиновское четырехклассное земское училище. Учителя и ученики любили егоза прямоту и веселый нрав – он был выдумщиком на разные шалости. Но учился хорошо, много читал. Если увидит у кого – нибудь новую книгу, так весь и загорится и уж каким – нибудь образом, но заполучит ее. Мог выменять книгу на конфеты. Любимый предмет у Сергея была литература, он с удовольствием читал по памяти стихотворения русских поэтов.
Слайд 8.
Сельское училище Сергей окончил в числе лучших учеников – ему выдали похвальный лист. По совету местного священника Сергей Есенин отправился учиться в соседнее село Спас – Клепики – во второклассную учительскую школу. Именно в этой школе преподаватель русского языка и литературы обратил внимание на поэтический талант юноши. Советы и поддержка учителя (Евгения Михайловича Хитрова) очень помогли молодому поэту.
Логопед:Трудно найти человека, который бы не был знаком с творчеством великого русского поэта – Сергея Есенина. Его поэзия настолько глубокая, нежная, эмоциональная, что с первых строк погружаешься в стихотворения и оставляешь их в сердце навсегда.
Слайд 9.
Его удивительно красивые, легко запоминающиеся стихи описывают русскую природу: рассветы, ночь, весну, осень, зимние вьюги и солнечные морозные дни.
Почувствуйте и вы загадочную тишину ночных просторов.
«Ночь», черновой набросок был создан в 1911 году, а
опубликовано было лишь после его смерти в 1957 году.
Тихо дремлет река
Темный бор не шумит.
Соловей не поет
И деркач не кричит.
Ночь. Вокруг тишина.
Ручеёк лишь журчит.
Своим блеском луна
Все вокруг серебрит.
Серебрится река. Серебрится ручей.
Серебрится трава орошенных степей.
Ночь. Вокруг тишина. В природе все спит.
Своим блеском луна все вокруг серебрит.
Воспитатель: Послушайте, какую осеннюю картину представляет нам Сергей Есенин в стихотворении:
Ребенок:Сергей Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»
написано в 1917 году
Нивы сжаты, рощи голы.
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце красное скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Воспитатель: Ребята! Вы заметили, что все стихи поэта, посвящены природе, раскрывают перед нами удивительный русский пейзаж-«страну березового ситца», «пригорюнившейся ели», «тоскующий клен», «костры рябин». Посмотрите на березовый листочек. Он как маленькое сердечко.
Слайд 9.
Летом березка зеленая, осенью - золотая. А зимой ствол белый, а ветки розовые, как будто они покрыты не корой, а кожей, не ветки, а руки.
Для Сергея Есенина березка была как нежная, юная девушка. Послушайте, как тепло и нежно он говорит о ней:
Ребенок:Сергей Есенин *посвящено Сестре Шуре*написано в1925году
Я навек за туманы и росы
Полюбил у березы стан
И её золотистые косы,
И холщевый ее сарафан.
Д/игра «Какая Березка».
Хоровод «Песня о березке»
Музыка Г.Струве, стихи Сергея Есенина.
Логопед: Осень сменяет зима - снежная, вьюжная. Мы хорошо знаем стихотворение, посвященное зимней березке.
Дети:Сергей Есенин«Береза» написано в 1913году
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
Логопед: Говоря о поэзии Сергея Есенина, невозможно не упомянуть его стихотворения о любви. Любовь к природе, любовь к близким людям, любовь к матери.
Отрывок из стихотворения Сергея Есенина
«Письмо матери»написано в 1924году
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
Каждое стихотворение Сергея Есенина уникально, все работы автора разные, как и сам поэт. Он предстает перед читателем в разных образах: романтик, озорник, странник, но всегда невероятно искренний и глубокий человек.
Вы наверно ребята немного устали давайте отдохнём.
Физкультминутка «Деревья»
Руки как ветки,
А мы как деревья,
Теперь мы как будто в лесу.
Мы руки поднимем
И резко опустим,
Как ветер сбивает росу.
Чуть в стороны руки,
И плавно помашем,
Так в небе летят журавли.
И как они сядут,
Мы тоже покажем –
Крылья сложить мы должны.
Логопед: предлагает изобразить на бумаге березку. Под звуки музыки, дети рисуют отпечатком ладони и ватными палочками. Готовые рисунки вывешиваются на доску.
Подведение итога занятия
Список используемой литературы:
- Путеводитель по истории России «Сергей Есенин голос русской души», учебное пособие; БИС Степанова М.А.;
- Современное Есениноведение, 2013/26 научно – методическое пособие;
- Сергей Есенин «Отговорила роща золотая» сборник стихов, Москва ОЛМА Медиа Групп 2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-методическая разработка "Пушкинская лира". Музыкально-литературная гостиная на тему творчества А.С. Пушкина
Знакомство с творчеством поэта А.С.Пушкина: стихи и сказки. В сценарии используются материалы следующих произведений: стихотворение, посвященное Арине Родионовне, "Сказка о царе Салтане, о его славном...
Литературная гостиная. Агния Барто. Жизнь и творчество.
ТЕМА: «Особый дар говорить с детьми».ЦЕЛЬ: познакомить воспитанников с жизнью и творчеством А.Л.Барто; развивать речь, познавательные интересы и мыслительные операции; прививать любовь к художес...
Литературная викторина на тему" Жизнь и творчество П.Хузангая"
Цель: - популяризация среди дошкольников творческого наследия чувашского классикаФорма проведения: литературная викторина для 2-х команд старшего дошкольного возраста...
Литературная гостиная. «Путешествие в страну стихов и сказок Сергея Михалкова.»
Перспективное планирование по ознакомлению детей средней группы с творчеством детского писателя Сергея Михалкова....
Творческий вечер, посвященный дню рождения поэта Сергея Есенина (совместное мероприятие родителей и детей подготовительной к школе группы)
Цель:Расширить представления детей о жизни и творчестве поэта С. Есенина.Задачи:Обогащать словарный запас новыми словами и понятиями. Развивать просодическую сторону речи детей.Развитие сотрудничество...
Конспект познавательного занятия по ознакомлению с жизнью и творчеством поэта Сергея Александровича Есенина.
биография поета...
Конспект НОД " Литературная гостиная на тему: " Осень в лирике русских поэтов"
Коспект для детей страшего дошкольного возраста...