"Удивительный ТАНГРАМ: использование геометрического конструктора в работе с дошкольниками"
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Трущенко Светлана Юрьевна

В статье  представлен опыт работы использования древней китайской игры ТАНГРАМ в современном детском саду в работе с детьми с ТНР, как технлогии развивающего обучения, способствующей развитию целостной совокупности качеств личности ребенка, познавательного интереса, развитие конструктивно-творческих способностей и речевого развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Удивительный ТАНГРАМ"292.31 КБ

Предварительный просмотр:

«Удивительный ТАНГРАМ: использование геометрического конструктора Танграм в работе с дошкольниками»

Человечик из ТАНГРАМА

Славный вышел у Натана,

У Никиты и у Ксюши,

Ромы, Даши и Ильюши,

У Витали, Стёпы, Яна

Сделано всё без изъяна!

Все фигуры разные,

Оттого и классные!

Головоломки – игрушки на все времена. Это и способ развлечения, и отличный тренажер для мозга, развивающий логику, внимание, образное мышление и мелкую моторику.

Успешность освоения игр-головоломок в дошкольном детстве зависит от уровня сенсорного развития детей. Конструируя, дети запоминают названия геометрических фигур, их свойства, отличительные признаки, обследуют формы зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещают их с целью получения новой фигуры. У детей развивается умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разделения и  составлять их из частей. Такие игры просто необходимы для детей с общим недоразвитием речи, так как стимулируют образное, пространственное мышление, развивают память и воображение, способствуют совершенствованию интегративных функций посредством координации в системах «глаз-рука» (зрительно-моторная интеграция) и «ухо-глаз-рука» (слухо-зрительно-моторная интеграция).

ТАНГРАМ  используется мною в логопедической работе со старшими дошкольниками под конкретный педагогический замысел для решения конструктивных и творческих способностей детей в интеграции с речевым развитием: для обогащения речи детей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. Разработана и внедряется программа «Удивительный ТАНГРАМ». Для её обеспечения, в группе создана соответствующая развивающая среда: из пластика изготовлены наборы ТАНГРАМ на каждого ребенка большого и маленького размера, разного цвета, из различных материалов (картон, пластик, дерево),  изготовлены схемы с различной степенью сложности, распечатаны с помощью родителей схемы и силуэты   различных объектов. Обучение происходит в три этапа, основываясь на принципе постепенного усложнения. На первом этапе  мы с детьми осуществляем путешествие в страну геометрических фигур головоломки «ТАНГРАМ» и знакомимся с 7-ю танами этой древней игры.  

Есть веселая игра

Называется ТАНГРАМ.

Треугольников в ней пять,

Нам не трудно сосчитать.

Два больших и меньших два –

Половинки среднего.

Есть еще один квадрат,

Он не новость для ребят.

И еще в игре ТАНГРАМ

Видим параллелограмм.

 Обучение ведется по календарно-тематическому принципу на основе изучаемой лексической темы. Например,  изучая тему «Фрукты», конструируем яблоко,  «Домашние животные» - кошечку, «Новый год» - ёлочку или конфетку и т.д.

Чтобы заинтересовать детей, подбираю игровые задания в зависимости от возможностей и интересов детей, осуществляю подбор речевого материала к каждому заданию: загадки, веселые короткие стишки, скороговорки, чистоговорки, считалки, физкультминутки – все они просты,  интересны, легко воспринимаются и запоминаются детьми. 

Далее задания усложняются, детям предлагаются уже более сложные схемы. На втором этапе дошкольники осваивают основные игровые приёмы, приобретают навыки конструирования, и выполняют задания, требующие интеллектуального напряжения, волевых усилий и концентрации внимания.  При работе с Танграмом  сочиняем с детьми разные сюжеты, сказки или используем литературный материал: «Дело было в январе», «Жили у бабуси два веселых гуся», «Теремок» и т.д.

На третьем этапе больше внимания уделяется развитию творчества и самостоятельности. Дети без помощи взрослых изобретают игровые задания, предлагают новые решения предложенных задач. Для создания больших коллективных композиций «Морские обитатели», «Космодром», «Веселый зоопарк» часто используется всё помещение группы.  В этом также проявляется инновационный подход. Вместе с ребенком обсуждаем, какой именно кораблик, домик или другой объект он хотел бы построить. Взрослым создаётся творческая атмосфера, поощряется и поддерживается детская инициатива.

Переход от одного этапа к другому осуществляется постепенно, дети находятся на разных этапах  освоения Танграма, каждый выбирает себе задание по силам сам или с помощью педагога, с учетом индивидуального темпа и  с учетом зоны ближайшего развития.

Очень важно, что  ТАНГРАМ, как технология развивающего обучения, способствует  развитию всей целостной совокупности качеств личности ребенка, развивает познавательный интерес, желание и потребность узнать новое.  Играя с головоломками, дети не только развивают конструктивно-творческие способности, но и закрепляют разнообразный речевой материал, автоматизируют поставленные звуки. При составлении рассказов по результатам конструирования, у детей заметно расширился  качественный словарь: сформировалось умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже. Дети составляют простые и сложные предложения, рассказы о своих действиях при  выкладывании той или иной картинки, демонстрируют умение гибко и оригинально мыслить, видеть обыкновенный предмет под новым углом зрения.

Трущенко С.Ю.,

воспитатель ГБДОУ детского сада № 8

Пушкинского района Санкт-Петербурга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение использования геометрических конструкторов в умственном развитии детей.

Значение использования геометрических конструкторов в умственном развитии детей.Воспитатель, знакомя детей с занимательным методическим материалом, подчеркивают их игровой характер, вызывающих интерес...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕГО-КОНСТРУКТОРА В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

laquo;Конструируя, ребенок действует, как зодчий,возводящий здание собственного потенциала»Ж. Пиаже...

Мастер-класс для родителей" Использование блочного конструктора в работе с детьми дошкольного возраста».

Мастер-класс даёт возможность познакомиться со значением и возможностями конструирования для развития мышления дошкольников, а также получить практические навыки в работе с конструктором....

« Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей

laquo; Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных...

Мастер-класс «Использование ЛЕГО-конструктора в образовательной деятельности дошкольников»

Повышение профессиональной компетентности педагогов-участников мастер-класса в процессе педагогического общения по освоению опыта работы с конструкторами ЛЕГО....

Семинар практикум «Использование современных видов конструктора в работе с дошкольниками»

Работа с современными образовательными конструкторами дает ребенку возможность через познавательную игру легко овладевать способами и методами конструирования, сопоставления, проектирования. Хотелось ...