Семинар практикум «Использование современных видов конструктора в работе с дошкольниками»
материал
Работа с современными образовательными конструкторами дает ребенку возможность через познавательную игру легко овладевать способами и методами конструирования, сопоставления, проектирования. Хотелось бы отметить что - конструирование как деятельность охватывает большой круг разнообразных образовательных, развивающих и воспитательных задач: от развития у детей моторики и накопления сенсорного опыта до формирования достаточно сложных мыслительных действий и речевого развития, творческого воображения, художественного развития и механизмов управления поведением ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_praktikum_1.docx | 20.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №37 «Дружная семейкаа »
Семинар практикум
«Использование современных видов конструктора в работе с дошкольниками»
Подготовила
воспитатель Гусейнова З.Р
Актуальность использования современных развивающих конструкторов значима в свете внедрения и реализации ФОП и ФГОС ДО, так как является великолепным средством для познавательного развития дошкольников. При работе с конструкторскими моделями затрагивается проблема развития логического мышления детей.
.Работа с современными образовательными конструкторами дает ребенку возможность через познавательную игру легко овладевать способами и методами конструирования, сопоставления, проектирования. Хотелось бы отметить что - конструирование как деятельность охватывает большой круг разнообразных образовательных, развивающих и воспитательных задач: от развития у детей моторики и накопления сенсорного опыта до формирования достаточно сложных мыслительных действий и речевого развития, творческого воображения, художественного развития и механизмов управления поведением ребенка.
При этом у ребенка развиваются личностные качества: любознательность, активность, самостоятельность, ответственность. Развивается способность к решению проблемных ситуаций, умение исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идею, планировать решение и реализовывать её, что и является результатом образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Что такое образовательный конструктор?
Во-первых, конструктор должен стремиться к бесконечности, т. е. предлагать такое количество вариантов конструирования, которое только способен придумать педагог и ребенок, он не должен ограничивать воображение.
Во-вторых, в конструкторе должна быть заложена идея усложнения, которая как правило обеспечивается составляющими элементами, деталями конструктора, которые делают конструирование разнообразным и в перспективе сложным.
В-третьих, набор для конструирования должен входить в линейку конструкторов обеспечивающих возможность последовательной работы с каждым набором, в зависимости от возраста детей и задач конструирования.
Вчетвертых, нести полноценно смысловую нагрузку и знания, которые выражаются в осмысленном создании и воспроизведении детьми моделей объектов реальности из деталей конструктора.
Главной особенностью конструктора является универсальность, когда из одного и того же набора деталей можно создавать не только предлагаемые разработчиком, но и свои собственные, авторские модели и изобретать всевозможные фантастические конструкции. Играя с таким конструктором, ребёнок ощущает себя творцом и властелином собственного мира, мира подлинного технического творчества. С этим конструктором ребёнок учится моделировать не потребительскую реальность по принципу «создай предмет и забудь о нём», а сам процесс построения какой-либо вещи, процесс реального производства, когда любая техническая новинка создаётся инженерами из ограниченной номенклатуры существующих деталей. Этот конструктор с успехом выполнял одну из главных задач воспитательного процесса – адаптацию ребёнка к реалиям взрослого мира, показывая возможность производства чего-либо нового с позиции создателя, а не потребителя. И показывал детям, что в игре действуют те же физические законы, что и во взрослом мире, например, модели должны сохранять устойчивость, а соединения деталей – надёжность.
Классификация современных конструкторов
Точная классификация детских конструкторов, которая включала бы в себя самый широкий набор характеристик, до сих пор не разработана. Наиболее универсальным является разделение по материалу изготовления: металлические, деревянные, пластиковые и магнитные. В свою очередь, конструкторы из магнитных элементов можно разделить на металломагнитные и смешанные – состоящие из пластиковых деталей на металлизированной магнитной основе.
В последнее время возродились конструкторы из кирпичиков – силикатных или глиняных блоков, а также из натуральных камней различной формы, позволяющей собирать плоские фигуры или объёмные модели. Появилось и семейство «мягких» конструкторов с элементами из ковролина, полимерной массы или вспененной резины.
Детские конструкторы можно также разделить по так называемому «критерию объёмности» на двухмерные (плоские) и (объёмные).
К одни из плоских конструкторов относятся ТИКО- конструктор. Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок». Игры с конструктором ТИКО позволяют создать своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта ребенка. Развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию деталей и предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.
Самым известным примером объёмного конструктора является LEGO. Он состоит из пластиковых плоских панелей и «кирпичиков» с шипами, позволяющих собрать трёхмерные модели зданий, сооружений и техники. Особенностью этого конструктора и его различных аналогов является технология сборки деталей, производимая «снизу вверх», когда на один, нижний элемент одевается один или несколько верхних элементов. Модель, собранную из элементов LEGO, невозможно надстроить вбок или в сторону, так как боковые грани кирпичиков совершенно гладкие, и присоединить к ним следующий элемент не представляется возможным. Фактически соединение элементов происходит по двум из 6 граней «кирпичика» – верхней и нижней.
Использование робототехнического конструктора ЛЕГО WeDo в образовательной работе с детьми выступает в первую очередь оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей старшего дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для еѐ достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом. Конструкторы ЛЕГОWeDo вводят детей в мир моделирования и конструирования, способствуют формированию общих навыков проектного мышления, исследовательской деятельности, коллективного обсуждения, учит детей не только репродуктивным путѐм приобретать новые навыки, но и осваивать новые технологии и материалы и применять их в своѐм творчестве, побуждает интерес к творческой конструктивной деятельности, который в дальнейшем поможет ребѐнку перейти на новый уровень умственного развития и облегчит подготовку к школе.
Качество современного детского конструктора
Возрастные категории
Все детские конструкторы в зависимости от сложности сборки моделей, а иногда и от размеров деталей в наборе, принято делить на три возрастные группы. Данное деление является относительным, так как часто ребёнок 4-5 лет в состоянии собрать модель, предназначенную для детей старше 8 лет.
Характерный способ сборки моделей
Классические детские конструкторы соответствуют одному принципу «один набор деталей – одна модель». Ребёнок собирает модель по инструкции и в результате получает именно то, что изображено на картинке. Детали в таком наборе подобраны в строгом соответствии со схемой сборки, не взаимозаменяемы и не позволяют собрать из конюшни королевский замок, а из трактора – вертолёт. Значительная часть конструкторов для детей позволяет создавать из одного и того же набора деталей несколько различных моделей, при этом предоставляя определённую свободу творчества.
Универсальность
Отдельная деталь конструктора или собранный модуль могут одновременно быть ногой робота, стрелой крана или опорой светофора. Это в равной степени зависит как от фантазии разработчика модели, так и от ребёнка, который (если позволяют технические возможности конструктора) может собрать из одного и того же набора деталей совершенно разные стилизованные, фантазийные модели.
Стандартность
Детские конструкторы различных производителей соответствуют своим стандартам формы, материалов и способов соединения деталей. При этом все наборы одного и того же производителя полностью совместимы друг с другом. Обычно конструкторы разных торговых марок не совместимы друг с другом из-за различных принципов и способов соединения элементов. Для решения этой проблемы выпускаются различные переходники.
Определённый способ соединения деталей
Классический способ сборки моделей подразумевает наличие в наборе и деталей, и соединительных элементов для сборки, соединительными элементами могут быть различные втулки и штифты.
Большинство современных развивающих конструкторов для детей (LEGO, ТИКО) состоят из элементов, которые напрямую соединяются друг с другом. При этом возможности сборки, а, следовательно, и дизайна моделей, существенно зависят от способа соединения деталей.
Техничность
Классический детский конструктор – это прежде всего техническая игрушка, предназначенная для технического, а не художественного творчества. Современный развивающий конструктор для детей отражает в себе технические достижения, касающиеся как технологии сборки моделей, так и их использования в качестве игрушки.
Конструктивная деятельность в процессе развития познавательных способностей дошкольников базируется на таких принципах как: сотрудничество и содействие детей и взрослого, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка; поддержка инициативы детей; вариативность и разнообразие детской деятельности. Мы создаём условия для повышения мотивации детей в познавательно-исследовательской деятельности через конструирование, проектирование и моделирование средствами современных образовательных конструкторов.
Мы пришли к выводу, о том, что конструктор, отвечая всем современным
требованиям образовательных стандартов, позволяет обучаться в игре, а
также чтобы развивать пред инженерное мышление и конструктивно-
технические способности у дошкольников необходимо целенаправленное
систематическое руководство детской конструктивной деятельностью и
нельзя ограничиваться выбором только одного конструктора – конструкторов
должно быть несколько.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Использование мыслительных карт Тони Бьюзена в работе с детьми"
Цель данного семинара: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных ...
Семинар - практикум "Использование в образовательной деятельности разнообразных форм работы, направленных на индивидуализацию образования для развития инициативности и самостоятельности детей"
Развивающая предметно - пространственную среда является условием для оптимального развития индивидуальных способностей и возможностей детей.Роль взрослого заключается в правиль...
Семинар-практикум «Использование мыслительных карт Тони Бьюзена в работе с педагогами»
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных карт Тони Бьюзена....
Методическая разработка. Конспект семинара-практикума "Использование инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе"
Семинар-практикум «Использование инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе»...
Семинар -практикум: « Использование технологии «Социо-игровая педагогика» в работе с дошкольниками в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС ДО».
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов посредством знакомства с современной технологией работы с дошкольниками «Социо-игровая педагогика».Задачи:1.Сформировать предст...
Презентация к семинару-практикуму « Использование технологии «Социо-игровая педагогика» в работе с дошкольниками в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС ДО».
Задачи:1.Сформировать представление у педагогов о современной технологии работы с дошкольниками «Социо-игровая педагогика» в условиях ДОУ.2. Познакомить педагогов с возможностями...